Глава 6. транспортная травма.
Смертельные и несмертельные телесные повреждения, причиняемые частями любого движущегося транспорта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущегося транспорта, относятся к транспортной травме.
В СССР благодаря четкой организации работы Государственной автомобильной инспекции, строгим требованиям, предъявляемым к водителям, и проведению соответствующих профилактических мероприятий успешно осуществляется борьба с транспортным травматизмом.
Транспортные происшествия обычно являются результатом несчастного случая.
Транспортную травму принято подразделять на травму от безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы и др.) и травму от рельсового транспорта (железнодорожную, трамвайную и др.). Наиболее часто в настоящее время встречается автомобильная, несколько реже — железнодорожная травма.
Значение судебно-медицинской экспертизы при расследовании транспортной травмы очень велико. По этим делам перед экспертом ставят следующие основные вопросы: действительно ли обнаруженные повреждения являются транспортной травмой, каким видом транспорта причинены, каков механизм образования (наезд, переезд, падение из двигавшегося транспорта и т. д.), в каком положении находился потерпевший по отношению к транспорту в момент нанесения повреждений.
Успех расследования во многом предопределяется правильным и своевременным проведением осмотра места происшествия. Участие в осмотре судебно-медицинского эксперта может помочь следователю установить время наступления смерти, характер повреждений на теле и одежде, а также отыскать следы крови, волос, частиц человеческого тела как на месте происшествия, так и на транспортном средстве, изъять их и направить в судебно-медицинскую лабораторию для соответствующего исследования.
Нередко осмотр места происшествия при транспортной травме проводят без трупа, который уже до этого был отправлен в морг во избежание нарушения движения транспорта на дороге и скопления людей. В связи с этим особое значение приобретает осмотр одежды судебно-медицинским экспертом в морге и исследование трупа. При этом на одежде пострадавшего могут быть обнаружены отпечатки протектора шин, краски, покрывавшей машину, и другие особенности, благодаря которым с помощью криминалистической экспертизы иногда удается установить машину, совершившую наезд.
В случаях железнодорожного происшествия одежда пострадавшего бывает обильно загрязнена смазочными веществами и угольной пылью.
При транспортных травмах иногда возникает вопрос о полноценности у пострадавшего слуха и зрения, Для решения его данные вскрытия не всегда бывают достаточны, и поэтому требуется изучить дополнительные медицинские документы об умершем (амбулаторную карту, историю болезни и др.).
Во всех случаях смертельной транспортной травмы необходимо направлять в судебно-медицинскую лабораторию кровь, мочу или части внутренних органов (мозг, печень, почки) на предмет качественного и количественного определения в них алкоголя.
Под автомобильной травмой понимают телесные повреждения, причиненные частями движущейся автомашины, а также образовавшиеся при падении из машины во время движения. Другие виды повреждений, встречающиеся на автотранспорте (ожоги при воспламенении машины, отравления парами бензина или выхлопными газами и пр.), к автомобильной травме относить не следует.
Различают следующие основные виды автомобильной травмы: удар (наезд), переезд колесами, прижатие тела автомашиной к неподвижному предмету (стене, столбу и т. п.), падение из автомашины во время движения, травма внутри автомашины (например, при столкновении ее с препятствием) и комбинированные повреждения — удар (наезд) с последующим переездом тела колесом или колесами.
Рис. 10. Ссадины от удара облицовкой радиатора автомобиля
При ударе (наезде) наблюдается отбрасывание тела с последующим падением и скольжением его по дорожному покрытию. Удары чаще всего наносятся передним буфером (бампером), фарами, крылом, радиатором, кузовом; реже — задними частями автомобиля. При этом обычно образуются ссадины и кровоподтеки, рвано-ушибленные раны, переломы костей, разрывы внутренних органов.
Характер повреждений и их расположение на теле иногда позволяют судебно-медицинскому эксперту судить о том, какой частью автомашины причинены удары и в каком положении находился пострадавший по отношению к ней. Для этого требуется точно измерить высоту расположения повреждений от подошвы и сопоставить с соответствующими частями автомашины.
При ударах часто образуются односторонние повреждения мягких тканей и костей в области нанесения удара.
В некоторых случаях при наезде на теле возникают повреждения, отражающие особенности ударившей части машины — характерные ссадины при ударах радиатором (рис. 10), дугообразные и округлые кровоподтеки, причиняемые фарами, повреждения мягких тканей и переломы костей на уровне расположения переднего буфера (так называемый бампер — перелом).
После удара и отбрасывания тела с падением на грунт возникают разнообразны? повреждения главным образом на голове, руках и ногах. Часто наблюдаются обширные осаднения в виде параллельных полос (следы скольжения), по которым можно судить о направлении движения отброшенного тела после падения. Следы скольжения в виде параллельных полос могут быть видны также на одежде и обуви.
При наезде колесом в результате сдавления тела образуются весьма характерные повреждения, по которым нередко представляется возможным судить о механизме травмы и отличить ее от других видов механического насилия. К ним относятся двухсторонние вертикальные переломы костей таза при переезде через тазовую область, отпечатки протектора колеса на одежде и на коже, отслоение кожи при переезде через конечность, многооскольчатый перелом костей черепа с размозжением головного мозга и сплющивание головы при ее переезде. Для переезда колесом автомашины через грудную клетку характерны двухсторонние множественные переломы ребер, с переломами каждого ребра в двух-трех местах, переломы позвонков и лопаток. При переезде через грудную клетку или живот наблюдаются массивные разрывы и размозжения внутренних органов, при переезде через конечности — оскольчатые поперечные переломы трубчатых костей. Со стороны въезда колеса обычно отмечаются более тяжелые повреждения с отслоением кожи, массивными кровоизлияниями в мышцы; на противоположной стороне они встречаются значительно реже.
В основе механизма травмы при падении из кузова лежит удар о землю и сотрясение тела. Образующиеся при этом повреждения сходны с теми, которые встречаются при падении с высоты. Прижатие тела автомашиной к неподвижным предметам чаще всего характеризуется повреждениями органов грудной клетки и живота в результате их сдавления.
Травмы в кабине или кузове наблюдаются обычно при происшествиях: столкновении автомашин, наезде на неподвижное препятствие, резком торможении и т. д. В результате удара о внутренние части и об устройства автомашины образуются разнообразные по характеру и тяжести повреждения: ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей и др., которые располагаются преимущественно на передней поверхности лица, туловища и конечностей. Иногда на лице и руках образуются множественные ранки от осколков стекол.
При комбинированных повреждениях, например при ударе передней частью автомашины с последующим падением и переездом через тело задним колесом, образуются повреждения, свойственные тому и другому виду автомобильной травмы.
Следует иметь в виду, что почти при всех видах смертельной автомобильной травмы наружные повреждения на теле обычно менее выражены, чем внутренние. Это объясняется, с одной стороны, тем, что одежда защищает кожные покровы от повреждений, а с другой — прочностью самой кожи. Исследованием мягких тканей туловища и конечностей выявляются дополнительные повреждения, незаметные при наружном осмотре трупа. Это помогает решать вопрос о механизме автомобильной травмы.
Механизм травмы при наезде мотоциклом на пешехода заключается в ударе выступающими частями мотоцикла (переднее колесо, руль, фара, цилиндры двухцилиндровых мотоциклов, передняя часть коляски и ее рамы). Возникающие в месте удара повреждения (так называемые первичные, или контактные) в виде ссадин, кровоподтеков и ран, реже переломов костей располагаются обычно на нижних конечностях на уровнях, соответствующих высоте ударившей детали.
К характерным для рассматриваемого вида травмы повреждениям относятся параллельные линейные ссадины, причиняемые ребристыми пластинами воздушного охлаждения цилиндров, и округлые кровоподтеки от ударов фарой. В результате последующего падения и удара о дорогу возникают вторичные повреждения, чаще всего в области головы, в виде трещин и переломов костей черепа и повреждений мозга.
Столкновение с встречным транспортом и падение с мотоцикла во время движения нередко ведет к тяжелой черепно-мозговой травме, часто со смертельным исходом.
Тракторная травма. В судебно-медицинской практике иногда встречаются повреждения, причиненные колесными и гусеничными тракторами.
Тракторная травма наблюдается преимущественно при сельскохозяйственных работах и в лесной промышленности. Повреждения колесным трактором чаще всего происходят в результате опрокидывания трактора и сдавления тела. Они характеризуются множественными переломами костей, разрывами и размозжениями внутренних органов. На теле иногда образуются характерные штамп-отпечатки, более или менее четко воспроизводящие контуры выступающих деталей трактора.
В случаях переезда колесом через грудную клетку возникают множественные двухсторонние переломы ребер и повреждения внутренних органов, сходные с повреждениями, причиняемыми колесом автомашины. При переезде через живот наблюдаются разрывы кишечника, размозжения печени, селезенки, разрывы почек. Иногда на одежде видны отпечатки покрышки-колеса. Переезд через голову всегда сопровождаемся множественными переломами черепа с размозжением головного мозга и сплющиванием головы.
Переезд гусеничным трактором характеризуется тяжелыми повреждениями в виде переломов и раздробления костей, разрывов и размозжений внутренних органов и, как правило, приводит к смерти уже на месте происшествия. В результате давления поперечно расположенных на гусеницах трактора шпор (почвозацепов) на коже образуются весьма характерные повреждения в виде множественных параллельных полосовидных ссадин и кровоподтеков, характер которых позволяет иногда устанавливать марку трактора, причинившего повреждения.
На втором месте после автомобильной стоит железнодорожная травма.Чаще всего она является следствием случайного попадания под движущийся железнодорожный транспорт (при хождении по путям, посадке или соскакивании на ходу) или крушения поездов. Значительно реже встречаются случаи самоубийства, для которых характерны повреждения колесами в виде отделения головы от туловища или разделения туловища человека на две половины.
Случаи убийства с использованием в качестве орудия убийства железнодорожного транспорта чрезвычайно редки; чаще встречается подкладывание на рельсы трупа с целью инсценировки несчастного случая или самоубийства.
По механизму различают несколько основных видов железнодорожной травмы: переезд колесами, удары выступающими частями транспорта, сдавления между вагонами (чаще всего между буферами или частями механизма автосцепа), падения с движущегося транспорт та, комбинированные повреждения (удар частями транспорта с последующим переездом колесами), травмы внутри вагонов в результате железнодорожных катастроф.
Железнодорожные повреждения можно подразделить на две основные группы: повреждения типичные и нетипичные, образующиеся и при других видах насилия.
Типичными являются повреждения, которые возникают в результате переезда через тело колес железнодорожного транспорта. К ним относятся следы давления на коже в месте переезда колесами. Они имеют характерный вид широких плотных осадненных бурых полос, по краям которых часто располагаются полосы обтирания, образующиеся от воздействия боковых поверхностей колес. Выраженность полос давления зависит от характера одежды: чем толще одежда, тем они слабее выражены.
Отделение головы от туловища в результате перекатывания колес через шею, а также разделение туловища колесами на уровне груди или живота может быть полным и неполным. В последнем случае голова и туловище или обе половины туловища соединены друг с другом кожно-мышечными или кожными перемычками (рис. 11). В местах переезда колесом наблюдаются размятие мягких тканей и внутренних органов, а также раздробление костей. В мягких тканях при этом обнаруживаются массивные кровоизлияния, которые служат доказательством прижнзненности травмы.
Отделение конечностей с характерным раздроблением костей на множество крупных и мелких костных осколков в месте переезда колесом. Разделение тела колесами на множество частей с разбрасыванием их иногда на значительное расстояние друг от друга. В таких случаях на частях тела часто обнаруживаются характерные следы протаскивания по полотну дороги.
К типичным железнодорожным повреждениям относят также сдавление тела между буферами, в результате которого образуются обширные множественные переломы грудной клетки, лопаток, позвоночника с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полостей. Иногда на коже груди и спины отпечатываются буферные тарелки. Сходные повреждения возникают и при сдавлении в автосцепном механизме, Характерными являются следы волочения в виде множественных параллельных ссадин и царапин.
Рис. 11. Разрывы кожи по ходу полосы давления колесом.
К нетипичным повреждениям относятся рвано-ушибленные раны, ссадины и кровоподтеки, переломы костей и иные повреждения, образующиеся от ударов частями движущегося транспорта или в результате отбрасывания и удара при падении тела на железнодорожный путь.
И наконец, общим признаком всех железнодорожных повреждений, как типичных, так и нетипичных, является наличие на одежде и на теле следов смазочных веществ, угля и материалов балластного слоя железнодорожного пути.
Авиационная травмаохватывает повреждения, возникающие при летных происшествиях, среди которых различают катастрофу, аварию и вынужденную посадку.
Повреждения, образующиеся на теле человека при падении самолета, очень разнообразны и зависят от типа самолета, его скорости, высоты падения, характера местности (водное пространство, лес, поле и т. д.) и многих других условий.
При авиационных катастрофах часто наблюдается полное разрушение тела с разделением его на небольшие части, массивные разрушения с грубыми разрывами кожных покровов, размозжениями мягких тканей и переломы костей.
Повреждения при катастрофах реактивных самолетов в результате взрыва, как правило, более тяжелые чем при катастрофах поршневых самолетов
Во время запуска мотора, разбега и взлета самолета иногда возникают повреждения лопастями винта плоскостями и другими частями самолета.