I. Характеристика психофизиологических особенностей младшего школьника

Вопросы

1. Какие виды нарушений зрения вы знаете?

2. Назовите основные гигиенические требования, предъявляемые к рабочему месту школьника.

3. Какова роль физических упражнений в профилактике нарушений зрения?

Вопросы

  1. Какие виды нарушений осанки вы знаете?
  2. Как проявляются дефекты осанки?
  3. В чем причина нарушений осанки?

Вопросы

1. Что такое плоскостопие?

2. В чём заключается профилактика и лечение плоскостопия?

3. Каковы причины плоскостопия?

Вопросы

1. В чем заключается оздоровительная, воспитательная и образовательная задача подвижных игр?

2. Каково значение подвижных игр в воспитании психофизических качеств?

3. По каким признакам подвижные игры относят к той или иной классификации?

Вопросы

1. В чём заключается значение спортивных праздников для младших школьников?

2. Какова структура спортивного праздника?

3. Какой сценарий спортивного праздника Вы могли бы предложить?

Вопросы

1. Какова оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений?

2. В какой последовательности выполняются общеразвивающие упражнения?

3. В чём заключается роль дыхательных упражнений?

Много труда надо вложить в маленького человека, чтобы он вырос здоровым и красивым, сильным и умным. Красота, здоровье, развитие интеллекта, формирование характера, расцвет индивидуальности ребенка - вот серьезные проблемы, встающие перед родителями. Ведь правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений. Наша повседневная забота о детях, в конечном счете - забота о ближайшем и отдаленном будущем человечества.

Дети стремятся стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими они видят на соревнованиях, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И в этом нет ничего удивительного: естественно желание детей, подражая взрослым, быть похожими на них. Это желание взрослые должны всячески поддерживать. Эмоциональные особенности младших школьников надо использовать, чтобы в раннем возрасте привить интерес к ежедневным физическим упражнениям. Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Она обусловлена не зависящими от их сознания возрастными особенностями. Поэтому взрослые должны считаться с этим и активно помогать разумной организации двигательной деятельности.

Приложение № 1

Варианты физкультурных минуток для младших школьников

Вариант 1.

1.Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем более тщательно пальцами промассироватъ их миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные отверстия и повибрировать ими, как бы освобождая от воды.

2. Написать в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до10 или буквы. Делать это с максимальными поворотами головы (цифры или буквы должны получаться высокими и широкими). Можно рисовать в воздухе предметы, фигуры животных, «писать» добрые слова.

3. Божественная поза. Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать 20-30 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение.

4. Принять удобную позу и выполнить дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука «у-У-У»- Сделать энергичный выдох. Повторить 3-4 раза.

5. Расскажите стихи руками. «Две мартышки» (см. ниже)

Вариант 2.

1.Массаж лица «Летели утки…».

Летели утки над лесной опушкой,

(слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз).

Задели ели самую верхушку,

(слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз).

И долго елка ветками качала…

(слегка помассировать уши).

Отдохнули и начали сначала.

(то же в такт речевки).

2.Дыхательные упражнения:

повороты головы налево и направо; на каждый поворот – шумный короткий вдох носом;

повороты туловища налево и направо, при каждом повороте «яростно» нюхать воздух.

3.Наклоны головы к плечам: энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом (10-12 раз).

4. «Наказалка». Перешагивая на месте с ноги на ногу, делать резкие махи расслабленной ногой назад, сгибая ногу в колене. Стараться выполнить хлесткие удары по ягодице (6 раз).

5.Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза согнутыми ладонями и в этом «темном домике» делать движения глазными яблоками вверх-вниз, влево-вправо, круговые движения.

Вариант 3. (сидя за столами)

1.Божественная поза (см. вариант 1).

2. Потанцевать (сплясать), не вставая, вальс, русский перепляс, «Ламбаду», «Барыню», танго.

3. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия: поочередное поднимание носков и пяток (8 раз); поочередное разведение носков и пяток (8 раз); движения, напоминающие захват пальцами ног песка на пляже.

Вариант 4.

1. Быстро потереть друг о друга пальцами ладони – 5 секунд.

2. Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз – 5 секунд.

3. Расскажи стихи руками «Пять малышей».

4. Перекручивание рук: вытянуть руки перед собой, перекрестить, повернув ладони навстречу друг другу, и переплести пальцы рук. Переплетенные руки перекинуть, не разжимая пальцев, от себя вниз к полу. Поменять местами положение рук и повторить (4 раза).

5. «Восточный танец». Переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево - вправо в плоскости плечевого пояса (6-8 раз). Варианты: по 2 раза в каждую сторону, по 3 раза в каждую сторону.

Вариант 5.

Оздоровительный массаж всего тела:

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потерли руки,

А затем ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди.

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу,

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше. (Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.)

Вариант 6.

  1. Выполнение упражнений для глаз по схеме:

вверх-вниз (2-3 раза);

влево - вправо (2-3 раза);

по большому овалу (по часовой стрелке) – 2 раза;

по внутреннему (против часовой стрелки) – 2 раза;

по кругам (упражнение «восьмерка») – 2 раза.

Для удержания интереса у детей можно применить указку, на конце которой крепится небольшая игрушка (бабочка, самолет, птички и т. п.).

2. Педагог произносит слова, дети выполняют упражнения, задания:

Подул сильный ветер (дети размахивают поднятыми вверх руками).

Сверкнула молния (резко выбрасывают кулаки вверх и разжимают пальцы).

Грянул гром (хлопают в ладоши, топают ногами).

Пошел крупный дождь (часто-часто громко стучат пальцами по столу).

Дождь затихал, затихал и затих (реже стучат пальцами по столу).

Выглянуло солнце (показывают руками большое круглое солнце).

Дети улыбаются.

Солнцу рада детвора (бодро маршируют на месте).

В добрый час – физкультура!

Вариант 7.

«Молоточек».

Катя играет с одним молотком.

С одним молотком, с одним молотком.

(Ударять кулаком правой руки по столу).

Катя играет с двумя молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.

(Ударять двумя руками).

Катя играет с тремя молотками,

С тремя молотками, с тремя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать одной ногой).

Катя играет с четырьмя молотками.

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать двумя ногами).

Катя играет с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.

(Ударять двумя кулаками, топатьдвумя ногами и кивать головой).

Упражнения для составления разнообразных комплексов

1. Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями вверх, вниз, сжимать одновременно обе руки, правую и левую поочередно.

2. Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить то же левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу.

3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.

4. «Ножницы». Развести пальцы правой руки в стороны, свести вместе, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно (10 раз).

5. «Замок». Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.

6. Солнечные лучики. Руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).

7. «Фонарики». Вращение кистями рук (10-20 раз).

8. «Игра на фортепиано».

9. «Футболисты». Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.

10. «Бегуны». Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу вперед и назад. Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.

11. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

12. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.

13. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно

двумя руками в обычном и максимальном темпе.

14. Пальцами правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

15. «Пальчики здороваются». Поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук.

16. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.

17. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

18. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца.

19. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца.

20. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. Д.

21. Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

22. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

23. Нанизать бусы на нить и завязать ее концы бантиком.

24. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).

25. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расстановки точек произвольный).

26. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).

27. Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены кольцом.

28. Пальцы горизонтально вытянутых рук описывают в воздухе

круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении.

29. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

30. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым пальцем правой (левой) руки описывать в воздухе небольшой круг.

Упражнения сидя за столами

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать, опускать (4 раза).

«Веселые ножки» – выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул; другой ногой… (4 раза).

Гимнастика для глаз:

медленно вращать глазами по кругу слева направо и обратно (3-5 раз); смотреть вверх-вниз, влево - вправо; закрыть глаза, открыв, часто-часто поморгать.

Массаж ушей:

Загнуть уши вперед (4 раза); прижать ушные раковины к голове, затемотпустить; потянуть мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

указательным пальцем освободить слуховые отвороты «от воды».

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

1. «Птичка»

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти «вверх-вниз», «влево - вправо» отвечают на вопрос:

- Птичка хочет есть? (Да).

- Птичка хочет пить? (Да).

- Птичка хочет спать? (Нет).

- Птичка хочет играть? (Нет).

2. «Лесная история»

Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)

3. «Ребро, ладонь, кулак»

Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.

  1. «Семья»

Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

5. «Домик»

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

- В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)

6. «Замок»

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

- Потянули.

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)

- Покрутили.

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

- Постучали.

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)

- И открыли! (Пальцы расцепились.)

7. «Засолка капусты»

- Мы капусту рубим.

(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)

- Мы капусту трем.

(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)

- Мы капусту солим.

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

- Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

  1. «Мы шьем»

Нитку вдеть – для пальца – непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут, строят города.

9. «Сестрички». Две сестрички, две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Упражнения для лица, языка

1. «Мячик». Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делать задержку на несколько секунд. Повторить 5-10 раз.

2. «Прятки». Спрятать губы, втянуть их в рот, зажмите. Удерживать это положение несколько секунд. Повторить 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ.

3. «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед, удержать на 10-15 секунд, расслабить. Повторить 5-10 раз.

4. «Улыбка». Сомкнутые губы растянуть в улыбке, как можно сильнее. Удерживать улыбку 5-10 секунд, расслабиться и повторить упражнение 5-10 раз.

5. Последовательно вытягивать верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. Повторить несколько раз.

6. Сомкнутые губы переместить вправо, влево. В конце каждого движения делать задержку на несколько секунд. Повторить несколько раз.

7. «Барабан». Плотно сомкнуть губы, надуть щеки. Кулаками аккуратно ударять по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторить несколько раз.

8. Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.

9. Согнутыми пальцами обеих рук похлопать по лицу в направлении от подбородка вверх, от носа в стороны. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы лица.

10. «Отбойный молоток». Произносить звук «д. д, д, д». усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доводить до 2 минут.

11. «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, а верхнее небо – потолок, который вы «красите». Выполнять упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно.

12. «Перекличка зубов». Кончиком языка коснуться каждого зуба в верхнем ряду, затем – в нижнем.

13. Массаж десен. Кончиком языка массировать десны верхней челюсти, затем нижней. Движения выполнять в разных направлениях.

14. Массаж внутренней части губ. Кончиком языка провести вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) – вдоль нижней.

Речёвки для проведения физкультминуток

1. «Азбука»

Зайка азбуку учил. Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок, подошел к нему котенок, говорит: «Не плачь, зайчонок, буквы выучим с тобой».

2. «Витамины – наши друзья»

Пейте все томатный сок, кушайте морковку! Все, ребята, будете сильными и ловкими. Грипп, ангину, скарлатину – все прогонят витамины!

3. «Лежебока»

Раз, два, три, четыре, пять, любим числа мы считать. Про ленивого кота всем хотим вам рассказать. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, лень ворочаться. Вот и ждет ленивый кот, может, миска подползет!

4. «Важные правила» (для письменных уроков)

Сяду ровно, не согнусь. За работу я возьмусь. Я тетрадь свою раскрою, уголочком положу. И от вас друзья, не скрою, ручку правильно держу.

5. «Друзья»

Никогда и ни в чем мы друзей не подведем. Нашу радость и успех делим поровну на всех. Мир и счастье всей планете! Пусть не будет войн на свете!

6. «Первоклассники»

Время тратим не напрасно. Чтоб всегда все было ясно, знаем азбуку на пять! Любим строить, рисовать. Книги, ручки и тетрадки держим мы всегда в порядке.

7. «Отличники»

По бульвару, напевая, наш Данилка – прыг да скок! Три пятерки на уроках заработал паренек! Стоп! Красный свет – дороги нет! На желтый – подожди. Когда горит зеленый свет – счастливого пути!

  1. «Зарядка»

Одолела нас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

9. «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

10. «Мое тело»

Головушка – соловушка (гладят голову),

лобик – бобик (выставляют вперед свой лобик, как бычки),

носик – абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа),

щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками),

губки – голубки (вытягивают губки в трубочку),

зубочки – дубочки (стучат тихонько крепкими зубами),

бородушка – молодушка (гладят подбородок),

глазки – краски (раскрывают пошире глазки),

реснички – сестрички (моргают ресничками),

ушки – непослушки (трут тихонько пальчиками свои ушки),

шейка – индейка (вытягивают свою шейку),

плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз),

ручки – хватучки (хватают вокруг себя),

пальчики – мальчики (шевелят пальчиками рук),

грудочка – уточка (выпячивают вперед свою грудку),

пузик – арбузик (выставляют животик вперед),

спинка – тростинка (вытягивают спинку),

коленки – поленки (сгибают ножки в коленках),

ножки – сапожки (топают ножками).

11. «Что я могу»

Глазками могу смотреть,

Носиком дышать, сопеть,

Ушками могу я слушать,

Ротиком – зевать и кушать.

Зубками могу жевать,

Язычком – весь день болтать.

Бегать, прыгать и играть,

Маму с папой обнимать!

Петь могу и танцевать,

Папу с мамой целовать.

Примерный комплекс упражнений-физкультминуток, предназначенный для учащихся с целью улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, снятия напряжения с мышц туловища и т. п.

Данный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

  1. И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

II. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

II. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться.

Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

III. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища

  1. И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

II. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 — и.п.; 5-8 — то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

III. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными.

Повторить 4-6 раз. Темп средний

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. — стоя, руки вдоль туловища.

1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо;

4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7—8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 — левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 34 — быстрый; 1-2 — медленный.

Весёлые физкультминутки

(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Физкультминутки для урока математики

(можно выбирать предметы для счета):

Давай присядем столько раз,

Сколько подснежников у нас.

Сколько подснежников у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

(текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и детей)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Зарядка для кистей рук

(встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Варианты подвижных игр

«Летающий платок»

С помощью считалки дети определяют ведущего.

Он говорит:

Один, два, три,

Скорей беги!

После этого участники разбегаются врассыпную. Один из игроков держит платок с завязанным узелком. Ведущий старается догнать его и коснуться рукой. Игроки могут перебрасывать платок друг другу. Если платок упадет на землю, игра прекращается, и только после того, как платок снова поднимут, ведущий опять начинает свою погоню.

«12 палочек»

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

«Радуга»

Ход игры

Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте).

Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками). Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.

«Клад»

Материал: любой небольшой предмет

Ход игры

Эта игра может проводиться на участке или в помещении. Выбирается Кладоискатель, он уходит и ждет, пока его не позовут. Остальные дети прячут какой-нибудь предмет в отдаленном уголке участка, зовут “кладоискателя” и дают ему примерно такое задание: “Пойдешь прямо, дойдешь до пенька, от него повернешь направо, дойдешь до забора, затем повернешь налево, пройдешь три шага прямо и начинай искать, на том месте находится клад”. Кладоискатель начинает искать, при необходимости ему повторяют описание маршрута. Когда он находит клад, его все поздравляют, выбирается новый Кладоискатель и игра повторяется.

«Не спи, не зевай!»

Материал: длинная веревка, концы которой связаны между собой

Ход игры

Выбирается водящий. Играющие образуют круг, держа веревку двумя руками сверху. Водящий ходит по кругу, произнося слова: “Не спи, не зевай, руки быстро убирай!”- стараясь коснуться рук одного из играющих. Задача играющих - вовремя убрать руки, отпустив веревку. По ходу игры веревка не должна падать на землю, поэтому, как только водящий отходит, играющий, которого он хотел осалить, сразу же берет веревку. Тот, кого водящий осалил, меняется с ним ролями.

«Лягушата и цапля»

Материал: мел

Ход игры

На площадке чертят круги - домики (по количеству играющих). Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках - кругах. Со словами:

“Долго мы сидели в иле, погулять не выходили,

Вылезайте из пруда, выходите все сюда”, -

подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих “домиков” и веселятся. Неожиданно выбегает Цапля со словами:

“Кто здесь квакает “кваква”?

Разбегайтесь кто куда!” -

и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.

«Усатый сом»

Материал: мел

Ход игры

На земле чертят линию - это “берег”, с одной стороны суша, с другой стороны вода. Считалкой выбирают водящего - это Сом. Сом стоит в воде на расстоянии 4-5 метров от “берега”. Все остальные играющие стоят там же, но на расстоянии 1,5-2 метра, лицом к “берегу”, и произносят слова:

“Под камнями сом не спит, Он усами шевелит,

Рыбки, рыбки не зевайте, Все на берег выплывайте”.

После этих слов Рыбки убегают от сома, а он пытается их осалить. Сом не должен выходить за линию “берега”. Пойманные в “воде” Рыбки выходят из игры.

Игра повторяется.

«Плетень»

Материал: к этой игре требуется музыкальное сопровождение - медленная и быстрая музыка

Ход игры

Играющие стоят шеренгами у четырех стен площадки, взявшись за руки. Начинает звучать медленная музыка, и все шеренги сходятся в центре и кланяются друг другу. Затем звучит быстрая музыка, и все дети начинают плясать. Как только музыка смолкает, все участники должны вернуться на свои места в свои шеренги. Шеренга, которая построится первой, выигрывает.

«Весёлая арифметика»

Материал: мяч

Ход игры

Играющие стоят, образуя круг. По команде ведущего, например, “8” - игроки перебрасываются мячиком и называют числа, дающие в сумме “8”. Один говорит: “Три”, - и кидает мячик другому, он ловит и отвечает: “Пять”, - и тут же дает задание следующему игроку и т. д. Можно сразу переходить к другому числу, а можно перечислять все числа, которые в сумме дают восемь. Называются любые числа в зависимости от знаний детей. Можно также ускорить темп игры. Если ребенок ошибается несколько раз, то он выбывает из игры.

«Ловишки»

Материал: мел, веревки

Ход игры

Игровую площадку делят на две части. Выбирается два ребенка - Ловишки. Остальные дети стоят на одной стороне площадки, перед ними проводится черта, на противоположной стороне участка также нужно провести черту. Ловишки находятся на середине, между двумя линиями. Играющие, кроме Ловишек, произносят слова: “Раз, два, три - лови!”. После слова “лови” они должны перебежать на другую сторону площадки (за черту), а ловишки догоняют их. Если Ловишка дотронется до играющего прежде, чем пересечет черту, играющий считается пойманным и отходит в сторону. После двух-трех таких перебежек подсчитываются пойманные. Заранее обговаривается, какие по счету пойманные играющие будут Ловишками.

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты

Успей поймать»

Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает. Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

«Бери скорее»

Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сиг

Наши рекомендации