Ассортимент фармацевтических товаров
1. Что называется ассортиментом? В чем разница между промышленным и торговым ассортиментом? Факторы, влияющие на формирование ассортимента фармтоваров.
Ассортимент- это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.
Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети.Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых ирозничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.
Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров.
Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).
Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).
Укрупненный ассортиментопределяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.
Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.
Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.
Ассортимент товаров народного потребления может быть:
- простым, т.е. представленным такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам;
- сложным - представленным видами, которые классифицируются более чем по трем признакам;
- укрупненным - когда товары объединены по общим признакам в определенные совокупности;
- развернутым - представленным разновидностями товаров.
Стремление предприятий к повышению конкурентоспособности является стимулом развития ассортимента товаров.
Спрос является гибким, изменчивым, эластичным явлением. Размер, структура, динамика, распределение спроса на товары по социальным группам потребителей зависят от комплекса социально-экономических, демографических, торгово-организационных, национальных и природно-климатических факторов, а также случайных, конъюнктурных воздействий. Потому предприятия постоянно обновляют и расширяют свой ассортимент, приспосабливая его к растущим запросам потребителей.
На формирование ассортимента фармтоваров оказывают влияние факторы, основные из которых приведены ниже:
1. Законодательные документы и постановления Правительства РФ в области обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности.
2. Приказы Минздрава РФ и решения субъектов Российской Федерации, касающиеся:
· обязательного ассортимента лекарственных средств, которые должны быть в аптечных учреждениях, независимо от формы собственности. В первую очередь, это относится к жизненно необходимым и важнейшим ЛС;
· перечней ЛС для бесплатного и льготного отпуска;
· формулярной системы назначения лекарственных средств;
· введения в Госреестр новых и исключения из него устаревших препаратов, предметов санитарии и гигиены и других фармтоваров.
3. Демографические показатели:
· общая численность и плотность населения;
· половозрастной состав;
· соотношение городского и сельского населения;
· территориальное размещение аптеки;
· платежеспособность населения и др.
4. Конкурентоспособность фармтоваров.
5. Сезонность заболеваний.
6. Климатические особенности данной местности или региона.
7. Деонтологические и биоэтические аспекты деятельности врачей и провизоров.