Профилактические направления советском медецины. Борьба с эпидемиями, вакцинация, диспансеризация
На первых порах советской власти необходимо было добиться просто понимания значения социально-профилактической работы. И здесь многое было достигнуто благодаря активной деятельности самих организаторов советского здравоохранения. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев указывали, что эта работа не сводится к мерам индивидуальной, санитарно-технической профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями. Профилактика, — подчеркивал З.П. Соловьев, — это разносторонняя деятельность, направленная на оздоровление внешней среды, условий жизни. «Это, путь широких оздоровительных реформ, а до тех пор наш удел — паллиативы, и на это не нужно закрывать глаза», — отмечал он. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, элементы которой осуществлялись и раньше. Созданные в 20-е годы специализированные институты, подчинявшиеся Наркоматам труда и здравоохранения, начали проводить санитарно-гигиенические и социально-гигиенические мероприятия по изучению условий труда и быта и их влияния на здоровье рабочих. В 1920-е годы в Беларуси происходит процесс становления профилактических учреждений и общественно-государственных мероприятий по охране материнства и младенчества (ОММ). В городах развертывались консультации для детей и беременных, постоянные ясли, а в сельской местности — районные консультации и полевые ясли.
Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии. Самое активное участие в работе по диспансеризации и проведению социально-гигиенических исследований здоровья рабочих приняла кафедра социально-гигиенических исследований, созданная в 1924 г.на медицинском факультете БГУ. Одним из направлений ее деятельности стало изучение состояния здоровья населения, его зависимости от социально- экономических условий. В 1925 г. был создан институт социальной гигиены. Основной формой этой работы стали Единые диспансеры. Предполагалось, что единое диспансерное наблюдение и обслуживание не только больного, но и здорового человека позволит обеспечить более высокое качество медицинской помощи трудящимся, более тесную связь здравоохранения с рабочими, объединение сил и средств различных учреждений. Однако в силу объективных обстоятельств Единые диспансеры превратились в громоздкие, плохо управляемые объединения. К концу 30-х годов они прекратили свое существование. Просчеты в диспансерной работе: — ограниченные возможности материально-технической базы здравоохранения; — недостаток медицинского персонала. Диспансеризация в ряде случаев сводилась лишь к регистрации заболеваний и патологических поражений, в лучшем случае — к медицинским осмотрам работающих. Если в 20-е годы диспансеризация — метод работы отдельных учреждений, направленный на предупреждение заболеваний главным образом социального характера то уже в 30-е годы диспансерный метод внедрялся в деятельность всех учреждений здравоохранения, но при ограничении контингентов диспансеризуемых. Идея же Единого диспансера оказалась преждевременной и непосильной для реализации. Диспансеризация сельского населения стала проводиться только в середине 50-х годов. С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков — в профессиональную школу. Охрана здоровья детей в сельской местности испытывала большие трудности, ибо возлагалась на врачебный участок, который находился еще в процессе становления. Работа по реализации профилактических мер не могла вестись без надлежащей юридической базы. Более 100 декретов правительства были направлены только на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний. Важное значение имели неотложные противоэпидемические меры. Организовывались в составе представителей исполнительной власти губернские Чрезвычайные комиссии (ЧК) по борьбе с эпидемиями и сыпным тифом. Проводимые мероприятия включали: — издание обязательных постановлений;
— налаживание учета и регистрации инфекционных заболеваний; — оборудование и охрану водоисточников; — удаление нечистот и отходов ассенизационными обозами; — контроль за базарами, пекарнями, столовыми, парикмахерскими, гостиницами, общежитиями, дворами; — национализацию бань, прачечных, выдачу талонов на льготное обслуживание; — проведение компаний по обязательному оспопрививанию и других прививок; — открытие и работу бактериологических лабораторий, организацию курсов дезинфекторов; — деятельность стационарных и передвижных противоэпидемических и дезинфекционных отрядов; — работа изоляционно-пропускных пунктов на железнодорожных станциях; — перепрофилирование общесоматических и развертывание инфекционных коек. Создавались комиссии по борьбе за чистоту в городах, на заводах; ячеек чистоты — в сельской местности; проведение недель чистоты, санитарии водоснабжения. В этот же период зародилось и начало оформляться санитарное просвещение. Образован санитарно-просветительский подотдел губздрава (1920 г.), открыт первый дом санитарного просвещения (1920 г.). Организовались курсы санитарной грамоты, издавалась санитарно-просветительская литература, публиковались статьи в местной печати. Осуществлялись мероприятия по санитарному надзору. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция, в которую входили химико-бактериологическая лаборатория (позже разделенная на бактериологическое и химико-гигиеническое отделения), стационарно-дезинфекционное, прививочное, Пастеровское (с оспенным телятником) отделения, изолятор; она имела общежитие и транспорт. В дальнейшем в ней организуются и другие отделения (малярийное, 1923; профессиональной гигиены, 1927). Основные черты формирующегося санитарного просвещения: — проведение его в общем контексте борьбы с неграмотностью; — стремление к охвату, прежде всего, сельского населения; — тематический акцент на охрану материнства, младенчества и детства, борьбу с заразными и социальными болезнями, с обучением элементарным санитарно-гигиеническим навыкам; — использование не только устных (лекции, беседы), но и действенных наглядных форм
(диаграммы, выставки, лозунги); — переход от эпизодичности (акции, компании) к систематичности, в том числе с негативными последствиями устремления за количественными показателями. Однако общий уровень инфекционной заболеваемости в Беларуси, в том числе, и детскими инфекциями, оставался высоким. В 1920-е годы важной и особой чертой медико-санитарного дела являлась борьба с социальными болезнями, в первую очередь с туберкулезом, сифилисом, трахомой. Для борьбы с туберкулезом взрослых и детей впервые организуются диспансеры и мероприятия по общественной профилактике, систематически проводится санитарно-просветительская работа, увеличивается число и осуществляется первичная профилизация санаториев, начинает применяться вакцина БЦЖ (Минск, 1929), создается научно- исследовательский и клинический центр (Белорусский государственный институт туберкулеза, август 1928). С целью проведения общественной профилактики впервые образуются Советы социальной помощи (1923), а также комиссии по борьбе с детским туберкулезом (1925). В этот период в Беларуси организуются и венерологические диспансеры (1923). В борьбе с трахомой также использовались мероприятия общественно-профилактического и лечебного характера. Мероприятия, проводимые против социальных болезней: — образование специальных подотделов при местных органах управления здравоохранением; — создание губернских комиссий по борьбе с венерическими болезнями (1919) и Советов по борьбе с туберкулезом (1919); — государственный, а не только благотворительный и общественный характер; — их проведение, как в городах, так и в уездах; — развертывание амбулаторной и стационарной помощи; — открытие первых государственных противотуберкулезных санаториев (1920), а также общих домов отдыха (1920). Таков краткий итог становления в БССР профилактического направления здравоохранения — принципа организации медико-санитарного дела. Успехи его реализации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий. III. Участие населения в мерах по охране здоровья — принцип советского здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской власти,
когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Медицинская интеллигенция негативно отнеслась к октябрьской революции. Многие врачи эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию, третьи объявили саботаж. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями. В условиях тотального дефицита медицинских кадров проблема решалась привлечением к медико-санитарной работе самих трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенции). Задача сохранения жизни и здоровья людей была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны. Формы санитарно-просветительской работы: — комиссии по оздоровлению труда и быта; — массовые театральные представления; — спортивные мероприятия. Впоследствии развитие высшего и среднего медицинского образования в Беларуси, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских кадров возвратили медицину в русло профессионализма.
79.Развтите профилактического направления в медицине в России: Социальная гигиена и организация здровоохранения - социальная медицина - общественное здоровье и здровоохранение.
в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.
С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.
В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».
Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.
В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и т. д. (Приложение 1).
Встал вопрос о соответствии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.
В настоящее время одной из главных задач является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием).
Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже XX-XXI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета, что, возможно, повлечет уточнение или изменение его названия.