Группа молодых и относительно молодых пациентов
На первых занятиях в группе в доступной форме пациентам рассказывается о навязчивостях, страхах, болезненных сомнениях, тревожной мнительности, болезненной застенчивости, об ипохондрических и депрессивных расстройствах. Обсуждаются проявления этих расстройств у участников группы, способы психологической защиты, приемы смягчения их.
В уютной лечебной обстановке, с чаем, музыкой, свечами, на многих занятиях изучаются характерологические радикалы, душевные особенности, особенности творчества известных художников, поэтов, писателей, музыкантов. Пациенты учатся как бы примеривать свое мироощущение, свое видение мира к мироощущению художника как человека с определенным характерологическим радикалом, с определенными душевными особенностями (Так ли я вижу мир? На кого больше похож характером? Как бы я сам рисовал, если б умел? Прекрасно все, но что мне более созвучно, что более по душе?).
На групповых занятиях даются задания: написать рассказ о своем детстве, о летнем путешествии, нарисовать любимый уголок природы, созвучный цветок, принести созвучные марки и т.д.
В лечебной группе, общаясь с другими пациентами, изучая свои и другие характерологические особенности, другие болезненные расстройства, особенности творческих произведений друг друга, пациенты учатся понимать, чувствовать, кто чем силен и слаб, в чем «сила слабости», что есть для него истинно ценное, как с кем вести себя для обоюдного блага, как щадить ранимость людей; глубже узнают и себя самих, со своими особенностями и недостатками, находят свой «творческий стиль жизни».
В группе проводятся занятия о целебно-творческом общении с природой (слайды, рассказы, чтение миниатюр Пришвина, пластинки с записью рассказов Пришвина, записи звуков природы), о целебно-творческом общении с музыкой, о целебно-творческом погружении в прошлое (своей семьи, страны, города), о целебно-творческом поиске одухотворенности в повседневном и т.д.
Приведу пример одного занятия:
2/II-99, присутствовало 8 человек.
В начале читали свои рассказы об одном из февральских дней. Г., 35 л., читала, как морозное утро, скрип снега под ногами напомнили ей детство. М., 27 л., написала о нежных снежинках, о том, как они падали ей на лицо, как на душе от этого становилось мягче, спокойнее. Н. никогда не любила зиму, но теперь вдруг почувствовала, что зима была и будет вечно, и от этого стало спокойнее на душе. И., 39 л., прочитала свое стихотворение о снегопаде. Говорили об эпилептоидном радикале, каждый рассказал, как он представляет этот характер. Прочитали рассказ А. Чехова «Тяжелые люди», разобрали характерологические радикалы его героев. Каждый по очереди говорил «о силе и слабости» человека с эпилептоидным радикалом, о том, какие профессии можно ему рекомендовать, как вести себя с ним в семье, на работе и т.д.
Кроме занятий в группе, с каждым членом группы проводятся индивидуальные беседы от 1 и 2-3 встреч в месяц до 1 встречи в 2 месяца.
Используется лекарственная терапия, лекарства назначаются по обстоятельствам, временно, чтобы смягчить тревогу, навязчивости, легче перенести тяжелое расстройство настроения. Из транквилизаторов назначаются феназепам, реланиум, грандаксин, фенибут, из нейролептиков — небольшие дозы стелазина, этаперазина, сонапакса; из антидепрессантов — амитриптилин, прозак, людиомил. К сожалению, у нас нет опыта работы со многими лекарствами нового поколения (коаксил, паксил, золофт, ксанакс и т.д.), потому что они не входят в список льготных и дороги для наших пациентов.
Многие пациенты сами часто отказываются от систематического приема лекарств, отмечая, что с ними (лекарствами) еще тяжелее, так как «приходится бороться и со своим состоянием и с действием лекарств», лекарства таким пациентам мешают ощутить себя личностью, мешают по-своему реагировать на окружающее.
Группа пожилых пациентов
Учитывая возраст пациентов, больше времени уделяется занятиям с целебно-творческим погружением в прошлое (пациенты в группе рассказывают о своей профессии, семье, детях, о путешествиях в молодости, приносят фотографии, слайды прошлых лет). Так как пациенты по своему возрасту нередко уже не могут практически уезжать далеко от дома, то на групповых занятиях с удовольствием «путешествуют» со слайдами на экране по музеям Москвы, по музеям других городов России, совершают «путешествия» по старым уголкам Москвы, знакомятся с творчеством разных художников.
Много времени уделяется занятиям по теме целебно-творческого общения с окружающей природой, с домашними животными. Пациенты сами готовятся к этим занятиям, делают небольшие сообщения. К каждому занятию они составляют новые букеты, каждый по-своему, из живых цветов летом, из сухих цветов и трав зимой и осенью, пекут пироги, печенье по собственным рецептам.
Устраиваются праздничные занятия накануне Нового года, 8 Марта, с праздничным столом (душистый чай с травами, пироги, печенье, варенье), с прослушиванием любимых мелодий прошлых лет, с танцами (вальс, танго).
Как оценить эффективность психотерапевтической работы в данной группе?
В силу пожилого возраста пациенты уже не могут изменить свой социальный статус, но благодаря групповым занятиям повышается «качество жизни», за многие годы пациенты сближаются друг с другом, помогают друг другу в тяжелых ситуациях, поддерживают друг друга. Сознание, что «я не одна, есть группа», помогает пациенткам пережить потерю близких (несколько пациенток похоронили мужей).
Тяжелое переживание для группы, когда умирает кто-то из членов группы (умерла одна пациентка после осложнения гриппа). Стараемся сохранить светлую память о ней, вспоминаем ее рассказы, все ее добрые дела для группы.
С пациентами этой группы проводятся индивидуальные беседы 1-3 раза в месяц, гипнотические сеансы 1 раз в неделю. Из лекарственных препаратов назначаются антисклеротические, ноотропы, по необходимости гипотензивные средства (обязательно — консультация терапевта). Психотропные средства назначаются периодически: транквилизаторы (реланиум, мезапам, феназепам, грандаксин), антидепрессанты (амитриптилин, триптизол, людиомил, прозак).
Тесно сотрудничаю с врачами дневного стационара диспансера. Из дневного стационара направляются пациенты с невротическими состояниями, с неврозоподобной шизофренией, с тревожно-фобическими расстройствами различной этиологии, с органическими поражениями центральной нервной системы с астено-невротическими и астено-депрессивными синдромами. Для этих пациентов 2 раза в неделю проводятся гипнотические сеансы, занятия по аутогенной тренировке. Гипнотические сеансы проводятся часто с музыкальным сопровождением, используются «мелодии спокойного отдыха», старинная лютневая музыка, записи голосов птиц в природе, композиция японского композитора Анугамы (соединение электронной музыки с голосами природы). Еще год тому назад в весенне-летнее время, когда окна гипнотария открывались в диспансерный сад, врачебное внушение перекликалось с живыми природными звуками (шумом листвы, пением птиц), что усиливало эффективность гипнотических сеансов, особенно «просветляло» пациентов. В настоящее время вместо сада за окнами гипнотария вырастает многоэтажный дом.
С пациентами дневного стационара проводятся групповые занятия по методикам краткосрочной Терапии творческим самовыражением по темам: «Что такое расстройство настроения?», «Творческое общение с природой», «Общение с домашними животными», «Творческое общение с живописью», «Красота в обыденном».
В летнее время пациентам предлагается принести на занятие небольшой букет из созвучных цветов и трав, собранных по дороге в диспансер, в диспансерном парке (теперь очень небольшом).
Некоторые пациенты впервые в жизни обращают внимание на эти неброские нежные цветы, узнают их названия, впервые замечают их скромную красоту и через эти цветы учатся замечать красоту в обыденном.
Составленные букеты ставятся вместе, и в их сравнении отмечаются индивидуальные особенности каждого. Пациенты после этих занятий становятся понятнее самим себе, отмечают свои личностные особенности, улучшается контакт друг с другом, своими близкими в семье.
Терапевтического эффекта (большого или малого) за долгие годы работы в психотерапевтическом кабинете Психоневрологического диспансера №20 (Москва) не наблюдалось только у пациентов без дефензивных расстройств.