Происхождение духовных проблем
Религия все еще популярна в Америке. В других странах существует своя статистика, однако что касается американцев, то 40 процентов из них присутствуют на религиозных богослужениях хотя бы раз в неделю, 60 процентов считаются членами церквей или синагог и 95 процентов утверждают, что верят в Бога[1918]. Внешне мы представляемся религиозными людьми, но, как заметил Чарлз Колсон, «в глубине души наши религиозные верования никак не влияют на то, как мы живем. Мы одержимы собой; мы живем, растим детей, действуем и умираем, словно Бога нет»[1919]. В одном получившем широкое признание академическом исследовании американского образа жизни сделан вывод, что большинство людей высказываются о религии положительно, и все же по жизни их ведет не Бог, а «мечта о личном успехе» и «сильные душевные переживания»[1920]. Бога терпят, но лишь когда Он достаточно слаб, чтобы казаться какой–либо угрозой или вызовом стремлению человека к добропорядочной жизни и добрым чувствам.
В подобном окружении имеется множество глубоко религиозных людей, которые искренне желают служить Богу и возрастать в духе, однако им приходится бороться с духовной летаргией и отчаянием. Эти люди знают, что христиане способны вести целеустремленный, активный образ жизни и в условиях культуры, которая представляется одухотворенной лишь на первый взгляд. Они тоскуют по такой жизни, хотя многие из них не знают в точности, что за этим стоит, а большинство и понятия не имеют о том, как достичь этого[1921]. Чтобы действительно помочь им, мы обязаны понять некоторые из возможных причин духовных проблем.
1. Где мы находимся. Духовные проблемы у некоторых людей тесно связаны с духовным измерением, в котором они находятся. Они бывают на богослужениях и творят добрые дела, но вместе с тем их нет в Царстве Божьем. Христианское вероучение по сути касается внутренней природы, а не внешнего поведения. Кто мы по сути, а не что мы делаем — вот что заботит Бога. Об этом в Библии говорится не раз, но яснее всего — во второй главе Послания к Ефесянам.
До обращения к Христу мы были «мертвы», порабощены сатаной и отделены от Бога, независимо от наших дел. Спасает нас именно Бог, и только Он делает нас Своими детьми. Это спасение приходит не по достоинству наших усилий, но потому что Бог дарует нам спасение, если мы полностью смиряемся пред Ним. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар»[1922]. Когда мы принимаем дар спасения свыше, Бог начинает трудиться в наших сердцах, преображая нас в таких, какими хочет видеть. Поскольку Он сотворил и познал нас до конца, Его замысел в отношении нашей жизни является наилучшим.
Одни люди ведут душевную борьбу, поскольку не верят в Бога; они не желают принимать дар спасения свыше и тщетно пытаются заработать милость Божью собственными делами. Другие отдают свою жизнь Христу, однако не возрастают в духе, поскольку духовные проблемы по сути дела заботят их мало. Эти люди могут считаться давними христианами и при этом оставаться младенцами во Христе; они мало отличаются от неверующих, не превосходя их в духовной зрелости[1923]. Третьи намеренно не желают общаться с Христом и сознательно пренебрегают религиозным учением или отрекаются от него. Они знают свою вину за совершенные проступки (и многие со временем еще обратятся к своим духовным корням), однако в настоящее время все, пребывающие вдалеке от Христа, духовно мертвы. Итак, можно сделать вывод, что духовные проблемы тесно связаны с той позицией, которую мы занимаем в отношении Иисуса Христа.
2. Что творим. Вы когда–нибудь задумывались над тем, что более всего заботило Иисуса во время Его земного служения? Не насилие, расизм, аборт, политическая коррупция, злоупотребление денежными фондами церкви и не все остальные проблемы, которые тревожат нас сегодня. Иисус сильнее всего осуждал грех и боролся с тем, что, по всей видимости, возмущало Его больше всего: фарисейство, набожное следование не духу, а букве закона, легализм. И грех, и фарисейство могут порождать духовные проблемы.
1) Грех. На протяжении всей истории Церкви христиане боролись с тремя основными проблемами, которые, по всей видимости, больше, чем любые другие, могут мешать возрастать в духе: жадность и злоупотребление деньгами, вожделение и злоупотребление половым общением, а также гордость и злоупотребление властью. Периоды духовного пробуждения в истории Церкви и древние монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания — все это являлось прямой реакцией на злоупотребление деньгами, сексом и властью[1924].
Однако как бы ни были важны эти проблемы, библейское определение греха включает в себя нечто большее. Грехом называется любое действие или отношение, противное или не соответствующее воле Божьей. Мы грешим тем, что думаем; тем, что делаем или не делаем; и тем, что представляем собой по сути. Грех — это мощная, универсальная и пагубная сила, которая может овладевать нами и порабощать, особенно в том случае, если мы не можем покаяться или признать свои прегрешения. Грех — основная причина духовных проблем, духовного застоя и летаргии[1925].
2) Фарисейство. Во времена земного служения Иисуса Христа фарисеями называли тех, кто полагал, что духовная зрелость появляется в результате соблюдения определенных предписаний. Подобные представления были широко распространенным явлением в религиозных кругах на протяжении столетий, и сегодня их придерживаются многие фундаменталисты, евангельские христиане, католики, протестанты, либералы и другие. Согласно их убеждению, нередко характерному для людей, имеющих искреннее желание угождать Богу и достойно свидетельствовать, существуют некие правила и уставы, которые определяют, что добрый христианин не должен делать (употреблять спиртные напитки, посещать театр, смотреть фильмы категории R*[1926], носить особое платье или ходить по магазинам в воскресные дни) и что добрый христианин должен делать (ежедневно читать Библию, еженедельно свидетельствовать кому–нибудь или посещать указанное число религиозных служений). Псалмопевец, пророки, Иисус, и Павел — все осуждали подобные законнические установки (см.: Пс. 49:8–15; Ис. 1:11–17; Ос. 6:6; Мф. 23:23,24; Кол. 2:23; Гал. 3:2; 5:1). Все эти правила и уставы, бывает, ведут к греховной гордыне и противоречат самой сути библейского послания. Главной библейской темой, основой христианства является искупление, очищение от греха, избавление человеческого рода от власти сатаны и утверждение, что мы спасаемся только верой и ничем больше[1927].
Что скажем относительно духовного роста? Происходит ли возрастание в духе от исполнения неких правил и уставов? То, что Иисус осуждал фарисеев, ясно указывает на единственно возможный ответ — «Ни в коем случае, нет!» Истинная одухотворенность появляется тогда, когда мы смиренномудренно ходим пред Богом с подобающим благодарением и хвалой, твердой решимостью повиноваться Богу, осознавать свою склонность к греху и необходимость признавать свою нужду в Его неизменной благодати и милосердии. Отсюда не следует делать вывода, что мы занимаем выжидательную, пассивную позицию в отношении собственной духовной жизни. Христианин должен быть бдительным, чтобы видеть сатанинские происки, поэтому духовный рост тесно связан с молитвой, изучением Библии, общением с другими верующими, а также искренним желанием избегать греха.
Однако подобные действия и даже само желание святой жизни производит в нас Бог[1928], так что всякое наше действие и желание никак не связаны с нашим намерением исполнять некие искусственно установленные правила и уставы. Священное Писание осуждает и фарисейство (следование букве закона), и гностицизм (убеждение в том, что одухотворенность обретается превосходством в познании), и аскетизм (сознательный отказ от удовольствий, переживаний и всего земного)[1929].
3. О чем думаем. Большая часть человеческих проблем, по всей видимости, начинается с помыслов[1930]. Именно помыслы приводят нас к самонадеянности, гордыне, душевной скорби и нехристианским ценностям, каждая из которых способна порождать или усугублять духовные проблемы.
1) Самонадеянность. Обычно в условиях нашей цивилизации превозносят человека, достигшего всего собственными усилиями, а неистребимый индивидуализм вызывает у всех восхищение. Даже в церкви мы воздаем хвалу и славу настойчивости и защищаем мышление, которое уделяет мало (или вообще никакого) внимания воле и силе Божьей. Но разве не является самонадеянность признаком «теплохладного», равнодушного, лаодикийского христианства? Верующего, который хвалится: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», — Священное Писание призывает раскаяться и замечает, что человек, проявляющий подобную самонадеянность, в действительности духовно жалок, нищ, слеп, наг и «теплохладен»[1931]. Самонадеянность есть абсолютная антитеза духовной зрелости.
2) Гордыня. Самонадеянность и гордость всегда идут рядом. Гордость состоит в уповании на собственные силы и возможности, а также склонности довольствоваться созерцанием собственного положения, способностей и достижений, особенно в сравнении с другими, которые, по всей видимости, обладают всем этим в меньшей степени. Гордость значительно легче увидеть, чем определить; ее легко обнаружить в других и трудно — в самом себе. Гордость занимается сама собой, бывает самодовольна и, в конечном счете, ведет к саморазрушению[1932].
3) Душевная скорбь. Согласно автору Послания к Евреям, душевная скорбь, или «горький корень», может, произрастая, причинять вред и осквернять многих; под этим, очевидно, имеется в виду безнравственное и безбожное поведение[1933]. Душевная скорбь является мощным и неприметным источником духовных проблем[1934].
4) Извращенные ценности. Что в действительности является самым важным в жизни? Ответ на этот вопрос часто можно найти в том, на что люди тратят свои деньги, время (включая досуг) и умственные силы, особенно в своих заблуждениях. Нередко люди ценят деньги, греховные наслаждения, достижения в своих предприятиях, славе и другие дела, которые важны в обществе, но потенциально губительны для христианского возрастания в духе[1935]. Ценности подобного типа лукавы. Они увлекают нас в сторону от Бога и порождают ложное ощущение безопасности[1936].
В отличие от самонадеянности, гордыни, душевной скорби и извращенных ценностей, духовно зрелый человек преображается обновлением своего ума для познания «воли Божией, благой, угодной и совершенной»[1937].
4. В чем нуждаемся. Плохое питание, загрязненный воздух, отсутствие отдыха и неудовлетворенность других физиологических потребностей — все это приводит к патологии и деградации организма. Точно так же и духовные проблемы порождаются недостатком или отсутствием тех основных компонентов, которые необходимы для христианского здоровья и роста.
1) Непонимание. Наверное, можно прийти в отчаяние, узнав, сколько духовной боли и брожения бывает у людей, несведущих в Библии и непонимающих Священного Писания. Рассмотрим, например, несоответствующие библейскому учению мысли о том, что мы спасаемся добрыми делами; что возрастание христиан в духе полностью зависит от них самих; что наши сомнения и половые влечения возбуждают гнев Божий; что любовь Божья зависит от наших поступков; что Бог отказывается прощать греховные дела и непослушание; что денежные затруднения и семейные проблемы нам устраивает Бог, чтобы наказать нас; и что Бог в действительности не ведает о наших нуждах и заботах и не заботится о нас. Эти и масса подобных неверных представлений способны привести к беспокойству, неуверенности, духовным сомнениям и духовной летаргии.
2) Недостаток духовной пищи. Подобно тому, как дитя не может возрасти без достаточного питания, так и христианский характер не может сложиться без непрестанных молитв и чтения Библии, Слова Божьего[1938]. Духовные проблемы возникают у некоторых людей потому, что они не уделяют много внимания приему духовной пищи. Другие «отдают» так много, что быстро истощаются и приходят в отчаяние. Духовный закон, писал Уолтер Тробиш, гласит, что «тот, кто раздает много, должен и принимать много… Если беспрерывно раздавать, не принимая, можно пересохнуть, исчерпать себя»[1939].
3) Неумение отдавать. Люди, поглощающие слишком много пищи, полнеют и со временем испытывают стеснение. Подобное состояние может развиваться и в духовной жизни. «Переедание» проповедями, библейскими курсами, чтением на каждый день, передачами христианского радио и еженедельным уединением может вести к духовному «ожирению». Христиане не должны, подобно губке, впитывать все и хранить в себе. Вместо этого мы должны быть сосудами Божьими для наставления в праведности и благословения ближних. Существо христианской любви состоит в подаянии и свидетельстве, так что мы не должны «тучнеть».
4) Отсутствие баланса. Во время Своего трехлетнего служения Иисус вел уравновешенную жизнь. Он служил, взаимодействовал с людьми, проводил время в молитве и поклонении и отдыхал с друзьями. Он целеустремленно и повседневно искал помощи Божьей и заботился о Себе в духовном, физическом, умственном и социальном смысле.
Многие наши современники испытывают недостаток подобной уравновешенности. Они изнуряют себя рваным ритмом, не стремятся к надлежащему отдыху и физическим упражнениям, не соблюдают сбалансированной диеты и так заняты (даже в то время, когда трудятся для Бога), что их активности, созидательной силе и духовной жизнеспособности наносится урон. Сбалансированный образ жизни требует планирования, дисциплины и понимания, что нет человека в теле Христовом настолько важного, чтобы он был незаменимым[1940].
5) Недостаточная преданность. Чтобы стать учеником, как учил Иисус, необходимо взять крест и последовать за Ним. Подлинному возрастанию христианина в духе предшествует такая преданность Иисусу Христу, которая позволяет Ему быть Господином и начальником жизни. Любое уклонение от этого нарушает процесс духовного созревания и вносит свой вклад в формирование унылого, серого, безжизненного христианства.
На протяжении двадцати пяти лет один христианский руководитель наблюдал, как сотни христиан справлялись с жизненными трудностями. «Одни в духовном отношении процветали, другие претыкались, путались, совершали ошибки. Одни передавали окружению духовные импульсы, другие не добивались ничего. Одни возрастали во Христе, другие истощались духовно и постепенно увядали. Одни радовались и предлагали помощь, другие жаловались и ворчали. Одни усиливались и смягчались, другие мельчали и ожесточались». В чем здесь главное отличие? В преданности! «Обычные люди, преданные Господу Иисусу Христу, оказывают необычное воздействие на свое окружение. Образование, таланты и способности не имеют значения. Значение имеет преданность»[1941].
6) Недостаток простоты. Каждому известно, что жизнь сложна. Мы живем в мире стрессов, требований и деловой активности. Современную цивилизацию не оставляет в покое страсть к наживе, что усугубляет положение. Некоторые духовные руководители даже проповедуют, мол, Бог желает, чтобы мы были богаты, и в своих проповедях они заявляют, что одухотворенность и материальное благословение идут вместе. Все это не соответствует библейскому посланию. Библия последовательно выступает против жадности и алчности[1942]. Внимание здесь обращается на заботу о нищих и осознание, что не следует заботиться о земном и накапливать вещи. Согласно Ричарду Фостеру, Ветхий Завет «почти без исключений» обетовал материальное благословение скорее для общества в целом, чем для отдельных лиц. «Представить себе, что можно отрезать часть от общего пирога и отойти в сторону, чтобы насладиться им в одиночку, было просто немыслимо»[1943].
Души, подвластные алчности, стремятся к земному, испытывая непреодолимое желание иметь все больше и больше, и не возрастают в духовном смысле. «А желающие обогащаться впадают в искушение… Корень всех зол есть сребролюбие, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»[1944].
7) Недостаток силы Святого Духа. Святой Дух обитает в теле всякого верующего[1945], но некоторые, бывает, угашают Духа и отталкивают. Когда это случается, они непременно впадают в духовную летаргию. Напротив, когда управляет Святой Дух, жизненные силы прибывают, укрепляется духовное понимание, единство духа с ближними, утверждаются любовь, радость, мир, кротость, воздержание и другие плоды Духа[1946], всякий из которых предназначен, чтобы воздавать славу Христу.
8) Ослабление жизни в Теле. Всякий подлинный христианин представляет собой часть сообщества, иначе говоря, он составляет часть Тела, состоящего из других верующих; каждый член Тела важен и одарен, каждый возлюблен Христом и каждый стремится узнать друг друга, любить, молиться друг за друга, помогать, ободрять, призывать, учить и служить друг другу. Когда христиане пытаются возрастать в духе сами по себе, господствовать в единоличных империях или подниматься по лестнице христианского статуса, они останавливаются волей Божьей. Он помещает каждого из нас в это Тело и желает, чтобы мы возрастали в нем, не оставляя подлинного общения[1947]с другими братьями и сестрами[1948].
5. Что переживаем. В учебниках по психологическому консультированию редко упоминают о страданиях, а когда упоминают, то внимание акцентируют на том, как ослабить или избежать подобных переживаний. Любое упоминание о пользе, которую, бывает, несут страдания, пытаются отклонить, считая это результатом искаженного мышления. Христиане, напротив, нередко полагают, что именно страдания стимулируют личностный и духовный рост; несмотря на это, следует усердно трудиться, чтобы снять боль и другие формы человеческого страдания.
На протяжении столетий христианские авторы пытались осмыслить роль и тайну страдания. Некоторое заявляют, что всякий человек, имеющий достаточно веры, будет избавлен от испытаний, которые ожидают остальную часть человечества. Эта привлекательная, на первый взгляд, идея не имеет никакого библейского основания. Искушение производит терпение, укрепляет и способствует духовному росту. В основе страданий лежат условия человеческого существования. Таковы были искушения в жизни Иисуса и, несмотря на боль, которую приносят страдания, написано, что надлежит принимать их с великой радостью и видеть в них повод для хвалы и славы Господу[1949]. «Для христианина страдание не есть зло. Страдание для него — это исполненное боли добро, и нам следует научиться благодарить Бога за страдания и то благо, которое, как мы верим, они принесут»[1950]. Без страданий не может быть никакого духовного роста. Жалобы на страдания дискредитируют один из основных Божьих методов формирования христианского характера[1951].
6. С чем боремся. Осознаем мы то в действительности или нет, но христианин находится в постоянной борьбе. Иисус был искушаем, когда приступал к Своему земному служению и также, быть может, в последующем. Герои веры, о которых упоминает Библия, и другие боролись против сил зла, и эта борьба продолжается доныне. В этой перманентной мировой войне занять нейтральную позицию невозможно. Мы или боремся с сатаной, или встаем на его сторону — пусть не всегда в делах, но в помыслах, несомненно.
Иногда это сражение происходит в умственной сфере, где на повестку дня поднимаются вопросы хаоса, сомнений, мирских помыслов и откровенная ересь. Время от времени это сражение происходит в телесной сфере, где мы вынуждены бороться с болезнью и ранами. Нередко столкновение происходит в эмоциональной сфере, где царят душевное уныние, гнев, тревога, вина и другие внутренние конфликты. Иногда это сражение представляется умеренным, хотя в другие времена атаки противника усиливаются, особенно когда мы утомлены, болеем, эмоционально или интеллектуально истощены, только что вернулись из духовного уединения или нежились (безумствуя) в лучах славы.
В последние годы многие христиане указывают на то обстоятельство, что духовные баталии бывают нередко связаны с лукавым и губительным бесовским воздействием. Иисусу во время земного служения нередко приходилось сталкиваться с деятельностью бесов, порождавших у людей симптомы, подобные психотическим проявлениям, и сильное горе у отдельных лиц и их семьи. В Деяниях святых Апостолов и новозаветных посланиях мы находим меньше указаний на деятельность бесовских сил, а вот в эпоху Средневековья понятия «одержимость бесами» и «экзорцизм» (изгнание нечистой силы) лежали в основе методов лечения аномального или необычного поведения. В текущем столетии воздействие демонических сил стали игнорировать или отвергать как пережиток прошлого и суеверие, несмотря на деятельность (иногда сенсационную) некоторых проповедников и экзорцистов.
В последнее время интерес к действию бесовской силы, похоже, нарастает. В одной из предыдущих глав[1952]мы отмечали, что Клайв С. Льюис, с присущей ему мудростью и проницательностью, начал свою повесть «Письма Баламута» со следующего отрезвляющего наблюдения: «Имеется пара равных и полярных заблуждений, в которые склонен впадать наш народ, когда речь заходит о бесах. Одно из таковых — сомневаться в их существовании; другое — верить и испытывать к ним чрезмерный и нездоровый интерес. Что касается самих бесов, то они одинаково рады и тому, и другому заблуждению»[1953]. И доныне все еще встречаются люди, которые не верят в бесов, однако увеличивается число людей, выказывающих чрезмерный и нездоровый интерес к демоническим силам, в том числе и среди христиан. Вследствие этого многие верующие сбиваются с толку, смущаются, отвлекаясь при этом от компетентного душепопечения[1954].
Однако предел власти и влиянию сатанинских сил положен. Библия учит нас готовиться к духовному сражению, предостерегает нас от сатанинских уловок, ручается, что Святой Дух в нас больше сатанинских сил, и объявляет, что сатана, в свое время, будет изгнан навеки[1955]. Тем временем борьба продолжается, и некоторые люди гибнут в духовном отношении, поскольку не готовятся к подобным сражениям и не ожидают нападок противника.
7. Что обязаны принять. Установив происхождение духовных и других проблем, мы нередко угадываем определенное направление в процессе душепопечения. Однако человеку не всегда удается понять Божьи пути. Иногда нам следует встать возле Иова, покивать головами, поражаясь тому, что с ним произошло, и предать себя вседержавному Господу, ибо мысли Его — не наши мысли, и наши пути — не Его пути[1956]. Не всегда легко принять то, что Бог допускает, но впоследствии все это оборачивается для нас благом, становится наиболее верным и единственным решением наших проблем.