III. Влияние физической культуры на психофизическое здоровье детей
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.
В настоящее время большое значение приобретает проблема воспитания здорового поколения. В.А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе. Обучение ребенка в школе требует энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий. Однако в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей младшие школьники не могут сопротивляться утомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Условием для гармоничного развития личности школьника, нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня - недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе и т.д., девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в выходные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии проявляются так же в сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их вентиляции.
Тревога о здоровье, физическом развитии и двигательной подготовленности наших школьников не случайна. По данным ВНИИФК, каждый десятый школьник страдает гипертонией, у половины – нарушения опорно-двигательного аппарата. Так называемый «двигательный голод» в режиме жизни современных детей становится реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Поэтому именно в оздоровительно-физкультурной работе, проводимой во внеурочное время, следует видеть резерв увеличения двигательной активности школьников, вовлечения их в регулярные занятия физической культурой и спортом.
Доказано, что здоровье человека только на 8-10 % зависит от деятельности здравоохранения, на 18-20 % - от генетических факторов, на 17-20 % - от состояния окружающей среды и на 49-50 % от условий и образа жизни.
Повышение двигательной активности школьников надо начинать со строгой организации режима дня с использованием различных форм занятий физическими упражнениями: утренней гимнастики, физкультминуток, игр на переменах, «часа здоровья», уроков физкультуры, спортивного часа в группах продлённого дня, занятий в спортивных секциях.
Рекомендуемый объём двигательной активности в течение дня и недели:
1. утренняя гимнастика – 8-10 минут в день, 1 час в неделю;
2. физкультминутки – 15 минут в день, 1,5 часа в неделю;
3. игры и физкультурные упражнения на переменах – 15- 20 минут в день, 1,5- 2 часа в неделю;
4. самостоятельная двигательная активность после школы (игры на воздухе) – 1,5- 2,5 часа в день, 9-12 часов в неделю;
5. выполнение домашних заданий по физической культуре – 20-25 минут в день, 2- 2,5 часа в неделю.
Ежедневный объём двигательной активности может составлять 3 – 4 часа в день, а недельный – 18 – 24 часа, включая уроки физкультуры. Для детей, посещающих группы продлённого дня, двигательный объём увеличивается на 4,5 часа в неделю за счёт ежедневного спортивного часа. Дети, занимающиеся в спортивных секциях увеличивают свой двигательный объём на 7-7,5 часов в неделю за счёт тренировок.
Одним из основных условий для проведения оздоровительно-физкультурной работы в школе является медицинский контроль. В результате медицинского осмотра школьники распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
К подготовительной группе относятся дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
К специальной группе относятся те дети, которые имеют хронические заболевания. Со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия должны проводиться в соответствии со специальной программой с учителями, имеющими необходимую подготовку.
Классный руководитель и воспитатель групп продлённого дня должны чётко знать к какой медицинской группе относятся школьники, с которыми они проводят мероприятия. Во время занятий уметь контролировать физическое состояние детей по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 секунд, умножив данные на 6 и получив результат за минуту. Кроме того, и классный руководитель, и воспитатель группы продлённого дня должны регулировать физическую нагрузку с помощью внешних признаков утомления.
Отрицательно сказывается на состоянии детей чрезмерное утомление – переутомление. Во время проведения оздоровительно-физкультурных мероприятий необходимо вести наблюдение за детьми и отмечать наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности. Это можно сделать с помощью схемы В.А. Зотова.
Определение степени утомления занимающихся
Критерий | Степень утомления | ||
Слабая | Средняя | Высокая (переутомление) | |
цвет лица | небольшое покраснение | значительное покраснение | резкое покраснение (побледнение, синюшность) |
речь, мимика | отчётливая, обычная | затруднена, выражение лица напряжённое | крайне затруднена, иногда невозможна; выражение страдания на лице |
потливость | небольшая | Большая - в области верхней половины тела | большая; выступление соли |
дыхание | учащённое, ровное | значительно учащённое | очень учащённое, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами (одышка) |
движения | чёткие, походка бодрая | нечёткие, покачивания при ходьбе | резкие покачивания, дрожание, вынужденные позы с опорой, падения |
самочувствие | жалоб нет | жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку | дополнительные жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, на головную боль, тошноту (иногда на икоту и рвоту) |
внимание | нормальное | неточное выполнение заданий | замедленное выполнение заданий |
Физические нагрузки, в зависимости от интенсивности, оказывают различное воздействие на детский организм, вызывая определенное увеличение ЧСС. По изменениям ЧСС выделяют три зоны интенсивности физической нагрузки.
1 зона – низкой интенсивности - нагрузки выполняются при ЧСС до 140 уд./мин. Обычно это смешанное передвижение (бег в сочетании с ходьбой), такие подвижные игры, как «Совушка», «Запрещённое движение», «Съедобное, несъедобное», «Угадай, чей голосок», «Класс, смирно!», «Падающая палка», «Мяч среднему», «Передал,- садись» и т.д.
2 зона – средней интенсивности - ЧСС от 140 до 160 уд/мин. Подвижные игры, относящиеся к этой зоне интенсивности: «Космонавты», «Два мороза», «Кошки-мышки», «Охотники и утки», «Удочка», «Третий лишний», «Пионербол» и т.д.
3 зона – большой интенсивности - ЧСС до 170-200 уд/мин. К этой зоне интенсивности принадлежат все «Салки» (простые, парами, в приседе), «Колдунчики», «Воробьи вороны», «Встречная эстафета», «Колесо», «Лиса и утки», «Голова дракона» и др.
Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.
Физическое развитие школьника создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый ребёнок может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.
Вопросы
1. Что является необходимым условием гармоничного развития личности школьника?
2. Что происходит в результате недостаточной двигательной активности в организме школьника?
3. Каковы критерии определения степени утомления организма школьника?