Библия и межличностные отношения
Библия содержит описание длительной истории межличностных проблем и отсутствия понимания и взаимодействия между людьми и народами в прошлом. Адам и Ева, первые супруги, по–разному оценивали причины греха, совершенного в Эдемском саду. Столкнулись интересы их первых двух сыновей, что привело впоследствии к убийству Увеличилась численность населения, и земля наполнилась злодеяниями[764]. Некоторое время спустя после потопа между пастухами Аврама и Лота возникли споры, семейные конфликты; и далее, на протяжении всей библейской ветхозаветной истории, описывается непрерывная череда войн.
Не лучше обстояли дела и в новозаветные времена. Ученики Иисуса спорили между собой о том, кто из них должен почитаться на небесах больше[765]. На заре христианства Анания и Сапфира солгали членам своей церкви; евреи и эллины не ладили друг с другом; и было много разногласий и споров по вопросам учения[766]. В своих посланиях апостол Павел много раз высказывался по поводу разлада в церкви и призывал к миру. По ходу миссионерского служения и сам он не оставался в стороне от споров[767], и однажды написал членам Коринфской церкви о том, что опасается, как бы по прибытии к ним не найти между ними «раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков», волнений и других проявлений межличностной напряженности и греха[768].
В Библии зафиксированно множество примеров раздора, вражды, трений и разногласий между людьми; подобных межличностных распрей Библия никогда не оправдывает и не прощает. Наоборот, всяческие распри здесь строго запрещаются и часто упоминаются правила поддержания добрых межличностных отношений. Книга Притчей Соломоновых, например, вменяет нам сдерживать уста свои и уклоняться от клеветы, говорить истину, разговаривать кротко, прежде обдумывать ответ, внимательно слушать, не наушничать, избегать лести и доверять Богу[769]. Среди источников межличностной напряженности упоминаются несдержанность, гневливость, поспешность в словах, гордыня, обман, зависть, желание обогатиться за чужой счет и масса других пагубных социальных установок. Притчи Соломоновы — единственная в своем роде библейская книга, содержащая четко и последовательно изложенное учение о добрых отношениях между людьми.
Однако элементы этого учения находятся в Библии повсюду. Значительная часть Нагорной проповеди касается именно межличностных отношений[770]. В последующем служении Иисус учил, как нужно разрешать противоречия, не оставаясь в стороне от различных споров[771]. Павел предостерегал Тимофея от словопрений, особенно пустых. Другие библейские тексты призывают жить в согласии, демонстрируя любовь и заменяя раздражение и гнев добротой, прощением и состраданием[772]. Предостерегая от людей, не удерживающих свои уста, Иаков отмечает, что вражда и распри происходят от наших собственных вожделений и зависти[773]. Затем, среди восхитительного перечня практических правил жизни, читаем указание Павла избегать мести: «Никому не воздавайте злом за зло» и «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»[774]. Иисус и библейские писатели были миротворцами, которые своей жизнью и своими словами призывают всех современных верующих быть такими же миротворцами[775].
Осмыслив библейские утверждения, имеющие отношение к межличностным контактам, можно выделить несколько ясно очерченных тем.
1. Источник добрых межличностных отношений находится во Христе Иисусе. Всякий раз в сочельник рождественские песнопения и поздравительные открытки напоминают о том, что Князем мира является Иисус Христос[776]. Во время земного служения Он предупреждал, что между Его последователями и их неверующими родственниками и друзьями будут возникать напряженные отношения[777], но мы должны помнить, что Иисус Христос, по библейскому определению, — «мир наш», способный разрушить преграды и стены враждебности, разделяющие людей[778].
Последователям Иисуса обещан внутренний, сверхъестественного происхождения мир[779], придающий людям силы даже в периоды сумятицы чувств и межличностной напряженности. Мир с Богом наступает, когда мы в покаянии исповедуем свои грехи и просим, чтобы Он управлял нашей жизнью, и ожидаем, что Он даст нам мир, обещанный Словом Божьим. Этот мир, в свою очередь, должен утешать нас во времена межличностных раздоров, вражды и трений.
Отчего же тогда христиане так часто конфликтуют друг с другом и неверующими? Отчего же многие из нас не могут ужиться друг с другом?
2. Добрые межличностные отношения зависят от личностных особенностей. В том, что конфликтующие люди, политические партии, стороны в трудовых конфликтах и разные страны вступают в переговоры, нет ничего плохого. Эти мероприятия, проводимые с целью установления мирных отношений, нередко приносят пользу; и все же, Библия придает большее значение социальным установкам и характерным чертам лиц, вовлеченных в конфликты.
В первом послании к коринфской церкви Павел, похоже, выделяет три класса людей[780]. Во–первых, это люди неверующие [781]. Конечно, у каждого из них имеются свои индивидуальные отличия, но как классу этим людям присущи прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и другие признаки невоздержанности[782]. Эти люди могут желать мира и стремиться к нему, но главное, что характеризует их, — это отчуждение от Бога, которое делает недостижимым внутренний и межличностный мир. Второй класс людей известен под названием душевные; эти люди предали свою жизнь Христу, но в духе не возрастают. Они действуют подобно неверующим, часто ревнуют и ссорятся. Многие члены церкви относятся именно к этому классу, так что печальное зрелище христиан, конфликтующих, иногда сильно, с ближними и друг с другом, никому из нас не в новинку. Некоторые из этих душевных христиан регулярно читают Библию и хорошо разбираются в богословии, однако их убеждения являются по большей части умственными и, кажется, не имеют большого влияния на их жизнь и межличностные связи. В противоположность этому третий класс людей, духовные люди, состоит из христиан, которые отдались власти Божьей и стараются в мыслях и поступках подражать Христу. Иногда они падают и возвращаются на прежние мирские пути, но чаще в их образе жизни все больше проявляются «плоды Духа», включающие любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание[783].
Когда происходит внутреннее преображение, постепенный процесс перемен начинает проявляться и во внешнем поведении. Со временем это помогает людям установить лучшие межличностные отношения. Христианские душепопечители всегда имеют в виду следующий важнейший принцип: чтобы достичь подлинного мира с самим собой и ближними, человеку прежде всего следует примириться с Богом. Мир с Богом наступает в том случае, когда отдельные лица предают свою жизнь Христу, уделяют время регулярному богослужению, молитвам и исследованию Слова Божьего, что сопровождается переменой мыслей и действий.
3. Добрые межличностные отношения включают решительный настрой, усилия и навыки. Хорошие межличностные отношения не всегда, даже среди преданных христиан, наступают сами собой, автоматически. Библия и психология согласны в том, что добрые отношения устанавливаются там, где неуклонно развивают и практикуют такие навыки, как внимательное выслушивание, наблюдательность, постижение себя и ближних, благоразумное воздержание от недобрых, критических суждений и эмоционального реагирования; здесь же можно упомянуть и о необходимости точной, недвусмысленной коммуникации. Все это исследовано; и всему этому чуткий христианский душепопечитель может научиться.