Предупреждение проблем воспитания

Ни одно общественное учреждение не может сравниться с церковью в плане потенциального влияния на воспитание и обучение детей, попечения о них и развития семьи. В церковь приходят целыми семьями. Они приносят сюда детей в младенческом возрасте, и те нередко впоследствии посещают богослужения, воскресные школы и общения, получая необходимую духовную помощь. Церковь способна предотвратить развитие семейных проблем, поскольку так или иначе влияет на воспитание детей.

1. Духовное воспитание. Ранее в этой главе мы обсуждали библейское учение о семье и о воспитании детей. Во время проповеди, на занятиях в воскресной школе, семинарах, лагерях и малых учебных группах — всюду семья может научиться созиданию христианского дома. Родителям можно помочь стать примером для верующих. Их можно научить воспитывать детей, согласно Втор. 6, включая духовные вопросы в повседневные семейные разговоры. Семья — это основа общества, и стабильные христианские семьи создаются при помощи Библии, часто через церковь[533].

2. Оздоровление супружеских отношений. Становление и развитие хороших семейно–брачных отношений обеспечивает устойчивость и безопасность семьи, что положительно воздействует на детей. Как проблемные дети способны вызвать напряжение в супружеских отношениях родителей, так и супружеские проблемы родителей могут неблагоприятно влиять на детей. Следовательно, одним из методов предотвращения проблем с воспитанием детей является поощрение здоровых супружеских отношений.

3. Подготовка родителей. Воспитание, обучение и попечение о детях может оказаться трудной, а временами и потрясающе трудной задачей. При определенных обстоятельствах почти все родители чувствуют себя неудачниками, и почти все периодически впадают в состояние уныния и растерянности. В подобном состоянии родители нуждаются в понимании и ободрении; им нужно помочь увидеть потребности и особенности детей. Христианские руководители могут оказать такую помощь. Посоветуйте родителям книги по воспитанию и другие полезные источники знания. Обратите их внимание на потребность детей в безопасности, любви, наказании, самоуважении, приятии и вере в Бога. Отметьте опасность гиперпротекции, вседозволенности, излишней строгости и придирчивости. Подчеркните, что в воспитании должны принимать активное участие оба родителя; отцы не должны пренебрегать обязанностями по дому[534]. Далее в ходе родительской подготовки полезно разобрать принципы эффективного общения родителей и детей[535], обучить их методам наказания, поговорить о том, как добиться хорошего поведения, обсудить потребности детей и объяснить, как можно удовлетворять эти потребности. Родители могут поделиться друг с другом всем этим в церкви.

Не забудьте указать и на следующее обстоятельство: воспитание детей является серьезной обязанностью, и ошибки здесь делают все, а родители слишком суровые или сердитые порождают проблемы, вероятно, из–за своей тревожности и негибкости. Воспитание детей бывает занятием трудным, требующим отдачи всех сил, но также и забавным, интересным, особенно когда у родителей есть возможность обсудить общие заботы с другими родителями, включая христианских душепопечителей, в неофициальной обстановке.

4. Ободрение. Одного человека пригласили выступить перед группой подростков, и он спросил у дочери, о чем ему следует сказать. «Скажи им, — ответила дочь, — пусть наберутся терпения, ведь их родители еще только учатся воспитывать».

Эту простую мысль следует доводить до сознания как родителей, так и детей. Библия учит нас необходимости ободрять друг друга[536], и бывают такие времена, когда членов семьи надлежит ободрять, молиться за них, поддерживать эмоционально и напоминать, что все мы «еще только учимся».

Заключительные замечания

Люди, у которых нет своих детей, с легкостью рассуждают о воспитании. Столкнувшись с ситуациями, в которых у родителей обычно не бывает опыта и с которыми редко справляются, они быстро забывают все теории.

Бывший ректор одного из университетов (уже поставив детей на ноги) поделился «простыми, любительскими правилами, которые объясняют, как стать родителем в этом бестолковом веке». Этим правилам уже больше десяти лет, но они во многом непреходящи и стоят того, чтобы передать их родителям, имеющим проблемы с воспитанием детей.

• Примите как неизбежный факт то, что ваш родительский долг — одно из наиболее важных дел, которые вы когда–либо делали, и в соответствии с этим распределяйте свое время и энергию.

• Постарайтесь досконально продумать ту конкретную родительскую роль, которую вам следует теперь играть.

• Не считайте детей продолжением себя.

• Наслаждайтесь общением с детьми.

• Любите их и доверяйте им.

• Возлагайте на детей оправданные надежды.

• Будьте с ними откровенны.

• Отпустите их. Наши дети — это не наша собственность. В конце концов, лучшее, что мы способны сделать для них, — это доверить их Богу[537].

Библиография

Arnold, L. Eugene., ed. Helping Parents Help Their Children. New York: Brunner/Mazel, 1978.

Byrd, Walter, and Paul Warren. Counseling Children and Teen–agers. Dallas, Tex.: Word, forthcoming.

Brenner, Avis. Helping Children Cope with Stress. Lexington, Mass.: Heath. 1984.

Dobson, James. Dr. Dobson Answers Your Questions. Wheaton, 111.: Tyndale, 1982♦.

Dobson, James. Love Must Be Tough: New Hope for Families in Crisis. Waco, Tex.: Word, 1983♦.

Gordon, Sol, and Judith Gordon. Raising a Child Conservatively in a Sexually Permissive World. New York: Simon and Schuster, 1983.

Kesler, Jay, Ron Beers, and LaVonne NefT, eds. Parents and Children. Wheaton, 111.: Victor Books, 1986 ♦.

Ketterman, Grace H. The Complete Book of Baby and Child Care for Christian Parents. Rev. ed. Old Tappan, N. J.: Revell. 1987♦.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Глава 12.

Юность

Ричу перевалило за двадцать. Он работает помощником управляющего в магазине самообслуживания, где после школы подрабатывает много подростков. Иногда Рич смотрит на этих ребят и думает о годах своей бурной юности (менее десяти лет тому назад).

Родители Рича — деятельные члены одной весьма консервативной фундаменталистской церкви. Желая детям только добра, они регулярно приводили Рича и его сестру в церковь и молились каждый день всей семьей.

Слишком часто и упорно, согласно Ричу, родители употребляли свою власть, проявляя при этом суровость. На рок–музыку в доме был наложен запрет. Детям не разрешалось ходить в кино и работать по воскресеньям. Родители внимательно проверяли все, чем занимаются дети, и часто осуждали их друзей. В их доме не хохотали и не болтали, зато много рассуждали. Рич полагал, что его родители никогда не считались с его точкой зрения. Всякий раз, когда возникали споры, детям велели уважать желания родителей, так что возможностей обсуждать расхождения во мнениях было мало. Родители ожидали от своих детей беспрекословного подчинения.

Однако дети вместо этого восставали на родителей. Рич находил удовольствие во всем, что его родители запрещали, — в алкоголе, сексе, наркотиках, порнографическом кино. Он даже организовал собственную рок–группу, исполняя песни на стихи, которые сам же называл грязными. Рич прогуливал школу, перестал ходить в церковь, постоянно спорил с родителями, так что в конце концов его выгнали из дома.

Бросив школу, Рич переходил с работы на работу и в конечном счете устроился в магазин самообслуживания. Теперь он живет в грязной комнатке, лишь изредка разговаривает с родителями и все думает, сколько ему еще «торчать» на этой работе. Ему хочется закончить школу, иногда он мечтает стать душепопечителем и молча завидует тем подросткам, которые подрабатывают в магазине самообслуживания после занятий и которым, похоже, светит другое будущее. Время от времени он видит детей во власти мятежной стихии, как в свое время было с ним, и все гадает, как бы отличалась его жизнь от нынешней, если бы ему в свое время удалось справиться с юношескими стрессами лучше.

***

В этой книге говорится с проблемах, с которыми многие из нас ни разу не сталкивались. Однако все мы когда–то были молодыми людьми, и большинство из нас может вспомнить те напряженные, и вместе с тем восхитительные годы, которые мы переживали и которые один психиатр назвал «самым бестолковым, самым многообещающим, самым фрустрирующим и самым интересным циклом развития человека»[538].

Говоря о «юности»*[539], мы имеем в виду «период созревания». Отрочество наступает в пубертатном периоде (с началом ускоренного роста организма и половой зрелости) и постепенно переходит в юность и молодость, которая заканчивается в возрасте 18–20 лет и старше. В этот период конфликта и роста молодые люди возрастают и развиваются в физическом, сексуальном, эмоциональном, интеллектуальном и социальном плане[540]. Они переходят от зависимости и защитных рубежей родительской семьи к относительно независимому и социально активному существованию. Жизнь у многих (по крайней мере в нашем обществе) заполняется друзьями, телевидением, различными видами спорта, учебой, работой и хобби, а иногда множеством стрессов и размышлений. В духовном отношении «жизнь юноши состоит из многочисленных эмоциональных пиков и равнин, от кружащих голову взлетов и до нагоняющих тоску падений»[541]. Мир юноши, в котором так много путаницы, меняется столь быстро, что незрелые молодые люди адаптируются не всегда эффективно. В связи с этим некоторые авторы пишут о юности как о весьма беспокойном периоде, который характеризуется мятежом, вечным смятением и периодами сильнейшего стресса[542].

Эта точка зрения не всегда находит поддержку в профессиональной литературе. Многие исследователи подтверждают, что отрочество и юность — это фаза бурного роста и постоянных перемен, но, по всей видимости, верно и то, что «в целом юноши не пребывают в смятении, не утрачивают душевного равновесия, не находятся под властью импульсов, не уклоняются от родительских ценностей, не проявляют политической активности, и не бывают мятежными»[543]. В одном из исследований, посвященных юношескому возрасту, сказано, что состояние подавляющего большинства молодых людей этого возраста было благополучным; и только у 15 процентов из них были большие неприятности и душевное смятение[544]. Тем не менее юноши в этот период и в самом деле проходят важный этап изменений, характеризующийся, во–первых, необходимостью приспособиться к целому ряду физических перемен, во–вторых, воздействием мощного социального пресса и, в–третьих, принятием судьбоносных решений и выбором ценностей, убеждений, карьеры, образа жизни и отношений с ближними, включая лиц противоположного пола, а также осознанием своей индивидуальности.

Юность условно разделяют на три перекрывающихся периода: младшая юность (или период полового созревания, отрочество) — с 10–11 и по крайней мере до 12–13 лет; непосредственно юность (или первый период юности) — с 14 до 18 лет, когда молодые люди учатся в средней школе; и старшая юность (второй период юности), который начинается в 19 лет и заканчивается на третьем десятке жизни[545].

Младшая юность. Этот период начинается с ускорением биологических перемен, способных приводить одновременно к беспокойству, замешательству и восторгу. У обоих полов отмечается бурный рост, особенно рук и ног (дотоле гармонично развитые мальчики и девочки превращаются в неуклюжих и неловких подростков), изменяются пропорции тела (у мальчиков расширяются плечи и нарастает мышечная масса; у девушек расширяются бедра и развиваются грудные железы), происходит мутация голоса (у юношей), увеличиваются размеры половых органов, в крови нарастает концентрация половых гормонов, вырастают волосы на лобке, расширяются кожные поры, активизируется деятельность желез (что часто ведет к появлению угрей), растут волосы на лице и теле, что, конечно, ярче выражено у юношей. С появлением у девушек первой менструации, а у юношей семяизвержений, а также резкого роста частоты эрекций, возникает потребность в новой эмоциональной адаптации. На протяжении последнего столетия средний возраст появления этих признаков устойчиво снижался. Это значит, что начало юности отодвигалось на все более ранний период жизни*[546].

У этих физиологических перемен имеются свои социальные и психологические аспекты. У большинства юношей наступает время, когда они испытывают социальную неловкость, застенчивость и недовольство своим внешним видом. Нередко они с трудом справляются с неожиданно возникающим половым влечением; и те из них, которые развиваются слишком рано или чересчур поздно, часто переживают смущение, особенно в раздевалках**[547], где их сверстники могут открыто наблюдать друг за другом, а иногда при этом делать публичные замечания о существующих между ними различиях. Подобные, характерные для младшей юности, проявления беспокоят девушек, испытывающих неловкость от употребления гигиенических прокладок, и юношей, эрегирующих в самых неожиданных и заведомо неприличных обстоятельствах, особенно в тех случаях, когда они не были готовы к этому.

Влияние и давление со стороны сверстников, неуверенность, связанная с переходом в старшие классы, начало тесных дружеских отношений, преклонение перед знаменитостями и «безумная увлеченность» людьми противоположного (или того же самого) пола — все это указывает на процессы социальной адаптации, характерные в этом возрасте. Кроме того, возникает ранее неизвестный дух независимости от родителей, временами сопровождающийся нарастанием конфликтности в семье. Развитие более абстрактного, самокритичного и рефлективного мышления ведет к тому, что юноши начинают подвергать сомнению основные родительские ценности и больше терзаются и волнуются.

Юность. В этом периоде стремительных физиологических изменений происходит меньше, но перед молодыми людьми встают задачи приспособления к своей новой индивидуальности в новом, взрослом теле. Половые влечения становятся сильнее, особенно у юношей, а контроль над ними осуществлять труднее в виду давления со стороны сверстников, ярко выраженной потребности в интимных отношениях, а также искушений общества, которое не считает самообладание важным качеством или даже возможным в подобной ситуации. В результате быстро возрастает число сексуально активных подростков (включая и тех, кто имеет отношение к церкви)[548], и поразительно растет число беременностей у подростков[549].

Сверстники, которые были дороги уже в младшей юности, теперь приобретают еще большее значение, поскольку подростки стремятся порвать с родительским влиянием, ценностями и контролем. Семья еще обеспечивает их деньгами, транспортом и местом проживания, но подростки уже часто осуждают родительские стандарты и не желают ходить вместе с родителями в церковь, отдыхать на каникулах или ходить по магазинам. Семейное общение может стать минимальным, зато больше времени подростки теперь проводят в мечтах или многочасовых беседах с друзьями по телефону. Возникает большое желание быть принятым сверстниками и стремление отождествиться с ними, включая и современный подростковый жаргон, героев, музыку, моду и формы развлечения. Свидания и другие отношения с лицами противоположного пола приобретают важнейшее значение, а «разрывы» переживаются весьма болезненно.

В этот период на первый план выступает действие следующих трех факторов: секс, наркотики и транспортные средства. Каждый из этих факторов имеет отношение к давлению сверстников, физиологическим сдвигам в организме, неуверенности и борьбе подростков за индивидуальность. Потребность в любви и дружбе, влияние половых гормонов, сексуальная откровенность в нашем обществе и относительная легкость уединения (часто в автомобиле) делают половое общение обычным явлением среди подростков, хотя это часто вызывает чувство вины, самоосуждения и иногда приводит к беременности. Употребление наркотиков, в том числе и алкоголя, было всегда характерным явлением для юношей, особенно для тех, кто ищет необычные переживания, бежит от беспокойства и скуки или дружит с теми, кто употребляет наркотики[550]. Автомобили и мотоциклы тоже способствуют сближению со сверстниками, а также дают возможность показать свою силу или устранить чувство неуверенности.

С высказываниями гарвардского психиатра Армана М. Николи можно не соглашаться, но они заставляют задуматься и дают понять потребности подростков в период первой юности.

Гоняя по улицам на мотоцикле (или в автомашине), подросток чувствует, что он впереди, он занят делом, он проявляет себя; однако по большому счету это ложное чувство и плохой суррогат целенаправленных усилий. Гонки на мотоциклах среди ночи могут избавить подростков от беспокойства, когда они чувствуют себя отверженными или попадают в полосу неудач, но мало влияют на источник их беспокойства. Скорость, шум, езда, захватывающая дух, снимут дурные предчувствия перед экзаменами, но вряд ли помогут подготовиться к ним. Мотоцикл может возбудить половое влечение подростков и даже помочь ухаживать за девушками, но он не в силах помочь установить с ними сердечных связей. Мотоцикл может помочь излить гнев подростков, но их разрушительные склонности вряд ли превратят машину, способную давать до 125 миль в час, в надлежащее средство для этого[551].

За непрерывным интересом к сексу, наркотикам, машинам, сверстникам и независимости кроются заботы и печали подростков, связанные с необходимостью обратиться к решению некоторых серьезных проблем будущего: получать образование в университете или искать работу, оставить семью и взять ответственность на себя, справляясь с неуловимым, часто бессознательным стремлением родителей держать возрастающих детей в подчинении и близко к дому.

Старшая юность. Этот возрастной период начинается с окончанием средней школы. Перед молодыми людьми, уже не детьми, но еще не взрослыми, в это время стоит задача плавного вхождения в общество взрослых; они должны принять на себя обязанности взрослых; перейти к независимому положению и принять иной образ жизни. Планирование будущего, дальнейшее образование, выбор супружеской пары и начало профессиональной деятельности — вот задачи, для решения которых потребуются время и силы. Эти проблемы периода молодости будут обсуждаться подробнее в следующей главе.

Для стороннего наблюдателя или душепопечителя многие особенности юношеского поведения могут показаться незначительными. Нашему пониманию доступны различия, существующие между проявлениями зрелости, с одной стороны, и незрелости, с другой, поскольку большинство из нас сами проходили через это. Но редко кто из нас понимает природу юности, особенно старшей; мы не понимаем, что молодым людям в этом возрастном периоде надо ответить по крайней мере на четыре важнейших вопроса[552].

Первый из этих вопросов касается осознания собственной индивидуальности — «Кто я?» В начале жизни дети подражают и идентифицируют себя со своими родителями и членами семьи. Позже они начинают вести себя по примеру взрослых, которые вызывают у них восхищение, вступают в отношения со сверстниками, а затем в борьбу, по крайней мере в нашем обществе, за право иметь собственные представления о себе, своей индивидуальности и ценности[553]. Для многих этот период может быть временем поиска самого себя, беспокойств, смятения, выбора того или иного образа жизни и сползания к бесцельному, бессмысленному поведению.

Второй вопрос касается взаимоотношений — «В каких я отношениях с ближними?» Кроме установления отношений с обоими полами, подростки должны научиться адаптироваться в обществе и пересмотреть родительско–детские связи в сторону ограничения своей зависимости от родителей. Разрыв отношений с подростками, конфликты с властями, принадлежность к молодежной банде, сексуальные преступления, преклонение перед героями или знаменитостями, дружеские связи «не разлей вода», споры из–за пустяков, противодействие внушениям взрослых и уступка давлению сверстников — все это может стать проявлением попыток молодых людей приобрести социальные навыки и завязать значимые отношения с ближними.

Третий вопрос, имеющий важнейшее значение для юношества, касается их будущего — «Кем быть?» Ответ на этот вопрос зависит отчасти от уровня экономического развития, личностных особенностей, возможностей, дарований, ценностей и семейных ожиданий. Выбор жизненного пути может стать трудным решением, и подростки, подобно людям старше двадцати и тридцати лет, часто совершают профессиональные «фальстарты». Из–за юношеского идеализма и порой чрезмерного оптимизма, молодые люди могут развиваться в направлении, которое не имеет никакого отношения к реальной жизни. За этим может последовать фрустрация, пессимизм и необходимость постоянной переоценки профессиональной ориентации.

Четвертый вопрос — идеологический: «Во что верить?» Речь идет не только о религии. Взрослые могут не захотеть или не осмелятся отвечать на этот вопрос. Но молодых в этом возрастном периоде занимает множество проблем: например, отчего столько людей в этом мире страдают от голода, отчего некоторые люди живут в бедности, в то время как другие выставляют напоказ свое благоденствие, отчего не происходит ядерного разоружения, насколько «истинны» религиозные или политические взгляды их родителей, что плохого в добрачном сексе, отчего Библию или государство следует считать источником власти и почему надо ходить в церковь? Пытаясь понять, во что следует верить и почему надо верить, молодые люди всегда задавали трудные вопросы представителям старшего поколения[554]. В процессе поиска необходимых ответов, подростки вырабатывают собственные ценности, религиозные убеждения и житейские философии.

Что касается очевидных ценностей и практической помощи, то общество и представители старшего поколения не слишком много могут предложить. Стоит ли тогда удивляться тому, что многие подростки борются с чувством внутренней пустоты, смятения, напряженности в отношениях с ближними и тревожностью.

Библия и юность

Слово «юность», насколько нам известно, появилось в литературе по воспитанию детей лишь в конце XIX века. Понятие «юность» в Библии не встречается; может быть, это связано с тем, что библейские авторы не считали «юность» отдельным периодом развития. Как мы убедились в предшествующей главе, о детстве и юности в Священном Писании упоминается часто, правда, указаний на то, когда этот период заканчивается, здесь нет. Исходя из того обстоятельства, что наставления из Священного Писания преподавали детям, надо полагать, что эти дети (юноши) были в таком возрасте, когда могли понимать и исполнять эти наставления. Следовательно, библейское учение о детях[555]несомненно относится и к «детям» юношеского возраста.

Священное Писание также говорит об «отроках» и «отроковицах». Автор Книги Екклесиаста, например, велит молодым людям радоваться: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета»[556].

Юноши изображаются в Священном Писании как провидцы, прорицатели, пророки ревностные, могущие воплотить Слово Божье в своей жизни, способные одолеть сатану, готовые покориться старшим, умеющие владеть собой и наученные смиряться: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас»[557]. Эти несколько фраз, как и библейское учение в целом, могут быть опорными для душепопечителя, работающего с молодыми людьми, которые бьются над проблемами периода юности.

Причины проблем в юности

Описывая современных подростков, один специалист пришел к следующему выводу: «Имеющиеся данные в целом не создают картины нарастания подростковых проблем. Я подчеркиваю этот факт, поскольку подростки весьма и весьма чувствительны в отношении внешних влияний. Если мы изображаем их в средствах массовой информации и на слушаниях в законодательном собрании как больных, одурманенных наркотиками, пьяных и агрессивных, мы рискуем не только оттолкнуть от себя множество молодых людей, но и подтолкнуть их при этом, сами того не желая, на воплощение наших худших предположений»[558]. Если родители, учителя и душепопечители стремятся отыскать в подростках худшее и ожидают от них этого худшего, может статься, мы действительно увидим худшее и незаметно подтолкнем подростков именно на то поведение, которого больше всего боимся и надеемся избежать[559].

Юношеская субкультура стремительно меняется, и большинство взрослых теряют связи с молодежью, не общаясь с современными подростками. Можно указать еще на несколько поводов к беспокойству; речь идет о факторах, порождающих подростковые проблемы, независимо от особенностей той или иной эпохи.

1. Физическое созревание.Каждое из последующих проявлений физических перемен, таких, как бурный рост, кожные нарушения, избыточный вес, периодическая слабость, изменения в пропорциях тела, рост волос по всему телу, мутация голоса и другие, способно вызвать у подростков психологические реакции. В последнее время доказано, что подростки в целом не обладают хорошим здоровьем; у многих из–за плохой физической подготовки и расстройств питания отмечаются нарушение осанки, ожирение, плохое самочувствие[560]. Физическое развитие смущает и раздражает подростка, особенно если он хочет выглядеть привлекательным; в частности это касается того случая, когда биологические перемены весьма очевидны для других или, наоборот, запаздывают. Сверстники и взрослые склонны считать подростков, у которых наблюдается позднее созревание, детьми. Это может приводить к проблемам социальной адаптации и возникновению чувства отверженности. Хотя последствия позднего созревания обычно преодолимы, неуверенность в себе и проблемы социальной адаптации продолжают беспокоить некоторых юношей и в зрелом возрасте.

2. Половое созревание.Даже если пубертатные сдвиги не происходят неожиданно, большинство юношей испытывают повышенную тревогу на фоне физических перемен в организме, усиления эротических влечений и смятения в отношении полового поведения. Сексуальные фантазии, мастурбация и половые сношения подростков могут порождать чувство вины, а увлечения людьми одного и того же пола — страх гомосексуальности. Тесные контакты с другими могут увеличить риск ВИЧ–инфицирования и венерических заболеваний. Бурный физический рост может привести к потере индивидуальности и неуверенности в роли взрослого мужчины или женщины. Свиданий могут опасаться и желать в одно и то же время. Для нашего общества характерны половая свобода, легкий доступ к откровенным и эротически возбуждающим видеофильмам, неумение родителей внятно объяснить проблемы сексуального развития[561]и часто встречающиеся поводы к импульсивному сексуальному экспериментированию. Все это может приводить к утрате самоконтроля, чувству вины, беременности и последующему эмоциональному травмированию.

3. Межличностные отношения. Как мы уже убедились, юность — это время, когда меняются отношения с родителями, сверстниками и ближними. Для молодого человека в этом возрастном периоде важно, чтобы его любили и принимали сверстники, особенно противоположного пола; однако, выходя из–под родительского контроля, они нуждаются в чувстве надежности, стабильности окружающей обстановки. Если нет прямого руководства со стороны родителей или когда внутренний и внешний мир представляется подросткам нестабильным, они часто испытывают смущение, тревогу и гнев.

4. Формирование ценностей, нравственных принципов и религиозных верований. До наступления юности дети могут принимать родительские стандарты без особых вопросов и вызова. Однако, взрослея, подростки начинают подвергать сомнению родительские представления, и здесь уже большее влияние на формирование их убеждений и ценностей начинают оказывать сверстники. В процессе выявления ценностей молодые люди зачастую не получают помощи ни от кого, не считая таких же смущенных и страдающих сверстников. Религиозные сомнения, сокращение активности в рамках церкви и обращение к другой вере (по крайней мере временное) — явления в юности обычные, к великому огорчению родителей и церковного руководства[562].

Согласно научным данным, обычные, принимаемые одним поколением ценности и убеждения могут существенно отличаться от ценностей тех, что были в юношеском возрасте за несколько лет до того[563]. В последние несколько лет, например, на наших глазах меняется отношение к сексу (быть может, из–за страха ВИЧ–инфицирования)[564], меняются также установки в отношении роли женщин, наркотиков и смысл успешной карьеры. Многие эти и другие перемены ценностных ориентации, по всей видимости, во многом отражают перемены в мышлении и поведении взрослых. Последние исследования, например, показали, что в американской семье «теперь снимают с себя ответственность за детей, подобно тому, как ранее сняли значительную часть ответственности за стариков». Две трети американских родителей выражают желание «свободно распоряжаться своей жизнью, в том числе и за счет сокращения времени, посвященного детям»[565]. Если эта тенденция сохранится, то подростки, чего опасаются некоторые специалисты, не смогут унаследовать от своих родителей цельной системы ценностей. Вместо этого при формировании будущих убеждений молодежь будет ориентироваться на средства массовой информации, на идеалы сверстников и другие ненадежные источники[566]. Последующий хаос может поставить душепопечителей перед большой ответственностью — помогать людям находить и разъяснять ценности.

Эти проблемы еще больше усложняются культурными различиями. Например, в большинстве культур особое внимание уделяют молодым, между тем как в испаноязычной культуре традиционно прививают уважение к старшим. Большое значение в типичной культуре имеет влияние сверстников; испаноязычная молодежь больше подвержена влиянию семьи.

В типичной культуре приветствуют конкуренцию и личные достижения, а в испаноязычных семьях поощряют сотрудничество и взаимозависимость. Эти и подобные культурные различия могут привести в дальнейшем к ценностной дезориентации подростков, желающих адаптироваться к обеим культурам[567].

У молодых людей в этом возрасте внутренние конфликты порождаются также религиозными различиями. Много лет тому назад на одной церковной конференции было организовано собрание, посвященное проблемам современной молодежи. Темы для дискуссии, выбранные старшими, похоже, не вызвали большого интереса у юных участников конференции. Когда молодых людей настоятельно просили рассказать о том, что их заботит и печалит, они говорили о своих фрустрациях, которые, вероятно, остаются у них до сих пор. Многие чувствовали, что:

• Христианские родители и церковное руководство не понимают всей сложности положения и проблем, с которыми сталкиваются подростки в наше время, в том числе и того, что толкает их к наркотикам и сексу[568].

• Внешнее подчинение стандартам взрослых часто принимается за подтверждение духовной зрелости, между тем как на самом деле за этим может стоять лишь желание не «раскачивать» семейную лодку неудобными вопросами и сомнениями.

• Родители–христиане не воспитывают здравого и реалистичного отношения к сексу.

• Взрослые не выказывают доверия подросткам, которое можно было бы проявить, наделив их реальной ответственностью.

• Многие верующие проявляют равнодушие в отношении важных проблем экономики, здравоохранения, общества и политики.

• Часто имеется несоответствие между стандартными ответами и поведением в повседневной жизни старших христиан[569].

Эти обобщения нельзя считать научными, однако они указывают на определенные аспекты нравственной борьбы, которую ведут молодые люди в юном возрасте. Бдительные взрослые из числа старших христиан, в том числе и душепопечители, осознают, что нельзя пренебрегать проблемами юношества, пытаясь найти ответы на вопросы, которые никого не интересуют.

5. Стремление к независимости.Юношеский возраст, о чем говорилось выше, — это период перехода к зрелости. Подростки осознают, что они уже не дети, и хотят большей свободы, но справиться с ней могут лишь тогда, когда ее дают не сразу, а дозированно. То, чего хотят юноши, полагая, что могут с этим справиться, часто не совпадает с тем, что родители хотят (или считают благоразумным) им дать. Это может породить конфликт, состояние фрустрации, восстание против родительской власти и непрестанную борьбу. Есть старая, избитая фраза о том, что часто родителям легче «укоренить», детей чем «окрылить».

6. Навыки и самоуважение. Согласно Джеймсу Добсону, подростки не нравятся себе, если не имеют физической привлекательности, умственных способностей (которые иногда сводятся к способности обучаться) и денег[570]. Сочетание всего этого встречается редко; и часто в разных ситуациях юноши страдают от чувства самоосуждения, социальной некомпетентности, академической и спортивной несостоятельности, а также духовных поражений, выходящих на первый план всякий раз, когда их порицают, отвергают в компании или когда им не удается исполнить каких–то важные заданий.

Иногда возникает вопрос о самоуважении, так как у юношей еще слабо развиты навыки общения. Каждый из них должен научиться преодолевать стрессы, эффективно учиться, контролировать время, успешно взаимодействовать с ближними, противиться искушениям, плодотворно трудиться, возрастать в духе, вступать в отношения с лицами противоположного пола и распоряжаться деньгами. Вот некоторые, важные для выживания навыки, которые следует приобрести людям, чтобы «вписаться» в жизнь[571]. Если у юношей ограничены возможности приобретения таких навыков, то процесс приспособления к жизни может осложниться[572].

7. Беспокойство о будущем. Последний период юности называется периодом «психологического моратория»; здесь у молодых людей имеется возможность реорганизоваться психологически и социально в поисках своей ниши в обществе[573]. Но даже в этот период многие юноши еще думают о призвании, о предмете специализации (в колледже), о ценностях, об образе жизни и о жизненных планах. Ни одно из решений, принятых в этом возрасте, не бывает постоянным; каждое из них может измениться в последующем. Тем не менее некоторые из юношеских решений бывают судьбоносными. Понимание данного обстоятельства заботит, печалит и тревожит людей, стремящихся к мудрым решениям.

Наши рекомендации