Учение о стихиях и конституциональные типы
Стихия
Воздух
Огонь
Земля
Вода
Конституциональный тип
Сангвиник
Холерик
Меланхолик
Флегматик
Характер
От ликования до смертной тоски
Бешенство и печаль
Раздражение, неприспособленность
Негибкость, скука
Психиатрический тип
Маниакально-депрессивный
Эндогенно-депрессивный
Шизоидно-асоциальный
Ригидный, навязчивый, подверженный страху
Внешний вид
Пикник
Лептосом
Нарушения телесных процессов
Изобилие крови (плетора)
Желчная закупорка
Гидрогеноид (слизистая оболочка)
Нарушения систем органов
Сердце и кровообращение
Пищеварение
Нервная система
Соединительная ткань
Все та же корова на пастбище не чувствует себя хорошо, ни когда ее выслеживают хищники (на медицинском языке это случай симпатикотонии), ни когда она, обессилев от бега, наконец добирается до своей пещеры (случай парасимпатикотонии). Точно так же мы, люди, находимся не в лучшем состоянии, если вегетативная система работает в одном из двух экстремальных режимов. Вслед за психологом Селье это явление называют «дисстресс» (нем. Disstr e β). Мы чувствуем себя лучше всего, когда происходящее развивается в умеренном режиме, не становясь при этом скучным, — в этом случае говорят об «ойстрессе» (нем. Eustr e β).
Таким образом, корова из нашего примера относилась бы к гармоничному типу, если бы в «ойстрессе» чувствовала себя лучше всего, то есть не была бы ни воинственно настроенной, ни расслабленной. Для Ян-типа, напротив, комфортными оказались бы условия, при которых его жизнь находилась бы «в постоянном напряжении». Здесь можно представить быка, который испытывает определенное удовольствие от преследований хищников, главное, чтобы их было не слишком много. Корова Инь-типа чувствовала бы себя по-настоящему уютно, пасясь в кругу себе подобных, имея возможность спокойно щипать траву и обсуждать повседневные проблемы.
Итак, если мы разделим всех людей на три типа, тут же станет ясно, за счет чего каждый тип приходит к дискомфорту и болезни. Утрирование собственного типа и выпадение из собственного центра равновесия в сторону какой-либо крайности — это возможные варианты, при которых человек чувствует себя некомфортно и может серьезно заболеть. Таким образом, если человек хочет начать серьезно заботиться о своем здоровье, он должен первым делом выяснить, к какому типу он относится!
При этом не так важно, какие именно симптомы мы обнаруживаем: нарушения кислотно-щелочного баланса, или судороги в мышцах, или еще что-нибудь. Нужно стремиться не «налепить этикетку» с названиями недомоганий, а выявить смещенную полярность, поскольку, если нам удастся ее нормализовать, мы излечимся от уже имеющихся заболеваний и предотвратим последующие. Параллельно мы приведем в порядок организм, избавившись от функциональных расстройств, будь то нарушенный обмен веществ, боль в суставах и тому подобное. Признак оздоровления — это прилив сил, который мы ощутим после болезни.
В главе, посвященной подробному рассмотрению энергетических центров (чакр), я еще вернусь к теме вегетативной нервной системы. Там я расскажу, в частности, и о том, как можно самостоятельно определить тип полярности человека. Сейчас же, продолжая тему полярности, я попробую дать описание четырех стихий. Каждый полюс разделяется еще на две части: от мужского начала Ян отходят полюсы «супермужчины» Ян-Ян (Тарзан, Кинг-Конг) и женственного мужчины Ян-Инь (с женственными чертами характера или женоподобным строением тела); от женского начала Инь отходят полюсы «суперженщины» Инь-Инь (с ярко выраженными женскими признаками характера и/или строения тела) и женщины Инь-Ян (с более грубыми, мужскими чертами характера и/или мужеподобными признаками строения тела).
Четыре стихии, однако, выходят за рамки простой полярности, поскольку эти элементы обладают собственными качествами. В древнем Китае стихии изображались с помощью так называемых триграмм (знаков, состоящих из трех частей). Интересующиеся этим могут найти более подробную информацию в Книге перемен «И Цзин». Лично мне это распределение не кажется оптимальным, потому что оно слишком быстро превращается в строгую, статичную систему, в которой отсутствует первоначальная динамика.1 Несмотря на некоторые недостатки этой системы, из нее можно извлечь множество поразительных, глубоких выводов. Если пытаться подыскать подходящую метафору, то четыре стихии можно соотнести с временами года. Зима и лето являются полярными по отношению друг к другу, а к ним еще примыкают осень и весна. Времена года — это закрытые, законченные содержания, причем каждое из них обладает своими качествами.
Четыре стихии представляют собой агрегатные состояния как энергетического, так и материального мира; каждая из них заключает в себе соответствующую ступень определенного энергетического и материального основного (невозбужденного) состояния.
Так:
Дерево посредством
Огня может стать
Дымом и газом (Воздухом ), причем частицы сажи в какой-то момент, соединяясь
с молекулами Воды , обращаются в дождь и
смачивают и делают плодородной Землю .
Другая картина — это возникновение радужного сияния, когда облако из капель дождя, как призма, преломляет солнечный свет. Цвета имеют непосредственное отношение к стихиям (даже когда они друг другу не идентичны).
Наша жизненная сила за счет энергетических центров (чакр) и нашей генетической предрасположенности расщепляется на различные «соки», или стихии. Возникают четыре типа химического строения, или конституции: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Мы, имея соответствующие этому строению обмен веществ и темперамент, реализуем заранее определенную форму реакций и поведения. Тысячелетнее учение о четырех стихиях — это учение о взаимодействии души и тела, согласно которому человек с рождения принадлежит к определенному конституциональному типу. Каждый из нас, хочет он того или нет, имеет то или иное конституциональное строение. Однако современная теория психосоматики предполагает наличие у человека свободно выбранного элемента, который даже при всех ограничениях делает возможным ощутимый сдвиг или даже окончательное выздоровление. Поэтому больной с психосоматическим заболеванием может стать здоровым, в то время как человек с конституциональным нарушением имеет возможность предпринимать действия только в рамках своего конституционального типа и пытаться выздороветь, не выходя за эти границы.
О воззрениях представителей гуморальной медицины и об их предпочтениях в выборе способа лечения можно судить, например, по тому, как ими решалась проблема раковых заболеваний. Так, в античности рак считался преимущественно следствием нарушенного функционирования определенных «соков». Меланхолия обусловлена наличием «черной желчи». Конечно, у других конституциональных типов тоже наблюдаются нарушения тока «черной желчи», но именно у меланхоликов, согласно учению о гуморальной патологии, они происходят чаще. Наряду с нарушением обмена «черной желчи» у меланхолика присутствует склонность к мрачным мыслям (меланхолии). Исследования в области психонейроиммунологии доказывают, что общее пессимистичное мировоззрение и постоянное состояние уныния предопределяют заболевание раком. Если болезнь уже есть, то прогноз для человека, который постоянно хандрит, будет менее утешительным, чем для оптимиста.
По сути, врачи античности рассматривали рак в качестве чего-то такого, что предопределено судьбой. В то время люди были фаталистами и, становясь свидетелями этого заболевания, даже отговаривали больного от всякого лечения. Терапия только ускоряет неизбежный конец — с этим мнением Гиппократа соглашались медики того времени. Так что больного раком нельзя было вылечить, хотя уже тогда врачи не ошибались в своем диагнозе. Гиппократ первым использовал обозначение «карцинома» для злокачественной опухоли, потому что закупоренные вены грудной клетки у больных раком груди напоминали ему настоящего рака. Древнеримский медик Гален, чьи взгляды на гуморальную патологию оказывали влияние на медицину вплоть до Нового времени, первый предпринял осторожную попытку терапевтического лечения рака. Он запретил употреблять в пищу все, что способствует вырабатыванию «черной желчи» (среди прочего — мясо, сыр, уксус и вино), и рекомендовал больным поститься. Очевидно, что уже тогда повышенная кислотность рассматривалась как патогенный фактор. Гален также давал своим пациентам совет избегать всяческих волнений, а это весьма созвучно современным взглядам.
Согласно античному учению о «соках», каждому конституциональному типу соответствует определенная смесь жидкостей, которая, как правило, имеет те или иные нарушения. У меланхолика нарушается циркуляция «черной желчи», что располагает его к меланхолии и заболеванию раком. У холерика «желтая желчь» является причиной его вспыльчивого темперамента и вялого обмена веществ (вплоть до образования камней и других процессов накапливания веществ — например, в форме артроза). Проблема флегматика — затрудненное течение слизи, что обусловливает его медлительность и формирует предрасположенность к болезням слизистых оболочек. Наконец, нарушенный состав крови у сангвиника ведет к тромбозам и заболеваниям сосудов, а самого человека наделяет переменчивым настроением.
Легче всего понять суть стихий, если рассматривать их как агрегатные состояния, каждому из которых присуща своя динамика. Каждая из стихий стремится к обретению равновесия. Как перепад температур воздуха от теплых к прохладным, происходящий из-за перепадов высокого и низкого давления, ведет к уравновешению климатических зон, так и четыре стихии предопределяют различные «состояния превращения» энергии. Понятие «состояния превращения» возникло впервые в древнем Китае. Я намеренно использовал здесь этот термин, потому что он наилучшим образом отражает тот факт, что жизненная энергия превращается, меняется вследствие воздействия четырех стихий. Это воздействие стихий можно сравнить с функцией приводного ремня: жизненная сила посредством динамики превращения, присущей четырем стихиям (элементам), переносится на материальный человеческий организм.
Таким образом, первейшее и самое важное правило учения о четырех стихиях гласит: мы остаемся здоровыми до тех пор, пока жизненная сила в пределах стихий течет нормально. В конечном итоге это означает, что нормальная циркуляция жизненной силы возможна при достаточной концентрации стихий (элементов). В любой экосистеме неизбежно возникают сдвиги или нарушения, если одно время года длится слишком долго, а другое — аномально мало. Если зима короткая и теплая, вредителей будет намного больше обычного, а если при этом и лето задержится, то ситуация станет совсем драматичной. Все зеленые растения прежде, чем успеют расцвести, будут съедены или погублены насекомыми. Сходные явления происходят и с человеческим организмом, когда нарушается соотношение элементов. Жизненная сила начинает течь неравномерно, что приводит к различным заболеваниям.
Путем многочисленных наблюдений и опытов удалось установить, что определенные стихии подчиняют себе определенные органы и системы организма. К примеру, стихии Воды в китайской медицине соответствуют почки и система минерально-водного обмена. На основании определенных характеристик пульса, изменений кожи и слизистых оболочек, состояния языка, запаха пациента и особенностей его поведения китайский врач может определить нарушения Воды. Появляющиеся при этом нарушения жизненной силы могут быть незначительными или серьезными, поверхностными или стойкими и так далее. С помощью определенных медикаментов и действий (например, посредством прижигания точек акупунктуры), нормализующих стихию Воды, врач попытается изменить направление токов жизненной силы и вылечить пациента. Если болезнь не зашла слишком далеко, то он достигнет успеха в лечении.