Общественное душепопечение и христиане
Общественные душепопечители исходят из того факта, что невозможно оказать реальную помощь людям в условиях разобщения с обществом, более того, не имея дела с обществом и ничего не зная об обществе. Даже во время обсуждения посторонних вопросов, душепопечитель и подопечный отдают себе отчет в нескольких основных вопросах, касающихся их отношений[158]:
• До какой степени проблема подопечного решается не с помощью окружения, а посредством его личностной трансформации?
• На какую помощь со стороны общества и ближайшего окружения может рассчитывать подопечный в плане духовного роста?
• До какой степени реальная проблема подопечного решается не им самим, а его окружением?
• Какие действия могут предпринимать душепопечитель и/или его подопечный для подготовки необходимых перемен в их окружении?
Кроме индивидуального душепопечения общественные душепопечители занимаются и другими делами, например, запускают образовательные программы или обеспечивают их подготовку; помогают повысить квалификацию; содействуют государственным и общественным службам в планировании социальных программ; выявляют группы общественной поддержки; организуют линии экстренной телефонной связи, центры реабилитации и другие учреждения социальной помощи; и время от времени участвуют в политических мероприятиях, направленных на совершенствование общества.
Общественные душепопечители признают, что не они одни пытаются улучшить общество, и потому сотрудничают с представителями целого ряда профессиональных, политических, и других организаций. Они исходят из того, что более совершенное общество предоставляет своим постоянным членам больше возможностей справиться с житейскими трудностями и проблемами.
Вместе с тем, даже при беглом ознакомлении с современной литературой по психологическому консультированию видно, что в сфере общественного душепопечения Церкви уделяется не слишком много внимания[159]. Если же посмотреть, как служил людям Иисус, то можно сказать, что Он был общественным душепопечителем. Христос был нежен и чуток, помогая людям в их тревогах и серьезных трудностях, и в то же время Он резко выступал против лицемерия и невежества. Он изгнал меновщиков из храма, осудил правящие партии и говорил о дне, когда наступит Царство Божье и придет конец несправедливостям.
Учитывая последние тенденции в области общественного душепопечения, интересно проанализировать потенциальные пути развития христианского душепопечения в ближайшем будущем. Христиан (в том числе и душепопечителей), как людей, живущих в обществе и стремящихся претворять в жизнь библейское учение, не могут не волновать голод, невежество, несправедливость, преступность, порнография, разгул насилия (в том числе и в семье), нарушения нравственного закона и другие проявления социального зла, породившего то великое множество вопросов, о которых мы будем говорить в последующих главах. Церковь, как общество в обществе, должна думать о том, как воздействовать на людей, не принадлежащих ни к одной из церковных общин, и как — на членов Церкви. Ниже следуют часто цитируемые слова, написанные Павлом: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»[160].
Христианское общественное душепопечение — это неизведанная территория, однако очевидно, что это не противоречит библейскому учению.
Библиография
Bloom, Bernard L. Community Mental Health: A General Introduction. 2d ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1984.
Collins, Gary R. Innovative Approaches to Counseling. Waco, Tex.: Word, 1986.
Corey, Gerald, and Marianne S. Corey. Groups: Process and Practice. 3d ed. Pacific Grove, Calif.: Brooks/Cole, 1987.
Drakeford, John W. People to People Therapy. New York: Harper & Row, 1978.
Egan, Gerard, and Michael A. Cowan. People in Systems. Monterey, Calif.: Brooks/Cole,
1979.
Evans, Gary W, ed. Environmental Stress. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. Gershon, Michael, and Henry B. Biller. The Other Helpers. Lexington, Mass.: Lexington,
1977.
Heller, Kenneth, et al. Psychology and Community Change. Homewood, 111.: Dorsey, 1984. Schulberg, Herbert C, and Marie Killilea, eds. The Modern Practice of Community Mental Health. San Francisco: JosseyBass, 1982.
Глава 5.
Кризис душепопечения
Уолтер Андерсон, отчисленный из средней школы, был взят на службу в морскую пехоту в подростковом возрасте, воевал во Вьетнаме и в колледж пришел уже после войны. В то время никто бы и не подумал, что молодого ветерана накануне его 36–летия назначат редактором общенационального журнала «Parade». Позднее в описании своей блистательной, головокружительной карьеры Андерсон упоминает о своем страхе и неизменном подозрении, что он «недостаточно хорошо подготовлен», чтобы редактировать этот журнал.
Всякий ли из нас способен укрыться от неуверенности, сомнений, опасений подобного свойства? По мнению Уолтера Андерсона, такие серьезные переживания присущи всем, и большинство людей чувствует свою беззащитность, по крайней мере периодически. Будучи редактором и общаясь со многими преуспевающими и прославленными людьми, он убедился, что многие из них чувствуют себя крайне неуверенно. Если и есть такие, что плывут по жизни без поражений, недостатков или тайных страхов, то их очень мало. Большинство испытывало беспокойство, попадало в затруднительные положения и претерпевало скорби и страдания; все это на время понижало их активность, хотя и помогало в дальнейшем проявлять мужество, чтобы собраться и продолжить начатое[161].
Коротко говоря, кризис — это поворотный пункт, решающий момент, крутой перелом, резкое переходное состояние, избежать которого невозможно. Критические ситуации бывают предсказуемые или непредсказуемые, реальные или воображаемые, актуальные (например, кончина возлюбленного человека) или потенциальные (как перспектива его скорой смерти). Китайское слово «кризис» обозначается двумя иероглифами[162]. Один из них указывает на опасность; другой — на благоприятную возможность.
Критические ситуации преизобилуют опасностями, поскольку дестабилизируют жизнь и угрожают гибелью. С возрастом каждый из нас вырабатывает сумму навыков, умений, приемов, с помощью которых решает проблемные ситуации, базирующиеся на нашем прошлом опыте и особенностях личности. Конечно, бывают эмоциональные и духовные взлеты и падения, так что порой нам приходится напрягать все силы, чтобы правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, выходить из критических ситуаций или решить неожиданно возникшие проблемы. Несмотря на это, мы учимся преодолевать, и успешно преодолеваем, неуверенность и житейские проблемы.
Тем не менее время от времени возникают необыкновенно серьезные или угнетающе–тягостные ситуации. Это может быть утрата чего–то или кого–то значимого в жизни, непредсказуемое изменение социальной роли или статуса, появление новых людей и событий, от которых добра не ждут. Новые ситуации оказываются столь уникальными и напряженными, что наши привычные методы снятия напряженности и решения проблем «буксуют» и уже не помогают. Нередко это ведет к дисгармонии и замешательству, которые часто и в разных ситуациях сопровождаются бездействием, тревогой, гневом, унынием, печалью или виной. Обычно это умственное, поведенческое и эмоциональное потрясение длится недолго, хотя порой может затянуться на несколько недель и даже более.
Однако критические ситуации предоставляют людям благоприятную возможность изменяться, возрастать духовно и вырабатывать лучшие способы преодоления критических ситуаций. Поскольку люди в критических ситуациях часто приходят в замешательство, они становятся более открытыми для помощи со стороны, включая помощь, исходящую от Бога и душепопечителя. Одни люди, даже в процессе душепопечения, пытаются не замечать кризиса и пытаются выйти из него, погрузившись в мир иррациональных фантазий, или приходят в отчаяние и сдаются, или реагируют социально неприемлемыми поступками. Другие реагируют более здраво. Они оценивают ситуацию по–новому, надеясь отыскать конструктивные, социально приемлемые, основанные на реальности методы решения проблем, которые могут помочь в текущей критической ситуации проявить и развить больше способностей и возможностей человека, чтобы эффективно справляться с затруднениями в будущем[163].
Говоря о кризисе в клиническом смысле, врачи имеют в виду критический период (момент), когда болезнь доходит до стадии, в которой возможно как улучшение с восстановлением функций организма, так и ухудшение, ведущее к упадку сил и смерти. Эмоциональные и духовные критические ситуации являются такими же неизбежными поворотными пунктами в жизни человека. Жить — значит — преодолевать критические ситуации. Преодолевать критические ситуации — значит эффективно реагировать в критические моменты, которые могут привести к повышению уровня духовной жизни и зрелости, или, наоборот, к незрелости. Христианский душепопечитель занимает жизненно важное положение, которое позволяет ему влиять на то направление, в котором пойдет разрешение критической ситуации.