Библия и безрассудные страсти
Библия осуждает пьянство (злоупотребление алкоголем), но не делает никаких особых упоминаний о злоупотреблении наркотическими средствами, нарушениях пищевого поведения, трудоголизме и большинстве других форм аддиктивного поведения, актуальных в последнее время. Однако нижеследующие библейские принципы могут быть отнесены к проблеме пристрастия (зависимости) вообще.
1. Ничто не должно обладать нами [1696]. Бывает, что люди порабощаются даже тому, что допустимо и само по себе недурно. Утверждая: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», Павел имеет в виду стол и ложе, прием пищи и половое общение; то и другое само по себе — хорошо, но люди временами тем и другим злоупотребляют. Заодно апостол осуждает людей за бесстыдное, блудливое, безнравственное поведение, одержимость жаждой наживы, излишество в пище, идолослужение, пьянство и другие формы поведения, с которыми самому человеку справиться не по силам.
2. Мы обязаны повиноваться высшим властям. Библия вменяет нам быть законопослушными гражданами[1697]. Греховно покупать, продавать, потворствовать, иметь и употреблять любой наркотик, поскольку это противозаконно. Насилие, управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, преступные деяния и другие противозаконные действия греховны даже в том случае, если совершаются одержимыми людьми[1698].
3. Мы не должны предполагать, что наркотическая и другие формы аддиктивного поведения могут разрешить наши проблемы или ослабить стресс (жизненное напряжение). Стресс является одним из важнейших причин аддиктивного поведения. Когда жизненное напряжение превышает определенные пределы, некоторые люди начинают употреблять алкогольные напитки и другие наркотики, чтобы снять стресс, достичь эйфорического состояния и убедить себя в том, что все хорошо. Другие увлекаются работой, хобби и отдыхом с целью отвлечься от стресса. Временно такие формы аддиктивного поведения помогают человеку бежать от необходимости ответственного разрешения ситуаций, породивших повышенный стресс, однако в конечном счете стресс дает о себе знать иначе, и разнообразные формы одержимости уже не могут обеспечить даже временного облегчения. Вместо облегчения все формы аддиктивного поведения порождают немалое дополнительное напряжение. Люди пытаются уклониться от серьезного решения проблем с помощью наркотического опьянения, неуемного труда, эротического фантазирования, лихорадочной деятельности, неумеренной еды и других форм одержимости, пристрастия, аддиктивного поведения, но все это противоречит библейскому учению о необходимости возложения всех наших тягот, забот на Господа Иисуса Христа[1699], с помощью Которого мы можем справиться с ними честно и эффективно.
4. Мы должны соблюдать свои тела в плотской и нравственной чистоте.Святой Дух живет в теле всякого христианина, и по этой причине мы должны делать все посильное, чтобы удержать наши тела от нечистого, включая наркотики, излишество в пище, похотливые помыслы и развратное поведение.
Тело любого человека сотворено Богом, а тело христианина также и принадлежит Богу по достоинству божественного творения и божественного искупления. Вот почему Священное Писание и здравый смысл говорят нам, что мы обязаны заботиться о себе и своими телами прославлять Бога[1700].
5. Мы можем прийти к Богу не иначе, как только через Иисуса Христа.Несколько лет назад вышла в свет одна спорная книга (написанная профессором семинарии), в которой утверждалось, что психоделические наркотики могут стать превосходным способом познания истины и обретения важнейшего религиозного опыта[1701]. Подобное заключение отрицает тот основополагающий факт, что к Богу прийти нельзя иначе, как только через Иисуса Христа[1702]; отрицает оно и то положение, что мы обязаны приходить к Богу с ясным разумом[1703], а не с пропитанной наркотическими средствами плотью.
6. В нас должны проявляться воздержание, внутренняя дисциплина и самообладание. Хотя эти черты упоминаются в перечне качеств, в которых нуждаются христианские руководители[1704], они касаются и всех остальных христиан[1705]. Надо полагать, что все верующие должны, отвергнув безбожные и суетные страсти, жить «целомудренно, праведно и благочестиво»[1706]. Самоправедные и эгоистические амбиции осуждаются[1707], а воздержание вменяется[1708]всем верующим и приводится в перечне плодов Духа[1709]. Библия предостерегает, осуждает и призывает трезвиться в отношении ненасытности (под которой можно понимать и одержимость едой — обжорство), любостяжания (под которым можно понимать одержимость приобретательством) и похоти (которая может вести к одержимости эротическими фантазиями)[1710].
7. Мы не должны упиваться вином. Опьянение явно и ясно осуждается Священным Писанием и называется грехом[1711]. Разве не должны мы явный запрет, который делается Священным Писанием в отношении пьянства и алкоголизма, распространять и на иные одержимости? Мы не должны упиваться ни вином, ни иными токсикоманическими (наркотическими) средствами; то же касается и всех остальных форм аддиктивного поведения.
8.Мы должны исполняться Духом. Написано: «…не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Жизнь, управляемая Духом, предстает в Библии бытием, превосходящим любую альтернативу, в том числе и то жалкое прозябание, которое ведут люди, одержимые алкоголем и наркотиками.