Предупреждение проблем молодости
Окончив исследования психологии молодых людей в пору ранней зрелости, ученые из Йельского университета пришли к заключению, что «третье и четвертое десятилетия человеческой жизни, по всей видимости, являются в биографии человека наиболее щедрыми и напряженными. Принимая во внимание чудовищно трудные задачи адаптации и развития, которые должны решать юноши (и девушки), эту эпоху невозможно как–то облегчить или „проскочить". И все же, можно предпринять многое, чтобы ослабить чрезмерное напряжение этого возрастного периода и облегчить решение задач развития»[644]. Начать с того, утверждают ученые, что важно помочь молодым людям найти работу и жизненную среду, которые будут способствовать, а не препятствовать их личностному и профессиональному развитию.
Когда я работал в университетском консультативном центре, один из моих подопечных заболел. Так как у него не было своего автомобиля, я взялся отвезти его домой. Увидев психологически нездоровое семейство, в котором он жил, я по–новому оценил те причины, которые обусловили его неудовлетворительную адаптацию в период ранней зрелости. Все то, что мы пытались выполнить в душепопечении, разрушалось его семейством. Если молодой человек работает или живет в неорганизованном, разрозненном, слишком строгом, придирчивом окружении, трудно предотвратить появление проблем и усугубления их в дальнейшем[645]. Иногда помочь молодому человеку покинуть такую среду бывает наилучшим средством профилактики[646]. Помимо этого есть еще по крайней мере пять других профилактических методов.
1. Образование и ободрение. Иногда проблемы и трудности, встающие перед молодыми людьми в пору ранней зрелости, удивляют и ошеломляют их. Университетские ориентировочные курсы часто предостерегают и дают соответствующие практические советы студентам, однако рамки этого процесса можно расширить. Воскресная школа, церковная дискуссионная группа, клуб молодых матерей или младших служителей, домашние библейские группы и просто случайная проповедь могут предупреждать молодых людей в период ранней зрелости о стрессах, давать рекомендации по преодолению проблем и трудностей, допускать молодых людей к участию в дискуссиях, а участникам этих дискуссий давать возможность ободрять друг друга. Когда церковь или другие программы говорят о реальных потребностях, люди откликаются на это.
2. Наставничество. Считать, что наставники нужны людям, чтобы добиться успеха, было бы фикцией, плодом воображения; однако имеется достаточно наблюдений, подтверждающих тот факт, что наставничество может быть весьма полезным как для самих наставников, так и для наставляемой ими молодежи. Это особенно справедливо в отношении культур, подобных нашей, где семейная близость встречается все реже. Это верно и в отношении людей, овладевающих новой профессией. Например, в одной крупной компании увидели, что организация и отдельные лица извлекали выгоду, когда имело место добровольное наставничество с подлинной связью наставников и наставляемых и полной свободой общения, помогающей совместно обсуждать все, что они считают полезным[647]. Братские и сестринские программы предусматривают оказание подобной же профилактической помощи, как и другие различные формы христианского наставничества.
Программы наставничества молодых людей в возрасте ранней зрелости не всегда требуют какой–то формальной организации. Нельзя считать упрощенным обоснованный подход, согласно которому вначале следует молиться об отношениях наставничества–ученичества, а затем внимательно искать того человека, который пожелает стать вашим наставником, или того, для кого вы можете стать наставником.
3. Воплощение мечты.Мечта молодого человека в возрасте ранней зрелости (воображаемая возможность, которая производит энтузиазм и энергию) бывает вначале неопределенной и нечеткой, но со временем она проясняется. Для претворения этой мечты в жизнь молодые люди должны думать, взвешивать, делать выводы, планировать и предпринимать поэтапные действия ради достижения поставленных целей. Процесс начинается с того, что некто спрашивает себя, что бы ему хотелось сделать в предстоящие десять лет; хочет ли Бог, чтобы он занимался именно этим делом; какие шаги он должен предпринять, чтобы добиться воплощения своей мечты. Молодые люди, которые в возрасте ранней зрелости трудятся ради исполнения своей мечты, вряд ли воспримут такой образ жизни, который в силу внутренних недостатков обречен на провал или способен вызвать разочарование, порождающее неверие в свои силы.
4. Родительское терпение. Нелегко родителям молодых людей, вступивших в пору ранней зрелости, наблюдать, как их повзрослевшие дети попадают в трудные жизненные ситуации, пытаясь преодолевать неожиданно возникающие проблемы этого периода.
Иногда родители приносят только вред, проявляя нетерпимость, часто порицая и давая советы из благих побуждений. Лучше, если родители ободряют, поддерживают и дают понять, что они всегда рядом и хотят говорить с детьми. Родителям не следовало бы с большой охотой предлагать своим взрослым детям денежную помощь «во спасение» или обеспечивать их как–то иначе, в связи с чем молодые люди в возрасте ранней зрелости могут уклониться от ответственности. Может быть, лучше с кротостью и по–доброму направлять их по мере необходимости. Иногда больше пользы приносит помощь, которую оказывают их родителям христианские душепопечители и руководители церкви.
5. Духовная поддержка. Одна девушка описала, как ей удалось удержаться от импульсивного и потенциально несчастного замужества. «Нотаций мне родители не читали, — рассказывала она. — Я знала, что они не будут навязывать мне свое мнение, но я также знала, что они молились. У них была потрясающая вера в то, что Бог достаточно силен, чтобы руководить их взрослыми детьми в жизненно важных решениях. Незадолго до свадьбы я поняла, какую страшную ошибку могу сделать. Теперь я точно знаю, от каких громадных осложнений предохранила меня глубокая вера и постоянные молитвы моих родителей». Вот что могло бы стать девизом всех христианских душепопечителей, включая родителей, помогающих своим детям: «Молитва предотвращает несчастья».
Заключительные замечания
Джон Морган — циркач, ему 21 год; он называет себя «Меркурий–Морган». В ранней юности он иногда собственноручно подписывался в школьных ежегодниках друзей именем и аббревиатурой ЯНВВКНВ (означавшей: «Я Неоспоримо Величайший Велосипедист–Каскадер Нашего Времени»). Теперь он допускает, что это звучало дерзко, но в отличие от большинства школьных друзей у молодого Меркурия–Моргана была мечта стать в меру сил лучшим велосипедистом. Всякий раз, когда находилось время, он практиковался, перепрыгивая через контейнер для пищевых отходов на заднем дворе своего дома.
Однажды юноша отправился послушать одного благовестника, когда–то работавшего каскадером–мотоциклистом. Вскоре у Меркурия–Моргана появился наставник, который к тому же привел его к Иисусу Христу и стал учителем этого молодого человека. В отличие от многих бывших одноклассников, молодой циркач уже достиг своей мечты в шоу–бизнесе. Но важнее, что он познал истину, что связь с Иисусом Христом является постоянной силой в его жизни, тем, что он называет «бездонным источником силы»[648].
Эта история не совсем обычная, но она иллюстрирует некоторые из принципов, изложенных в этой главе. Пусть многие руководства по консультированию и не уделяют должного внимания поре ранней зрелости, но данный возрастной период является критически важным этапом в развитии человека. В это время в жизни молодых людей могут возникать проблемы, и часто появляется нужда в душепопечении. Помощь, оказываемая молодым людям в этом возрасте, может принести наибольшее удовлетворение душепопечителю–христианину.
Библиография
Bocknek, Gene. The Young Adult: Development after Adolescence. Monterey, Calif.: Brooks/ Cole, 1980.
Collins, Gary R. Getting Started. Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell, 1984♦.
Egan, Gerard, and Michael A. Cowan. Moving into Adulthood. Monterey, Calif.: Brooks/ Cole, 1980♦.
Jones, Landon Y. Great Expectations: America and the Baby Boom Generation. New York: Coward, McCann and Geoghegan, 1980.
Levinson, Daniel J., et al. The Seasons of a Man's Life. New Jork: Alfred A. Knopf, 1978.
Parks, Sharon. The Critical Years: The Young Adult Search for a Faith to Live By. New York: Harper & Row, 1986.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 14.
Средний возраст
Бен ясно выразил свое желание. Отмечать свой день рождения он не будет. Многие годы Бен имел обыкновение шутить, что жизнь начинается в сорок и что ему хотелось бы устроить великую гулянку, когда придет время отметить переход в зрелый возраст. Когда же это время настало, он передумал.
Изменилось и все другое.
Своеобразная прелесть, острота, изюминка его супружества, некогда, несомненно, имевшая место, пропала. Бен почти перестал говорить жене комплименты, зато щедро расточал критику в ее адрес и саркастические замечания. И даже в присутствии других супружеских пар Бен унижал жену и показывал свое недовольство ею. Надо ли удивляться, почему кое–кто из его даже давних друзей отшатнулся от него?
Не лучше обстояли дела и на работе. После окончания университета Бен работал в IBM. Карьера у него началась вполне удачно, но теперь он держался на плаву только за счет некоторых прежних продвижений. Незадолго до сорокового дня рождения Бена обошли по службе — на место менеджера, которого он долго добивался и на которое рассчитывал, поставили другого. Это повергло его в отчаяние, он осуждал себя за неудачную карьеру, демонстративно заявлял, что два его сына–подростка должны забыть об учебе в университете, поскольку их «старик» не имеет ни денег, чтобы отправить их учиться, ни протекции в компании, чтобы получить приличное продвижение по службе. Когда вдобавок обнаружилось, что один из его сыновей употребляет наркотики, Бен пришел в ярость и вначале даже отказался от встречи с психологом–консультантом мальчика.
Бен часто бегал по утрам, обычно в одиночестве. По воскресеньям ему, кажется, доставляло особое наслаждение пробегать мимо церкви, так что все могли заметить, что он больше не ходок на богослужения с этими «лицемерами».
В конце концов в ответ на настойчивые просьбы жены Бен все же встретился со школьным психологом–консультантом, чтобы обсудить проблему сына. О себе Бен распространяться не любил, хотя иногда и откровенничал с парой старых друзей, которые терпели его ворчливость, не реагировали на его сарказм и понимали его фрустрации. Однажды у него состоялся долгий разговор с хозяином компании, после чего он решил перебраться на юг страны. Продажа дома, получение материальной помощи на детей от университета, перемена климата, замена старого автомобиля, устройство на новую работу — все это, казалось, оживило надежды Бена, возвратило жизненные силы. Он снова ходил в церковь, перестал язвить и начал налаживать добрые отношения с женой и детьми. К своему удивлению, он даже начал ободрять одного из своих сотрудников, столкнувшегося с проблемами и трудностями среднего возраста.
Что такое средний возраст?
Некоторые говорят, что это расцвет сил. Это время, когда чувствуешь себя изумительно, как пишет восторженный автор одного пособия[649]. Это злая шутка, как говорит другой, поворотный пункт, конец молодости и начало конца. Это время заброшенного поколения, по мнению одного семейного врача, «игнорируемого обществом и забытого законодателями мод»[650]. Для многих это время кризиса[651], несмотря на то что некоторые и заявляют, что достоверных данных в пользу существования кризиса середины жизни не существует[652]. Для каждого человека этот возраст — время перемен, перехода из одного состояния в другое. Как и при всех жизненных переменах, переход в средний возраст является временем приспособления и переоценки. Одни проходят этот период гладко и без трудностей; другие ощущают угрозу, нестабильность и неопределенность, что делает средний возраст периодом умеренного или серьезного кризиса[653].
Том Маллен рассматривает средний возраст в более радужном свете:
Перевалив сорокалетний рубеж, многие люди страдают… Кризис середины жизни — это главным образом кризис психологический, и он никак не обусловлен гормональными сдвигами в организме. Более того, этот кризис часто провоцируется осведомленностью человека о своей телесной «амортизации». В сорок многие люди делают вывод, что, если бы они знали, что доживут до этих лет, они бы больше заботились о своем здоровье. Приходя на пляж со своими домочадцами, они замечают, что юные красотки отводят взгляд, когда они проходят мимо них, втянув животы так, что становятся похожими на «человека–змею». В эту пору и собственные дети вряд ли прибавят душевного покоя, если начнут сравнивать сеть варикозно расширенных вен на вашей левой ноге с дорожной картой Луизианы. И никому из них не нужно напоминать о животах, както незаметно вырастающих, и волосах, блистающих своим отсутствием.
В возрасте около сорока мужчины… могут приударять за молодыми женщинами, что мало отличается от поведения собаки, которая «приударяет» за автомобилем и не знает, что делать дальше, когда, быть может, она и догонит какой–нибудь…
Женщины и дети часто нежно и заботливо любят мужчин среднего возраста, но что касается их сексуальных попыток, то зачастую они только порождают проблемы и трудности, а к цели не приближают. Предупреждение, звучащее в адрес десятилетнего ребенка, чтобы он не играл с папой в кучу–малу, ибо он «уже не такой молодой, как раньше», задевает самолюбие человека среднего возраста так же, как и обследование на геморрой[654].
И в самом деле, какое определение можно дать среднему возрасту — периоду, забавному для одних и критическому для других? Многие ответят на этот вопрос с точки зрения количества лет: средний возраст — это время, которое охватывает период с конца четвертого десятка лет до конца пятого. Кто–то согласится с Карлом Юнгом, знаменитым швейцарским психиатром, который писал о среднем возрасте, как о периоде жизни, когда мы можем легко переключиться на другое, поскольку в значительной степени завершили такие дела, как «рождение детей… сохранение рода», «заработали деньги и положение в обществе»[655]. Другие определяют этот период как время все большего осознания, что всех целей не достичь; что жизнь подходит к концу и надо решать, продолжать двигаться в том же направлении или решиться на перемены, пока еще не слишком поздно.
Следовательно, понятие «средний возраст» разными людьми трактуется по–разному. Где–то около сорока начинается период жизни, для которого характерны самоанализ, самокритика, переоценка убеждений и ценностей, приспособление к физическим переменам и пересмотр образа жизни, карьеры и приоритетов. Для многих мужчин и женщин этот возраст является критическим периодом, но для большинства это время означает гораздо больше, чем просто время выживания[656]. Этот период может быть началом наилучшей половины жизни[657].
Все это имеет значение для христианского душепопечения. В церковных общинах, как и в обществе вообще, люди именно среднего возраста принимают большинство решений, зарабатывают и распределяют большую часть денег, занимают большинство руководящих постов и, похоже, обладают наибольшей властью. Но эти люди также отчаянно борются со скукой, упадком сил, супружескими разногласиями и изменчивыми ценностями. Если учесть преобладание людей среднего возраста и их проблем как в обществе, так и в церкви, то станет ясно, что к этому возрасту должен быть проявлен особый интерес в христианском душепопечении.
Библия и средний возраст
Священное Писание говорит о среднем возрасте немногое, возможно потому, что сравнительно небольшая часть народа доживала в библейские времена до этого возраста, хотя некоторые знаменитые люди и умирали в глубокой старости. По некоторым оценкам предполагаемая продолжительность жизни людей в бронзовом веке составляла восемнадцать лет. В Греции вероятная продолжительность жизни существенно не отличалась, а в Средние века поднялась только до тридцати семи лет. Даже в 1900 г. она была относительно низкой — около пятидесяти лет, так что имеется мало исторических прецедентов, библейских наставлений, касающихся среднего возраста, и глубоких богословских откровений, которые могли бы помочь современным людям средних лет.
Большой поддержкой для христианских душепопечителей могут стать те библейские отрывки, где говорится о глобальных проблемах, которые решают люди в среднем возрасте. Это проблемы браков, самоуважения, жизненных целей, труда, горестей, взаимодействия с детьми и престарелыми родителями, духовной зрелости, гневливости, телесных болезней, разочарований и так далее. Когда Священное Писание обращается к этим проблемах, то ссылка на возраст дается редко. Однако библейские учения и законы жизни универсальны, так что отдельным людям, включая и людей среднего возраста, следует помочь постичь актуальное значение Священного Писания при удовлетворении уникальных личных нужд.