СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РАБОТЫ
С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Прокопенкова М.И.
студентка магистратуры, 2 курс ППО
научный руководитель: д.п.н., профессор Г.Е. Котькова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С.Тургенева», г. Орёл
Под дезадаптацией понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (типичной) среде или в любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно. [4]
Дезадаптированные дети – это дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении. Например, плохо успеваемый в классе ученик. В то же время, плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, не желания учиться и др. [4]
Предметно данную проблему рассматривали доктор социологических наук, профессор Е.И.Холостова, доктор социологических наук, профессор П.Д. Павленок, кандидат психологических наук И.П. Лотова, и другие ученые.
Причины дезадаптированности подростков имеют сложный, комплексный характер. Можно выделить 4 категории причин, лежащих в разных плоскостях, но в реальной жизни часто переплетающихся.
1. Индивидуально психические (искажения мотивационной сферы личности, аномалии психического развития в детском возрасте, ненормированность способов социально приемлемого поведения, педагогическая запущенность).
2. Индивидуальные соматические (хронические заболевания, органические поражения центральной нервной системы, инвалидность, отставание в физическом развитии и др.).
3. Социальные внеучебные (нарушение прав ребенка, отсутствие опеки со стороны взрослых, вовлечение в противоправные действия, бедность семьи, ограниченная возможность).
4. Социальные школьные (плохой психологический климат в классе, низкий уровень преподавания в образовательном заведении).
Причины дезадаптации детей и подростков очень сложны, и имеют свои особенности и проявления:
- Легкая степень - состояние, характеризующееся воздействием затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе.
- Умеренная степень - наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают выраженные нарушения поведения в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий.
- Глубокая степень - отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в ассоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками. [2]
Психосоциальная дезадаптация данной категории детей и подростков связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные. [3]
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.
Выготский Л. С., одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года - с освоением ребенком прямохождения, трех лет - с овладением речью, семи лет - с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет - кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых сложных" переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости, происходят серьезные изменения как в организме, психике" так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т. д.). В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки и ресоциализации, которые должны осуществляться специальными слциальными службами и ресоциализирующими центрами. В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершающих правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения. Следует отметить" что социальная дезадаптация - процесс обратимый.
Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.[2]
Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Согласно нормам Государственного доклада « О положении детей в РФ», социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. [1]
Эти функции должны выполнять социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и семьями группы риска, подготовка которых началась в нашей стране. Данные функции должны осуществляться общественным воспитателям, закрепленным за «трудными» подростками комиссиями по делам несовершеннолетних, либо сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних. [1]
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.
Использованные источники
1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Федерации";
2. Васильев, А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе/ А.Ю. Васильев. – М.: Современное право, 2010. – 197 с.;
3. Павленок, П.Д. Технология социальной работы: Учебник/Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 430с.;
4. Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие/Н.Б. Шмелева. – М.: Изд.3, Издательско – торговая корпорация « Дашков и К», 2009. –
668 с.