Экстирпация матки и преодоление

Удаление (экстирпация) матки при гинекологических заболеваниях, при сильных кровотечениях, для профилактики рака или как радикальное противозачаточное мероприятие относится к наиболее частым гинеко­логическим операциям. В Мангейме в 1978 г. на 100 000 женщин прове­дено 407 экстирпаций матки; 30% женщин были в возрасте до 40 лет. В США число оперированных женщин было ещё больше, но в последние 10 лет этот показатель постепенно снижается.

Наличие матки и регулярных менструаций имеет большое значение для самосознания многих женщин. Здесь играют роль преувеличенные страхи и представления о кастрации, потере женственности и молодости, а также опасение, что женщина не будет больше привлекательной и потеряет воз­можность нормальных сексуальных отношений. Поэтому неудивительно, что после удаления матки даже при доброкачественных заболеваниях часты жалобы на депрессию, истощение и общее недомогание.

В целом же дифференцированные катамнестические наблюдения че­рез 3 года после операции показывают, что бульшая часть женщин через несколько месяцев возвращаются к прежнему состоянию и прежним ус­тановкам. Потребность в общемедицинской или специальной психоте­рапевтической помощи чрезвычайно мала и касается в основном тех женщин, которые ещё до операции были склонны к психическим или психосоматическим жалобам. Важными для процесса быстрого преодо­ления представляются, в частности, различия во времени, которое затра­тили для компенсации врач и больной до операции, выясняя все «за» и «против» принимаемого решения. Для течения болезни имеют значение стабильность отношений партнёра до и после операции и готовность супруга провести вместе это время [A. Zintl-Wiegand и соавт., 1989].

Если нет грубых рубцовых изменений после операции, то органичес­кий фактор и не может быть ответственным за возникшие в послеопера­ционном периоде сексуальные расстройства.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЕНСТРУАЦИЙ

Первичная Аменорея

Менструации имеют ряд биологических параметров, которые нахо­дятся на разных уровнях и взаимодействуют с миром переживаний и многообразными внешними влияниями. Это обнаруживается уже при менархе – первой менструации, которая появляется в последние годы всё раньше. Такое раннее половое созревание опережает психическое, личностное и социальное взросление. Профессиональное же образова­ние, социальная зависимость и окончание юности сдвигаются на третье и даже четвёртое десятилетие жизни. Вместе с тем молодые люди в наши дни сексуально информированы, активизируются извне, и сексуальная активность начинается всё раньше, нередко становясь причиной конф­ликтов. В то же время известно, что под влиянием тяжёлых соматичес­ких условий, как, например, в военное время, менструации появляются в среднем позже.

Первичная аменорея (или слишком поздно появляющиеся менструа­ции) описывается при разных личностных структурах («спящая красави­ца», «брунгильда»). Однако при этом следует исходить из того, что на первый план выступает влияние гормональных и соматических факторов наряду с влиянием алиментарных условий.

Вторичная Аменорея

Преходящее отсутствие менструаций под влиянием психических фак­торов относится к наиболее частым психосоматическим наблюдениям, которыми располагают врачи.

В большинстве случаев оказываются важными ситуационные влия­ния, проявления страха, ужаса и в целом стресса. Уже во время войны 1870/71 гг. врачи часто наблюдали в осаждённых городах Страсбурге и Париже вторичную аменорею. Такие же наблюдения отмечены после железнодорожных аварий, взрывов и землетрясений. Аменорея вслед­ствие бедственного положения описана среди узников концлагерей и у заключённых в тюрьмах. Типичными являются случаи аменореи в пан­сионатах и трудовых лагерях. Аменорея была частым явлением в концла­герях (от 30 до 90%). В самом страшном лагере нашей эпохи – концла­гере Аушвиц (Освенцим) аменорея наблюдалась у 100% женщин. Есте­ственно, что в этих случаях играл роль и алиментарный фактор (дистрофия). В подавляющем большинстве случаев аменорея наступала в течение первого месяца пребывания в лагере, в остальных случаях – на втором или третьем месяце. При одинаковом питании в тех группах, где не было непосредственной угрозы жизни, частота аменореи в 2 раза мень­ше. Сколь велика при этом роль страха и напряжённого ожидания, пока­зывают случаи с женщинами-заключёнными, у которых перед судом и приговором аменорея наблюдается значительно чаще, чем при отбыва­нии наказания после приговора.

Следующим фактором является «лишение корней». Разлука с близки­ми людьми, изъятие из привычной среды, как это было с беженцами во время войны и после неё, очень часто вызывают расстройства менструа­ций. Лишь разлука с близкими людьми обусловливает примерно у 20% женщин нерегулярность менструаций или аменорею (следует упомянуть также ситуации расторжения помолвки, брошенность родителями и т.д.). Периодические кровотечения регулируются не исключительно посред­ством гормонов, но и благодаря контакту с противоположным полом, который имеет обшесоматическое значение, являясь функцией, воздей­ствующей на все жизненные процессы.

Чаше всего врач занимается такими формами вторичной аменореи, ко­торые возникают вследствие конфликтного развития личности, прежде все­го вследствие амбивалентности в отношении к своей женской роли. Комп­лексная охваченность собственной женственностью может приобретать у женщины разные перспективы и особенности; наиболее всеобъемлющим является отвергание собственной женственности при нервной анорек-сии. При этом обнаруживается стойкая, сохраняющаяся дольше, чем анорексия, вторичная аменорея, которая часто появляется раньше, чем анорексия. Другая личностная особенность заключается в неопределён­ности схемы тела с искажённым восприятием своей половой сферы. Это объективируется тестом Роршаха в виде нечётких толкований и связыва­ется с конфликтами вокруг женской роли.

Наши рекомендации