Лекция 13. Гигиеническое обеспечение в туризме.
Ключевые понятия: понятие « туризм», функции туризма, категории сложности, классифицированные участки, разработка маршрута, комплектация групп, энергетические потребности, выбор продуктов.
План лекции:
1. Оределение понятия туризм. Функции и виды туризма. Характеристика различных видов туризма.
2. Дозирование нагрузок в зависимости от вида туризма (спортивный и рекреационно-оздоровительный), возраста и физической подготовки туристов.
3. Гигиенические требования к обеспечению туристического похода (комплектация групп, выбор маршрута, мест привалов, снаряжение, организация питания).
4. Особенности гигиенического обеспечения различных видов туризма.
1.Туризм (французское tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие в свободное время. Туризм – наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреации – оздоровление, познание, восстановление сил. Туризм – составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Туризм решает важные задачи физического воспитания, развивая у занимающихся качества двигательной деятельности: выносливость, силу, ловкость, воспитывает смелость, настойчивость, умение ориентироваться в сложной или новой обстановке. Туризм – это форма активного отдыха и закаливание организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Туристский поход – это разновидность путешествия с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах). Согласно цели, туристские походы подразделяются на оздоровительные (учебно-оздоровительные) и спортивные (учебно-спортивные). Спортивные туристские походы – это походы с активными способами передвижения, маршруты которых включают минимально требуемое количество классифицированных участков (КУ) определенной категории трудности при соответствующих установленных правилами параметрах протяженности маршрута и продолжительности похода. Спортивные походы подразделяются на шесть категорий сложности, поэтому называются категорийными. Согласно принятым в Республике Беларусь правилам проведения спортивных туристских походов как пешеходный, так и лыжный походы первой категории сложности имеют минимальную протяженность маршрута 120 км и минимальную (оптимальную) продолжительность – 6 дней. Спортивные походы отличаются от оздоровительных походов, прежде всего обязательными требованиями по технической сложности. Классифицированные участки маршрута – участки местности, содержащие локальные и (или) протяженные естественные препятствия или их комбинацию. Наиболее вероятными локальными КУ в пешеходных и лыжных походах первой категории сложности в РБ являются водные препятствия (переправы, в том числе и по льду), заболоченные участки, труднопроходимые участки леса (буреломы), характерными протяженными препятствиями являются участки сильнопересеченной местности (с выраженным рельефом), бездорожье, тропления по глубокому снегу, участки длительного движения по льду с возможными полыньями и т.д. Без выполнения требований по технической сложности, даже с учетом выполнения требований по протяженности и продолжительности, поход (и соответствующий маршрут) не может являться спортивным, а его прохождение не может служить основанием для присвоения спортивного разряда.
2.При разработке маршрута спортивного похода необходимо учесть следующие требования: 1) маршрут разрабатывается с учетом всех классификационных требований, предъявляемых к походу данной категории сложности; 2) маршрут должен быть спланирован так, чтобы набор препятствий (КУ) органично в него вписывался (линия маршрута не должна «петлять»); 3) маршрут должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности; 4) в маршруте должны быть учтены возможности для экстренного схода с маршрута и выхода в населенные пункты ( для оказания, например, квалифицированной медицинской помощи); 5) маршрут должен иметь максимально удобный подъезд участников к пункту старта и их отъезда от пункта финиша. Путь, связанный с преодолением естественных препятствий должен быть наиболее оптимальным для достижения конечного ориентира дня и всего похода (наименее затратным по времени и преодолеваемому расстоянию) или же вообще единственно возможным.
3. Туристский привал (бивуак, бивак) – это стоянка участников похода, место отдыха, питания, сна, обработки собранного материала, проверки снаряжения, подготовки к дальнейшему прохождению маршрута. В зависимости от продолжительности привалы делятся на малые и большие, ночлег и дневку. Места привалов необходимо планировать в лесной зоне с наличием источника воды и возможностью приготовления пищи на костре. При разработке маршрута лыжного похода можно не привязывать места привалов к отмеченным на карте источникам воды.
4. В отличие от спортивного похода, к оздоровительным походам не предъявляются специальные требования по технической сложности. Главные цели оздоровительного (экскурсионного) похода – отдых, оздоровление, познание, культурное развитие, освоение навыков полезных в быту. Исходя из протяженности маршрута и продолжительности похода, все оздоровительные (рекреационные ) походы можно разделить на: 1) туристская прогулка (продолжительность – до одного дня, протяженность – до 15 км); 2) поход выходного дня (продолжительность – до трёх дней, протяженность – 30 – 40 км); 3) многодневный рекреационно-оздоровительный поход (продолжительность – нет требований, протяженность – нет определенных требований, до 15 км в день). При разработке маршрута рекреационно-оздоровительного похода протяженность дневных переходов и характер местности, по которой пролегает маршрут, не должны вызывать у его участников значительного утомления. Маршрут должен пролегать по местам, удовлетворяющим рекреационно-оздоровительные и познавательные цели похода. Места привалов должны быть максимально безопасны. Желательно определить на маршруте один, главный пункт для посещения. Это может быть известный объект (озеро Свитязь), территория природного заказника, открытая для посещений («Голубые озера»), ландшафтный заповедник «Браславские озера» и т.д.
5. Туристские спортивные походы – вид спорта, проходящий в постоянно меняющихся, не комфортных, не приспособленных специально местах. Для занятий спортивным туризмом необходимы такие качества как: выносливость (физическая и психологическая), хорошее состояние здоровья, умение быстро оценивать обстановку и свои действия, Поэтому правилами оговорен минимальный возраст участников и руководителей: для походов первой категории сложности – не моложе 14 и 18 лет; второй – не моложе 15 и 19 лет; третьей – не моложе 16 и 20 лет, четвертой – не моложе 17 и 21 года; пятой – не моложе 18 и 22 лет; шестой – не моложе 19 и 23 лет. В походах первой и второй категорий сложности в составе одной трети группы могут участвовать дети вместе с родителями. Также правилами установлен минимальный количественный состав группы пешеходного и лыжного похода. Количественный состав группы в походах с использованием вело-, мото- и автотранспорта определяется количеством транспортных средств. В целях профилактики несчастных случаев из-за недостаточной технической и тактической подготовки, участие в походах разрешено лицам, имеющим практический опыт прохождения маршрутов на одну категорию сложности ниже планируемой. Комплектация групп обязательно проходит по медицинским показаниям. Медицинское освидетельствование проводится во врачебно-физкультурных диспансерах (спортивный туризм) или в кабинетах врачебного контроля городских и районных поликлиниках. В медицинском перечне указаны заболевания, при которых противопоказаны занятия туризмом. Это – гипертония, туберкулез, хронический гастрит, язвенная болезнь, холецистит, болезни выделительной системы, конъюнктивит, кожные заболевания и т.д. Туризм противопоказан лицам с нарушениями функций органов чувств и психическими заболеваниями.
6. Туристское снаряжение классифицируют по его назначению и по характеру (порядку) его использования. По назначению снаряжение делится на: 1) экипировку туристов (одежда и обувь);
2) средства передвижения и транспортировки грузов;
3) бивачное снаряжение;
4) специальное снаряжение;
5) вспомогательное (прочее) снаряжение.
По характеру использования туристское снаряжение делится на личное (индивидуальное) и групповое снаряжение. На выбор снаряжения влияют следующие факторы: 1) вид туристского похода (например для лыжного похода необходимы: палки, лыжи, крепления, мазь, бахилы от снега и т.д.), 2) сезон проведения похода, климатогеографические условия, 3) категория похода и характер классифицированных участков, 4) специальное снаряжение: в безлесных районах ( нагревательные приборы, топливо) или лесных (пилы, топоры), в горных веревки, карабины, крючья, каска, ледоруб). Снаряжение должно быть легким, прочным, надежным, удобным. К групповому снаряжению относятся палатки, Они должны обладать следующими качествами: быстрота установки и демонтажа, непромокаемость, ветроустойчивость, вентилируемость, комфортность, легкость. Вес палатки считается удовлетворительным, если в расчете на 1 человека составляет 1,0-1,3 кг. Для переноски туристского груза используют рюкзаки. При выборе рюкзака необходимо принимать во внимание следующие качества: вместимость (измеряют в литрах), прочность и легкость(определяются тканью рюкзака), удобство (величина энергозатрат при переносе тяжестей), влияние на устойчивость туриста (особенно при лыжном и горном туризме). Тип «анатомического» рюкзака (Ярова, Абалакова) скроен по форме, плотно прилегающей к спине и имеет внутренний каркас из полимерных материалов и мягкие прокладки под наплечными ремнями. Для рюкзака необходимо иметь водонепроницаемый вкладыш из полиэтилена, для предохранения содержимого рюкзака от намокания.
При организации питания в туристском походе необходимо решить следующие задачи: 1) максимально компенсировать энерготраты в период похода и обеспечить нормальное функционирование организма; 2) выбрать ассортимент продуктов, удовлетворяющий требованиям конкретного похода и составить адекватную походу продуктовую раскладку раскладку (рацион питания), 3) установить оптимальный режим походного питания и поддерживать необходимый водно-солевой баланс. Суточные энергетические траты туристов в походах разного вида и категорий сложности в среднем составляют: 1) пешеходный туризм – 1 кат. – 3100 ккал; 2 кат – 3400 ккал, 3 кат. – 3700 ккал, 4 кат. – 4000 ккал, 5 кат – 4500 ккал, 6 кат – 5000 ккал, 2) лыжный туризм – 1 кат. – 3700 ккал, 2 кат. – 4100 ккал, 3 кат. 4450 ккал, 4 кат. – 4900 ккал, 5 кат. – 5400 ккал, 6 кат. – 6000 ккал. Спортивный туризм по энерготратам сравним с такими видами спорта как лыжные гонки, легкоатлетическое многоборье, спортивное ориентирование. Энергетические потребности туристов в оздоровительных походах несколько меньше и соответствуют выполнению легко физической работы или работы средней тяжести (от 3000 до 3500 ккал). При составлении продуктовой раскладки многодневного похода необходимо обращать внимание на: калорийность продуктов, сбалансированность различных пищевых веществ, небольшой вес, условия хранения продукта, возможность легкого приготовления, вкусовые качества, срок хранения, разнообразие питания. В многодневном походе нельзя планировать питание только «сухим» пайком. Режим питания рекомендуется четырехразовый. На коротких привалах желательно потребление сахара (1-2 кусочка). С целью предотвращения возможности пищевых отравлений, при приготовлении пищи обязательно соблюдение основных правил гигиены.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1. Какие существуют виды туризма и какие функции туризм осуществляет?
2. В чем отличие спортивного и рекреационно-оздоровительного туризма?
3. Что такое «классифицированный участок маршрута»?
4. Какие требования предъявляются при комплектации туристических групп?
5. Что необходимо учитывать при составлении маршрута?
6. Из каких компонентов состоит снаряжение туриста?
7. Какие требования предъявляются к продуктам питания в туристическом походе?
8. Какие рекомендации являются оптимальными для режима питания и потребления воды в походе?
9. Какие санитарные мероприятия являются обязательными при прохождении маршрута?
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практическое занятие №1.
Тема: Гигиеническая оценка физико-химических свойств воздушной среды.
Вопросы:
1. Методы определения физических свойств воздушной среды (атмосферное давление, влажность, температура).
2. Метод определения скорости движения воздуха.
3. Экспресс-метод определения двуокиси углерода в воздухе.
Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических и химических свойствах воздуха, овладеть навыками их определения и оценки путем сравнения с гигиеническими нормами.
Оборудование: методическое пособие, барометр-анероид, ртутный термометр, психрометрический гигрометр, чашечный анемометр, график определения скорости движения воздуха, секундомер, медицинский шприц на 100 мл, химический стакан на 100 мл, 0,005% раствор питьевой соды, маточный 1,0% раствор индикатора фенолфталеина, секундомер.
Задание: 1) определить атмосферное давление с помощью барометра, относительную влажность воздуха с помощью гигрометра психрометрического, провести измерение температуры учебного помещения, определить скорость движения воздуха в проеме форточки с помощью анемометра, 2)ознакомиться с экспресс - методом определения двуокиси углерода в воздухе.
Ход работы:
1. Студенты знакомятся с методиками измерения указанных показателей, с помощью методического пособия, в котором изложена информация, необходимая для выполнения задания.
2. Преподаватель проводит демонстрацию работы приборов, задействованных на занятиях.
3.Студенты и преподаватель совместно проводят измерение физических показателей воздуха (атмосферное давление, влажность, температура, скорость движения воздуха) и фиксируют их в протоколе.
4.Для определения содержания двуокиси углерода в воздухе преподаватель готовит необходимый для проведения исследования рабочий раствор индикатора фенолфталеина и с помощью медицинского шприца проводит опыт.
В шприц с градуировкой до 100 мл, набрать 20 мл 0,005% раствора соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску и 80 мл воздуха (до отметки 100 мл) и интенсивно встряхивать шприц (7-8 раз) в течение 1 мин. Если не произошло обесцвечивание раствора, воздух из шприца осторожно выдавить, оставив в нем раствор, вновь набрать такую же порцию воздуха как указано ранее и встряхивать шприц в течение 1 мин. Если после встряхивания раствор вновь не обесцветился, повторить эту операцию еще несколько раз до полного обесцвечивания раствора, добавляя теперь воздух малыми порциями по 10-20 мл. Подсчитать общий объем воздуха, прошедшего через шприц и обесцветивший раствор соды. Определить концентрацию CO2 в воздухе исследуемого учебного помещения по таблице. Гигиенической нормой содержания углекислого газа в воздухе учебных и спортивных помещений, считается концентрация 0,1%.
Таблица. Зависимость содержания CO2 в воздухе от объема воздуха, обеспечивающего обесцвечивание раствора фенолфталеина.
Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 | Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 | Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 |
3,2 | 1,16 | 0,84 | |||
2,08 | 1,12 | 0,80 | |||
1,82 | 1,08 | 0,76 | |||
1,56 | 1,04 | 0,70 | |||
1,44 | 1,00 | 0,66 | |||
1,36 | 0,96 | 0,60 | |||
1,28 | 0,92 | 0,56 | |||
1,20 | 0,88 | 0,52 |
6.Все данные, полученные в процессе занятия сравнивают с гигиеническими нормами.
Контрольные вопросы: Понятие о нормальном, пониженном и повышенном атмосферном давлении. В каких единицах измеряют атмосферное давление? Какое атмосферное давление считается эталонным и какое - нормальным на территории РБ? Каковы правила измерения температуры воздуха в учебных и спортивных помещениях? В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха? Нормативы относительной влажности в учебных и спортивных помещениях? Каким прибором определяется скорость движения воздуха и каково её гигиеническое значение? Каково предельное содержание в воздухе двуокиси углерода? Какое влияние оказывает на организм человека двуокись углерода при нарушении гигиенических норм? Почему двуокись углерода считается критерием чистоты воздуха?
Практическое занятие №2.