Товароведение состоит из общей и специальной частей.

В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы:

§ Определение категорий товароведения

§ Разработка и совершенствование классификации товаров

§ Установление требований к товарам

§ Разработка перечня потребительских свойств

§ Оценка факторов, влияющих на сохранение качества товаров

§ Определение показателей качества товаров, и факторов, влияющих на качество

§ Оценка конкурентоспособности товаров

§ Выбор нормативов показателей качества

§ Определение сроков, способов и условий хранения, потребления и транспортировки товаров

§ Изучение проблем формирования оптимального ассортимента товаров

§ Улучшение способов выявления фальсифицированного товара

§ Правила и порядок сертификации товаров

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией.

Товароведение как научная дисциплина призвана активно участвовать в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:

§ Стадия потребления — определение требований

§ Стадия проектирования — конкретизация потребительских требований в виде моделей и оценка их эффективности

§ Стадия производства — контроль качества изготовления товаров

§ Стадия обращения — оценка общественной потребительской стоимости и обеспечение условий сохранения их качества

§ Стадия потребления — разъяснение правил пользования товарами.

Основные задачи товароведения:

§ исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;

§ совершенствование научных принципов формирования терминологии, систематизации и кодирования для различных групп товаров;

§ изучение и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения;

§ разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;

§ разработка оптимальных условий использования товаров и ухода за ними;

§ изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров

8.Где и когда была открыта первая в мире кафедра товароведения растительных и животных фармацевтических материалов? Чем это было обусловлено? В каком веке от общей основы знаний о лекарствах отделилась комплексная дисциплина «фармацевтическое товароведение»?

Начало обмена одних товаров на другие привело к необходимости познания и оценки свойств товаров. Первые описания товароведческого характера о способах хранения и переработке сельскохозяйственных продуктов известны из работ древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 гг. до н. э.), Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.).

Впервые в мировой истории товароведениерастительных и животных фармацевтических средств стало преподаваться в 1549 г. в Падуанском университете (Италия), где была открыта первая кафедра товароведения. В дальнейшем преподавание товароведения было организовано в Геттингенском университете (1774), Венском политехническом институте (1866). В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище (1772), но только с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.

В истории товароведения выделяют следующие этапы:

1 Этап. Товарно-описательный (середина 16 начало 18 веков). Характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств. Создание руководста с описанием свойств и методов использования различных видов товаров. Товары описывались в алфавитном порядке. В 1549 г. в Падуанском университете (Италия) была образована первая кафедра товароведения, где преподавалось товароведение растительных, животных и фармацевтических материалов.

2 Этап. Товарно-технический (начало 18 - начало 20 веков). По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии). Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров и методах их исследования. В России промышленное производство инструментов (1721 г.), создание перечня выпускаемых инструментов (1738 г.). В 1764-1765 - создание кафедры “Лекарствоведения” МГУ.

3 Этап. Товарно-формирующий (начало 20 века). Разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом.

В 1922 была пересмотрена номенклатура хирургических инструментов и были утверждены типы хирургических инструментов для промышленного производства. В 1940 году медико-инструментальная промышленность выпускала 736 наименований изделий. в 1950 - 900, в 1967 году - 4000.

Кафедры медицинского товароведения в России начали организовываться в начале 40 годов и это было связано с задачами военного времени и необходимостью обеспечения медицинским инструментами и оборудованием полевых лечебно-профилактических учреждений. Фармацевтическое товароведение было введено в учебный план по фармации в начале 80-х годов по предложению ученых Пятигорского фармацевтического института.

9.Почему в дальнейшем произошел распад этой комплексной дисциплины? Какие фармацевтические дисциплины выделились из нее, с чем это было связано?

По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии). Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров и методах их исследования.

В этот же период происходит выделение из фармацевтического товароведения дисциплин —фармакологии, фармакогнозии, мате­риаловеденияитехнологии.Аналогичные процессы происходили в это время и в общем товароведении. Из него выделились такие новые научные направления, какматериаловедение, технология ме­таллов, технология неметаллических материалов и др.

10. Каковы объективные предпосылки к появлению современного фармацевтического товароведения. Кем и когда впервые в нашей стране были проведены исследования по обоснованию введения этой дисциплины в учебный процесс фармвузов? Современное состояние развития фармацевтического товароведения.

Объективные предпосылки к выделению медицинского и фар­мацевтического товароведения в самостоятельный раздел науки у нас уже были в 70-х годах XX столетия. В эти годы развилась мате­риальная база аптек, появилось много импортных и отечественных фармацевтических товаров. В связи с этим повысились требования к провизору, как товароведу. Поэтому в 1973 г. Минздравом СССР было утверждено типовое положение о старшем товароведе-фарма­цевте аптечного управления АССР, края, области, города, а позже, в 1975 — «Типовое положение о старшем товароведе-фармацевте ГАПУ МЗ Союзной республики». Эти должности замещаются про­визорами, прошедшими подготовку на Факультете повышения ква­лификации по товароведческому курсу.

Периодом формирования медицинского и фармацевтического товароведения можно считать 1987—1989 гг., когда впервые была составлена учебная программа курса.

Программы по этой дисциплине разрабатывались ММА им. И.М. Сеченова в тесном содружестве с ведущими кафедрами Пя­тигорского, Харьковского, Курского, Тюменского, Пермского, Са­марского, Томского и других высших медицинских и фармацевти­ческих учебных заведений СССР и России.

За последние 25 лет большой вклад в становление и развитие медицинского и фармацевтического товароведения внесли ученые кафедр (рис. 2.1, 2.2): маркетинга и товароведения в здравоохране­нии (бывш. медицинского и фармацевтического товароведения) ГОУ ВПО ММА им. И. М. Сеченова Росздрава (зав. кафедрой профес­сор О. А. Васнецова), фармацевтического товароведения, гигиены и экологии Пятигорской государственной фармацевтической ака­демии (зав. кафедрой доц. В. Н. Стрелков), экономики здравоохра­нения с курсом медицинского и фармацевтического товароведения Курского государственного медицинского университета (зав. кафед­рой профессор Н. Б. Дремова), кафедры медицинского товароведе­ния Харьковского фармацевтического института (зав. кафедрой доцент Л. С. Великий), медицинского и фармацевтического това­роведения Пермской фармацевтической академии (зав. кафедрой доц. J1.C. Макарова, затем доц. А. Д. Шустов) и Тюменской госу­дарственной медицинской академии (декан фармацевтического фа­культета, проф. О.И. Кныш) и др.

11.Значение товароведческого анализа в деятельности провизора. Чем он отличается от товароведного и товарного анализа, а также товароведной экспертизы.

12. Дайте характеристику этапам товароведческого анализа: анализ сопроводительных документов, оценка упаковки, оценка маркировки, оценка документов по описанию фармтоваров, анализ и оценка потребительных свойств, лабораторный анализ фармтоваров.

Этапы товароведческого анализа различны в зависимости от целей анализа. При проведении товароведческого анализа в учебных целях ограничиваются довольно простым планом, исходя из доступных источников информации. При этом планы проведения товароведческого анализа медикаментов и медицинской техники различны. Например, план проведения товароведческого анализа лекарственных препаратов в учебных целях может быть следующим:

• название лекарственного средства (торговое и международное непатентованное);

• класс и подкласс товара;

• классификационная группа;

• вид товара;

• химический состав действующего вещества;

• название фармакотерапевтической группы;

• основное фармакологическое действие;

• применение;

• виды лекарственных форм;

• упаковка;

• маркировка;

• хранение;

• товародвижение ЛС от поставщика к потребителю, порядок отпуска из аптеки;

• виды контроля качества ЛС при приемке на аптечном складе, в аптеке, в ЛПУ (органолептические и инструментальные, в соответствии с ФС).

А план проведения товароведческого анализа медицинской техники в учебных целях может быть таким:

• название товара;

• класс и подкласс товара;

• классификационная группа;

• вид товара;

• назначение;

• сырье (марка сплава, его коррозионная стойкость);

• товарные разновидности, типоразмеры;

• функциональные свойства;

• конструктивные особенности;

• упаковка;

• маркировка;

• хранение;

• дезинфекция;

• стерилизация;

• товародвижение от поставщика к потребителю, порядок отпуска из магазина медицинской техники или аптеки;

• виды контроля качества при приемке на складе, магазине медицинской техники, в аптеке или ЛПУ (органолептические и инструментальные в соответствии с ГОСТ или ТУ).

В разных институтах разработаны свои подходы к проведению товароведческого анализа.

Кафедрой маркетинга и товароведения в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова предложена общая поэтапная схема проведения товароведческого анализа для специалистов, работающих в ЛПУ и аптечных учреждениях. При этом порядок выполнения товароведческого анализа следующий:

1. отбор товара для анализа;

2. выбор потребительных свойств и технических показателей, которые будут анализироваться;

3. анализ потребительных свойств и технических показателей.

Последний вид анализа в зависимости от целей проводится одним или несколькими методами:

а) органолептическим методом по показателям, указанным в государственном стандарте;

б) методом экспертных оценок с помощью специалистов-экспертов;

в) методом анкетирования потребителей (пациентов, врачей, медицинских сестер);

в) инструментальными методами в лабораториях и испытательных центрах.

При проверке органолептическим методом анализ состоит из следующих этапов:

1-й этап.Определить классификационную группу и подгруппу товаров (на основании сведений о назначении товаров, потребительных свойствах, методе изготовления, особенностях внешнего вида и

др.).

2-й этап.Определить и расшифровать коды товаров.

2.1. Определить и расшифровать цифровые коды по классификационной части ОКП.

2.2. Определить и расшифровать штриховые коды на таре или упаковке (если имеется групповая тара или упаковка).

3-й этап.Определить вид товаров, торговые наименования.

3.1. Исследовать внешний вид товара:

Для медицинской техники, инструментов: количество деталей, характер соединения деталей, вид замка, характер изогнутости рабочей части: по плоскости или вертикально, по ребру или горизонтально, по радиусу, под углом, вид насечки, вид и качество зубцов, конструкция кремальеры и др.;

Для медикаментов: фармакотерапевтическая группа, состав, лекарственная форма и т.п.

3.2. Определить геометрические размеры и характеристики разновидности товара.

Для медицинской техники, инструментов: длину, ширину, высоту, диаметр, вместимость и др.;

Для медикаментов: номер, массу, дозировку, количество единиц одной лекарственной формы и т.п.

4-й этап.Установить технологические характеристики товара. 4.1. Определить материал, из которого изготовлены товары или отдельные детали.

для медицинской техники, инструментов: металл или сплав - углеродистая сталь, нержавеющая сталь, титан, латунь; полимерный материал, резина, термостойкое или химическое стекло и др.; для лекарственных средств: действующее вещество, и другие компоненты, входящие в состав конкретной лекарственной формы. 4.2. Установить метод изготовления товаров (см. гл. 16, 20 и 21).

5-й этап.Осуществить приемку товаров в соответствии с требованиями нормативной документации.

5.1. Оценить внешний вид товаров путем внешнего осмотра. Для медицинской продукции (техники, инструментов и т.п.): измерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей и отсутствие недопустимых дефектов: царапин, трещин, забоин, раковин, выкрошенных мест, заусенцев на поверхности, отслоения защитного покрытия (для товаров, имеющих защитное покрытие из металлов), следов коррозии, перекоса рабочих частей, люфта в замке, неисправности кремальеры и пружины, механических деформаций, неисправности винтового соединения составных частей, помутнения стекла и нечеткости градуировки (у шприцев).

Для лекарственных средств: цвет таблеток или растворов, отсутствие осадка, включений и т.п. примесей в растворах, отсутствие дефектов на первичной упаковке и т.п.

Для других товаров: измерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей, отсутствие недопустимых дефектов и заводского брака (разрывов, проколов, признаков старения, посторнних включений и запахов, негерметичности укупорки и др.).

5.2. Оценить комплектность путем внешнего осмотра.

Для медицинской техники, инструментов: установить соответствие комплектующих принадлежностей (например, для электрокардиографа - электродов; для инструментов - съемных лезвий, ложек и др.) и запасных частей к товару, указанному в нормативной и эксплутационной документации (ГОСТ, ТУП, паспорте, техническом описании, инструкции и др.). Для лекарственных средств: установить соответствие количества лекарственных средств в первичной упаковке, во вторичной упаковке; наличие, например, лезвий для вскрытия ампул, наконечников для аэрозольной упаковки и т.п.

5.3. Исследовать функциональные свойства товаров. Для медицинской техники, инструментов:

- установить соответствие функциональных свойств указанным в нормативной и эксплуатационной документации (напри-

мер, для прибора - работа на предусмотренных режимах; для режущих инструментов: острота и способность ее сохранения (стойкость); для зажимных инструментов: автоматичность и прочность удерживания тканей и т.п.);

- расширяющие инструменты: упругость, прочность; Для лекарственных средств:

- подлинность;

- в аэрозольной упаковке: распыляемость. Для других товаров:

- установить соответствие функциональных свойств указанным в нормативной и эксплуатационной документации (например, для шприцов: термостойкость, протекаемость; для шовных материалов: прочность, одинаковый диаметр по всей длине и др.; для перевязочных материалов: поглотительную способность, капиллярность, реакцию среды в водной вытяжке и др.; для изделий санитарии и гигиены из резины: герметичность, механические показатели и др.).

6-й этап.Оценить упаковку товаров.

6.1. Установить наличие первичной, вторичной, групповой и транспортной упаковок.

6.2. Оценить качество упаковок внешним осмотром (поверхность не должна иметь перекосов, трещин, надрывов, складок и др.).

6.3. Оценить защитные, потребительные и эстетические свойства упаковок.

6.4. Проверить наличие консервационного масла на товарах (только для инструментов и приборов), наличие парафинированной или ингибиторной бумаги.

7-й этап.Провести анализ маркировки товаров.

7.1. Установить наличие маркировки на товарах (для приборов, медицинских инструментов, изделий санитарии и гигиены из резины), расшифровать ее, дать оценку соответствия требованиям нормативной документации.

7.2. Оценить соответствие маркировки на упаковках всех видов требованиям нормативной документации.

7.3. Определить пригодность товаров по сроку годности (стерильности, гарантийному сроку): установить с помощью маркировки (на товарах или упаковках) дату изготовления товаров; посмотреть срок годности (стерильности, гарантийный срок) по нормативной документации; дать заключение о пригодности товаров по этому показателю.

8-й этап.Организовать или проверить правильность организации хранения и транспортирования товаров.

8.1. Определить группу хранения товаров по приказу МЗ РФ № 377 от 13.11.96 (для аптечных учреждений) или приказу МЗ № 747 от 2.06.87 (для ЛПУ).

8.2. Проверить правильность хранения в соответствии с приказами.

8.3. В случае необходимости дать рекомендации по хранению, переконсервации (только для инструментов общехирургических) и транспортированию исследуемых товаров.

9-й этап.Выбрать или рекомендовать методы дезинфекции и стерилизации товаров (если это необходимо).

Как правило, производители медицинских изделий должны давать рекомендации по очистке и стерилизации изделий в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. При составлении данных рекомендаций отечественные производители используют устаревшие нормативные документы, что может привести к порче изделия и ненадлежащему выбору методов и средств очистки и стерилизации. Поэтому необходимо взвешенно подходить к выбору методов и средств очистки и стерилизации, исходя из особенностей материала и конструкции изделия, а также имеющихся возможностей. При этом необходимо пользоваться государственными стандартами и методическими указаниями отраслевого министерства. Например, ГОСТ Р ИСО 11607-2003 Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования; Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МЗ РФ 2000 г. и др.

10-й этап.Проверить сопроводительную документацию на правильность ее оформления.

11-й этап.Оформить акт приемки товаров по количеству и качеству.

Товароведческая экспертиза может включать в себя изучение потребительских и товарных свойств таких распространенных вещей, как одежда, обувь или электроника, но и работу с лекарственными препаратами. Товароведческий анализ лекарственного растительного сырья может быть проведен как в рамках судебной экспертизы, так и в качестве независимого исследования по заказу частных лиц или организаций. Специалисты АНО «Центр Химических Экспертиз» готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными лицами или учреждениями в области товароведческой экспертизы.

Товароведческое исследование лекарственного растительного сырья может быть выполнено и по предписанию правоохранительных органов, если им приходится по ходу расследования сталкиваться со случаями поставки контрафактного или фальсифицированного сырья для лекарств. В этом случае необходима помощь опытных экспертов для идентификации продукта и установления его товарных или потребительских свойств.

Товароведческий анализ лекарственного сырья, изготавливаемого из различных растений, проводится для установления его подлинности и степени чистоты. Анализ проводится с помощью специального аналитического оборудования и включает в себя следующие этапы исследования:

· Прием партии сырья и проверка сопутствующих документов. Обязательно проверяется сертификат качества, накладная, протоколы анализа с завода изготовителя, затем проводится осмотр сырья для выявления целостности упаковки.

· Следующий этап представляет собой отбор проб для лабораторного анализа по установленной методике. Случайно взятые точечные пробы сырья упаковываются, маркируются и отправляются в лабораторию.

· Третий этап товароведческого анализа включает в себя лабораторное исследование отобранных проб. С помощью физико-химических способов анализа устанавливаются такие свойства сырья, как подлинность, степень измельченности, наличие примесей, влажность и зольность.

· Четвертый этап состоит из оформления итогов обследования в виде составления аналитического паспорта, куда заносятся данные о сырье и результаты лабораторного анализа. Если результаты проверки положительные, и параметры сырья соответствуют установленным требованиям, оформляется сертификат соответствия.

Товароведческий анализ лекарственных средств так же проводится для установления подлинности, доброкачественности и чистоты исследуемых препаратов. Поскольку лекарства, представленные для анализа, могут иметь различное агрегатное состояние (цельное, порошок и т.п.), то могут использоваться следующие методы анализа:

· макроскопический;

· фитохимический;

· хроматографический;

· микроскопический;

· биологический;

· товароведческий;

· люминисцентно-микроскопический.

Товароведческое исследование лекарственных препаратов представляет собой сложную комплексную экспертизу, в ходе которой внимание привлеченных специалистов касается самых разных аспектов. К примеру, первоначальным этапом исследования является работа с сопроводительными документами, в ходе которой изучаются товарная накладная, сертификат качества и паспорт производителя, договор закупа продукции.

Далее, в ходе лабораторных исследований препаратов производится идентификация исследуемых медикаментов. После того, как с помощью лабораторных методов анализа устанавливаются качественные и количественные свойства препаратов, производится проверка их соответствия существующим нормативным требованиям.

Товароведческий анализ препарата необходим, в первую очередь, для установления соответствия его фактических потребительских свойств комплексу характеристик и показателей, заявленного в документации производителя. Проверка подлинности лекарств, выполненная независимыми экспертами, необходима для безопасности потребителей, поскольку предназначена для защиты населения от употребления фальсифицированных медикаментов.

Наши рекомендации