Библия и проблема тревожности
Понятие «тревожность» можно увязать с библейским понятием «забота», обозначающим, во–первых, обычное состояние озабоченности и, во–вторых, состояние раздражения и тревоги.
Тревога в форме реалистичной заботы, вызванная внешними и внутренними причинами, Библией не осуждается. Павел писал, что его не заботят (то есть, не беспокоят, не тревожат) холод, голод и другие опасные ситуации, но указывал, что озабочен (то есть обеспокоен) благополучием церквей. Состояние длительного беспокойства, сопровождаемое глубокой сосредоточенностью мыслей и чувств на интересах ближних, всякий день направляло действия апостола[185]и побуждало «искренно заботиться» (испытывать глубокое беспокойство и заинтересованность) о других, например о Тимофее[186].
Тревога как состояние раздражения и озабоченности, быть может, характеризовала умственное состояние псалмопевца, записавшего такие слова: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою»[187]. Иисус в Нагорной проповеди учит нас не заботиться (не беспокоиться) ни о завтрашнем дне, ни о насущных потребностях, таких, как пища и одежда. У нас есть Отец небесный, говорит Иисус, Который восполнит наши нужды[188]. В новозаветных посланиях Петр и Павел вторят словам Иисуса. «Не заботьтесь ни о чем», — написано в Послании к Филиппийцам. Вместо этого христианам предлагается всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания перед Богом в надежде обрести «мир Божий, который превыше всякого ума»[189]. Мы можем все заботы наши возложить на Господа, ибо Он печется о нас[190].
Состояние постоянного раздражения, тревожные мысли в трудно объяснимых или объективно тревожащих ситуациях появляются, когда мы отворачиваемся от Бога, берем на себя бремя жизни и хотим решать свои проблемы сами, по крайней мере в наших отношениях и действиях. Мы не ищем Царства Божьего и правды Его, то есть не признаем суверенности и всевластия Бога[191], так что многие из нас — душепопечители и подопечные в равной мере — впадают в греховную самоуверенность и начинают заниматься собственными переживаниями.
По Библии, нет ничего дурного в том, чтобы честно пытаться справляться с реальными проблемами жизни. Пренебрегать опасностями глупо и ошибочно. Однако ошибочно и вредно позволять парализовать себя чрезмерной озабоченностью. Свои насущные заботы, беспокойство, огорчения мы должны приносить в молитве Богу, Который может избавить нас от парализующих страхов и тревог, предоставив тем самым возможность заниматься удовлетворением своих реальных потребностей и потребностей наших ближних.
Всем известно, как нелегко выполнить совет: «Удаляй печаль от сердца твоего»[192]или «Не заботьтесь ни о чем»[193]. Людям трудно «возложить на Господа заботы» свои, трудно поверить, что Бог удовлетворит их потребности, трудно рассчитывать на Его помощь и знать, что в трудной ситуации им следует брать на себя определенную ответственность, поступая в зависимости от обстоятельств. Беспокойные, мнительные люди часто раздражаются, проявляют нетерпение; им необходима реальная помощь в решении их проблем в пределах безупречных, намеченных Богом сроков.
Христианский душепопечитель может быть примером человека спокойного, доверяющего Богу и потому не терпящего нужды ни в чем. Душепопечитель способен также помочь своим подопечным постичь обетования Божьи, познать Его силу и Его влияние на нашу повседневную жизнь и действовать соответствующим образом по мере необходимости. Кроме того, многим подопечным полезно осознать причины и последствия их личностной тревожности.
Причины тревожности
В учебниках по душепопечению приводят несколько теоретических обоснований тревожности. Так, например, Фрейд в книге «Проблема тревожности»[194]пишет, что структура личности представлена тремя инстанциями: id (оно), то есть инстинктами, которые требуют безотлагательного удовлетворения и подчинения принципу удовольствия; ego (я), то есть умом, который соответствует принципу реальности, рациональному здравому смыслу и противостоит инстинктам и страстям оно; и superego (сверх–я), то есть умением давать правильную моральную оценку добру и злу. По мнению Фрейда, тревога возникает: а) когда ego осознает объективную угрозу личности (это он называл тревогой объективной); б) когда id приобретает такую силу, что угрожает подавить ego, толкая личность на социально–агрессивное и сексуально–неприемлемое поведение (тревога невротическая); и в) когда superego берет верх и заставляет личность испытывать чувство вины и стыда (тревога моральная). Более поздние исследователи отошли от подобного толкования и стали связывать возникновение тревоги не с нарастанием внутренней инстинктивной или эмоциональной напряженности, а с действием социально–культурных факторов и угрозой мира, в котором мы существуем. Затем внимание ученых сосредоточилось на теории обучения, согласно которой тревога есть следствие формирования условных рефлексов[195]. В последние годы усиленно разрабатываются концепции, связывающие происхождение тревоги с действием биологических факторов[196].
Просматривая эти и другие концепции, можно сказать, что тревога является реакцией на возникшую угрозу, конфликты, страх, неудовлетворенные потребности, физиологические факторы и индивидуальные различия.
1. Угроза.Подводя итог обзору соответствующей литературы, психолог Ролло Мэй констатирует, что тревога является всегда реакцией на какой–то еще неизвестный фактор, угрожающий тому, что личность рассматривает как нечто важное[197]. Иногда тревога возникает потому, что нечто действительно угрожает нашей жизни. Однако чаще мы испытываем тревогу, когда ощущаем нависшую над собой опасность, утрачиваем чувство собственной значимости, расстаемся с ближними, разочаровываемся в своих ценностях или попадаем под пресс бессознательного.
1) Опасность. Преступность, война, буря, необъяснимая и неожиданная болезнь, даже визит к зубному врачу может восприниматься людьми как опасность, порождая в них тревогу. Большинство людей впадают в состояние тревоги при подаче заявления о приеме на работу, перед публичным выступлением или тестированием. Эти опасения, дурные предчувствия, страхи происходят потому, что человек не знает, что его ждет, и чувствует, что не может ни предотвратить, ни уменьшить возможную опасность.
2) Ощущение собственной значимости. Большинству людей нравится прекрасно выглядеть, они стремятся показать себя с лучшей стороны. Мы ощущаем угрозу во всем, что способно повредить образу нашего «я» или дать понять (ближним или себе), что мы недееспособны в той или иной сфере. Многие застенчивые люди ощущают определенное беспокойство в новой для себя обстановке, поскольку не знают как действовать или опасаются возможного противодействия со стороны окружающих. На более серьезном уровне некоторые люди боятся экзаменов, отказываются от продвижения по службе и опасаются возможных неудач, поскольку это также подрывает их чувство собственной значимости.
3) Отделение. Оказаться в стороне от других всегда нелегко. Предоставленные сами себе, мы можем прийти в замешательство; особенно больно, когда нас оставляют или отвергают люди, которые многое значат для нас. Смерть близкого человека, переезд, развод, расторжение помолвки — эти и другие формы отделения могут заставить нас беспокоиться за будущее, испытывать мучительное ощущение душевной пустоты и нависшей угрозы, когда в недоумении задаешься одним и тем же вопросом: «Как же мне быть теперь?»
4) Ценности. По мнению многих людей, живущих в странах с демократическим строем, наши политические свободы являются чем–то само собой разумеющимся. Однако мы чувствуем себя в опасности и начинаем испытывать тревогу, узнав, что нас могут лишить этих свобод и всего того, что мы ценим. Служащий, которому отказывают в продвижении по службе, видит опасность в самом себе, в своей неспособности достичь цели и жить лучше в экономическом смысле. Если ребенок отвергает традиционное вероисповедание или традиционную сексуальную ориентацию, это, по всей видимости, может встревожить (а часто и привести в гнев) родителей, чьим ценностям он тем самым бросает вызов. Если избранный политический деятель придерживается взглядов, противоположных нашим ценностям, мы можем испытать угрозу и тревогу.
5) Действие бессознательных процессов. Даже те душепопечители, которые отвергают многие из гипотез Фрейда, часто и в разных ситуациях соглашаются с тем, что в основе некоторых видов тревожности могут лежать бессознательные душевные движения. В этом мире имеется так много (реальных и воображаемых) опасностей, что большая часть людей пренебрегает определенными внутренними и внешними нагрузками и вытесняет их из поля сознания. Это не плохо, когда делается сознательно и только на время, однако, по мнению Фрейда, угрозы и заботы, вытесненные в подсознательную сферу, могут мучить, терзать, отравлять нам жизнь, оставаясь вне поля ясного сознания. Позднее эти бессознательные идеи постепенно осознаются. И это может вызвать ощущение угрозы, поскольку мы вынуждены сталкиваться с трудными проблемами, с которыми не знаем как обойтись.
Например, некий молодой человек в театре (на балете) испытал сильнейшую тревогу. Покинув театр, он почувствовал себя лучше, но потом все–таки решил обратиться к специалисту. Выслушав его, душепопечитель пришел к выводу, что у этого юноши имелись сильные, неосознаваемые гомосексуальные тенденции, с которыми он боролся, не допуская их на уровень сознания. Во время театрального представления он испытал бессознательное половое влечение к танцовщикам, артистам балета. Возникшая в связи с этим тревога была ответной реакцией на угрозу, состоящую в том, что его защитные психологические механизмы могут поломаться, а это в свою очередь сделает его гомосексуальные тенденции явными для него самого и близких.
Не все могут принять такое толкование, так как многие душепопечители — как христианские, так и нехристианские — не признают, что бессознательное вообще существует[198]. Тем не менее паническое состояние этого юноши представляет собой хороший пример тревожного возбуждения, которое возникает в ответ на конкретную ситуацию. Расспрашивая подопечного, где и когда у него возникают тревожные реакции, душепопечитель может отыскать ключ к той специфической проблеме, которая таит в себе угрозу для подопечного.
2. Конфликт.Другой причиной беспокойства является конфликт. Если человек, вынужденный действовать в затруднительных обстоятельствах под давлением двух или более сил, пребывает в нерешительности, сомневается, — такая неопределенность часто вызывает тревогу[199]. В популярных книгах по психологии утверждается, что конфликты порождаются двумя стремлениями: приблизиться и уклониться (достичь благоприятной цели и избежать неблагоприятной ситуации). За стремлением приблизиться стоит желание проявить активность в определенной области или ориентация на достижение того, что способно доставить удовольствие или удовлетворение. За стремлением уклониться кроется обратное: нежелание действовать, возможно потому, что предполагаемые действия не принесут удовольствия или удовлетворения. Выделяют три основных вида конфликтов: приближение–приближение, приближение–уклонение и уклонение–уклонение.
1) Конфликт «приближение–приближение». Речь идет о конфликте, который возникает в результате стремления к двум одинаково желательным и вместе с тем несовместимым целям. Так, нас могут пригласить на ужин в два дома в один и тот же день, причем оба приглашения одинаково заманчивы. Нередко выбрать одно из двух решений представляется делом трудным, так что временами подобная ситуация порождает тревогу.
2) Конфликт «приближение–уклонение». Здесь конфликт возникает в результате стремления к цели и одновременного уклонения от нее. Например, человеку предлагают новую работу с более широкими возможностями и с повышением жалованья (приближение), правда, при условии частых командировок и обременительным курсом подготовки (уклонение). Уровень тревожности у людей в подобных конфликтных ситуациях повышается в существенной мере.
3) Конфликт «уклонение–уклонение». Здесь конфликт возникает в результате желания избежать двух одинаково нежелательных альтернатив: например, человеку предстоит выбрать «меньшее из двух зол» — примириться с болезнью, причиняющей страдания, или согласиться на операцию, которая также может оказаться мучительной.
Большинство конфликтных ситуаций предполагает борьбу между двумя и более противоречащими друг другу стремлениями, трудный выбор между двумя целями, имеющими как позитивные, так и негативные аспекты. Например, молодой человек может мучительно сомневаться, решая, остаться ему на прежней работе, или занять другое место, или вернуться в школу, чтобы продолжить обучение. У каждой из этих альтернатив есть свои позитивные и негативные аспекты, и необходимость выбора между этими альтернативами порождает тревогу, которая будет держаться до тех пор, пока юноша не остановится на определенном решении. Иногда же тревожное состояние не проходит и после принятия решения, поскольку человек может сомневаться в обоснованности принятого им решения.
3. Страх.Хотя некоторые душепопечители проводят различие между страхом и тревогой, то и другое характеризуется внутренним, субъективным переживанием дурного предчувствия и сильного возбуждения.
Генри Науэн писал, что мы, живущие в XX веке, — люди, испытывающие страх[200]. Наши газеты и наши умы переполнены разными проблемами, нет там только проблемы совершенной любви, изгоняющей страх. Каждый из нас озабочен собственными, доморощенными страхами. Люди боятся потерпеть фиаско, боятся возможной ядерной войны, неприятия, тесных дружеских отношений, благосостояния, боятся взять на себя ответственность, боятся конфликтов, мысли о бессмысленности своего существования (порой это называют экзистенциальной тревогой), боятся примириться с болезнью, смертью, одиночеством, переменами[201]и массой иных реальных или воображаемых обстоятельств. Иногда подобные страхи аккумулируются в душе человека и порождают тревожное возбуждение чрезвычайной силы даже при отсутствии какой–либо реальной опасности.
Согласно одной научно–исследовательской работе, тревога часто возникает потому, что у людей появляются иррациональные убеждения, порождающие страх. Если подопечный убежден в том, что у него все «катится под откос», «уже ничто не поможет ему» или ему «никогда не выйти на трибуну», подобные убеждения приводят к возникновению стойких страхов. Чтобы помочь этим людям, следует изменить иррациональные убеждения[202].
4. Неудовлетворенные потребности.Что входит в число основных человеческих потребностей? Каждый из нас мог бы ответить на этот вопрос по–своему, но вот один из ученых[203]считает основными следующие шесть потребностей:
• Выживание (потребность остаться в живых).
• Безопасность (потребность в эмоциональной и экономической стабильности).
• Половое общение (потребность в тесных дружеских отношениях).
• Ощущение собственной значимости (потребность в достижении и статусе).
• Самовыражение (потребность в реализации собственного потенциала).
• Личность (потребность осознать свою индивидуальность).
Если фундаментальные потребности человека не находят удовлетворения, он чувствует себя в неопределенном положении, огорчается, тревожится, сердится, волнуется, испытывает страх и разочарование.
Но что произойдет, если все эти потребности будут удовлетворены? Станем мы тогда жить лучше, полнее и беспечнее? По всей видимости, нет! Ведь все еще останутся вопросы о том, что будет за пределами земной жизни. Куда я отправлюсь после смерти? Неужели мое бытие ограничивается лишь мимолетными годами земного существования? В чем смысл моего существования? Эти вопросы, которые называют экзистенциальными, часто становятся причиной возникновения состояния тревожности. Нельзя надолго избавиться от тревоги подобного свойства, пока человек не примирится с Богом. Человек, исповедавший свои грехи пред Богом и оправданный Им, обретает мир и покой, основанные на Его обетовании вечной жизни[204].
5. Физиология.Медицинская наука обнаружила ряд физиологических расстройств, которые способны порождать тревожность и панические реакции[205]. К примеру, пролапс митрального клапана — незначительная аномалия сердца — встречается у 5–15 процентов взрослого населения, особенно у женщин. Примерно половина из них не чувствует никаких симптомов и в каком–либо лечении не нуждается. Вместе с тем, другая половина выявляет определенные симптомы, что вызывает паническую реакцию: боли в области сердца, быстрая утомляемость, головокружение, учащение дыхания, усиление сердцебиения и острая тревога[206].
Психиатр Дейвид Шихан показал, как подобное биологически обусловленное «паническое расстройство» порождает страшную, подрывающую жизненные силы острейшую тревогу у тысяч и тысяч людей[207]. В развитии тревоги Шихан выделяет семь стадий:
• Тревога проявляется у человека в форме соматических симптомов (например, головные боли разной степени, затруднения дыхания и ощущение удушья, сердцебиение, боль в груди), которые возникают без предвестников и видимой причины.
• Со временем симптомы увеличиваются, затем спонтанно начинают возникать приступы панической атаки с частотой до нескольких раз в неделю.
• Неудивительно, что человек начинает остро тревожиться о своем здоровье. Больные, обеспокоенные состоянием физического здоровья, становятся похожими на ипохондриков (мнимых больных). Друзья и родственники призывают таковых: «Перестань расстраиваться сейчас же!» или «Предай все это Господу», однако панические приступы и соматические расстройства не проходят.
• Если приступы панической атаки продолжаются, у человека возникают фобии. У одной дамы приступ панической атаки развился в кабине лифта. Это так напугало ее, что в дальнейшем она перестала пользоваться лифтом из тех соображений, что «как ни говори», а лифт мог вызвать повторный приступ.
• Далее развивается социофобия. Испытывая страх перед людьми, в обществе которых с ним может случиться приступ панической атаки, человек уходит в себя.
• Если болезнь прогрессирует, человек из–за страха перестает бывать в обществе. При этом он старается всячески избегать места или ситуации, связанные с предшествующими или возможными приступами панической атаки.
• Неудивительно, что рано или поздно все это приводит к развитию депрессии, отчаяния, чувства вины и даже мыслей о самоубийстве.
Если эти и другие физиологически обусловленные расстройства диагностируются, лечение часто и в разных ситуациях оказывается весьма эффективным, особенно если оно сочетается с душепопечением.
6. Индивидуальные отличия.Хорошо известно, что разные люди по–разному реагируют на стимулы, порождающие тревогу. Одни почти никогда не проявляют признаков тревожности, другие кажутся озабоченными большую часть времени; между тем как у большинства людей появляются тревожные реакции средней силы. Одни люди ощущают тревогу в разнообразных ситуациях; другие находят, что проблемы, порождающие дурные предчувствия, можно пересчитать на пальцах одной руки. Одним бывает присуща «свободно плавающая» (недетерминированная) тревога; других тревожиться заставляют совершенно определенные опасности. Еще есть люди, страдающие клаустрофобией (боязнь закрытых помещений), аквафобией (боязнь воды) и другими фобиями — иррациональными страхами, большая часть из которых не представляет никакой опасности.
В чем причина существования подобных различий? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, находится в особенностях прошлого опыта человека, его личности, в социальном окружении, физиологии и богословии.
1) Обучение. Выработка тех или иных форм поведения человека происходит большей частью в результате обучения на собственном опыте, через наблюдение за людьми и посредством уроков, преподанных родителями и ближними. Подобный опыт может порождать тревогу. Если мать выказывает тревожные реакции во время бури, ее дитя приучается быть тревожным. Если человека учили, что быть в одиночестве опасно, он обязательно будет испытывать тревогу, когда в доме никого не останется. Человек, проваливший один важный экзамен, станет опасаться другого. Когда какой–нибудь человек требует от вас больше того, что вы можете дать, вы будете ощущать тревогу в его присутствии. Поскольку у всех нас имеется свой, индивидуальный опыт, мы по–разному оцениваем этот мир, расстройства тревожного ряда у нас возникают по–разному, отличаясь по частоте и интенсивности.
2) Личность. Одни люди кажутся более боязливыми, «нервными» и легковозбудимыми, чем другие. Некоторые — более чувствительными, неуверенными в себе, враждебными, эгоистичными и беспокойными, чем другие. Эта личностная дифференциация возникает вследствие сочетания врожденных и приобретенных свойств, которые в свою очередь создают индивидуальные различия в проявлении тревоги.
3) Социальное окружение. Кто–то выдвинул предположение, что тревога в большей мере продуцируется обществом: политическая и экономическая нестабильность, беспринципность, непостоянство, меняющиеся моральные нормы и угасающий интерес к религии. Но это никак не исчерпывает всех причин тревоги. Общество и окружение, в котором мы живем, могут или стимулировать тревогу, или создавать безопасную среду, способную снизить тревогу.
4) Физиология. Как мы видели выше, болезнь сама по себе способна приводить к приступам панической атаки, и такое же действие могут производить нарушения диеты, неврологические расстройства и гормональный дисбаланс. Но справедливо и обратное — тревога сама по себе может приводить к соматическим, физиологическим реакциям.
5) Богословие. Вера оказывает большое влияние на уровень тревоги. Если Бог воспринимается как всемогущий, всеблагой и любящий, как властелин Вселенной (именно таково библейское учение), тогда люди способны верить Ему и уповать на Него, даже находясь в смятении. Если знать и верить, что Бог способен простить нас, когда мы исповедуем Ему свои грехи, что Он обещает вечную жизнь и удовлетворяет наши насущные потребности на земле, то оснований для тревоги уже не остается.
В прощальном обращении к народу Израиля Моисей указал на тревогу как на результат неподчинения Богу: «Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей»[208].
Но, исходя из этого, нельзя делать вывод, что тревога всегда свидетельствует о непослушании или безверии и что верующие менее склонны к возникновению тревоги, чем неверующие. Происхождение тревоги слишком сложно, чтобы его можно было объяснить с помощью такого упрощенного подхода. И все же, если вам нужно понять, почему люди так по–разному переживают тревогу и по–разному справляются с ней, постарайтесь узнать об их отношении к Богу и Его мирозданию.
Последствия тревожности
Не всегда последствия тревоги губительны. Беззаботная жизнь скучна и быстро надоедает; жизнь без волнений не приводит к желаемым результатам, в спокойном и размеренном существовании нет ничего привлекательного. Умеренная тревожность (не ярко выраженная) стимулирует людей и делает жизнь интереснее. И хорошо, если человеку удается контролировать стимулы, порождающие тревогу. Возможно, именно поэтому некоторые люди, не жалея времени, выстаивают длинные очереди на фильмы ужасов или посещают парковые аттракционы типа «американских горок».
Вместе с тем возникновение острой, достаточно продолжительной или выходящей из–под контроля тревоги, вызывающей соматические, психические, защитные и духовные реакции, чревато разрушительными последствиями.
1) Физические реакции. Общеизвестно, что тревога может привести к возникновению головной боли, высыпаний на коже, боли в спине, язве желудка или вызвать другие соматические расстройства. Каждый из нас, за весьма редким исключением, так или иначе, но испытывал в периоды тревоги дискомфорт в области желудка (когда «мутит от страха»), бессонницу, повышенную утомляемость, снижение аппетита и учащенное мочеиспускание. Менее осознаются человеком колебания артериального давления, повышение тонуса скелетных мышц, ослабление процессов пищеварения и биохимические изменения крови. Временное действие тревоги не приносит много вреда. Если тревога длится достаточно долго, то в организме под ее давлением возникают те или иные поломки. Так начинаются психосоматические (психологически обусловленные) болезни.
Согласно исследованиям стресса, деловые люди (которые пытаются исполнить большие задачи в ограниченный отрезок времени) часто изнуряют свои тела перепроизводством адреналина. Есть люди, которые во время так называемого «стрессового расстройства» несут непосильную ношу, доводя себя до резкого упадка сил, коллапса, а потом поражаются, отчего это у них появились изнеможение, бессонница и различные болезни[209].
2) Психологические реакции. Все, кто когда–нибудь сдавал экзамен или подавал заявление о приеме на желаемую работу, знают, какое влияние оказывает повышенная тревожность на психические функции. Тревога снижает производительность труда (вот почему нам не удается сделать много), служит помехой межличностным связям (вот почему мы не можем уживаться с ближними), подавляет наши творческие силы и индивидуальность, приводит к регрессу личности, снижению умственных способностей и памяти. Студент, у которого во время тестирования в голове становится «пусто», или артист, забывший на сцене свою роль, — вот примеры, которые иллюстрируют порожденные тревогой нарушения процессов памяти. Бывает, в экстремальных ситуациях тревога сковывает человека настолько, что он теряет способность адекватно воспринимать происходящее.
3) Защитные реакции. Острая тревога переносится крайне тяжело, поэтому подавляющее большинство людей бессознательно переходит на поведение и мышление, которые ослабляют мучительную тревогу, что приносит определенное облегчение. Эти защитные реакции часто в разных ситуациях можно наблюдать по ходу душепопечения[210]. В их число входит реакция вытеснения чувств, когда тревожащая ситуация как бы перестает существовать и «беспокоиться уже не о чем» или человек пытается рационально объяснить происхождение симптомов, спроецировать свои проблемы на кого–то из близких; развитие физических болезней, которые ослабляют тревогу; попытка избежать тревоги путем возврата к более ранним, детским моделям поведения. Порой люди пытаются отделаться от тревоги с помощью алкоголя, медикаментов или «бегства» в те или иные психические болезни. Все психологические защитные механизмы направлены на преодоление тревоги.
4) Духовные реакции. Обратиться за помощью к Богу иногда может побудить только тревога, и ничто иное. Хотя во время войны покаяния в окопах были, по всей вероятности, не столь распространенным явлением, как нам теперь кажется, однако, согласно многочисленным данным, многие люди обращаются к Богу во время стресса[211].
Вместе с тем тревога может и уводить людей от Бога, причем именно тогда, когда Он бывает им необходим более всего. Даже верующие люди под тяжестью проблем современной жизни и труднообъяснимых тревожащих обстоятельств начинают меньше времени уделять молитве, не могут сосредоточиться на чтении Библии, перестают испытывать интерес к церковным богослужебным мероприятиям, огорчаются мнимым молчанием Неба во время кризиса и гневаются на Бога, Который, как им кажется, ставит их в трудные обстоятельства. Христианского душепопечителя могут принять как духовного служителя или отвергнуть на том основании, что он представляет Бога, Который допускает бедствия, проявляя к людям полное равнодушие.