Теоретические аспекты обоснования содержания

Педагогического процесса

Под содержанием образованияпонимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса.

Таблица 4.

Уровни построения содержания образования

Уровень Содержание
I. Философский. Цели образования, выраженные в терминах философии и социологии, отражённые в средствах массовой информации и общественном сознании.
II.Психологический уровень Конкретизация целей образования в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек.
III. Педагогический уровень Содержание образования как образовательная модель социально-культурного опыта
· уровень общего теоретического представления (Госстандарт образования) ü Устанавливается в общем виде, чему нужно и можно научить школьников. ü Выделяется каждый крупный социально и личностно значимый элемент содержания, воплощающий определённую цель ( структура содержания состоит из четырёх компонентов воплощающихся в виде перечня общепредметных знаний и способов деятельности (компетенций)).
· уровень учебного материала ü Содержание учебников, задачников, пособий и т. д.
· уровень практического предъявления учебного материала учителем ü Педагогическая действительность ü «Материализация» содержания образования в знания и практические действия
· уровень освоения учащимися содержания образования ü Знания (когнитивный опыт) ü Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) ü Опыт творческой деятельности ü Опыт отношений личности

В. В. Краевский и А. В. Хуторский [2] считают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт,точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры.

Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельностии эмоционально-ценностных отношений.

Таблица 5.

Содержание образования

Компоненты содержания образования Содержание компонентов (элементы)
Когнитивный опыт (знание) Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности: · основные понятия и термины; · факты повседневной действительности и науки; · основные законы науки; · теории, содержащие систему научных знаний;
Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) Система общих интеллектуальных и практических действий на уровне умений и навыков в видах деятельности: · познавательной; · трудовой; · художественной; · коммуникативный; · физической культуре.
Опыт творческой деятельности Готовность к поиску решений проблем, творческому преобразованию действительности: · самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; · видение новой проблемы в знакомой ситуации; · видение структуры объекта и его новой функции; · самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый алгоритм.
Опыт отношений личности(установление эмоционально-ценностных отношений) · отношение к изучаемым знаниям, практическим действиям, к различным видам деятельности (личностные ориентации); · мировоззрение как единство познавательного и эмоционально-ценностного отношения к миру.
     

Содержание педагогического процесса в сфере

Физической культуры

Содержание предмета «Физическая культура»

Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

– социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;

– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

– идеал формируемой личности;

– потребности экономики и обороны страны;

– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.

В Российской Федерации по закону «Об образовании» (1992 г.) введеныобразовательные стандарты. Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах.

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные - программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования;

2) профессиональные - программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях.

Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура». В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования, в свою очередь, регламентируется своим Гостом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом.

Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70–80 и 20–30 % (начальная школа), 60–70 и 30–40 % (основная школа), 50–60 и 40–50 % (полная средняя школа).

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как:

ü основы знаний о физкультурной деятельности - физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни;

ü способы физкультурной деятельности различной направленности - общеразвивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности – гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества;

ü требования к уровню подготовленности обучающихся - что надо знать, уметь и демонстрировать.

Вариативный компонент ГОСа направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.

Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре [3].

Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» – это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках.

Учебная, или авторская, программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание и логику изучения учебного предмета.

Рабочая учебная программа – это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ.

Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в спортивных школах.

На основе методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685 спортивные школы можно подразделить на:

ü детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП);

ü детско-юношеские спортивные школы с отделениями по видам спорта (ДЮСШ);

ü специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР);

ü школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ);

ü училища олимпийского резерва (УОР);

ü физкультурно-спортивные клубы по месту жительства [1,4,6].

Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта), кроме того ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.

Спортивные школы призваны:

а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;

б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

В соответствии с законом «Об образовании дополнительные образовательные программы реализуются за пределами определяющих его статус образовательных программ, т.е. данные программы необходимы для удовлетворения интересов и потребностей общества к тому или иному виду деятельности. Из вышесказанного следует, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов по различным направленностям дополнительных образовательных программ законодательством РФ не предусмотрена. Прежде всего это связано с тем, что рассматриваемые программы дополняют основные образовательные программы (разрабатываемые на основе федеральных государственных образовательных стандартов).

В России реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей: научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-крае-ведческая и др.

Приказом Госкомспорта России от 28.06.2001 № 390 утвержден Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР), во вводной части которого указано, что эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ, поэтому постоянно существует необходимость в их совершенствовании. Для этого был разработан типовой план - проспект, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва, учебных программ по видам спорта для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР [5].

В основу типового плана - проспекта учебной программы были положены нормативно - правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно - тренировочного процесса (физической, технико - тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства.) и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно - тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико - тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ, были определены следующие разделы учебной программы:

ü объяснительная записка;

ü организационно-методические указания;

ü учебный план;

ü план-схема годичного цикла;

ü контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий;

ü воспитательная работа; психологическая подготовка;

ü восстановительные мероприятия; врачебный контроль;

ü инструкторская и судейская практика и др.

Содержание учебно-тренировочного процесса в школе независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности определяется дополнительной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Для качественной подготовки дополнительной образовательной программы по виду спорта должны учитываться примерные требования к дополнительным образовательным программам. Содержание программы должно разрабатываться на основе требований Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ, учитывая материал допущенных к использованию учебно-тренировочных программ по видам спорта.

При написании программы многолетнюю подготовку рекомендуется рассматривать как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3) непрерывное совершенствование спортивной техники;

4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Практические задания

1. Что понимается под термином «содержание образования»?

2. Восстановить текст в таблице «Уровни содержания образования»

Уровень Содержание
I. Философский.  
II.Психологический уровень  
III. Педагогический уровень  
· ü
· ü
· ü
· ü

3. Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.

  Содержание образования

4. Постройте логическую схему «Содержание образования»

Принципы отбора содержания
Образование
содержание образования
Факторы отбора содержания
Носители содержания образования

… … … … … … … …

5. Что такое Государственный образовательный стандарт и какова его структура?

6. Заполнить таблицу «Содержание ГОС по физической культуре »

Уровни ГОС Характеристика
Федеральный компонент ГОСа по физической культуре    
Вариативный компонент ГОСа по физической культуре    

7. Выстроить в логической последовательности документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура» (Учебная авторская программа – Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура - Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура - Рабочая учебная программа).

8. Что такоеТиповой план-проспект учебной программы для спортивных школ?

9. Заполнить таблицу «Содержание принципов построения учебных программ для спортивных школ »

Принципы построения учебных программ Характеристика принципов
Принцип комплексности    
Принцип преемственности    
Принцип вариативности    

Литература

1. Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: методические рекомендации; под реакцией И.И. Столова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. 100 с.

2. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

3. Сборник нормативных документов. Физическая культура; сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 75 с.

4. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 140 с.

5. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР// Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. 2001, № 5, С. 27-42.

6. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: документы и материалы (2002 – 2008 годы). М.: Советский спорт, 2008. 1104 с.

Содержание воспитания в едином педагогическом

Наши рекомендации