Предупреждение юношеских проблем
Хорошо известно, что цыплята, вылупляясь из яйца, разбивают скорлупу. Если некий благожелатель постарается помочь цыпленку разбить свою скорлупу, тот вылупится быстрее, но при этом у него не будет опыта решения проблем и силы, необходимой для подготовки к будущим жизненным стрессам.
Подростки отчасти походят на цыплят, которые стараются разбить свою скорлупу. Прощание с детством может оказаться болезненным и трудным процессом, но с каждой решенной проблемой подросток обретает уверенность, навык, знание, даже в случае поражения. Иногда родители и другие благожелательно настроенные взрослые пытаются избавить юношу от всех проблем и защитить от всех жизненных стрессов, но это невозможно; и так воспитывать детей нельзя. Вместо этого мы обязаны помочь молодым людям вступить в пору зрелости без болезненных и ненужных осложнений, наступающих в связи с нарушением закона, половой распущенностью, серьезным нервным расстройством, академической неуспеваемостью, конфликтом или утратой веры. Имеется несколько способов, с помощью которых душепопечители и другие христианские руководители могут помочь родителям подготовиться к потенциальным юношеским проблемам, а молодым людям — перейти в пору зрелости без многих мучительных заблуждений периода юности.
1. Духовные основы. Кто–то сказал, что начинать готовиться к юности следует, по крайней мере, за десять лет до ее начала. Прививая навыки общения, воспитывая взаимное уважение, заботясь о других и открыто обсуждая проблемы, родители помогают детям учиться открытому отношению к проблемам, чтобы они могли решать их по мере возникновения, не откладывая на долгий срок.
Эта подготовка имеет особо важное значение в духовной сфере. На подростков не действует богословское законничество или такое вероисповедание, в котором много говорят и мало делают. Если их родители демонстрируют живую веру, искреннюю преданность Иисусу Христу и повседневную готовность поклоняться и служить Ему, то это на подростков действует гораздо сильнее. Если родители учатся возрастать в духе, в семье возрастает любовь, стабильность, уважение и прощение. Это создает прочное основание, на котором подростки могут строить свою жизнь, вырабатывать ценности, решать проблемы и планировать будущее.
2. Образование. Есть целый ряд школьных программ с целью предупредить подростков об опасностях юношеского алкоголизма, наркомании, половой распущенности и других подобных проблем. Такая информация может оказаться полезной, но юноши нередко знают (или думают, что знают) о наркотиках и сексе больше, чем их учителя. Часто фактические знания вытесняются под давлением сверстников или возбуждения, связанного с риском. Побуждать подростков отказаться от употребления наркотиков — превосходная цель, но от лозунгов, подобных этому, мало проку, если человек не приобрел навыка, как отказаться от наркотиков, когда обстоятельства толкают на это. Образовательные мероприятия, направленные на профилактику юношеских самоубийств, могут быть конструктивными, но только в том случае, если самоубийство не становится привлекательным, если учащимся дают реальную информацию о самоубийстве и показывают им, как можно преодолеть проблемы не таким деструктивным образом[589].
Отказываться от санитарного просвещения нельзя, но в определенном смысле оно бывает более эффективным, если исходит не от профессиональных учителей, а от тех, кто сам пережил мучительную «ломку» и состояние абстиненции или осложнения от распущенного, безнравственного поведения. Еще важнее — рассуждения о нравственных стандартах, ценностях и библейском учении о добре и зле. Эти проблемы следует обсуждать открыто и честно, преимущественно в семье и прежде, чем они внезапно возникнут перед юношей. Кроме того, молодым людям следует помочь найти любовь и уважение в жизни, чтобы у них не появилась потребность искать суррогатной любви в наркотической эйфории, половой распущенности и в покушениях на самоубийство.
Часто родители–христиане и церковное руководство полагают, что Бог защитит наших детей, если мы будем регулярно молиться за них. Это правильный вывод, но иногда он превращается в оправдание, которое мы приводим, пренебрегая вопросами развития детей и устраняясь от решения проблем, с которыми юноши сталкиваются каждодневно. Несомненно, мы приходим к верному заключению, когда решаем, что Бог временами отвечает на наши молитвы и хранит наших детей с помощью нравственного учения и предостережений, исходящих от родителей и христианских учителей. Однако этого может и не произойти, если такие проблемы, как половое общение, репродуктивные планы, пьянство, мастурбация, беременность у подростков и наркомания, никогда не обсуждались. Если бы эти проблемы открыто обсуждались прежде их появления, то их можно было бы обсудить снова, когда искушения начнут умножаться[590].
3. Образец стабильной семьи.Пример родителей является одним из наиболее эффективных профилактических средств в жизни юноши. Как родители справляются в условиях стресса, как устраняют разногласия, как реагируют на искушения? Насколько прочен их брак? Может ли семья стать прибежищем во время стресса? Может ли она превратиться в точку опоры, когда мир вокруг, по–видимому, находится в состоянии брожения? Побуждение укреплять семейно–брачные связи является важнейшим способом, которым церковь способна предотвратить юношеские проблемы. Душепопечителям надо учить родителей тому, как следует любить детей, принимая их такими, как есть; как понимать их, замечая в них доброе; и как избегать нотаций. Душепопечители должны помочь родителям осознать тот факт, что дети склонны к большему послушанию, когда их «предки» не реагируют на мелочи.
4. Межличностная поддержка. Вбольшинстве церквей осознают, что в юные годы поддержка и ободрение сверстников играют важную роль. Конечно, восстание подростков против родительской власти, наркомания и половая распущенность имеют место и в церкви, и в межцерковных объединениях; и все же, если друзья и проницательные заботливые руководители готовы оказать молодым людям эмоциональную и общественную поддержку, помочь им организовать обсуждение реальных проблем, приятно провести время, сформировать адекватную самооценку, направить в жизни и преподать духовное учение, тогда церковь способна оказать великое положительное и профилактическое воздействие. Подавая пример для подражания, как мы отметили выше, можно преподать юношам важнейшие уроки. Если верующие из числа старших членов церкви могут дать образцы поведения, которые принимаются и почитаются юношеством, то это может существенным образом повлиять на их развитие. Кроме того, душепопечитель не должен недооценивать значения руководителей молодежи и действенных молодежных организаций.
5. Водительство. Найти свое призвание, свое место в жизни, понять свою индивидуальность, определить свой жизненный путь, научиться взрослеть самому, сформировать свои ценности и решить, во что им верить, — вот что предстоит совершить молодому поколению. Никто не способен принять этих решений за них, хотя родители, христианские душепопечители и руководители церкви могут помочь им в этом и ободрять их после принятия этих решений. Занятия в воскресной школе, молодежные собрания и лагеря могут стимулировать обсуждение и осмысление этих проблем — и это тоже по силам родителям.
Заключительные замечания
Нелегко быть молодым; так же нелегко и помогать им переживать юные годы; и все же, несомненно, критический характер этого переходного периода от детства к зрелости в жизни человека преувеличен. С учетом происходящих перемен и нужных приспособительных реакций, следует признать, что большинство молодых людей достигают зрелости в исключительно хорошей форме.
Непосредственно перед вознесением на небо Иисус говорил Своим последователям, что у них есть одна главная обязанность, которую им следует исполнять во время Его отсутствия — воспитывать учеников[591]. Где еще можно сделать это лучше, чем в семье? Дети растут, становясь подростками и юношами, и воспитание детей должно плавно переходить в воспитание учеников через наставление словом и примерный образ жизни последователей Иисуса Христа. Шлепками подростков и юношей ничему не научишь[592], но эти люди уже достаточно зрелы, чтобы ответить на разумные рассуждения, убеждения, справедливость, интерес, положительное подкрепление, любовь, родительский пример и силу молитвы. Как душепопечители и родители, мы обязаны помочь молодым людям возрастать в зрелости во Христе, а не заставлять их соответствовать каким–то родительским шаблонам. Мало найдется таких задач, которые представляли бы больший интерес, приносили бы большее удовлетворение, имели бы большее значение.
Библиография
Benson, Dennis С, and Bill Wolfe. The Basic Encyclopedia for Youth Ministry. Loveland, Colo.: Group Books, 1981.
Collins, Gary R. Give Me a Break: The How–to–Handle–Pressure Book for Teenagers. Old Tappan, N.J.: Revell. 1982♦.
Dobson, James. Preparing for Adolescence. Ventura, Calif.: Regal, 1978♦.
Kesler, Jay, ed. Parents and Teenagers. Wheaton, 111.: Victor Books, 1984♦
McCoy, Kathleen. Coping with Teenage Depression: A Parent's Guide. New York: New American Library, 1982.
McDowell, Josh. What I Wish My Parents Knew about My Sexuality. San Bernardino Calif.: Here's Life Press, 1987♦.
Olson, G. Keith. Counseling Teenagers. Loveland, Colo.: Group Books, 1984♦.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 13.
Молодость
Бренту и Мишеля уже за двадцать; ему — двадцать шесть, ей — двадцать один. Они посещают одну и ту же церковь. Если он ходит в эту церковь только несколько последних месяцев, то она была в ней столько, сколько себя помнит, и эту же церковь посещает большинство членов ее семьи.
Брент вырос в доме, где с религией почти не считались. Его родители называют себя христианами, но в церковь ходят один–два раза в год (обычно на Рождество). Многие годы они надеялись, что Брент, их единственный сын, займется семейным бизнесом, но вместо этого по окончании университета он решил поступить в семинарию. Родители вначале возражали, но потом благословили и частично оплачивали его обучение.
Теперь, когда не за горами окончание семинарии, Брент считает, что ему, быть может, не очень–то и подходит должность пастора. Он мечтает о миссионерском служении и думает провести лето в Африке как «непрофессиональный» миссионер*[593]. Родители не поддерживают этого решения. Они считают, что он попусту потратил семинарские годы и погряз в религии, так что глупо, с его стороны, считать миссионерскую деятельность целью своей жизни и стеснять их в средствах, пытаясь собрать «поддержку»**[594], чтобы «прогуляться в Африку за чужой счет». Что касается призвания, то Брент сбит с толку. Он не знает, чем заняться, и иногда ему думается, что правда на стороне его родителей.
Со своим призванием не определилась и Мишелл. Ее родители восхищаются миссионерской деятельностью и были бы довольны, если бы их дочь отправилась на миссионерское служение. Она же видит себя модельером женской одежды и проводит много времени за этим занятием. Она проучилась в университете год и бросила его, поскольку там ей стало скучно. Ей неясно, как можно стать модельером одежды, тем не менее она еще ничего не сделала, чтобы претворить эту мечту в жизнь; что касается учебы на модельера, то об этом ей не хочется думать. Вместо этого ей хочется путешествовать, знакомиться с интересными людьми и зарабатывать больше денег, чем теперь, на месте кассира в местном магазине самообслуживания.
Бренту и Мишелл приходится нелегко; они обратили внимание на то, что в этих вопросах большинство их друзей путаются не меньше их. Поступивших в университет и аспирантуру среди них мало, правда, есть несколько человек, нашедших неплохую работу. Эти люди, по всей видимости, не сомневаются в своем призвании. Брент и Мишель молятся (время от времени вместе) о своем жизненном пути, тем не менее иногда они сомневаются (как и их родители), что когда–либо получат ясное представление о своем призвании.
***
Полное руководство по клинической ncuxuampuu/IV представляет собой объемистый том весом около семи фунтов, толщиной почти в три дюйма; в нем имеется более двух тысяч страниц специальной информации, написанной в краткой форме и расположенной в две колонки[595]. Это производящее глубокое впечатление руководство содержит подробные статьи о детстве и юности, зрелом и пожилом возрасте; однако здесь почти ничего не говорится о молодости (периоде ранней зрелости). Молодые люди составляют треть нашего населения, у большинства из них есть дети. Эти люди, составляющие ядро рабочей силы государства, по мнению специалистов по маркетингу, обладают огромным политическим влиянием и покупательной способностью. Будучи прослойкой между родителями средней или поздней зрелости, с одной стороны, и подростками, которые привлекают так много внимания средств массовой информации, с другой, молодые люди в периоде ранней зрелости имеют свои уникальные потребности и проблемы; и вместе с тем именно эту возрастную группу все больше игнорируют авторы руководств по психологическому консультированию и психиатрии.
Молодость (ранняя зрелость) охватывает период жизни от конца второго до конца третьего десятка лет. Это время глубокого удовлетворения в смысле любви, сексуальности, семейной жизни, профессиональных достижений, творческой силы и реализации крупных жизненных целей, но также временами и сильного стресса. «Ранняя зрелость является фазой, когда нас более всего допекают собственные страсти и амбиции (внутри нас), а вовне — требования семьи, общины и общества. В достаточно благоприятных условиях жизненные преимущества этой фазы огромны, но издержки часто равняются или превышают преимущества»[596].
Согласно Даньелу Левинсону и группе его коллег по научно–исследовательской работе в Йельском университете, возраст ранней зрелости можно разделить на четыре перекрывающихся периода, каждый из которых длится приблизительно 5–7 лет[597]. Как показано на рис. 13.1, период ранней зрелости начинается с перехода в период ранней зрелости , который охватывает возраст от 17 до 22 лет. Переходя из юности в молодость, люди принимают решение о будущем. Выбирать жизненный путь бывает трудно, отделяться от родителей не всегда приятно, и для большинства этот временной отрезок жизни является периодом испытаний, волнений, трудностей и тревог в одно и то же время[598].
Рис. 13.1. Ступени взросления*[599]
В возрасте около 21 года молодые люди стоят на пороге мира взрослых и уже должны принимать практические решения. В середине третьего десятка лет жизни большинство людей решают вопросы брака, отцовства и материнства, рода или вида деятельности и организации быта. Часто в разных ситуациях молодые люди могут выбирать из целого ряда альтернатив; однако иногда жизненно важные решения принимаются ими поспешно либо под влиянием конкретных обстоятельств, о чем в последующем им приходится сожалеть.
Переходный период тридцатилетних начинается в 28 лет и завершается в начале четвертого десятка лет. Для многих это время переоценки, когда прошлый жизненный выбор подвергают критическому анализу и временами меняют. К этому времени у большинства из нас открываются таланты, способности и интересы, которых раньше мы в себе не находили. Одни приходят к выводу, что их идеалистические, юношеские ценности и мечты нереальны или недостижимы. Те, кто не связывал себя какими–то обязательствами в третьем десятилетии жизни, бывает, чувствуют себя огорченными, утратившими связь с людьми, и склонны считать, что их сносит течением жизни. Многие пытаются изменить этот образ жизни ради большей стабильности в будущем. Для других этот возрастной период становится временем таких перемен, что молодые мужчины и женщины задаются вопросом, не наступил ли у них кризис середины жизни на десять лет раньше обычного.
В возрасте от 33 до 40 лет у большинства людей наступает период стабилизации. Согласно Левинсону, «жизнь на четвертом десятке лет всегда отличается (при этом перемена может быть едва различимой или драматической) от того, какой она была десятилетие назад»[600]. Требования семьи, общины и общества достигают пика. Этот период в сфере профессиональных и экономических достижений часто характеризуется возникновением конкурентной борьбы, по крайней мере в нашем обществе; многие люди начинают все больше заботиться о достижении большей независимости и самодостаточности.
В наше время все это осложняется феноменом, получившим название «бэби–бум». В 1946 г., после Второй мировой войны, рождаемость во всем мире неожиданно достигла пика. В большинстве государств в последующие годы рост рождаемости вскоре прекратился, однако в следующих четырех странах — Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Соединенных Штатах — рождаемость оставалась на высоком уровне на протяжении почти двадцати лет. Все это привело к демографическому взрыву (один обозреватель назвал его «свиньей в удаве»), который распространяется по жизни, радикально изменяя общество и оказывая существенное влияние на предыдущие поколения[601]. На Западе — это первое поколение, выросшее под влиянием телевидения; первое поколение, не знающее инфекционных болезней типа дифтерии и полиомиелита (зато познавшее ВИЧ–инфекцию); первое поколение, привычно использующее компьютеры в повседневном труде, знакомое с покорением космоса и получившее практически безграничные возможности в сфере образования. Это поколение пытается изменить общество, освободить женщину. Это поколение гонится за материальным изобилием, меняет ценностную ориентацию в отношении секса, проявляет терпимость к разнообразию и бросает вызов устоявшимся традициям. Это поколение гордится непредубежденностью и широтой взглядов; однако именно это поколение обвиняют в духовной нищете и культурном консерватизме[602]. И это же поколение ведет активную конкурентную борьбу за рабочие места, продвижение по службе и материальное изобилие, добиться которого рассчитывают многие взрослые[603].
Те, кто родился позже, могут испытывать смешанные чувства в отношении своих старших братьев и сестер из числа «самого большого, самого богатого и самого образованного поколения», о котором теперь пишут как о поколении людей, «сомневающихся, неуверенных в подлинности своих ожиданий, неуверенных в своей роли в обществе, неуверенных в своем браке и семье, неуверенных даже в необходимости продолжать свой род»[604].
Хорошо известно, что молодые люди по окончании средней школы, в возрасте ранней зрелости, часто выбывают из церкви и возвращаются туда позднее, уже став родителями. И очень часто люди эры «бэби–бума» и «пост–бэби–бума» попадают в церкви, где их отчаянных усилий по преодолению проблем понять не могут, не могут удовлетворить их потребностей. Подобно большинству руководств по психиатрии, многие церкви также не уделяют должного внимания проблемам молодости (ранней зрелости)[605].
Библия и молодость
Из всех людей, упоминаемых Библией, ни о ком не говорится чаще, чем о Давиде. Исторические данные из его жизни изложены в четырех ветхозаветных книгах; во всей Библии его имя упоминается даже чаще, чем имя Иисуса Христа[606]. Иногда мы забываем, что динамичный, подвижный образ жизни Давида, его соперничество с Саулом, дружба с Ионафаном, духовный рост и семейно–брачные неурядицы[607]имели место, по всей видимости, до того, как ему исполнилось тридцать[608]. Многие псалмы были написаны Давидом, очевидно, в возрасте ранней зрелости.
В отличие от современных писателей, Библия не выделяет раннюю зрелость как особый возрастной период, но похоже, что библейские персонажи большей частью прославились в истории, находясь именно в этом возрасте, как и Давид. Иисус находился именно в этом возрасте, когда исполнил Свое служение и изменил течение истории. Многие руководители первой Церкви, похоже, были молодыми людьми. Каждый из них бился над решением собственных проблем, но Бог, сильный в делах, употреблял многих из них. «Никто да не пренебрегает юностью твоею», — писал апостол Павел Тимофею, когда тот, возможно, был в возрасте ранней взрослости. Далее Павел продолжает: «Но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»[609].
Хотя возраст ранней зрелости в Священном Писании не выделяется, тем не менее здесь часто упоминаются многие из забот и проблем этого возраста. Тревога, уныние, супружество, половое общение, операции с деньгами, занятия, связь с родителями и детьми, искушение и духовный рост — вот вопросы, которые упоминаются в Библии и особо относятся к людям в возрасте ранней зрелости.
Причины проблем в молодости
В одном фундаментальном исследовании психологии университетских студентов сообщалось, что для многих из них была характерна психология «спасательной шлюпки». Каждый ощущал себя одиноким моряком в шлюпке, оказавшейся вдали от гавани в страшном шторме. Если в лодку поступает вода, «каждый черпает ее в одиночку. Ситуация настолько скверная, что ни у кого не хватает времени подумать о других, которые, может быть, терпят такое же бедствие»[610].
Является ли сегодня это описание (одно из последних по времени) достоверной характеристикой психологии университетских студентов и других молодых людей в возрасте ранней зрелости? Некоторые ученые считают, что существование студентов, как и всех других людей, определяется циклами. Возьмем, к примеру, некое поколение студентов. Оно характеризуется массовой политической активностью, политическим самосознанием и озабочено проблемами ближних. Но вот проходит несколько лет и в университетах становится тихо, поскольку студенты с головой уходят в учебу и научную работу, стремясь к личному успеху и материальному благополучию. Мудрые душепопечители знают об этих социальных тенденциях и ясно понимают, каким образом они влияют на отчаянные усилия подопечных по преодолению своих проблем. Тем не менее, несмотря на то что культурные тенденции и условия постоянно меняются, молодые люди в возрасте ранней зрелости во всяком поколении и в любое время чувствуют себя в мире изолированно. Подобно одинокому моряку в шлюпке, давшей течь, многие беспокоятся о собственной безопасности и выживании, и у них не остается сил подумать об обществе или проявить интерес к ближним.
Испытания, с которыми сталкиваются люди в молодости, можно объединить в четыре главных категории. Каждое из этих испытаний способно породить проблемы у молодых людей в пору ранней зрелости.
1. Развитие способностей. Большая часть нашего детства посвящается приобретению навыков, необходимых для выживания и приспособления друг к другу. Становясь старше, мы узнаем, как учиться, решать проблемы, справляться со стрессом, контролировать такие чувства, как гнев и тревога, а также как обращаться с родителями и сверстниками. Много личных неудач происходит от того, что мы в свое время не обрели навыков, необходимых для нормального функционирования в условиях современной сложной культуры. Если человек хочет преуспевать в возрасте зрелости, ему следует совершенствовать навыки в разных сферах[611].
1) Физические навыки. К тому времени, когда мы достигаем зрелости, почти все из нас узнают, как важно быть здоровым, систематически заниматься гимнастикой и соблюдать сбалансированную диету. Однако некоторые молодые люди изнуряют собственные тела нездоровым питанием, диетой, дающей «патентованный и незамедлительный результат», недосыпанием, леностью, алкоголем и другими возбуждающими средствами. Молодому организму свойственно быстрое восстанавление сил, и подопечные забывают, что, как бы там ни было, переутомление, избыточный вес, гиподинамия, нерегулярное питание, физическое перенапряжение объективно препятствуют нормальному функционированию организма и эффективному контролю над стрессом. Сложные проблемы иногда возникают или углубляются лишь потому, что люди не желают ухаживать за своим телом.
2) Интеллектуальные, направленные на разрешение проблем, навыки. Чтобы успешно преодолевать стрессы, разрешать проблемы и эффективно адаптироваться к переменам, люди должны уметь продуктивно учиться, плодотворно общаться и ясно мыслить. К сожалению, многие молодые люди, закончив обучение в системе образования, так и не умеют ясно мыслить. Наши школы придают столько значения творческим способностям, терпимости и «учению ради удовольствия», что, по мнению некоторых критиков[612], студенты не умеют ни учиться, ни мыслить.
В основе разрешения проблем лежит прояснение вопросов, постановка целей, выявление альтернативных решений, тщательная проверка одной или более из выдвинутых альтернатив, оценка того, что произошло, а иногда прохождение всего цикла по второму кругу. Временами проблемы возникают или усугубляются от того, что люди, не научившиеся четко и последовательно мыслить, не знают, где добывать полезную информацию, или понятия не имеют о том, как следует разрешать проблемы. Вот почему душепопечитель становится воспитателем, который обучает молодых людей интеллектуальным навыкам — навыкам решения проблем.
3) Навыки самоконтроля. Один мудрец как–то сказал, что многие хотят быть писателями, но немногие при этом хотят писать. Быть известным автором — значит иметь престиж, а иногда и славу[613], вместе с тем, чтобы писать, и писать хорошо, автор вынужден проводить в уединении много времени (иногда впустую), излагая свои мысли в письменной форме. Эта задача требует жесткой самодисциплины и тщательного контроля за временем.
Некоторые излишне обязательные люди пытаются соблюдать такую самодисциплину и становятся чрезмерно строгими и непреклонными, теряют веселость и непосредственность воображения. Я полагаю, что душепопечителям часто приходится слышать от людей об убитом времени, растраченных деньгах, упущенных возможностях, отсутствии самообладания и нерадивости. Не овладев навыками самоконтроля, молодые люди в возрасте ранней зрелости могут безвозвратно потерять несколько наилучших лет. Только потом до них доходит, что они жили бездумно, беспорядочно и бесцельно и что другие, более дисциплинированные, обошли их.
В работе с подопечными душепопечитель может столкнуться с необходимостью научить их распоряжаться деньгами, соблюдать самодисциплину, планировать жизненный путь и контролировать свое время. Без этих навыков проблемы возраста ранней зрелости, вероятнее всего, останутся на всю жизнь[614].
4) Навыки межличностного общения. Необходимость уживаться с людьми — одно из наиболее трудных жизненных испытаний[615]. Эта задача требует решительности, такта, трудолюбия, отзывчивости, иногда и долготерпения. Библия учит жить в мире друг с другом, хотя и дает понять, что это не всегда возможно, поскольку иногда миротворческие усилия предпринимаются лишь одной из сторон[616].
Чтобы пройти через многие испытания молодого возраста, требуются навыки межличностного общения. Начало профессиональной деятельности, поиск партнера по браку, установление супружеских отношений, создание семьи, социальная адаптация, включение в церковную общину — везде требуются такие «человеческие навыки», как умение слушать, способность четко излагать свои мысли, сглаживать разногласия, улаживать ссоры и действовать сообразно конкретным социальным ситуациям. Каждый из этих навыков включает понимание (человек знает, как реагировать) и действие (человек действует согласно этому пониманию). Чтобы приобрести навыки в том и другом, на это следует потратить определенное время и приложить определенные усилия[617]. Если этих навыков нет, могут возникнуть проблемы.
5) Навыки эмоционального реагирования. Способность чувствовать, как всем известно, является одним из аспектов человеческой природы. Временами чувства появляются, когда этого ожидаешь меньше всего. Уныние, беспокойство, гнев, возбуждение, вина, страсть, восторг, сострадание и множество других чувств могут действовать на наше мышление и влиять на наше поведение. Иногда люди подавляют свои чувства, не обращают на них внимания, выражают их несообразно и даже не осознают их существования. Все это может привести к серьезным психологическим и социальным проблемам.
Каждый из нас должен научиться воспринимать собственные эмоции и быть отзывчивым на чувства ближних. Некоторые подопечные должны научиться тому, как и где выражать свои чувства социально приемлемым образом. Некоторые молодые люди, например, так и не поняли до сих пор, что плач является нормальным и здоровым явлением. Многое зависит от того, где, с кем и когда плакать.
6) Духовные навыки. В последние годы наблюдается стремительный рост интереса к восточным практикам медитации, изменению сознания и программам развития самосознания. Значительный интерес ко всему этому проявляют молодые люди в возрасте ранней зрелости; многие из них заняты поиском смысла жизни. На специальных занятиях их обучают контактировать с духовными силами, исходя из предположения о том, что таковые существуют[618].
Вместо этого христианине стремятся вступить в контакт с Личностью — Иисусом Христом. Как бы там ни было, для многих молодых людей период ранней зрелости — это годы, посвященные обретению значимой и оправдывающей все упования веры[619]. Кому–то из нас может не понравиться представление о духовных «навыках», но разве не ученики просили Иисуса научить их молиться и разве нет в Библии множества примеров и наставлений о путях духовного возрастания через общение с Богом? Учиться молиться, исследовать Священное Писание, знать толк в религиозной литературе и находить в ней пользу, служить Богу, иметь подлинное общение с другими верующими и духовно возрастать необходимо на протяжении всей жизни. Молодые верующие (подобно тем верующим, что старше годами) часто испытывают разочарования в духовной и личной жизни, когда не понимают сути этих духовных навыков, так как они не заставляли себя употреблять их на практике.
2. Обретение независимости. Молодым людям в возрасте ранней зрелости нужно отделяться от родителей и приходить к осознанию своей независимости. Часто на это уходит определенное время и силы; иногда при этом отмечаются состояния фрустрации, стресс, чувство неуверенности, периодические сомнения и трудности в решении многих вопросов. Как я справлюсь с этим? Смогу ли прокормить себя? Как уживусь с соседом по комнате? Как мне перестать зависеть от родителей в финансовом плане? Как сохранить связь с семьей, не чувствуя себя при этом ребенком? Как справиться с чувствами вины и одиночества в процессе отделения от семьи?[620]Некоторые, вкусив независимости в университете или где–то еще, могут столкнуться с проблемой реадаптации в семье[621].
Необходимость обретения независимости состоит, по крайней мере, из четырех взаимосвязанных постоянных задач: развитие самостоятельности, рост чувства идентичности, формирования ценностей и практического поведения*[622].
1) Развитие самостоятельности. Самостоятельность можно охарактеризовать как «сохранение равновесия между ориентацией на себя и чуткостью к потребностям ближних»[623]. Быть самостоятельным — это не значит упорно проводить в жизнь «свое понимание вещей», причем совершенно не считаясь с чувствами и мнениями ближних. Для христиан самостоятельность не означает, что мы отрываемся от Бога и пытаемся жить, уповая лишь на человеческие силы. Наоборот, самостоятельный христианин, доверяя Богу, следует Его указаниям и признает, что другие люди — включая родителей, душепопечителей и зрелых христианских руководителей — могут давать полезные и ценные советы. Обретение большей независимости сопряжено с инициативным планированием, готовностью взяться за решение проблем, принятием на себя ответственности за свой выбор и финансы, признание своих ошибок и предотвращение их появления в дальнейшем, а также учет советов ближних — даже если водительство такого рода впоследствии будет отвергнуто.
Некий студент, выпускник университета, следующим образом охарактеризовал проблему самостоятельности, которая встала перед ним вскоре по прибытии его в университетский городок: «Спустя немного времени после того, как я прибыл сюда, мне показалось, что никто из 15 тысяч студентов, окружающих меня, и не думал наблюдать за мной, чтобы понять, зачем я тут. И в самом деле, мне надо было бы приобрести серьезнейшую проблему, чтобы кто–нибудь обратил на меня внимание. Тогда мне показалось очень важным найти душепопечителя, познакомиться и не терять с ним связи. На прошлой неделе он написал мне большое письмо с рекомендациями по трудоустройству»[624].
2) Рост самосознания. Индивидуальность — это довольно стабильная концептуальная модель, которая дает возможность понять, чем является человек; этой модели, по всей видимости, придерживаются и ближние из числа знающих нас и имеющих значение для нас[625]. Рост самосознания является непрерывным процессом поиска ответа на такие вопросы, как «Кто я такой?», «Что есть во мне особенного?» или «Где мое место в этом мире?» Эти вопросы возникают с особой настоятельностью во втором периоде юности и периоде ранней зрелости. Если на эти вопросы нет ответов, хотя бы предварительных, молодые люди, переживая так называемый кризис идентичности, часто чувствуют смущение, беспомощность, смятение, растерянность и тихое отчаяние[626].
Размышляя о своих целях, интересах, убеждениях, надеждах, особенностях характера, склонностях и способностях, большинство людей получают более ясное представление о собственной индивидуальности. Иногда при относительной ясности в одной области (осознание своих способностей, например), бывает, в других областях (например, веры или жизненного призвания) наблюдается отсутствие устоявшихся мнений. По мере прояснения индивидуальности (иногда при содействии душепопечителя) молодые люди могут с большей уверенностью взирать на будущее. Эта проблема может возникнуть снова, но не раньше периода средней зрелости.
3) Формирование ценностей. Ценность можно определить как нечто, во что человек верит, чем живет и о чем готов заявить публично. Ценности играют важнейшую роль, поскольку управляют нашими мыслями и действиями.
Вступающие в пору ранней зрелости, побуждаемые принимать решения относительно своего образа жизни, профессии, расстановки приоритетов и рационального использования времени, молодые люди должны решить, во что они на самом деле верят и почему. Им следует определиться, в какой мере они будут держаться ценностных ориентиров родителей и учителей. Часто в период ранней взрослости молодые люди являются идеалистами и усваивают стандарты добра и зла, которые оказываются иногда нереальными и следовать которым невозможно. Некоторые отклоняют традиционные стандарты и пытаются вести «бесценностную» жизнь, но даже такое решение отражает определенную ценностную установку. Другие живут, не размышляя о своих ценностях до тех пор, пока им не придется поступить безнравственно с точки зрения общества или семьи. В этих обстоятельствах человек вынужден принимать ценностные решения, часто не имея достаточного времени для размышлений.
Ценности проявляются в том, как мы тратим свое время и деньги, что называем своей верой, о чем думаем, выходя из себя, с кем общаемся и что читаем. Молодым людям нередко бывает весьма трудно сформировать свои ценности. Это может смущать и порождать нерешительность в отношении нравственного выбора, общественного поведения и планов на будущее.
4) Практическое поведение. Независимые люди способны решать повседневные задачи, преодолевать препятствия и справляться с жизненными стрессами, не обращаясь в поисках спасения и постоянной помощи к ближним. Такие люди готовы искать и принимать помощь, когда необходимо, и готовы помогать другим. Решая будничные задачи, они действуют самостоятельно, с незначительной помощью ближних (или вообще без таковой). И наоборот, люди, не умеющие приспособиться к обстоятельствам, <