IV. Роль физкультминуток в оздоровлении организма младшего школьника

Одна из самых острых проблем - ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Долгое пребывание в сидячем положении нарушает кровообращение. Без движения у гиперактивных детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижение физической активности органы и системы организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что является причиной многих болезней. Мышечный голод для здоровья так же опасен, как и недостаток кислорода. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.

Известный физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что физическая нагрузка «заряжает энергией нервные центры», чем повышает умственную работоспособность, регулирует жизненные процессы в организме человека.

На уроке ученик часто находится в состоянии умственного и физического напряжения, что может привести к ухудшению его самочувствия. Поэтому возникает необходимость на каждом уроке в начальных классах проводить минутки здоровья. Задача минуток здоровья - снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей, профилактика нарушений органов зрения, формирование красивой осанки, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности и т.д.

В зависимости от вида и типа уроков в минутки здоровья можно включать массаж пальцев, пальчиковые игры, упражнения для формирования осанки, двигательно-речевые физкультминутки, упражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения на реакцию, элементы ритмичной гимнастики и т.д. В течение урока можно проводить по 2-3 минутки здоровья.

Продолжительность выполнения упражнений от 1,5 до 4 минут. Во время проведения минутки здоровья дети могут сидеть за партой, стоять около нее, в группах, в парах, взявшись за руки.

Для того, чтобы правильно подобрать упражнения для минутки здоровья, нужно знать, на что они направлены. Приседания с подъемом рук стимулируют кровообращение. Потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кистей. Наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища. Сочетание круговых движений головой, глазами и туловищем активирует чувство общей координации движений. Бег на месте снимает многие симптомы утомления.

Важное значение имеют динамические и статические упражнения: ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног, стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя - максимальное, последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, живота с последующим медленным расслаблением.

Изменение рабочей позы во время урока оказывает мощное действие на функции организма и активирует детей. Смена поз может происходить 2-3 раза в течение урока.

Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм. Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.

Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, сказывается отрицательно на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье школьника.

Цель проведения физкультминуток - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т.п.), обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Основные требования к физкультминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

- содержание физкультминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия, урока;

- упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

-необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно и результативность.

Физкультминутки можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворений.

Физкультминутки помогут педагогу осуществлять деятельность, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни ребенка младшего школьного возраста.

Примерные комплексы упражнений к данной главе приводятся в приложении № 1

Вопросы

1. Какова роль физкультминуток в работоспособности младшего школьника?

2. Какие виды двигательной активности можно включать в физкультминутки?

3. В чём заключаются основные требования к физкультминуткам?

Наши рекомендации