Занятие №9 «Физическое и психическое развитие ребенка до года»
Доказано, что первый год жизни наиболее важен для развития всех систем и органов ребенка, а также для развития его личности. В это время закладывается основа всех психических функций: ощущений (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и другие), восприятие, память, воображение, мышление, речь, моторная деятельность. И духовная гармония малыша зависит от мамы и папы, которые ухаживают за ним, и от той любви, которую они проявляют по отношению к нему. Материнская и отцовская любовь, их постоянная молитва является необходимым условием существования не только для ребенка, но и для самих родителей.Ребенка любовь родителей делает счастливым и сбалансированным, позволяет ему расти и взрослеть, не застревая в детских «горестях», предупреждать и своевременно снимать у ребенка многие эмоциональные перегрузки и дефициты, которые могут повлечь за собой более глубокие изменения – это и профилактика и, одновременно, формирование общего позитивного настроя устойчивости, защищенности, уверенности подрастающего человека в предстоящей взрослой жизни.Потребность в общении и внимании к себе у новорожденного — одна из самых сильных, наряду с чувством голода. Психологически малыш по-прежнему составляет с мамой единый организм, этакий союз двоих — диаду. О существовании диады «мать-дитя», оба участника которой развиваются параллельно, открывая в себе и другом новые качества, новое видение мира, можно говорить до той поры, пока у малыша не наступит кризис первого года (начальные проблески самостоятельности). До тех пор уверенность в маминой любви и маминой поддержке для крохи — просто источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. Конечно, ему бесполезно говорить о любви. Он вряд ли догадается о том, как мама любит его на расстоянии. Чтобы дать малышу почувствовать, что все хорошо и спокойно, а мир не так уж плох, нужно говорить на его языке. Начнем с телесного контакта. Малыш может не понимать смысл обращенных к нему слов, но у него очень хорошая тактильная чувствительность. Ему нужны мамины руки, прикосновения, объятия. Интересно, что организм ребенка, которого часто игнорируют и оставляют одного, способен на «хитрость»: например, в эпоху, еще не знавшую бумажных подгузников, такой малыш чаще (каждые полчаса) писался — кроха «понимал», что к нему подойдут, если он будет мокрым. Впрочем, чаще кроха, которого мало гладят и ласкают, будет просто плакать. Следуя советам, почерпнутым из умных книг, мамы нередко стараются оставлять такой плач вообще без внимания («похнычет-пройдет») или просто сразу дают младенцу грудь. Обидно: хотел поиграть — а тебя тут же подозревают в обжорстве. «Ну ладно, поедим хотя бы, раз так». Конечно, кормление грудью — очень важный способ общения с ребенком, но, если на каждый всхлип малыша реагировать одинаково, можно запросто потерять с ним контакт и разучиться распознавать его сигналы. Ведь у крохи есть разные плачи почти на все случаи жизни и каждый — особенный. Если плачет резко, навзрыд, дергая ножками, причем начинает плакать, примерно в пределах 15 минут после еды, — это признак того, что болит животик. Тогда попробуйте успокоить кроху с помощью сухого тепла: положите к себе или папе на грудь или выложите на теплую пеленку, например шерстяную (сейчас в продаже появилась нежная новозеландская овчинка).
Бывает плач вечерний, когда малыш не может уснуть и, возможно ждет каких-то вечерних ритуалов, пения колыбельной песенки, например. Ближе к концу первого месяца в арсенале малыша появляется еще одна разновидность плача — хныканье. Это уже однозначный призыв: «Пообщайся со мной». Если в такой момент мама войдет в детскую, кроха выжидательно затихнет. Но, обнаружив, что маму в комнате интересовал на этот раз вовсе не он, а порядок в шкафу, возобновит свои горестные призывы с новой силой. Специалисты знают: на самом деле это означает, что психика ребенка развивается абсолютно правильно. Чем чаще вы станете отзываться на эти сигналы, брать малыша на руки, гладить, целовать, тем защищеннее он будет себя чувствовать. Вместе с ее прикосновениями в сознание ребенка входит уверенность в том, что все в жизни хорошо. Второй способ общения с ребенком — это взгляд. Любой успокоится, когда на него будут смотреть любящим, улыбающимся взглядом. Младенец же, который ловит все импульсы, исходящие от мамы, — тем более. К сожалению, внимание мамы, особенно неопытной, часто сосредоточено на том, что она делает — например, верно ли одевает малыша. Ребеночку же достается роль какого-то неодушевленного объекта, которого вертят так и этак, не удосуживаясь даже посмотреть ему в глаза. Третий способ общения — мимика взрослого. Не стоит думать, что кроха ценит только улыбку. Ученые утверждают, что маленьким детям нравятся изменяющиеся предметы, и меняющиеся лица родных людей — не исключение.
Ребенок способен подолгу с интересом следить, как чередуются милые выражения нежности на мамином или папином лице. Наконец четвертый — интонация. Не понимая значения обращенных к нему слов, малыш безошибочно определяет их окраску по интонации. Добрые, успокаивающие нотки родного голоса вновь заставляют кроху почувствовать себя любимым и счастливым. Кстати, один из лучших способов «поговорить» с ним — спеть колыбельную. Для малыша эта песня несравненно лучше любого профессионального исполнения чужой тети или дяди. В любом способе общения есть один очень важный нюанс. Все это — и объятия, и поглаживания, и нежные взгляды, и песни — должно быть пронизано любовью, а не порождено чувством долга.
Ребенка можно сравнить с маленьким, но невероятно чутким радарчиком, который сразу чувствует, с каким настроением к нему подошли. Свою роль может сыграть все, даже то, теплые ли у мамы руки (если они постоянно мерзнут, их можно согреть, потерев друг о друга или подержав под струей теплой воды), а уж тем более — не несут ли они скрытого раздражения, не дрожат ли они от страха. Ему мало ощутить проявления любви — он хочет знать, насколько эта любовь искренна, а мама спокойна. Природа придумала немало способов помочь женщине, даже совсем юной и неопытной, полюбить свое дитя. Один лишь вид беспомощного маленького существа, так отчаянно нуждающегося в маминой любви и опеке, забавные звуки, которые издает кроха, его неуверенные движения — все вызывает умиление и желание защитить. И сосредоточившись на общении со своим малышом, женщина действительно может получить колоссальное удовольствие. Чего стоит процесс кормления грудью, во время которого приятные физические ощущения сливаются с бесконечной нежностью и осознанием собственного могущества! А уж когда малыш начинает отвечать маме взаимностью, встречая ее появление улыбкой (скорее всего, такое произойдет к концу первого месяца), бурными движениями и веселым гулением (а это достижения 3-его месяца), даже в самом холодном сердце просыпается чувство, похожее на счастье.
Первый год жизни ребенка – это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве. Однако эту чудесную связь мамы и ее малыша, иногда очень хрупкую, бывает не так просто создать.
Мы говорим сейчас о женщине абсолютно нормальной, в чьем сердце почему-то не просыпается той огромной нежности к ребенку, которую она ждала и о которой читала в книгах. Той самой нежности «сообщений», о которой так ждет маленький человечек, зовущий маму. Если обратиться к опыту прошлого, то у многих народов существовало правило: в течение первых шести недель молодая мама освобождалась от всех хозяйственных дел и забот. Такая традиция позволяла женщине не только придти в себя после родов, но и не отвлекаясь больше ни на что, установить с ребенком эту волшебную связь, научиться чувствовать и любить его, различать оттенки плача, настроения. Из многих часов, занятых лишь общением с ребенком и приятными делами, рождается счастливая, ровная нежность, не менее живительная, чем грудное молоко. И конечно, ради этого стоит оградить молодую маму от хозяйства, что вполне по силам мужу или близкому человеку. Сохранить силы для любви может и сама мама. Для этого придется расставить приоритеты. Что важнее для ребенка — стерильная чистота или «лишние» полчаса общения с веселой, отдохнувшей мамой. Иногда лучше что-то не доделать, но остаться в хорошем настроении. Стоит пересмотреть свое отношение и к делам необходимым. Купание, пеленание, кормление могут восприниматься как неизбежные тяжелые заботы, а могут — как чудесные минуты общения с ребеночком. Но чтобы они оставались действительно прекрасными, мама не должна походить на выжатый лимон. Дальнейшее развитие Ваших отношений будет так же приятным и разнообразным, ведь у ребенка с каждым месяцем появляются различные навыки и соответственно потребности их развивать с помощью мамы и папы. В четыре месяца ребенок уже поднимает голову и наклоняется, опираясь на ручки и ножки держит голову выше уровня тела, разводит ручки в стороны, сидит не долго опираясь, уже может поворачивать голову в разные стороны, сгибает спину, слушается, улыбается в ответ на улыбку, общается посредством агуканья, слушает музыку, хватает предметы пальчиками. В пять месяцев малыш держит голову в поднятом положении не падая на спину, начинает удерживать тело в вертикальном положении, может сидеть в подушечках, при поднятии за ручку может сильно отталкиваться ножками, играет, общается проявляет обиду, радуется при виде еды, любит играть в положении сидя, громко смеется и даже хохочет, сжимает кубик в руке и удерживает его, подносит предметы ко рту, может наблюдать за предметами на расстоянии.В шесть месяцев ребенок приподнимается на руке, поворачивает голову в направлении говорящего, гукает и лепечет, может брать кубики со стола. В семь месяцев кроха поворачивает голову вверх-вниз, самостоятельно начинает пить из чашечки, произносит 4 и более различных звуков, следит за падающими предметами. К восьми месяцам малыш пытается ползать, когда его держат за руки, с удовольствием топает, смотрит на свое отражение в зеркале и проявляет радость, отдает предпочтение матери, при общении реагирует на эмоциональные изменения, громко кричит, чтобы привлечь внимание, произносит звуки, выговаривает половыны слогов, протягивает руку, хватает, перекладывает игрушку из одной руки в другую, крепко держит предметы в руках. В девять месяцев детка поворачивается кругом на полу, поддерживает второй рукой чашечку когда пьет, произносит «ма-ма да-да» К десяти месяцам Ваш малыш хорошо сидит без опоры, спинку держит прямо, может подниматься на ногах, опираясь на руки, и ползает или ходит при помощи кого-либо, реагирует, когда его зовут по имени, смеется, видя себя в зеркале, прислушивается к тиканию часов, повторяет многие звуки, ловит предметы большим и указательным пальчиками, в кулачек, находит спрятанную игрушку, пытается поднять упавший предмет, может играть двумя предметами, ударяя их друг о друга. В одиннадцать месяцев ребенок самостоятельно встает на ноги, сосет пальчик, произносит несколько слов со смыслом, с силой цепляется за одежду, крепко держит игрушки. В двенадцать месяцев кроха ходит по манежу, помагая себе одной рукой, совершает «прогулки» по комнате, держась за мебель, играет, подражая окружающим, бросает мяч, произносит больше слов, хватает предметы и возвращает их, когда об этом просят, или намеренно не отдает.
От года до 2-х лет. Дети имитируют действия взрослых, говорят и понимают слова и понятия, уверенно ходят, ползут вверх по лестнице, бегают, заявляют о своей независимости, но предпочитают знакомых людей, понимают, что некоторые предметы могут принадлежать не им, развивают дружеские отношения, решают несложные задачи, показывают, что гордятся тем, что смогли сделать, любят помогать другим, начинают играть в воображаемые игры; им нравятся рассказы и эксперименты с предметами. Кроме потребностей предыдущих лет, дети в этом возрасте требуют поддержки в получении новых двигательных, речевых и умственных навыков, развитии независимости, усвоении самоконтроля, создании возможностей для игры, исследования и игры с другими детьми. Медицинский осмотр должен также включать борьбу с гельминтами.
От 2-х до 3-х с половиной лет. Детям нравится учиться делать что-нибудь новое, они всегда готовы чем-либо заниматься, полностью контролируют движения рук и ног; их легко обидеть, ведут себя более независимо, но все-таки зависимы, инсценируют знакомые им ситуации; быстрыми темпами овладевают речью. Кроме потребностей предыдущих лет, дети в этом возрасте имеют возможность заниматься такими вещами: делать выбор, принимать участие в театральных сценках, «читать» более сложные книжки, петь любимые песни, решать простые головоломки. Детство – время развития всех сил человека как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в этом возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.