Равновесие на лошади и мышцы, служащие для его поддержания

равновесие на лошади и мышцы, служащие для его поддержания - student2.ru


Сгибатель локтя

1. Брюшная стенка

2. Сгибатели и разгибатели пальцев

3. Приводящие мышцы бедра

4. Сгибатели бедра

5. Разгибатели колена

6. Дорсальный сгибатель лодыжки

7. Разгибатели шейного отдела и позвоночника

8. Сгибатель плеча

9. Разгибатель спинного отдела позвоночника

10. Разгибатели локтя

11. Разгибатель поясничного отдела позвоночника

12. Сгибатели и разгибатели запястья

13. Отводящие мышцы бедра

14. Разгибатели бедра

15. Разгибатели колена

16. Сгибатель лодыжки и стопы

17. Ахиллесово сухожилие

ПЛАНЫ УРОКОВ

Составляя планы занятий, необходимо обдумать цели, методы их достижения и виды деятельности, которые будут использованы на данном занятии. Планы должны составляться инструктором с учетом общих долгосрочных целей.

Планы занятий должны быть достаточно гибкими и делать скидку на специфические особенности всадников и лошадей. Может случиться так, что всадник будет полон энтузиазма, очень внимателен, а лошадь «объявит выходной», или наоборот. Так как всадник работает в паре с лошадью, и они чаше всего являются частью группы, особенно в играх, возможно, что вам не удастся выполнить все поставленные задачи. Но даже учитывая возможные изменения, реалистичный план занятий, рассчитанный на конкретных всадников, окажет инструктору большую помощь.

Составляя план, следует обдумать следующие разделы:

1. Чистка

2. Посадка

3. Разминка

4. Верховая езда

5. Упражнения

6. Игры

7. Спешивание

8. «Возвращение» лошади

Хорошо спланированное и организованное занятие обеспечит максимально продуктивное использование рабочего времени. Часовое занятие не сможет вместить все из перечисленных выше аспектов. В некоторых центрах всадники не занимаются чисткой лошадей на каждом занятии, но периодически целое занятие отводится на работу в конюшне. В других программах на это отводится определенное время на каждом занятии. Оба варианта приемлемы в том случае, если общие долгосрочные задачи включают обучение уходу за лошадьми, седловку и работу в конюшне.

Кроме порядка проведения урока, инструктор должен учесть время, в которое будет проводиться занятие, уровень умения всадников, их возраст и характер имеющихся нарушений.

Задачи должны усложняться от занятия к занятию, чтобы обеспечить своевременное достижение долгосрочных целей.

Начальные задачи могут включать, например, переход из положения стоя на месте на шаг, в дальнейшем возможно и освоение перехода с шага на галоп. Сложность поставленных задач будет зависеть от возможностей каждого всадника. Одной из задач урока может стать просто управление лошадью. Задачей урока для группы слепых всадников может стать обучение правильной посадке на лошади, с прямой спиной и поднятой головой. Каждый план урока должен содержать достижимую цель.

Будьте последовательны. Не начинайте занятие с устного объявления его цели, забыв затем о ней. Если в начале урока инструктор говорит, что целью занятия будет обучение правильному положению ног и ступней, то весь урок должен быть направлен именно на достижение этой цели путем использования различных методов. Например, типичный план урока для группы четырех физически больных всадников в возрасте 8-10 лет может включать следующее:

Уход за лошадью 15 минут

Седловка 10 минут

Посадка 5-10 минут

Постановка целей 2 минуты

Разминка 5 минут

Упражнения 5-10 минут

Отработка навыков верховой езды (особое внимание обращают на достижение цели урока) 15 минут

Игра (выберите игру, соответствующую цели данного урока) 5 минут

Построение и спешивание 5 минут

Урок должен продолжаться примерно час. Это лишь предложение, инструктор должен самостоятельно оценивать индивидуальные возможности всадников и группы в целом. Вероятно, что из-за тяжести заболевания или особенностей определенного дня всадник не сможет находиться верхом в течение получаса. Поэтому инструктор должен включать в план занятия разнообразные задания, связанные с работой с лошадьми, учитывая особенности каждого всадника, их способности и трудности.

УПРАЖНЕНИЯ

Верховая езда и формирование ее навыков требуют определенной физической подготовки. При обучении инвалидов верховой езде специальные упражнения, выполняемые верхом на лошади или пони, являются основной частью программы терапевтической верховой езды. Упражнения помогут укрепить здоровые части тела, улучшить координацию и равновесие; кроме того, поврежденные части тела также получат необходимую тренировку. Даже если определенные нарушения не могут быть исправлены, улучшение кровообращения, вызванное выполнением упражнений и самим процессом верховой езды, может улучшить физическое, умственное и душевное состояние. Всаднику с нефизическими нарушениями выполнение определенных упражнений поможет улучшить как психическое, так и физическое состояние.

Всем всадникам упражнения будут полезны для улучшения подвижности, мышечной силы и выносливости. Кроме того, они помогут в развитии чувства равновесия и координации, а также в восстановлении связанных с ними навыков. С самого рождения нормальное двигательное развитие последовательно проходит определенные стадии. Эти стадии включают стабильность (контроль и равновесие), подвижность (свобода движения), сгибание и разгибание, движение в стороны и вращение.

Задачи

Контроль за положением тела. Большинство всадников могут испытывать определенные трудности при установлении и/или поддержании нормального положения частей тела (посадка). Улучшение посадки важно для дальнейшего улучшения двигательной системы всадника.

Реакция «правильности», способность согласовывать положение головы и тела в пространстве и друг с другом, реакции «равновесия», движение для поддержания и восстановления равновесия являются необходимыми компонентами сохранения правильного положения. Кроме того, они являются непроизвольными (не поддающимися осознанному контролю). Можно привести пример реакции «правильности»: когда лошадь и всадник прыгают через барьер, всадник должен держать голову в нормальном пространственном положении (лицо вертикально, рот горизонтально), независимо от положения лошади.

Реакции «равновесия» можно наблюдать, когда кто-то неожиданно его теряет. Руки и ноги, находящиеся на возвышенной стороне, будут отведены от тела, а голова и туловище будут наклонены в сторону повышения. Нормальное ощущение равновесия диктует данные реакции подсознательно, стремясь к восстановлению нормального положения. Тому, у кого эти ощущения и осанка нарушены, требуется находиться в нормальном положении столь часто, чтобы оно запечатлелось в его мозге. Ему надо практиковать смену нарушенного и правильного положения и тренировать реакции «правильности» и «равновесия», чтобы добиться изменений посадки. Это одна из самых ценных комбинаций упражнений, которые может предложить физиотерапия.

Снижение спастичности и патологических рефлексов. Вторая задача зависит от определенных заболеваний. У многих всадников будут наблюдаться трудности в этих двух областях. Спастичность означает повышенный мышечный тонус, что производит впечатление зажатости всадника и затрудненности его движений. Скованность всадника будет больше всего проявляться в определенных движениях, в таких, как перекрещивание ног или невозможность разведения рук. Подобные затруднения можно наблюдать на любой части тела или на всем теле. Все части взаимосвязаны, поэтому если начать оттопыривать пальцы ноги, то это может привести к ее распрямлению, искривлению и выворачиванию.

Патологические рефлексы вызывают набор определенных движений (или тенденцию их произвести). Положение головы часто запускает всю систему рефлексов. Так, лабиринтный (тонический) рефлекс, например, вызывает сгибание всего тела, когда голова находится в положении лицом вниз. И, соответственно, туловище вытягивается, когда лицо поднято. Симметричный тонический шейный рефлекс сгибает руки и распрямляет ноги, когда голова наклонена вперед. Когда голова отклонена назад, происходит обратное: руки распрямляются и ноги сгибаются.

Асимметричный тонический шейный рефлекс оказывает менее заметное воздействие на всадника. Согласно определению в учебниках, когда голова повернута в сторону, рука и нога с той стороны, в которую повернута голова, распрямляются, в то время как конечности с другой стороны сгибаются. Это хорошо прослеживается на таком примере: как только всадник оборачивается назад, он отпускает поводья (см. иллюстрации на стр. 142-143).

Комбинация спастичности и рефлекторной активности может быть достаточно сильна, чтобы отбросить всадника назад, как только он закинет голову. Очевидно, что подобные проблемы во многом затрудняют ежедневную жизнь всадников. К счастью, верховая езда может их уменьшить. Этому способствуют два аспекта. Во-первых, положение верхом на лошади обеспечивает сгибание, отвод, вращение ног кнаружи — классическое положение, сдерживающее подобные рефлексы. И вторая причина в том, что в положении верхом тело лошади плотно прилегает снизу к внутренней стороне туловища всадника; вращательные движения туловища, производимые ее движением, часто способствуют снижению мышечного тонуса.

Регуляция произвольных движений. Эти движения могут быть также названы нормальными, так как направлены на достижение определенных целей.

Данные запланированные, целенаправленные движения резко отличаются от непроизвольных подергиваний ног и взмахов рук. Нормальные движения требуют стабильной посадки. Если инструктору удалось решить две первые задачи, то он будет иметь более стабильную посадку, и отрицательное воздействие спастичности и рефлексов будет снижено. Это послужит базой для отработки всадником полезных движений.

Уроки верховой езды включают обучение простым движениям, с помощью которых можно достичь определенных целей. Например, если потянуть назад оба повода, лошадь остановится, а если потянуть за один — повернет. Игры и упражнения предоставляют возможность ввести и отработать самые разнообразные движения, однако игры и упражнения должны быть подобраны согласно уровню и возможностям всадника и в соответствии с имеющимися у него недостатками.

Принципы проведения упражнений

1. При выполнении всех упражнений очень важно уделять особое внимание правильной посадке, в том числе сохранению правильной осанки. Для некоторых всадников с особо тяжелыми повреждениями это может стать основной целью.

2. Большую важность имеет способность контролировать работу конечностей в частях, наиболее приближенных к туловищу. Так, если вам придется выбирать между достижением работоспособности плеча или кисти, то предпочтение следует отдать плечу.

3. Не забывайте помогать всаднику, но не выполняйте за всадника всю работу, не помогайте всаднику удерживать правильное положение, если он может это делать самостоятельно. Как можно больше поощряйте активность всадника и старайтесь вовремя исправлять его ошибки.

Меры предосторожности

Существует ряд движений и положений, которых следует избегать при работе с инвалидами.

Нельзя, сажая всадника на лошадь, отклонять его назад, чтобы перекинуть его ногу через шею лошади.

Исключение возможно лишь в том случае, если данное движение не приведет к неподвижности всадника и прогибу назад (гипертонус разгибателя) и если не существует другого безопасного способа посадки на лошадь большого и тяжелого всадника.

Следует избегать любых движений лошади, которые могут привести к полной потере всадником контроля над своим телом, свободному падению или неподвижности. Частичная потеря контроля допустима и не приносит вреда.

Не разрешайте всаднику сидеть, опираясь на крестец с согнутым позвоночником. Это не только увеличивает вероятность неадекватных реакций, но также может вызвать боли в спине и привести к повреждению.

Упражнения (информация для инструкторов)

Работая с всадниками с физическими нарушениями, проконсультируйтесь у лечащего врача или физиотерапевта, какие упражнения можно применять и как сделать их максимально продуктивными.

Очень важно выяснить, какие упражнения противопоказаны и не пригодны для работы с всадниками-инвалидами. При работе с всадниками с нефизическими нарушениями, в отборе упражнений и определении количества их выполнения вам могут помочь учителя, психологи или психотерапевты.

Следующие упражнения в основном предназначены для всадников с физическими нарушениями или повреждениями головного мозга, как детям, так и взрослым, однако они будут полезны и всем остальным всадникам.

1. Пусть всадник двумя руками возьмет короткий кусок веревки:

а) не сгибая локтей и подняв голову, всадник поднимает веревку над головой (следите, чтобы он не потерял равновесие);

б) всадник держит веревку, как бы вытирая спину (одна рука поднята, другая опущена, веревка проходит по спине). Это упражнение нужно проделать в обоих направлениях.

2. Пусть всадник сомкнет руки и нагнется к левой ноге, дотянувшись руками до ступни. Затем нужно распрямиться, развернувшись таким образом, чтобы руки были подняты вверх над правым плечом. В исходное положение он вернется после такого же наклона к правой ноге. Он должен смотреть в сторону движения рук и слышать: «смотри туда, куда двигаются твои руки».

3. Попросите всадника поднять голову как можно выше (или сесть, потянувшись как можно выше), затем сжаться как можно больше, но при этом не сгибаясь. Если у всадника есть трудности с равновесием, положите небольшой мешочек с горохом или другой предмет на верхнюю часть шлема.

4. Всадник должен взяться обеими руками за переднюю луку и наклониться вперед, пока не ляжет на шею лошади:

а) всадник должен подниматься обратно, пока его руки не распрямятся (голова находится в нормальном, нейтральном положении);

б) опираясь на одну руку, всадник должен подтянуться, вытянув другую руку;

в) опираясь на одну или обе руки, всадник должен поворачивать голову во всех направлениях (вверх, вниз и в обе стороны), не сгибая рук.

5. Пусть всадник закроет глаза в то время, когда ассистент будет вести лошадь. Всадник должен определить и говорить ведущему, когда тот начинает движение, останавливается или меняет направление.

6. Держите щетку или другой предмет на расстоянии, доступном для всадника, чтобы он мог дотянуться и взять его обеими руками. Перейдите в другое место перед тем, как всадник вернет вам предмет. Повторите упражнение несколько раз Меняя положение, чтобы всаднику приходилось поворачиваться, тянуться и т.д. Если всадник не может взять предмет, то, дотянувшись до него, он может выбить его из рук ассистента.

7. Закрыв глаза, всадник на ощупь должен определить и сказать, какой предмет вы ему дадите: щетку, губку или другой знакомый ему предмет. Кроме того, спросите его о качествах этого предмета, например «мягкий он или жесткий».

8. Держа предмет около левой ступни всадника, попросите его взять этот предмет правой рукой, переложить в левую руку и отдать ассистенту левой рукой. Повторите то же самое с другой стороны. Кроме того, данное упражнение можно выполнить в форме соревнования.

9. Поместите на манеже несколько точек отсчета: кавалетти, конус, параллельные опоры и т.д. Нарисуйте простую карту, на которой будут показаны данные объекты. Ярким, контрастным цветом нарисуйте несложный маршрут по направлению к ним, между ними или вокруг этих объектов. Всадник должен проехать верхом по маршруту, нарисованному инструктором. Всадник, который не может самостоятельно управлять лошадью, должен указывать рукой или поворотом головы ведущему, в каком направлении двигаться. В начале маршруты должны быть очень простыми.

10. Дайте всаднику кольцо, он должен надеть его и снять, проведя по всей длине каждой руки, а затем и ноги. Это упражнение во многом поможет формированию навыков по одеванию.

11. Сама процедура посадки на лошадь может стать хорошим упражнением для всадника с серьезными нарушениями. Маленького ребенка со значительно повышенной спастичностью можно поднять таким образом, чтобы увеличить контроль над состоянием мышц перед посадкой его на лошадь:

а) положите всадника на седло животом;

б) разверните всадника или пусть он развернется сам (сохраняя положение на животе) таким образом, чтобы находиться параллельно лошади. При этом важна помощь хорошо подготовленного ассистента.

в) помогите всаднику положить обе руки на переднюю луку (или холку, если он работает без седла):

г) всадник должен, опираясь на руки, занять положение «сидя». Если это необходимо, помогите ему удерживать голову в нормальном положении относительно туловища.

Наши рекомендации