V. Профилактические меры по предупреждению заболеваний органов зрения у младших школьников
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется.
По данным общероссийской статистики, среди первоклассников близоруких - 3%, среди школьников 3-х классов - 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза.
Ежегодно в структуре заболеваемости по первичной обращаемости аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) занимают первое место, что составляет 45%, из них близорукость составляет 10%.
За последние десятилетия около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. Объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч. в день (30-42 ч. в неделю), у школьников среднего и старшего возраста - 8-10 ч в день (48-60 ч. в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
При спазме аккомодации отмечается зрительное утомление при работе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождается сильным напряжением зрения.
Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, рисование), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).
Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм связан с нарушением степени кривизны роговицы и проявляется ухудшением зрения, как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.
Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате. Резкий контраст быстро утомляет - появляется чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.
Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, на освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %. Нельзя ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение.
В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15 - 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 - 30 минут, для старших школьников - 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относится:
- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
- чередование занятий учащихся с отдыхом;
- проведение гимнастики для глаз в школе и дома;
- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;
- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;
- организация рационального питания и витаминизации;
- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах - построение учебного дня в школе, организация уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время - имеют прямое отношение к работе классного руководителя.
Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенные трудности. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Поэтому в школах увеличивают число уроков в день постепенно. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К. Александровой показали, что у учащихся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Классные руководители должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшают общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, при которых орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в кружках, что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в том числе и зрительного анализатора.
С целью профилактики прогрессирования нарушений зрения у школьников, рекомендуется проводить специальную физкультурную паузу продолжительностью 3-5 мин. В конце второго или четвёртого уроков. Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности:
- дыхательные и коррегирующие упражнения;
- упражнения для улучшения кровообращения глаз и циркуляции внутриглазной жидкости;
- упражнения для наружных мышц глаз;
- упражнения для мышц шеи и плечевого пояса;
- упражнения для внутренних мышц глаз;
- общеразвивающие и специальные упражнения.
Дыхательная гимнастика применяется при многих заболеваниях различных органов и систем человеческого организма, в том числе органов зрения.
Комплекс упражнений помогает школьнику нормализовать дыхание, а значит, насытить кровь кислородом и вывести из организма накапливающиеся в процессе обмена веществ токсические вещества.
Кислород – необходимый компонент многих химических реакций, происходящих в организме. Насыщенная кислородом кровь поступает к органу, улучшает его функции и помогает побороть утомление.
Дыхательная гимнастика применяется и при лечении и профилактике заболеваний глаз и нарушений зрения. Основными показаниями для нее являются начинающиеся и умеренно выраженные нарушения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Имеются и противопоказания: очень высокое артериальное давление, глаукома.
Практически каждый человек может заметить, что, стараясь хорошо рассмотреть какой-либо предмет, он непроизвольно сдерживает или даже на небольшое время прекращает дыхание. Это происходит потому, что шум, производимый вдыхаемым и выдыхаемым из легких воздухом, а также регулярные движения мышц, участвующих в дыхании, мешают полностью сконцентрировать свое внимание на рассматриваемом объекте.
Именно в такие моменты ко всем органам поступает кровь, обедненная кислородом. Глаз очень чувствителен к недостатку кислорода. У людей с различными нарушениями зрения каждая попытка внимательно рассмотреть какой-либо объект сопровождается напряжением, а значит, и задержкой дыхания, и уже существующие нарушения зрения все больше усугубляются, а у относительно здоровых людей начинают появляться первые признаки снижения его остроты.
Профилактическая дыхательная гимнастика имеет цель путем регулярных кратковременных упражнений обогащать кровь кислородом, чтобы снизить риск развития нарушений зрения при повышенных нагрузках на глаза. Так, если работа связана с длительным или частым напряжением зрения, разглядыванием мелких объектов, врачи рекомендуют регулярно делать перерывы для выполнения несложного комплекса упражнений.
Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений и компенсации принадлежит физическому воспитанию.
Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, двигательными умениями.
Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье - смолоду». Так и профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до его выявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!
Примерные комплексы упражнений к данной главе приводятся в приложении № 2
Вопросы
1. Какие виды нарушений зрения вы знаете?
2. Назовите основные гигиенические требования, предъявляемые к рабочему месту школьника.
3. Какова роль физических упражнений в профилактике нарушений зрения?