Душа не может думать, не рисуя.

(Аристотель)

Арттерапия (терапия искусством) является относительно молодым направлением психотерапии. Сам термин впервые появился лишь в конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия. Авторами термина «арттерапия» считают английского исследователя Адриана Хилла (с исследований которого началась история развития и становления Британской школы арттерапии, одной из сильнейших на сегодняшний день), основоположника психодрамы Якоба Морено (ему принадлежит первый в мире журнал арттерапии и идея создания арттерапевтической ассоциации, существующей до сих пор). Нет, как мы видим, даже единого названия для направления. В настоящее время чаще принято под понятием творческой терапии иметь в виду такие методы, как танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, театротерапия, или драматерапия (не путать с психодрамой), ландшафтотерапия, эстетотерапия и многое другое. А под термином арттерапия (нем. гештальтунксттерапия) чаще всего понимается терапия живописью (рисунком).

Когда говорят о позднем формировании арттерапии, имеют в виду более позднее, по сравнению с другими направлениями, формирование ее в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, т.е., собственно, разработку терапевтических техник, приемов, методик. Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда же, когда появилось и само искусство. Практически во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, танец, пение, рисование, скульптура, природа и пр. Если внимательно проследить всевозможные варианты народного целительства, все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Так, элементы арттерапии. несомненно, содержатся в работе с мандалами, в различных вариантах цветолечения и т.п.

Современная арттерапия как психотерапевтическое направление выросла исключительно на работах психиатров. Таким образом, исторически арттерапия сложилась как альтернативный вариант работы с тяжелыми психическими больными (взрослыми и детьми). Со времени появлении психиатрии появился и интерес врачей к творчеству больных людей. Особенно это связано с тем, что такое творчество в большинстве случаев спонтанно. Почему рисовать, писать стихи и пр. начинают именно психически больные, а не больные туберкулезом или чем-то еще? Впервые этот вопрос задали и пытались на него ответить французский психиатр Мишель Симон и его соотечественник, профессор судебной медицины Парижского университета Амбруаз Тардье, прославивший свое имя как блестящий специалист по токсикологии. Почему, попав в психиатрическую клинику в качестве пациентов, люди начинают заниматься творчеством, причем часто без всяких просьб со стороны врача? Почему, выйдя из острого состояния, они теряют эту потребность самовыражаться, прибегая к творчеству? Они первые пытались проанализировать творчество душевнобольных (в основном, стихи и живопись) при разных видах психозов и каким-то образом это творчество классифицировать. Первые публикации на эту тему появились еще в 1872-1876 г.г. Уже тогда было установлено, что среди творческих занятий пациентов психиатрических клиник на первом месте стоит рисование, затем - стихи, а уже дальше приблизительно одинаково распространены другие виды творчества. Этот факт подтверждался затем всеми исследователями. Исследования привлекли внимание многих специалистов и продолжают привлекать до сих пор. Так, исследованиями творчества душевнобольных и его влияния на течение заболевания проводили Ламброзо, Марсель Фонтэ, Данта, Веншон и многие другие крупные психиатры.

Уже в 20-е годы нашего столетия началось действительно научное исследование “патологического рисунка” немецким психиатром Принцхорном. (Prinzhorn H.). С его книги «Художественное творчество психически больных» (1922) начался период серьезного научного интереса к спонтанному творчеству пациентовпсихиатрических клиник.Позже почти все известные психиатры в той или мере занимались творчеством душевнобольных (Крепелин, Блеймер, Тышкевич, Кречмер, Леонгард, Анастази и многие другие). В отечественной литературе наиболее интересными представляются до сих пор работы Карпова (особенно его исследование “Творчество душевнобольных”, изданное в 1922 г.), Вачнадзе, целиком посвященные изотерапии. Уже тогда Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что, в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства.

С другой стороны к проблемам творчества двигались психологи, изучая творчество как некоторый феномен человеческой жизни (здесь просто пришлось бы перечислять все известные фамилии). Что такое творчество и творческий процесс, соотношение творчества ребенка и взрослого, его место в развитии индивида, особенности различных видов творческой деятельности, состояния экстаза и озарения и многое другое - вот очень неполный перечень вопросов, интересовавших психологов от Фрейда до наших дней.

А в третьем направлении двигались искусствоведы, занимаясь анализом творческой продукции, при этом очень многих интересовало творчество художников, про которых достоверно известно, что они были психически больными людьми. Множество работ (если можно так сказать, искусствоведчески-психиатрических) посвящено исследованию творчества Эль Греко, Босха, Ван Гога, Пикассо, Гойи, Врубеля, Чюрлениса, Хокусаи и др.

Только в самое последнее время эти три основных направления стали пересекаться. Так что есть надежда, что арттерапия (или, как в данном случае, изотерапия) скоро сформируется как самостоятельное терапевтическое направление.

При этом, каждая из трех упомянутых наук имеет свое содержание, совпадает только объект исследований, а язык, модели мира, внутренняя логика, цели и задачи весьма различны, что порождает постоянное взаимонепонимание.

Психологов интересуют такие проблемы, как норма и патология, сознательное и бессознательное, интуиция, эмоции, интеллект, развитие личности, воля, возрастные особенности, функции в развитии и пр.

Психиатров в большей степени интересуют возможности диагностики, терапевтические функции, компенсаторные возможности в клинике различных заболеваний, сочетание с другими видами лечения (в частности, с фармакологией). Кроме того, появились нейрофизиологические исследования, непосредственно связанные с проблемами “патологического творчества”, но пока их вклад слишком мал, чтобы можно было делать выводы.

Искусствоведы продолжают различные исследования, связанные, в основном, с содержательными и технологическими особенностями творческой продукции художников, в том числе и творчества душевнобольных.

И на стыке всего перечисленного находится многострадальная арттерапия, не имеющая пока своей школы, своих теоретических предпосылок (кроме самых общих), своих отработанных технологий и методологий. Зато в изобилии - материал для изучения, эмпирики (во всех направлениях).

Основные проблемы, которые возникали при изучении и зарождении арттерапии, можно было бы обозначить как следующие:

Наши рекомендации