ЛАБИРИНТНЫЙ (ТОНИЧЕСКИЙ) РЕФЛЕКС (рефлекторная реакция на положение головы)

ЛАБИРИНТНЫЙ (ТОНИЧЕСКИЙ) РЕФЛЕКС (рефлекторная реакция на положение головы) - student2.ru


РЕАКЦИИ ПРИ ЕЗДЕ ВЕРХОМУмение ориентировать голову и корпус в пространстве и правильно держать тело (с нужным наклоном) в момент взятия препятствия

ЛАБИРИНТНЫЙ (ТОНИЧЕСКИЙ) РЕФЛЕКС (рефлекторная реакция на положение головы) - student2.ru


ЛАБИРИНТНЫЙ (ТОНИЧЕСКИЙ) РЕФЛЕКС (рефлекторная реакция на положение головы) - student2.ru


Игры

Игры могут «доставлять удовольствие всем». Однако в программе лечебной верховой езды основная задача игры — это повышение мотивации. Возможность всадников воспользоваться приобретенными в ходе программы физическими, интеллектуальными, а также социальными навыками выявляется в совместных действиях. Поскольку у каждого всадника свои индивидуальные трудности и возможности, то и мотивация участия в программе у каждого своя.

В игры можно включать упражнения для всех видов нарушений. Очень часто всаднику легче выполнять упражнения в игре, чем осознанное выполнение упражнения как такового. Боязливые всадники могут с радостью попытаться выполнить то упражнение, которое до этого они отказывались делать.

Развивающие игры могут помочь в достижении улучшений в следующих областях:

1. Самоосознание; отношения с товарищами и социальные навыки.

2. Ориентация и пространственные отношения.

3. Умение воспринимать и выполнять команды.

4. Планирование и последовательное выполнение движений.

5. Овладение грубыми (крупными) и точными (мелкими) движениями.

6. Различения символов (цифр, букв, рисунков).

Планирование уроков

Инструктор должен принять во внимание общее состояние группы и, исходя из этого, выбрать лучшее время для игры. Обычно игры проводят ближе к концу занятия, и они являются как бы кульминацией всего урока. Однако проведение игр возможно и в любое другое время. Нужно помнить, что игры не только помогают развлечься, но должны также способствовать достижению общей цели занятия. Например, если целью урока является обучение остановке лошади, а затем возобновлению движения по команде, то можно использовать такую игру, как «светофор». Кроме того, инструктор должен внимательно относиться к индивидуальным потребностям всадника. Так, всаднику, которому требуется дополнительная мотивация для обучения управлению лошадью посредством шейных поводьев, хорошую помощь окажет игра «гонка за лидером» при объезде стоек. Вместе с тем всаднику с высокой мотивацией и стремлением к освоению навыков верховой езды игра поможет расслабиться и отвлечься от сосредоточенной, осознанной работы.

Игры можно использовать не только во время процесса верховой езды, но и во время работы в конюшне.

Лошади

Лошади должны пройти небольшую специальную подготовку для участия в играх. Когда лошадь впервые участвует в игре, ею должен управлять ассистент или всадник, и только после этого она может начать работать с всадниками-инвалидами. Лошадь должна быть приучена к оборудованию, используемому в игре, и не бояться участвовать в соревнованиях.

Во избежание недоразумений перед началом игры проверьте, чтобы ассистенты и всадники полностью понимали правила и знали, что они должны делать. Это поможет всем участникам игры, включая лошадей и пони, чувствовать себя уверенно и предотвратит возникновение опасных ситуаций.

Выбор игр

Выбирая игры, следует учитывать несколько факторов. Необходимо принять во внимание возраст всадников, их уровень умственного и физического развития, а также эмоциональные потребности. Сама игра и ее задания должны быть понятны всаднику, и поэтому самым важным критерием при выборе игры должен быть уровень понимания всадника.

Игра подразумевает элемент соревнования, состязательный дух может помочь в повышении мотивации, если его направить в нужное русло. Научиться проигрывать так же необходимо, как научиться выигрывать, и на начальных стадиях проигрыш легче переживается командой, чем каждым в отдельности. Поэтому начинать лучше с командных соревнований, постепенно переходя к индивидуальным.

При выборе игр для всадников с нефизическими нарушениями следует еще раз внимательно изучить главу 14. Обычно для таких всадников характерны не только различной степени нарушения коммуникативных навыков и обучаемости, но и заниженная самооценка, повышенная подверженность разочарованиям. Поэтому для таких всадников необходимо выбирать игры, гарантирующие успех.

Во многих случаях соревновательные игры лучше не применять.

Игры для всадников с физическими нарушениями следует выбирать с большой осторожностью. Следует учесть данные из главы 14, где указаны некоторые ограничения и противопоказания к выполнению упражнений. Кроме того, как и в любой другой физической деятельности, необходимо пользоваться рекомендациями врачей и физиотерапевтов.

При работе с всадниками с любыми видами физических нарушений особое внимание следует уделять равновесию, так как его восстановление чаше всего является очень трудной задачей. Кроме того, двигательные навыки, необходимые в играх с передачей предметов (особенно, если предмет маленький), могут вызвать определенные трудности при работе с всадниками, у которых наблюдается спастическое состояние мышц и атетоидный Л ЦП. Можно использовать мягкие мячи и большие кольца. Игры не должны быть слишком трудными или иметь противопоказания для всадников с физическими и нефизическими нарушениями. Эстафеты, поиск пары, пение и командные игры могут быть очень продуктивными. Лаже выполнение простого упражнения можно превратить в игру, такую, например, как «Сеня говорит...». В некоторых случаях может понадобиться внести небольшие изменения в игру. Обычно устные комментарии инструктора, основанные на знаниях об обучении верховой езде инвалидов и их особенностей, делают участие в играх интересным и безопасным. Кроме того, ассистенты должны точно осознавать свою роль в обеспечении успеха и безопасности всадников.

Игры

Мы приведем примеры тех игр, которые в большинстве случаев являются приемлемыми при работе с всадниками с нарушениями зрения, слуха, развития, эмоциональной сферы и обучаемости. Поскольку у всадника может наблюдаться наличие нескольких нарушений одновременно, то возможность их участия в той или иной игре следует определять индивидуально. В соревновательных играх подходите избирательно к всадникам с нарушениями эмоциональной сферы и нарушениями обучаемости.

Нарушение зрения: Равновесие с мешочком гороха Отгадай Шляпные гонки Инсценировка песни Светофор

Эстафета (предмет должен издавать звуки) Подвези денежку Сеня говорит

Соревнования с конским снаряжением

Нарушение слуха: Ловля яблок Круговорот

Равновесие с мешочком гороха

Построй ферму

Кто первый?

Маскарад

Что это?

Развесь белье

Шляпные гонки

Потерянная лошадка

Найди пару

Метание в цель

Пройди по маршруту (преодоление препятствий) Светофор

Эстафета (подкова/палочка/мяч)

Серсо (надень кольцо на стойку)

Сеня делает

Гонки со снаряжением

Охота за сокровищами

Водная игра

Нарушение эмоциональной сферы: Круговорот Построй ферму Кто первый? Что это? Развесь белье Шляпные гонки Охота

Инсценировка песни Потерянная лошадка Найди пару Метание в цель Преодолей препятствия Сеня говорит Дорожные знаки Охота за сокровищами Водная игра

Нарушение обучаемости: Ловля яблок

Равновесие с мешочком гороха Построй ферму Маскарад Что это?

Гонка за лидером Развесь белье

Шляпные гонки

Р

Инсценировка песни Потерянная лошадка Найди пару Метание в цель Преодолей препятствия Серсо (надень кольцо на стойку) Гонки со снаряжением Водная игра

Нарушение развития:

При данном заболевании можно применять все вышеназванные игры, при этом необходимо с особой тщательностью подойти к оценке возможностей всадника. Очень эффективный метод при работе с данными всадниками — это показ; не следует прибегать к длинным объяснениям.

ЛОВЛЯ ЯБЛОК

Эта групповая игра для тех всадников, которые могут самостоятельно управлять лошадью, садиться на нее и спешиваться. Постройте всех всадников по одной стороне манежа лицом к другой стороне. На другой стороне манежа напротив каждого всадника поставьте металлический или резиновый сосуд с водой и туда положите яблоки. По сигналу всадник шагом или рысью переезжает на другую сторону манежа, спешивается (передав лошадь ассистенту) и вынимает яблоко из тазика ртом (не помогая себе руками). Достав яблоко, всадник передает его ассистенту, садится снова на лошадь, берет у ассистента свое яблоко и возвращается на место. Побеждает тот, кто первым займет свое место, или, если у вас есть больше времени, то побеждает тот, кто достанет больше яблок. Ланная игра помогает развитию координации работы глаз и рта, планированию движений и мотивации.

КРУГОВОРОТ

Всадник вынимает ноги из стремян, перекидывает правую ногу через холку, левую через круп, правую ногу через круп и левую ногу через холку. Эта игра требует достаточного количества усилий. Выполнение этого задания поможет в улучшении равновесия, планирования движений и самоуважения.

РАВНОВЕСИЕ С МЕШОЧКОМ ГОРОХА

Положите мешочек на верхнюю часть шлема; побеждает тот, кто последним его уронит.

ПОСТРОЙТЕ ФЕРМУ

Вырежьте из куска войлока фигуры, представляющие части фермы. Разместите большой лист на расстоянии, доступном для участников. Его можно прикрепить между двумя стойками или у стены крытого манежа. Раздайте каждому всаднику части фермы, которые должны быть разной формы и цвета. Так, например, дом может быть из белого войлока, сарай — из красного, забор — из коричневого, деревья и кусты — из зеленого, животные, такие, как корова, — из черного и белого, собака — из белого, кошка — из черного, человек — из коричневого, женщина — из синего, дети — из красного. Лайте каждому всаднику по одной или две фигуры, чтобы они прикрепили их к обшей картине. Для этой игры потребуется вытягиваться, наклоняться в сторону, кроме того потребуется выполнение точных направленных движений. Некоторым всадникам с тяжелыми нарушениями равновесия потребуется помощь ассистентов. Особенно внимательно следует работать с всадниками с неполным закрытием позвоночного канала, параплегией, мышечной дистрофией и атаксией. Поскольку каждый всадник может внести свои дополнения в картину, то данная игра обеспечивает успешное участие, побеждают все.

КТО ПЕРВЫЙ

Учащиеся выстраиваются вдоль стены манежа лицом к противоположной стороне. Инструктор бросает кубик (кости) за каждого всадника, всадник должен подсчитать количество набранных очков и сделать столько же шагов. Это повторяется до тех пор, пока кто-то из всадников не достигнет противоположной стороны и не станет победителем. Эта игра может быть и индивидуальной, и командной.

Кубик можно сделать из картона, обшитой тканью губки или пенопласта. В этом вам смогут помочь в клубе для пожилых.

СОРЕВНОВАНИЕ ПО СПЕШИВАНИЮ

Всадники доезжают до противоположной стороны манежа, разворачиваются лицом к исходному положению и правильно спешиваются. Побеждает первый, подтянувший вверх стремена. Можно внести дополнения, что побеждает тот, кто бегом возвращается на линию старта. После определения победителя всадники возвращаются к своим лошадям, проверяют стремена, благодарят ассистентов и лошадей. К этой игре можно добавить и другие задания: спешившись, взять ведро или корзинку и собрать в нее какие-нибудь предметы, например пасхальные яйца, инвентарь, части снаряжения и т.д. При работе с всадниками, выполняющими все самостоятельно, обязанностью ассистента является удерживание лошади. Следите за безопасностью передвижения среди лошадей.

МАСКАРАД

Положите большие рубашки, темные очки и т.д. в корзины на противоположной стороне манежа. Всадник должен подъехать к корзине, надеть на себя различные предметы, а затем вернуться обратно к своему партнеру. Затем всадник снимает с себя эти предметы и передает их партнеру, который надевает их и кладет обратно в корзину. Побеждает та команда (пара), которая закончила первой.

ЧТО ЭТО?

Инструктор быстро показывает картинки с изображением седла, уздечки, инструментов для чистки и т.д., а всадник должен назвать нарисованные предметы.

ОТГАДАЙ

Инструктор описывает или дает всаднику ощупать предмет или инструмент; затем всадник называет этот предмет или выбирает другой, соответствующий этому.

Данную игру можно проводить с всадниками с нарушением зрения или специально завязать им глаза, играть можно в любую погоду, на открытом манеже или в помещении.

РАЗВЕСЬ БЕЛЬЕ (командная)

Натяните две бельевые веревки между четырьмя опорами, которые лучше всего разместить около стены. Каждую веревку покрасьте в разные цвета: красный, синий, зеленый, черный, белый и желтый. Подготовьте одежду соответствующих цветов и разноцветные бельевые прищепки. Каждый всадник должен выбрать себе прищепку и один предмет одежды одинакового цвета. Всадники по очереди подъезжают к веревке и вешают свой предмет одежды на части веревки соответствующего цвета. Команда, которая первой закончила развешивание и при этом соблюла все цветные соответствия, выигрывает. Будьте особенно внимательны при работе с всадниками с плохим равновесием, так как необходимо будет выполнять наклоны в сторону. Это упражнение помогает растяжению, а также сопоставлению цветов, выполнению команд, точных движений и их планированию.

ШЛЯПНЫЕ ГОНКИ

Всадники должны шагом или рысью переехать на противоположную сторону манежа, взять шляпу, надеть ее на шлем и вернуться в исходное положение. В этой игре важны равновесие и координация.

ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСЕН

Эта игра предназначена для маленьких детей и выполняется под музыку. Игра предполагает имитацию движений и следование за лидером. Всадники должны выполнять движения, описанные в песне (русский пример — «Каравай»: «во-от такой вышины» — встать в стременах; «во-от такой ширины» — развести руки).

ПОТЕРЯННАЯ ЛОШАДКА (командная или индивидуальная)

Сделайте большие рисунки седла, уздечки и недоуздка. Прикрепите их к стене или барьеру, поставив под ним ведро. Вырежьте несколько фигурок лошадей, количество которых должно совпадать с количеством участников. Инструктор по очереди подходит к каждому участнику и говорит слово, которое начинается с той же буквы, что и одна из картинок над ведром, например «стремя». Тогда всадник подъедет к противоположной стене и прикрепит свою лошадь под картинкой «седло», т.е. соединит С и С. Другие примеры — это «удила» и «уздечка», «поводья» и «подушка». Эту игру можно провести и с конюшенным снаряжением; можно вообще вырезать белочек, кошек и т.п., а на картинках развесить породы деревьев, продукты, все что угодно, поскольку игру, соотносящую слово и букву, проводить можно самыми разными способами. Здесь нет победителей и побежденных; каждый, справившийся с заданием, — победитель.

НАЙДИ ПАРУ

Вырежьте по две фигуры седла, уздечки, стремян, недоуздка, скребка, щетки, гривы и расчески. Разместите один набор фигур в разных местах манежа так, чтобы они были четко видны. Второй набор положите в шляпу, и пусть каждый всадник вытянет себе по фигурке. Затем всадник (с помощью ведущих и страхующих сбоку) проходит по манежу и, найдя парную фигурку, останавливается и вслух называет предмет. Эту игру можно также проводить, используя изображение животных или геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг и др. или цвета. В зависимости от заболеваний всадников, победителем может считаться тот, кто первым нашел парную фигуру, или побеждает каждый, кто нашел и правильно назвал изображенный предмет.

Эта игра подойдет при работе с детьми любого возраста и с подростками. Поскольку в данной игре не требуется дотягиваться до чего-либо или наклоняться, то она может проводиться с всадниками с любыми нарушениями (кроме зрения). Эта игра также имеет большое обучающее значение для умственно отсталых и всадников с нарушениями обучаемости.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СТОЙЛО ИЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНУСЫ

Основой для этой игры послужила игра «музыкальные стулья», в которой стулья были заменены на стойла или конусы. Импровизированные стойла можно сделать, разместив наклоненные стойки у барьера. Вначале стойло должно быть у каждого всадника, чтобы не было проигравших. Затем с каждым последующим повторением игры убирайте одно стойло. Выигрывает тот всадник, кто займет последнее стойло. С конусами играют таким же образом. Если у вас нет конусов, можно использовать мешки для корма (торбы) или куски ткани; магнитофон или, если его нет, то свисток. По свистку все стараются найти свободное стойло, конус или мешок.

Играя в эту игру, будьте очень внимательны, не забывайте о безопасности, особенно, если вы играете с всадниками, не пользующимися помощью ассистентов. Всадников необходимо хорошо проинструктировать перед началом игры. Эта игра подходит детям любого возраста и подросткам. Игра соревновательная, поэтому не следует играть вместе всадникам с нарушениями обучаемости и эмоциональной сферы. Игра носит обучающий характер, необходимо учиться управлять лошадью и внимательно следить за свистком или музыкой. Эта игра не годится для всадников с нарушениями зрения и слуха, хотя в последнем случае ее можно применять, если инструктор будет использовать флажок для подачи сигнала.

МЕТАНИЕ В ЦЕЛЬ (командная или индивидуальная)

Каждому всаднику выдается мягкий мяч среднего размера. Мишень размещают на земле на противоположной от всадника стороне. Мишень состоит из разноцветных кругов, обозначающих очки, например центральный круг — 50, следующий — 25 и т.д. Всадники подъезжают к мишени на расстояние 5 футов[2] (на этом месте лучше прочертить линию, если это возможно), бросают мяч по мишени и возвращаются на свое место. Следующий всадник делает то же самое, и тот всадник, или та команда, которая набрала большее количество очков, выигрывает. Инструктор должен вести подсчет очков на бумаге. В процессе данной игры развиваются маховые движения, пространственные отношения и различение символов, умение согласовать зрительную и двигательную ориентацию.

ПРЕОЛОЛЕЙ ПРЕПЯТСТВИЯ

Устанавливается маршрут и всадникам предлагается его карта. Рекомендуем, чтобы предварительно инструктор или ассистент опробовал маршрут, который может включать разнообразные повороты, изменения направлений и прохождение препятствий. Сложность маршрута может меняться в зависимости от возможностей всадника. Это может быть командная или индивидуальная игра. Победителем может считаться каждый, успешно прошедший маршрут.

СВЕТОФОР (ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ)

Эта игра понравится всадникам всех уровней. Участники выстраиваются вдоль стены или барьера. По команде «красный свет> или «зеленый свет> либо когда инструктор показывает красную или зеленую карточку, всадник должен остановиться или пойти вперед шагом (или рысью для более опытных всадников). Инструктор стоит спиной к всадникам. Когда всадники двигаются по «зеленому сигналу», он говорит: «Красный свет» или показывает красную карточку и быстро поворачивается к всадникам, стараясь поймать того, кто не успел остановиться. Те всадники, которых инструктор поймал, должны вернуться в исходное положение и начать сначала. Всадник, первым пересекший финишную черту, побеждает. Ведущий должен внимательно следить за своим всадником и помогать ему остановиться, когда тот скажет: «Стой!» или попытается остановить лошадь, используя поводья.

ЭСТАФЕТА (подкова, палочка, мяч)

Может проводиться для двух или трех команд, выстраивающихся на одной стороне манежа или в челночном построении, когда одна половина команды стоит напротив другой и передача эстафеты происходит в центре. Эта игра не очень подходит для всадников с нарушениями эмоциональной сферы, зрения (если предмет не издает звуков), обучаемости, со спастической или атетоидной формами паралича.

ПОДВЕЗИ ДЕНЕЖКУ

Всадник подсовывает под бедро мелкую бумажную купюру или лист бумаги и едет к противоположному концу манежа, разворачивается (все лошади совершают поворот в одном направлении) и, если это возможно, рысью возвращаются в исходное положение. Побеждают те, кому удастся вернуться на место, не выронив бумажку. Эта игра способствует развитию глубокой и правильной посадки.

СЕРСО (НАДЕНЬ КОЛЬЦО НА СТОЙКУ)

Всадники подъезжают к стойке, объезжая ее (все лошади в одном направлении), надевают на нее кольцо и возвращается обратно к своей команде либо к старту. Игру можно проводить индивидуально или в командах. Игра хорошо развивает умение управлять лошадью. (Не забудьте, что все лошади должны объезжать стойки в одном направлении). Данная игра не подходит для всадников с нарушениями эмоциональной сферы или зрения.

СЕНЯ ГОВОРИТ («СЕНЯ ДЕЛАЕТ» — для глухих)

Всадник должен повторять все движения, перед которыми сказано «Сеня говорит», если этих слов нет, то движение не выполняется. Для всадников с нарушениями слуха инструктор передает эту команду условным сигналом или пением. Инструктор и/или ассистент должны отмечать реакцию всадников на команды.

Кроме физической тренировки, данная игра может помочь в запоминании частей лошади и снаряжения, которые доступны физически, например: «Сеня говорит, дотронься до гривы!».

ГОНКИ СО СНАРЯЖЕНИЕМ

Проводится так же, как и шляпная эстафета, но в данном случае всадник должен выбрать нужный предмет снаряжения.

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Расставьте на манеже обычные дорожные знаки: «стоп», «сбавь скорость», «одностороннее движение», «осторожно, дети», «железнодорожный переезд», «только левый или правый поворот» и т.д. Всадники должны двигаться от знака к знаку, выполняя их указания. Эта игра поможет не только изучить дорожные знаки, но и позволит потренироваться в замедлении движения, остановке, поворотах и т.д.

ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ

Следуя по карте, всадники должны найти некоторые предметы. Чтобы облегчить выполнение задания, можно дать несколько подсказок. Эту игру можно провести и во время верховой прогулки, если это безопасно и окружающая местность пригодна для такой игры. Эта игра может проводиться по частям и в течение нескольких недель. Она применима для взрослых или достаточно зрелых всадников.

ВОДНАЯ ИГРА (командная)

Поставьте по пустой бочке с ведром наверху с каждой стороны манежа. Раздайте каждому всадник по бумажной чашке на 3/4 или 1/2 наполненной водой. Постройте одну команду на одной стороне манежа, другую на другой. По сигналу по одному всаднику от каждой команды подъезжает к ведру, находящемуся напротив него, выливает туда воду и возвращается на место. Остальные всадники делают то же самое. Выигрывает та команда, у которой в ведре оказалось больше воды. Всадникам с атетоидным или спастическим ДЦП может оказаться очень трудно удерживать чашку с водой и ехать верхом (даже если лошадь ведет ассистент).

Эта игра поможет развивать координацию глаз/рук, мелкие и крупные движения, умение выполнять команды, улучшает ориентацию и восприятие пространственных отношений.

Заключение

Подходите к работе творчески. Праздники и другие особые события могут послужить основой для создания новых игр или внесения изменений в старые.

Необходимо помнить, что, принося удовольствие, игры должны быть безопасными и приемлемыми для всех участников.


ЛАБИРИНТНЫЙ (ТОНИЧЕСКИЙ) РЕФЛЕКС (рефлекторная реакция на положение головы) - student2.ru

Раздел VI

Наши рекомендации