Предупреждение проблем среднего возраста
Карл Юнг как–то отметил, что у нас есть школы и колледжи, чтобы помогать людям подготовиться к периоду ранней зрелости, и нет колледжей для сорокалетних, которых следовало бы учить ориентироваться в сложностях жизни в пору средней зрелости[690]. Если бы на самом деле у нас были подобные колледжи, то времени бы на их посещение у большинства людей среднего возраста не было. Обеспечить такую подготовку и оказать помощь, необходимую в профилактике серьезных проблем в среднем возрасте, могут общественные учреждения, особенно церкви. Имеется по крайней мере три способа осуществления такой профилактической работы.
1. Научить ожиданию.Если бюро погоды вовремя оповещает население о надвигающейся буре, что дает возможность подготовиться и найти укрытие, то ущерб бывает не столь велик. Вот так же было бы полезно предупреждать людей, начиная лет с тридцати пяти, о близком переходе в период средней зрелости. Конечно, запугивать людей подобными предупреждениями не следует, и все же упоминать о переходном периоде середины жизни периодически надо, причем в сочетании с положительным отношением к среднему возрасту.
Средний возраст может быть временем проблем, особенно в первые годы пятого десятилетия, но это также период плодов и новых планов. В этом возрасте люди пускают корни, находят свое место в жизни и освобождаются от нужды и долга по воспитанию маленьких детей. По сравнению с молодыми людьми в возрасте ранней зрелости, люди в среднем возрасте часто лучше обеспечены, занимают более престижные места и руководящее положение в обществе, имеют больше возможностей путешествовать и становятся мудрее. Часть усилий в борьбе за материальный достаток третьего и четвертого десятилетия жизни остается в прошлом, что нередко обусловливает появление величайшей возможности для христианского служения. Следовательно, считать или подразумевать, что жизнь на пятом или шестом десятке лет не имеет смысла, никак нельзя[691]. Людей следует предупреждать как о положительных, так и отрицательных сторонах этого периода жизни.
2. Просвещать.Во время семейных конференций, групповых дискуссий, лагерях отдыха для супружеских пар (в безмятежном ощущении тишины и уединения), занятий в воскресной школе и проповедей, приуроченных к определенным событиям, обсуждать проблемы среднего возраста можно и должно. Во многих церквах большинство мест в зале занимают люди, достигшие среднего возраста, и их семьи. Большинство из окружающих не осознают внутреннего смятения этих людей и не понимают, насколько универсальны трудности и переживания среднего возраста. Если же эти проблемы определить и признать, можно приняться за их разрешение и в разных обстоятельствах обсуждать с друзьями в доброжелательной атмосфере.
Церкви переполнены людьми среднего возраста, многие из которых ощущают собственные нравственные, духовные, эмоциональные и личностные недостатки. В церковных проповедях говорится о прощении, любви и принятии, и очень часто сами выступающие производят впечатление людей процветающих и непоколебимых, но при этом нет никаких признаков заботы или желания всесторонне обсудить важные проблемы. Многие уходят из церкви, разочарованные и неправильно понятые.
Это можно предотвратить, если обдуманно, аргументированно предупреждать, принимать и разрешать проблемы среднего возраста, особенно в рамках поместной церкви.
3. Обращаться. Вскоре после полувекового юбилея Рей Ортлунд помог братьям по вере, пересекшим пятидесятилетний рубеж, одним мудрым советом. «Не окружайте себя только ровесниками», — предложил он им. Если вы не прислушаетесь к этому совету, то «с вашей смертью умрет все, что вы знали, поскольку ваши ровесники умрут приблизительно в то же время! Делитесь же своим знанием с людьми, которые младше вас на двадцать–тридцать лет. И когда вас не станет, все, кого вы научили, будут еще двадцать–тридцать лет обучать других. Выходите за границы своего бытия!»[692]
О том же говорил и Эрик Эриксон, хотя более академическим языком: «Во избежание застоя в среднем возрасте и для плавного перехода в последующие годы, надо больше отдавать свои силы и знания следующему за нами поколению»[693]. Как указывалось выше, Эриксон называл это требование «генеративностью». Учителя обладают в этом смысле уникальными возможностями, однако обращаться к людям могут также и молодые руководители, душепопечители, родители и все, трудящиеся в церкви. Когда люди, достигшие среднего возраста, делятся своими знаниями с другими, особенно с теми, кто младше, польза бывает как дающим, так и принимающим. Когда они обращаются к тем, кто младше или нуждается, то сами получают удовлетворение от того, что их жизнь может иметь смысл и стать полезной для других.
Предприниматели, писатели, редакторы журналов, руководители государства, душепопечители, учителя и дикторы способны содействовать профилактике проблем среднего возраста, однако церковь может стать в этом смысле самой полезной. Люди верующие знают об исцеляющей силе любви и могут носить бремена ближних, поскольку это присуще истинным христианам. Подобная забота может стать жизненно важной поддержкой и помощью людям среднего возраста.
Заключительные замечания
Возможно, время от времени читатели этой книги будут видеть на ее страницах самих себя, и то же самое происходит и с ее автором. Готовя эту главу и переписывая ее для пересмотренного издания книги, я, например, остро осознавал свои трудности и победы в возрасте средней зрелости. При этом меня ободряло обновленное понимание того, что чувства и переживания среднего возраста, общие для всех людей, являются преходящими и могут содействовать духовному росту и личной зрелости[694]. С Божьей помощью мы можем помогать самим себе и своим подопечным в пору зрелости. Можно не бояться этой и любых других стадий жизни и справляться с постоянными переменами и проблемами так, чтобы возрастать в духе и вести такую жизнь, которая прославляет Бога и содействует исполнению Его замыслов. Такой, независимо от нашего возраста, и должна быть цель нашей жизни — автора этой книги, читателей и людей, которым мы служим и даем советы.
Библиография
Conway, Jim. Men in Mid–Life Crisis. Elgin, 111.: David C. Cook, 1978♦.
Conway, Jim, and Sally Conway. Women in Midlife Crisis. Wheaton, 111.: Tyndale, 1983♦.
Levinson, Daniel J., et al. The Seasons of a Man's Life. New York: Knopf, 1978.
Mickey, Paul A. Marriage in the Middle Years. Valley Forge, Penn.: Judson, 1986♦.
Ortlund, Ray, and Anne Ortlund. The Best Half of Life. Ventura, Calif.: Regal, 1976♦.
Wright, H. Norman. Seasons of a Marriage. Ventura, Calif.: Regal, 1982♦.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 15.
Поздний возраст
Почти все ее соседи согласились бы с тем, что госпожа Р. — удивительная дама.
Но кому как не этой удивительной даме знать, как одряхлела она телом за последние несколько лет. Теперь ей 83 года, она стала хуже слышать; от воспаления суставов у нее отекают кисти рук, особенно по утрам и в сырую погоду; она отдает себе отчет в том, что стала многое забывать и утратила силы и «энергию», которые были у нее несколько лет назад.
Подобно большинству пожилых людей, госпожа Р. не хотела бы обременять других заботой о ней. После смерти мужа она вот уже восемь лет живет одна в небольшой квартире, рядом с друзьями и добрыми соседями, которые помогают ей закупать продукты, но не так близко от семьи, как ей, быть может, хотелось бы. Один из ее сыновей развелся и живет холостяком в другом штате. Дочь с мужем служат миссионерами на Филиппинах. Другой сын живет по соседству, в получасе езды от ее дома. Это деятельный человек, у него трое детей–подростков и жена, которая тоже сумела сделать себе карьеру. Почти всегда по выходным кто–нибудь из семьи навещает госпожу Р., кроме того, сама она поддерживает с ними связь по телефону. Она знает, что семья в случае необходимости всегда поможет ей, но известно также и то, что дети и внуки слишком заняты и не всегда могут навещать ее.
По воскресным дням госпожа Р. чаще всего бывает на церковных собраниях, хотя ей трудно подниматься по лестнице, а зимой даже боязно выходить из дома; ей не всегда удается расслышать проповедь, и всегда бывает печально, когда она видит, сколько ее друзей физически одряхлело или умерло.
Госпожа Р. живет на небольшую пенсию, достаточную по ее потребностям; однако она беспокоится, что этих средств может не хватить на крупные медицинские расходы или на тот случай, когда она не сможет жить одна.
В общем и целом госпожа Р. старается лишний раз не беспокоиться. Она предпочитает сохранять умственную активность, размышляя о чем–либо, читая и поддерживая связь с друзьями. Дома у нее множество растений, о которых она нежно заботится, кроме того, она оставляет время для вязания и посещения соседей по дому. Соседям нравится ее веселый и отзывчивый характер.
«Много лет тому назад я поняла, что могу стать либо злой и недовольной всем старухой, либо женщиной милой и внимательной ко всем окружающим, — заявила она недавно. — Ну кому хочется находиться рядом с тем, кто все время говорит о своих проблемах; вот почему я стараюсь быть веселой».
Госпожа Р. может не понимать, что подобное отношение к людям делает ее не просто веселой. Такое отношение делает ее старость периодом жизни, приносящим большое удовлетворение, и позволяет ближним согласиться, что она и в самом деле удивительная дама.
***
Рональд Рейган отметил семидесятый день рождения через несколько дней после президентской инаугурации, возвестившей о том, что он приступил к самой тяжелой работе в мире. В прошлом диктор радио и актер кино, он начал новую карьеру, встав в строй деятелей, оставивших значительный след в жизни страны. Произошло это спустя много времени после того, как большинство его сверстников отправились на заслуженный отдых. Американский архитектор Франк Ллойд Райт построил несколько своих лучших зданий в возрасте после семидесяти лет, а впечатляющее сооружение Музея Гуггенхейма возвел в девяносто один год. Дуглас Макартур руководил операциями вооруженных сил ООН в Корее в возрасте семидесяти лет. Позднее, выступив в Конгрессе со словами: «Старые солдаты никогда не сдаются, они только теряют силы»*[695], генерал начал новую карьеру и стал преуспевающим бизнесменом. Гитарист Андрес Сеговия исполнял классическую музыку на концертах в возрасте девяноста двух лет. Боб Хоуп**[696]и Джордж Бернс***[697]старели, но темпа артистической деятельности не снижали. Сэр Георг Солти****[698]дирижировал всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на гала–концерте в честь своего дня рождения, когда маэстро исполнилось семьдесят пять. Бабушка Мозес*****[699]добилась известности в качестве художницы в возрасте восьмидесяти лет. Мир продолжал прислушиваться к советам Уинстона Черчилля, уважаемого политического деятеля Англии, даже когда он был в преклонном возрасте. Уже после восьмидесяти лет психолог Б. Ф. Скиннер и психоаналитик Эрик Эриксон написали книги, посвященные психологии стареющего человека[700].
Могут сказать, что здесь говорится о людях исключительных. Мужчины и женщины с необычными способностями — всегда исключение, независимо от возраста[701]. Однако вышеперечисленные знаменитости — и тысячи похожих на них, но не ставших таковыми — служат живым подтверждением того обстоятельства, что поздний возраст не обязательно приносит страдания, оцепенение и бездеятельность. Французский писатель Андре Моруа как–то заметил, что «старость есть не более чем дурная привычка, приобрести которую у занятого человека не хватает времени». Роберт Браунинг*[702], наверное, согласился бы с ним, ведь именно он призывал читателей: «Старейте вместе со мной! Лучшее все еще впереди…»
Этот оптимизм разделяется не всеми. Египетский философ Птахотеп писал в 2500 г. до н. э., что «хуже старости беды нет». Ралф Уолдо Эмерсон сравнивал престарелых с «ветхой одеждой и мощами», а Уильям Шекспир писал, что, старея, человек впадает во «второе детство и полное забытье. Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».
Как бы там ни было, количество пожилых людей растет в феноменальном темпе. Только в Соединенных Штатах, быть может, вследствие лучшей медицинской помощи, рационального питания и возрастающего интереса к проблеме физической подготовленности, число людей старше шестидесяти пяти лет за последние тридцать пять лет удвоилось. Каждый день количество людей, пересекших 65–летний барьер, увеличивается в нашей стране на шестнадцать тысяч. В начале следующего столетия, когда первые «бэби–бумеры» начнут выходить на пенсию, приблизительно 20 процентов населения будет старше шестидесяти пяти лет. Каждый год в научных журналах публикуется свыше тысячи статей, посвященных этой проблеме[703], и неудивительно, что ученые, политические деятели и журналисты говорят о «седеющей Америке». Церкви уже помогают многим престарелым людям, а со временем, похоже, в душепопечении будет нуждаться все большее число престарелых граждан.
Все (по крайней мере те люди, что моложе) согласятся с тем, что начало поздней зрелости находится в границах между 60 и 65 годами. Некоторые называют следующий двадцатилетний период «ранней старостью», а возраст восьмидесяти пяти и далее лет — «поздней старостью». Большая часть специалистов не находят смысла в такого рода классификациях[704], поскольку они не учитывают того факта, что физически и психологически люди стареют в разном темпе. Среди 65–летних, например, отмечается широкий разброс показателей общего здоровья, социальных установок, навыков, верований, внешнего облика, умственной активности, духовной зрелости и способности справляться со стрессами и управлять жизнью[705]. Некоторые люди и в сорок лет кажутся стариками, между тем как другие, подобно госпоже Р., остаются бодрыми и энергичными даже в восемьдесят и старше лет. Для всех и каждого, тем не менее, процесс старения и приспособления к реальной действительности может стать источником новых проблем и задач. Эти проблемы и задачи зачастую могут решаться более эффективно с помощью христианского душепопечителя.
Библия и поздний возраст
Старость, как мы все знаем, явление не новое. В предыдущих поколениях стариков было относительно меньше, чем теперь, но они были всегда. Мафусаил, проживший 969 лет, представляет собой удивительный феномен, но и многие ветхозаветные патриархи жили немало — по сто и много более лет, к тому же это явление не ограничивалось библейскими временами.
Однако и по тем временам старых людей, по всей видимости, отвергали и пренебрегали ими. Хотя обществом и признавалось, что мудрость приходит с возрастом[706], тем не менее псалмопевец молит Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже»[707]. Даже в недавних поколениях старики отвергались.
Глава 12 Книги Екклесиаста, быть может, является самым совершенным библейским описанием старости. На рубеже XIX и XX веков психолог Дж. Стенли Холл назвал это описание наиболее пессимистическим из всех, когда–либо написанных[708], и в то же время самым объективным. Написано, что люди, дожившие до позднего возраста, не находят удовольствия в своих летах. Дни бывают хмурыми, силы исчезают, занять себя часто нечем, зрение и слух слабеют, прибавляется страхов и приходит новое осознание близости смерти.
Не во всем, однако, надо видеть современную «суету сует». Все люди, в том числе и пожилые, могут найти смысл жизни, если имеют страх Божий и соблюдают Его заповеди[709]. Если у юношей — сила, то у пожилых — мудрость и опыт, за что их должно почитать[710]. В свою очередь, пожилые люди должны быть бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении, не быть клеветниками, не порабощаться пьянству, учить добру[711]. Такими должны быть пожилые люди, особенно это относится к сообществу верующих. Христианину вменяется почитать родителей, ибо сказано: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»[712]. Это обещание является, несомненно, весьма категорическим.
Итак, Библия реалистически описывает период старости, положительно оценивает его и советует совершенно определенное поведение в отношении пожилых людей. Их надо почитать, и любить, и заботиться о них. Иного выбора у христиан нет[713].