Теоретические обоснования душепопечения

Знаменитая теория психоанализа Зигмунда Фрейда в концентрированном виде отражала взгляды Фрейда на сущность человеческой природы, причины личностных проблем и метод изменения людей. Подобно всем предшествующим теоретикам, Фрейд стремился выстроить свою теорию личности на фактах, объективной информации, чистой логике и собственном постижении человека как такового. Но, в отличие от других теоретиков, Фрейд, по всей видимости, не отдавал себе отчета в том, что каждая теория является, помимо всего прочего, отражением личности своего творца, его интересов, пристрастий, ценностей, верований, целей, прошлого опыта, культуры, образования и, возможно, даже места его проживания.

Точное число теоретических подходов к проблеме душепопечения на сегодняшний день назвать не представляется возможным. Адлерианская теория, аналитическая психология Юнга, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия Роджерса, гештальт–терапия, транзактный анализ (ТА), терапия реальностью Глассера, рационально–эмоциональная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса, различные системы бихевиоральной терапии, теория общественного обучения и системы семейной терапии — вот наиболее известные из числа современных теоретических подходов к проблеме душепопечения. Здесь нельзя не упомянуть и многих христианских деятелей, предложивших библейски ориентированные системы. Это и теория Джея Адамса, основанная на убеждении подопечных, библейское душепопечение Лоренса Крабба, духовная терапия Соломона Чарлза и душепопечение духовного роста Хауарда Клайнбелла.

Одни теории хорошо разработаны и изложены сухим, академическим языком; другие более умозрительны и неформальны. Одни теоретики делают упор на чувствах, переживаниях, тогда как другие подчеркивают роль изменения поведения или мышления подопечного. Одни исходят из того, что большую часть помощи подопечные должны получать прежде всего от самих себя; другие большее значение придают действиям душепопечителя. В основе многих христианских методов душепопечения лежат теоретические представления о библейском учении; остальные теории уделяют большее внимание обобщениям психологических открытий и теорий. Одни теории усложнены и с трудом поддаются обобщению; другие излагаются вкратце и значительно проще. Конспективное изложение различных подходов к проблеме душепопечения выходит за рамки рассмотрения этой книги, тем не менее желающие получить общее представление и критические рецензии по этой тематике могут обратиться к соответствующим источникам[111].

Зачем ломать голову над теорией? Утверждают, что теории в общем не играют существенной роли; их выдумывают в основном люди, которым нужна самореклама; так что они не оказывают большого влияния на практическую сторону душепопечения. В известной мере так оно и есть, тем не менее теории могут быть и полезны.

Теории подобны богословским системам. Они обобщают все наши знания и верования, цели и методы их достижения. В нашей книге имеется масса информации о том, как сложно устроено человеческое поведение, сколь разнообразны корни человеческих проблем и как много методов может употребить душепопечитель в служении людям. Теории помогают свести воедино все факты во всеобъемлющую, вразумительную и практически полезную систему. Теоретические подходы направляют нас, когда мы пытаемся помочь людям справляться с их проблемами.

Какая теория истинна? Ответ такой: совершенная. Теории изобретены человеком, а ему, как известно, свойственно ошибаться. Вот почему в них постоянно вносятся соответствующие изменения. У многих специалистов есть свои излюбленные теории (и теоретики), однако почти половина из тех профессионалов, которые приняли участие в последнем опросе, назвали себя «эклектиками»[112]. Эклектики предпочитают заимствовать терминологию и технический арсенал из целого ряда теоретических подходов, не ограничиваясь рамками единственной теории.

Но ни в коем случае нельзя сказать, что они действуют наугад, непродуманно, механически собирая идеи. Эклектизм позволяет извлекать полезный материал из разных источников, чтобы в свое время проявился собственный стиль душепопечения.

Одинаково верно и то, что всякий служит людям по–своему, и то, что не бывает одного–единственного истинного метода душепопечения. Иисус употреблял ряд подходов в зависимости от потребностей подопечных. Христианские душепопечители, даже те из них, что стремятся оставаться верными библейским принципам, применяют множество методов и порой расходятся в теоретических взглядах со своими коллегами, христианами. Полезно понимать различные теории, но всякий из нас должен дать возможность Святому Духу использовать наши личность и воззрения по своему усмотрению и наполнить нас продуктивной силой для служения ближним.

Закон и душепопечение

Несколько лет тому назад семья одного молодого человека возбудила против пастора крупной евангелической церкви в Калифорнии судебное дело в связи с тем, что юноша совершил самоубийство после курса пастырского душепопечения. Суд оправдал пастора, но данный случай привлек пристальное внимание общественности всей страны, что указывает на актуальность проблемы взаимоотношений душепопечителей и закона.

Психиатры и психологи, участвуя в юридическом процессе, уже многие годы выступают в качестве экспертов на заседаниях судов. Они помогают определить психическую дееспособность ответчика, чтобы решить, может ли он предстать перед судом; участвуют в слушании дел; проводят психиатрические и психологические обследования обвиняемых и курсы душепопечения заключенных и их семей. Началось это еще в 1843 г., когда оправдали шотландца по имени Даньел Макнот, обвиненного в убийстве, признав его сумасшедшим. С тех пор профессиональных душепопечителей стали привлекать в качестве экспертов для оказания помощи судьям. Они помогают определить, мог ли ответчик отдавать себе отчет в своих действиях, то есть знать, что правильно и что неправильно, в момент совершения преступления. Позднее, уже в наше время, вслед за спорным вердиктом, согласно которому «по причине сумасшествия» Джон У. Хинкли–младший был признан невиновным в покушении на жизнь президента Рейгана, отношения психиатрии и закона вышли на новый уровень[113].

Христианского душепопечителя непосредственно касается принятие законов о лицензировании деятельности и все возрастающая частота судебных исков о халатном лечении, подобных тому, что было возбуждено против пастора в штате Калифорния. В каждом конкретном регионе устанавливаются свои законы. В них закрепляются права лиц, занимающихся душепопечением; указывается, при каких обстоятельствах душепопечители могут в суде разглашать детали душепопечения, действуя по нормам статутного и общего права; оговариваются гражданские свободы подопечных, а также обстоятельства, при которых допустима принудительная госпитализация граждан вследствие психических расстройств; говорится о богословском и образовательном цензе занимающихся профессиональным душепопечением; указывается юридическое право, позволяющее принять вознаграждение за услуги душепопечения; рассматривается понятие «халатное душепопечение» и обстоятельства, при которых против душепопечителя может возбуждаться судебное дело о профессиональном несоответствии.

Законы, относящиеся к этим и другим вопросам душепопечения, меняются от места к месту; часто разнится и все законодательство в целом. Если вы занимаетесь душепопечением редко, неофициально, либо в рамках церковного или учебного заведения, то на вас, по всей вероятности, не распространяется действие многих законов, которые применимы к профессиональному душепопечителю. В то же время, если вы занимаетесь душепопечением часто, вам разумно обратиться к знающему местные законы душепопечителю, чтобы обсудить, как они могут повлиять и, быть может, ограничить вашу деятельность[114].

Обсуждение юридических вопросов напоминает нам о том, что душепопечение совершается не в вакууме. Душепопечители и подопечные выступают в роли членов общества и церковной общины. Порой общество создает проблемы и уменьшает эффективность душепопечения, но обратное также истинно. Общество (включая христианские общины) может существенно облегчить вашу работу в качестве душепопечителя. Об этих общественных влияниях и пойдет речь в следующей главе.

Библиография

Benjamin, Alfred D. The Helping Interview with Case Illustrations. Boston: Houghton–Mifflin, 1987.

Brammer, L. М. The Helping Relationship. 2d ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice–Hall,

1979.

Crabb, Lawrence J., Jr. Understanding People: Deep Longings for Relationship. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1987.

Collins, Gary R. How to Be a People–Helper. Ventura, Calif.: Regal, 1976.

Egan, Gerard. The Skilled Helper. 3d ed. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1986.

Welter, Paul. Connecting with a Friend: Eighteen Proven Counseling Skills to Help You Help Others. Wheaton, 111.: Tyndale, 1985.

Welter, Paul. How to Help a Friend. Wheaton, 111.: Tyndale, 1978.

Worthington, Everett L., Jr. When Someone Asks for Help: A Practical Guide for Counseling. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1982.

Глава 4.

Общество и душепопечение

В одном из самых первых заявлений о людях Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному»[115]. И сотворил Бог женщину, и появился человеческий род.

Но уже вскоре люди стали конфликтовать друг с другом. Ревность между единоутробными братьями Каином и Авелем закончилась убийством. И наполнилась земля злодеяниями[116]. После великого потопа конфликты возобновились[117], они продолжаются до сих пор. На протяжении всех веков находились отшельники, которые стремились удалиться от общества, подальше от беснующихся толп, но большинство из нас способно правильно оценить значение следующего, часто цитируемого заявления: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе». Человеческие существа могут соперничать друг с другом и жить в борьбе, и в то же время они нужны друг другу. Не хорошо и вредно жить в состоянии разобщения.

Несмотря на подобную констатацию, мы, живущие на Западе, все еще склонны высоко ценить независимость и неистребимый индивидуализм. Мы говорим о сотрудничестве и взаимной поддержке, а сами восхищаемся человеком, который достиг высоких результатов благодаря собственным усилиям, и часто допускаем, что с личными проблемами лучше всего справляться одному. По крайней мере до недавних пор душепопечение обычно проходило «один на один»: один душепопечитель, один подопечный, один час, один сеанс в неделю.

Такое «индивидуальное» душепопечение бывает полезным, однако пользы может быть больше, если подопечный станет членом группы поддержки. Часто такую поддержку и любовь обеспечивает семья. Поддержка может исходить от друзей и сослуживцев по работе. В идеальном случае и поместная община верующих способна во многом восполнить потребность личности в товарищеских отношениях, дружбе, наставлении, обратной связи, направляющей помощи, принятии и поддержке. Верно, что чего–то недостает, если христианский душепопечитель пренебрегает общением верующих и старается служить людям самостоятельно.

Общественное душепопечение

По мнению многих душепопечителей, социальная и физическая среда влияют на поведение подопечных, включая и проблемное поведение. Это именуется экологической перспективой душепопечения. В отличие от традиционных точек зрения, которые исследуют причины проблемных ситуаций, рассматривая личность подопечного вне его социальных связей, в основе экологического подхода лежит тезис о взаимодействии всякого человека с окружающей социальной средой. Полагают, что человеческие проблемы порождаются иногда самим индивидуумом, иногда факторами среды, но чаще и тем и другим вместе.

Из этого, однако, не следует, что индивидуум не несет ответственности за свои действия. Если один из подростков из вашей церкви покушается на самоубийство или становится проблемным пьющим, он ответствен за свое поведение. Причины такого поведения могут корениться в личности этого подростка, предположим, это следствие спутанного мышления, сниженной самооценки или нежелания отказаться от греха. Однако душепопечитель оценивает и внешние факторы: разлад в семье, давление со стороны членов его круга и состояние психофизиологического напряжения, порождаемого школой, производственной средой и любовными увлечениями.

Результативный душепопечитель в разных ситуациях делает акцент на разном. Он продолжает разговаривать с подопечным конфиденциально, с глазу на глаз, обсуждая его духовные проблемы, сомнения и опасения, но временами допускает в процесс разрешения проблемы и членов его семьи или общины. Считается, что общество, иногда порождающее проблемы, может стать источником поддержки, местом обучения и терапевтической средой, где происходит исцеление.

Общественное душепопечение является одним из подходов к разрешению проблем и может включать несколько целей.

• Обучение навыкам общения с целью научить людей бороться с психофизиологическим напряжением, налаживать связи с ближними и обустраивать свою жизнь[118].

• Обеспечение социальной поддержки посредством развития взаимодействия, общения и согласия в рамках семьи и общества (включая церковную общину), между членами которого имеется большая степень поддержки и меньше разобщения.

• Подготовка рядовых членов церкви с целью научить их и помочь проводить необходимые посильные мероприятия по душепопечению, обучению, материальной помощи, поддержке групп самообразования в своих общинах и другим видам помощи нуждающимся людям.

• Поиск дополнительной помощи. Можно обратиться к пособию или к другим людям в общине, которые могут помочь разрешить проблемные ситуации подопечных.

• Предотвращение проблемных ситуаций. Помочь как отдельным лицам, так и группам людей выработать необходимые навыки и изменить жизненный уклад, чтобы предупредить появление проблем в будущем.

• Социальные акции, предпринимаемые иногда с целью общественных, политических или других перемен по борьбе с нищетой, безработицей, порнографией, насилием, невежеством, греховным поведением и другими влияниями среды, порождающими проблемы.

В одном учебнике общественное душепопечение определяется как подход, ориентированный на совершенствование социальной среды вместо концентрации исключительно на помощи жертвам общественных пороков. «Общественный душепопечитель должен обучать общению с большими группами людей, а также с отдельными лицами; быть в равной мере и воспитателем, и душепопечителем; умело подходить к решению общественных вопросов и проблем, возникших в результате воздействия на индивидуума факторов среды». Данный метод требует осознанного подхода к социальным силам, оказывающим влияние на отдельных лиц; душепопечитель должен быть готов применять новые методики и приобретать новые навыки; иметь склонность к общественной деятельности и четко понимать, что личность душепопечителя является лишь одним благотворным орудием среди многих; а также уповать на то, что в один прекрасный день общество будет иметь столько любви, участия, поддержки и достатка, что профессиональные служители уже не понадобятся[119].

Трудно представить, что мы когда–нибудь достигнем этой цели. Человеческие проблемы — проблемы комплексные, и в основе многих из них лежат физиологические факторы, исправление которых требует вмешательства подготовленных специалистов. Общественные душепопечители ничего не имеют против индивидуального душепопечения, проводимого в частном офисе, но они не согласны с теми, кто считает, что это единственный и даже лучший способ служения людям. Порой душепопечителям следует обращаться к обществу, чтобы вмешаться в его дела.

Церковь — важная часть этого общества. Сообщество верующих может давать любовь, надежду, мир, стимул и поддержку, которые позволяют отдельным лицам справляться с психофизиологическим напряжением и нагрузками. Прав Уэйн Оутс, заявляющий, что христианское душепопечение буксует и не работает как надо, если осуществляется «в стороне от сообщества верующих»[120]. Христианское душепопечение логически несообразно, если при этом не уделяется внимания сообществу верующих, которому предназначено заботиться о нуждающихся, принимать странников, благотворить людям, исцелять убитых горем, прощать кающихся, утешать скорбящих, поддерживать слабых, направляя всех к Христу. Одной церкви, быть может, исполнять все эти обязанности трудно, но ясно одно — долг христианского душепопечителя состоит в том, чтобы сотрудничать с другими, чтобы побуждать поместную общину проявлять больше любви и сострадания, неукоснительно следуя библейскому учению.

Системы и социальные связи

Джорджу 68 лет; у него квартира в многоэтажном кооперативном доме на окраине столицы. Он женат более сорока лет, имеет трех взрослых детей; в настоящее время все трое живут в разных частях страны. Члены семьи поддерживают телефонную связь и периодически навещают друг друга; однако со времени выхода на пенсию Джордж и его жена стали уделять массу времени телевизору, встречам с друзьями и участию в церковных мероприятиях.

Не так давно Джордж перенес тяжелый сердечный приступ. Жена тогда обратилась за помощью к соседу, и тот вызвал «неотложку» и сопроводил сраженную горем чету в больницу. Джордж пролежал в больнице почти три месяца, так как, помимо инфаркта, врачи обнаружили еще и рак. Вернувшийся домой Джордж был настолько слаб, что едва передвигался, и, постоянно нуждаясь в кислородной подушке, был как бы привязан к ней. Все дети посетили его в критический период болезни, но у них были свои семьи и работа, так что посещения эти длились недолго. Джорджу и его жене пришлось самим справляться со своим горем. На примере испытаний, с которыми им пришлось столкнуться, можно пояснить, что подразумевают душепопечители, говоря о системах и сетях социальных отношений.

Системы — это социальные группы, частью которых являются отдельные лица. Большинство из нас входит в состав многих групп; и часто они перекрывают друг друга, формируя сеть групп. Каждый из нас, например, может быть частью семьи, группы постоянных жителей одного корпуса, учащихся колледжа, района, церкви, рабочей бригады, библейского кружка и других небольших людских общностей. Вы и ваш подопечный можете быть частью какой–либо организации (компании, где вы работаете, школы, где вы учитесь, союза, членом которого вы состоите, или деноминации, к которой принадлежите), профессиональной группы (служение или психология) или группы по интересам (секция баскетбола или клуб пользователей компьютеров)[121]. Каждая из этих систем может не только вызывать стресс и состояние психологической напряженности, но и при необходимости помочь.

В одном исследовании ученые пытались разобраться, почему одних людей житейские потрясения подавляют, между тем как другие переносят это относительно спокойно и быстро восстанавливаются. Оказалось, что лучше всего адаптировались те, кто имел больше общественных связей. Когда чья–либо кончина или другие критические состояния приводили к распаду одной группы поддержки, среди успешно адаптирующихся оказывались те, кто мог обратиться и получить поддержку и помощь в сети других взаимоотношений[122]. Люди, угнетаемые профессиональным стрессом и/или семейными проблемами, могли переносить это, если имели полезные и приносящие удовлетворение отношения в сфере иных жизненных систем.

Джордж и его жена сумели справиться с критической ситуацией потому, что получали эмоциональную поддержку друг от друга, от детей (пусть их и не было рядом), от соседей по их дому, от родственников (братьев и родни со стороны мужа и жены, проживающих по соседству), от заботливого медицинского персонала местной больницы, от нескольких прежних сослуживцев, от знакомых, посылавших открытки и неожиданно навещавших их, от пастора и членов их церкви[123]. В разное время в течение болезни все эти люди использовали шесть форм помощи (перекрывающие друг друга), в которой могут нуждаться все, каждый в свое время[124]. Имеются в виду:

• Материальная помощь (деньги, продукты, вещи и прочее).

• Физическая помощь (транспортировка, уход за газонами, оформление документов, передвижение инвалидной коляски и участие в разных работах по дому).

• Направляющая помощь (советы и практические предложения).

• Внимание и умение слышать, когда говорят о субъективных ощущениях, тревоге, расстройстве и страхе.

• Обратная связь (сообщение сведений о себе).

• Социальное участие (неформальные беседы, совместный отдых, временный вывод из ситуаций, требующих немедленных действий, и из трудных условий).

Как недавно заявил один психиатр, у нашего общества имеется одно магистральное направление, гарантирующее успешную деятельность психиатрических лечебно–профилактических учреждений. Нам следует ориентироваться на поиск, подготовку, поощрение и привлечение добровольцев, не получающих жалованья и способных трудиться в качестве социальных работников[125]. Джорджу и его жене удалось найти таких служителей среди широкого круга друзей, однако некоторые люди в обществе лишены таких отношений поддержки. Одни люди, пожилые и одинокие, имеют ограниченное число социальных связей. Другие, скажем, наркоманы, алкоголики или бывшие заключенные, могут иметь множество социальных связей, но они являются составной частью патологических и проблемных систем социальных отношений. Эти люди могут не получать поддержки из подобных систем до тех пор, пока в обществе не найдутся добровольцы, которые откликнутся на призыв помочь нуждающимся.

Другие помощники

В течение последних двух–трех десятилетий душепопечение стало чрезвычайно популярным. Нет отбоя от желающих обучаться по программам подготовки душепопечителей в колледжах, университетах, семинариях и других учреждениях системы образования. Непрофессиональное душепопечение привлекает внимание в школах, церквах, службах телефонных консультаций в критических ситуациях, на предприятиях и даже в тюрьмах. Появилось много программ подготовки[126]душепопечителей на основе новейших теорий и техник. Профессионально подготовленных душепопечителей стало больше, и значительно выросло число центров душепопечения. Мы претерпеваем, по крайней мере в Америке, бум душепопечения.

Однако, несмотря на всю эту бурную деятельность (а может быть, и вследствие этого), до сих пор говорят о нехватке профессиональных душепопечителей, особенно в небольших общинах. Чтобы удовлетворить нужду в душепопечении, появилась целая система «других помощников»[127]. Некоторые из этих непрофессиональных работников известны уже десятилетиями и обладают большим опытом, но теперь их рассматривают в качестве важных помощников в любом служении душепопечения.

Эти помощники разнятся уровнем подготовки, психологических знаний, терапевтическим искусством и возможностями оказания помощи. Несмотря на благие намерения, многие из них приносят, по всей видимости, больше вреда, чем пользы. Одни хотят служить людям в надежде избавиться от собственных страхов, неуверенности в себе и неразрешенных конфликтов. Другие предстают психологически наивными догматиками, манипулятивными критиками других профессионалов, включая профессиональных душепопечителей.

Но, несмотря на эти отрицательные стороны, непрофессиональные душепопечители могут быть весьма результативными, а временами даже более результативными, чем профессионалы[128]. Есть люди, которые с большей охотой обратятся к непрофессионалам, так как они не чувствуют угрозы и ведут себя непринужденно. Другие с большим удовольствием обратятся за помощью к журнальным статьям и радиобеседам со знаменитостями. Некоторые же предпочитают разговор с пастором или участниками группы самопомощи.

Если вы, как душепопечитель, решите пренебречь общественными источниками помощи, это не значит, что от этого откажутся и ваши подопечные. Другими словами, хотите вы этого или нет, вашей работе будет сопутствовать менее формальная и временами непрошеная помощь членов общины. Душепопечитель должен принимать это в расчет, не игнорируя и не сопротивляясь происходящему. Временами такие помощники разрушают все, что пытается предпринять душепопечитель, но порой становятся источником большой помощи. Так что иногда, работая с подопечными, можно заручиться поддержкой и непрофессионалов.

Профессиональные медики. Было бы неразумно со стороны душепопечителя пренебрегать помощью, которую его подопечные могут получить от врачей, сестер милосердия, больниц и многих учреждений системы здравоохранения. Профессиональные попечители обладают, по крайней мере, какой–то подготовкой в области психиатрии и по роду своей деятельности нередко бывают связаны с больными, страдающими наряду с соматическими и тяжкими эмоциональными расстройствами. Душепопечителям, медикам и немедикам, несмотря на подозрение и недоверие, которые существуют между ними, следует по возможности пытаться найти взаимопонимание и учитывать интересы друг друга, если уж они вынуждены сотрудничать, помогая нуждающимся в душепопечении.

Социальные работники. Речь идет о юристах, школьных учителях, полицейских, руководителях союзов, священнослужителях, спортивных тренерах, таксистах, владельцах магазинов, служителях похоронных бюро, сотрудниках молодежных организаций, косметологах и других членов общества. Эти люди имеют небольшую (или не имеют никакой) подготовку в области душепопечения, однако именно они зачастую первыми сталкиваются с людьми, которые находятся в критическом психологическом состояния. Видимо, неразумно считать, что таксисты или косметологи горят желанием стать непрофессиональным душепопечителем, однако некоторым все же предлагают пройти такую подготовку[129]. Например, полицейским теперь преподают основы скорой психологической и первой медицинской помощи при психических расстройствах, поскольку именно полицейские бывают нередко первыми и последними неспециалистами, которые оказываются свидетелями насилия, творимого в семье, и поведения, чреватого самоубийством. Учителя, школьная администрация, душепопечители и, конечно, студенты духовных семинарий проходят в плановом порядке соответствующую подготовку; их учат основам душепопечения и первой психиатрической помощи в структуре своего базового образования.

Группы взаимопомощи. Никто не знает, сколько групп взаимопомощи собирается на регулярной основе, чтобы помочь своим членам справиться с состояниями психофизиологического напряжения. «Анонимные алкоголики» (АА) и программы уменьшения веса, подобные «Похудеть — это просто» (ПЭП), известны всем, но существуют также и группы взаимопомощи почти по всем общим проблемам[130]. Есть группы вдов, бывших пациентов психиатрических клиник, родителей–одиночек, больных сердечно–сосудистыми заболеваниями, азартных игроков, родителей умственно отсталых детей, беременных подростков, инвалидов–ветеранов войн и сотни других. Иногда в сотрудничестве с профессиональными душепопечителями, чаще же самостоятельно, участники этих групп оказывают взаимопомощь, материальную поддержку, сообщают необходимую информацию, ищут благоприятные возможности помощи другим, используют методы социального взаимодействия, ободрение, защиту, принятие и специальную помощь в критических ситуациях. Многие люди, имеющие «в тылу» крепкие семьи и церковные общины, не оставляют групп взаимопомощи по причине той близости, которая возникает в результате связи с другими людьми, решающими схожие проблемы. Кроме того, одним из величайших преимуществ этих групп является содействие, которое они оказывают тем своим членам, которые помогают другим[131].

Домочадцы и друзья. По всей видимости, задолго до того как обратиться за помощью к душепопечителям, люди чаще всего обсуждают свои проблемы с друзьями или домочадцами. Например, родители являются важнейшим источником ободрения, они помогают изменить поведение, отказаться от конфронтации и дают направляющую помощь, хотя мало кто из нас считает их душепопечителями[132]. В помощь родителям написано множество книг по этим вопросам[133], и профессионалам рекомендуют учить родителей помогать своим детям[134]. Алкоголикам часто в разных ситуациях главными помощниками становятся их супруги; смертельно больные находят поддержку у домочадцев, и нередко, чтобы оказать помощь и поддержать советом, собираются все родственники.

Но, увы, порой такая «помощь» друзей и домочадцев приносит вред, а не пользу. Иногда достигнутые результаты разрушаются родителями, родственниками или друзьями подопечного, искренне желающих принести ему пользу. Слушая внимательно, душепопечитель может выявить подобные посторонние влияния и помочь подопечным справиться с «антипомощью» других лиц.

Друзей и домочадцев включать в процесс душепопечения допустимо, но в таком случае их следует учить приносить настоящую пользу. Если душепопечитель полностью отвергает помощь друзей и домочадцев подопечных, ему труднее работать; кроме того, при этом он исключает важнейший потенциальный источник дополнительной помощи своему подопечному.

Помощь прессы, радио и телевидения. Когда я писал эту главу, наше общество потрясли известия о серии самоубийств, совершенных подростками. Способ самоубийства был одним и тем же во всех случаях. Об этом узнала вся страна, и многие люди предъявляли серьезные обвинения средствам массовой информации, считая, что, привлекая внимание к жертвам, они исподволь учили других удрученных молодых людей тому, как «успешно» покончить с собой. Репортеры же утверждали, что они предупреждают общество о серьезных проблемах, которым оно не уделяет должного внимания.

Эти споры должны напоминать нам, что пресса, радио и телевидение могут не только создавать человеческие проблемы, но и содействовать их решению. Хотя передача новостей и телевизионные программы могут стимулировать насилие в обществе и повышать уровень психологической и социальной напряженности, но в то же время они могут снабжать необходимой информацией, давать направляющую помощь и подсказывать людям, куда можно обратиться за помощью[135].

Экзотические помощники. Хироманты, предсказатели будущего, руководители сект, «травники», заклинатели, изгоняющие бесов, колдуны, спириты, вызывающие духов, и другие нетрадиционные «помощники» объявляются почти во всех цивилизациях. Большинство профессионалов считают таковых шарлатанами или знахарями, которые паразитируют на страхах и предрассудках впечатлительных людей. Однако есть душепопечители, которые считают, что этим общественным целителям следует разрешить практиковать наряду с традиционными душепопечителями[136]. Такие целители особо почитаемы людьми малообразованными и бедными; полагают, что эти люди легче поддаются внушению и их кумиры — целители — могут тогда стать частью процесса исцеления.

Христианские душепопечители не должны посылать своих подопечных к экзотическим помощникам. Многие из них связаны с оккультными силами, так что следует предпринимать самые энергичные меры, чтобы оградить от них своих подопечных.

Домашняя работа подопечных

Воздействие всех этих социальных факторов наталкивает на мысль о том, что служение людям нельзя ограничивать кабинетом душепопечителя. Уроки, полученные на сеансах душепопечения, следует отрабатывать на практике и подкреплять помощью других людей. Достижению такой цели способствует домашняя работа.

Известно, что каждый из нас учится по–своему. Одни лучше познают слушая. Другие размышляя — читая книги, смотря кино и разбираясь со схемами. Третьи предпочитают получать информацию действуя — исполняя планы, проигрывая роли или чувства[137]. Хотя в последнее время эти представления стали оспаривать[138], методы внимательного слушания/слышания всегда были частью традиционного душепопечения, по ходу которого еженедельные (или реже) сеансы продолжительностью около 60 минут сочетались с иной деятельностью.

Домашняя работа позволяет людям обучаться помимо сеансов душепопечения, подключая слышание, видение и делание. Джей Адаме пишет: «Чтобы научиться задавать полезную домашнюю работу — библейскую, конкретную и творчески приспособленную к ситуации, требуются время и усилия, но и то и другое окупается стократ»[139].

Нельзя навязывать домашнюю работу подопечному, если он не согласен с душепопечителем[140]. Лучше будет, если они вместе решат, какие задания выполнять подопечному между встречами. Эти задания должны напомнить о целях душепопечения, дать дополнительную информацию (через чтение или прослушивание аудиокассет), помочь отработать и применить на практике новые навыки и умения, исправить опасное поведение, суммировать то, что усвоено в процессе душепопечения, и тщательно проверить новый образ мышления и новый стиль поведения.

Домашние задания бывают самые разные, в том числе и такие специфические упражнения: «поздравь человека», «не осуждай», «читай Библию», «удели время родственнику», «учитывай время» или «думай о ценностях, целях и приоритетах». В конце каждой встречи душепопечитель может спросить: «Итак, как вы могли бы использовать то, что узнали на этом сеансе? Какие новые уроки вы могли бы преподать в порядке взаимопомощи?» Чтобы домашняя работа была полезной, душепопечитель должен помогать подопечному находить собственные, оригинальные решения.

Существует много разных домашних заданий, однако самое широкое распространение получили следующие:

1. Тестирование.Подопечных просят пройти тест на завершение предложений и нормированные тесты; заполнить вопросники и подготовить письменные ответы на заданные темы (например, составить автобиографию, указать жизненные цели, отметить любимое и нелюбимое в работе, дать оценку плюсов и минусов предстоящих перемен, описать свои достижения и провалы, вести дневник); письменные работы затем сдаются душепопечителю для совместного обсуждения.

2. Семинарские и учебные пособия.Помимо учебных пособий и разнообразных приложений, которые выходят в свет периодически, имеется ряд монографий по самоподготовке и проведению дискуссий в малых группах. Одни иногда читают эти книги, чтобы ответить на вопросы, поставленные автором, и заполнить соответствующие бланки, но никогда не обсуждают их с ближними. Другие работают над этими книгами между сеансами, чтобы потом обсудить с душепопечителем.

Ряд руководств и программ можно найти во всех книжных лавках[141]. Некоторые из этих материалов можно заказать по почте. Качество учебных пособий и сборников упражнений бывает разным, хотя, согласно некоторым последним работам, книги по душепопечению из серии «Сделай сам» приносят мало пользы, особенно если они потом не обсуждаются с душепопечителем[142].

3. Задания по изменению поведения.Иногда в промежутках между сеансами душепопечения подопечных просят (понемногу, но в важном) менять свое поведение. Душепопечитель советует подопечным исполнять такие, например, конкретные задания: говорить «благодарю вас», время от времени передавать приветы, не жаловаться на то, что раздражает в поведении спутника жизни, приходить на работу без опозданий, практиковать навыки общения, полученные на сеансах душепопечения, посещать церковные богослужения, ежедневно читать Библию по десять минут, участвовать не менее пятнадцати минут в играх детей. По истечении определенного времени выполненные задания обсуждаются с подопечными.

4. Чтение.В качестве вспомогательных средств часто выступают книги и статьи, содержащие полезные сведения. Правда, всегда имеется опасность, что подопечные неверно истолкуют написанное или упустят из контекста нечто важное. Мало у кого из душепопечителей есть время на просмотр всех необходимых книг, так что бывает трудно отыскать подходящие материалы. И все же, <

Наши рекомендации