Раздел 1. гигиенические факторы внешней среды.
УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1 СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.
План лекции
1. Физиологическое, производственно-хозяйственное и гигиеническое значение воды.
2. Гигиенические требования, предъявляемые к источникам водоснабжения и качеству питьевой воды. Нормативы химических и органолептических показателей качества воды.
3. Методы улучшения качества воды.
4. Гигиеническое значение почвы. Санитарно-гигиенические показатели загрязнения почвы.
5. Меры по санитарной охране воды и почвы.
1. Вода – важнейший фактор окружающей среды, поскольку она оказывает многообразное воздействие на здоровье человека, его работоспособность и заболеваемость. Вода удовлетворяет физиологические, производственно-бытовые и гигиенические потребности человека. Физиологическое значение воды заключается в том, что: 1) её количество в теле взрослого человека составляет 60-65% от веса, 2) вода является универсальным растворителем для многих газообразных, жидких и твердых веществ, 3) вода участвует во всех процессах, происходящих в организме: усвоение питательных веществ, ассимиляция и диссимиляция, диффузия, осмос, фильтрация и выведение конечных продуктов обмена, теплорегуляция, 4) вода является важным источником обеспечения организма минеральными веществами.
Вода широко используется для производственных и сельскохозяйственных нужд человека. Она необходима в металлургической, химической, текстильной, пищевой и медицинской промышленности. Вода используется для хозяйственных нужд городов: полив улиц, работа фонтанов, мытьё городского транспорта и уборка общественных помещений, централизованное водоснабжение, канализация, полив зеленых насаждений.
Гигиеническое значение воды заключается, прежде всего, в потребностях человека использования воды для приготовления пищи, уборки жилища, процедур ухода за телом, ухода за одеждой и обувью, закаливания, занятий водными видами спорта, проведения лечебных процедур.
2. В связи с важностью роли воды в жизни человека все водные объекты (открытые, подземные источники, системы водоснабжения) находятся под строгим санитарно-гигиеническим контролем. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, подаваемой населению определены в санитарных правила и нормах (СанПиН) «Питьевая вода: гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Основными источниками водоснабжения являются подземные воды и открытые водоемы. В некоторых случаях может использоваться атмосферная вода (дождевая, снеговая) или морская, прошедшая процесс опреснения. Подземные воды делятся на грунтовые и межпластовые. Открытые водоемы – реки, озера, пруды, водохранилища – образуются на поверхности земли при стоке атмосферной воды. Санитарные правила рекомендуют выбирать источники воды для пользования в следующем порядке: 1)межпластовые напорные (артезианские) воды; 2) межпластовые безнапорные воды; 3) грунтовые воды; 4) открытые водоемы. Санитарное обследование источника воды включает: осмотр на месте (топографическое обследование); взятие проб воды для исследования; изучение заболеваемости среди людей и животных в районе расположения источника.
Согласно указаниям СанПиН, питьевая вода должна отвечать следующим требованиям: 1) быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении; 2) безвредной по химическому составу; 3) благоприятной по органолептическим свойствам.
Безопасность воды определяется полным отсутствием в ней болезнетворных микроорганизмов. Наиболее распространенной является оценка безопасности воды по косвенным бактериологическим показателям: 1) степень общего бактериального загрязнения или общее микробное число, 2) содержание кишечной палочки (E.coli.).
Общее микробное число – число микроорганизмов, способных образовывать видимые колонии после посева на плотные питательные среды в пересчете на 1 мл воды. По существующим нормам в 1 мл питьевой воды не должно содержаться более 100 микробов (сапрофитные аэробы и факультативные анаэробы). Это косвенный показатель поступления в систему водоснабжения бактериального загрязнения.
Содержание в воде кишечной палочки определяется коли - индексом или коли – титром. Коли – индекс – это количество кишечных палочек, содержащихся в 1 л воды. Для водопроводной воды он должен быть не более 3-х. Коли – титр – это наименьший объем воды, в котором удается обнаружить 1 кишечную палочку. По ГОСТу коли - титр равен 300мл для водопроводной воды и 100 мл – для искусственных бассейнов.
Безвредность воды по химическому составу определяется её соответствием нормативам по трем группам показателей: 1) содержание вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах Республики Беларусь; 2) содержание вредных химических веществ, поступающих в воду и образующихся в ней в процессе очистки; 3) содержание вредных химических веществ, поступающих в источники воды в результате антропогенной деятельности. Безвредной по химическому составу считается питьевая вода, в которой фактическое содержание веществ, отнесенных к вышеперечисленным группам, соответствует установленным предельно допустимым концентрациям (ПДК). Например: нитраты – ПДК 45 мг/л, хлориды – ПДК 350 мг/л, железо – ПДК 0,3 мг/л.
Благоприятность по органолептическим качествам определяется теми свойствами воды, которые человек способен воспринимать органами чувств. Это: вкус, запах, привкус, цвет, мутность (прозрачность), примеси, температура. По этим показателям питьевая вода должна быть: прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и привкуса, освежать (температура воды 7-120С).
3. В практике водопользования не исключаются случаи загрязнения любого источника воды. Поэтому при централизованном водоснабжении вода, предназначенная для питья проходит предварительную обработку: очистку и обеззараживание. Основная цель очистки воды – освобождение воды от взвешенных частиц для улучшения органолептических свойств. Достигается это отстаиванием, коагуляцией и фильтрацией воды. Для улучшения химического состава применяют специальные методы: обезжелезивание, фторирование или дефторирование, йодирование воды. Для достижения полной безопасности, воду обеззараживают различными методами - физическими (кипячение, обработка ультразвуком и ультрафиолетом) и химическими (хлорирование, обработка ионами серебра, озонирование, бромирование.
4. Почва – верхний слой поверхности Земли, представляющий сложный комплекс минеральных (90-99%) и органических (1-10%) веществ, заселенных большим количеством микроорганизмов Санитарное состояние почвы – совокупность физико-химических и биологических свойств почвы, определяющих качество и степень её безопасности в эпидемическом и гигиеническом отношениях. Необходимость гигиенической оценки почвы определяется: 1) эпидемической значимостью почвы; 2) ролью почвы как источника загрязнения приземного слоя атмосферы и источников воды; 3) возможным отрицательным воздействием при непосредственном контакте либо через загрязненные продукты; 4) отрицательным влиянием почвенных загрязнений на её биологическую активность и процессы самоочищения. К физическим свойствам почвы относятся: механический состав почвы (крупнозернистая, мелкозернистая) и ряд физических свойств: воздухопроницаемость, влагоемкость, водопроницаемость, гигроскопичность, температура. Химический состав почвы зависит от континента, региона, геологического происхождения, Химический состав определяет состав воды, растительность местности, химический состав растительных пищевых продуктов. С биологической точки зрения почва представляет собой благоприятную среду для сохранения и развития возбудителей различных заболеваний человека. В почве достаточно долго могут находиться возбудители дизентерии, холеры, брюшного тифа туберкулеза, туляремии и т.д. Она является резервуаром для энтеровирусов и вирусов полиомиелита. В ней постоянно обитают возбудители столбняка, газовой гангрены, ботулизма, сибирской язвы, которые относятся к числу спороносных анаэробов. Оценка биологического загрязнения почвы проводится по косвенным показателям–обнаружение бактерий группы кишечной палочки (коли - индекс) и фекальных стрептококков (индекс энтерококков)и прямым-обнаружение возбудителей кишечных инфекций. Почву считают «чистой» при отсутствии болезнетворных микробов до 10 клеток на 1 грамм почвы. Кроме того, почва является неотъемлемой средой для биологического цикла развития яиц геогельминтов (аскарид, власоглавов и др.) и местом временного пребывания для биогельминтов (свиного и бычьего цепней, лентеца широкого, кошачьей двуустки и др.). Яйца геогельминтов сохраняют жизнеспособность в почве от 3 до 10 лет, биогельминтов – до 1 года. Загрязненность почвы должна обязательно учитываться при выборе участков для спортивных сооружений.
5. Охрана природных ресурсов – воды и почвы - это комплекс мероприятий: правовых, организационных, технологических, экономических, направленных на защиту природных объектов от загрязнений и гибели, возобновление их качества, рациональное использование. Правовая охрана природных объектов осуществляется путем издания и применения правовых норм, законодательных актов: закон «Об охране природы и окружающей среды», закон « О земле», Земельный Кодекс и Водный Кодекс Республики Беларусь. К технологическим мероприятиям относятся проведение мелиорации и рекультивации земель. Основными мероприятиями по санитарной охране воды и почвы в населенных пунктах являются: рациональная система удаления и обезвреживания нечистот и отбросов, очистка населенных пунктов от мусора, соблюдение гигиенических норм при применении в сельском хозяйстве удобрений и ядохимикатов, соблюдение правил их использования, борьба с грызунами.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1. В чем заключается гигиеническое и физиологическое значение воды?
2. Какие гигиенические требования предъявляются к питьевой воде, воде плавательных бассейнов, естественных водоемов для купания?
3. Какое значение имеют органические вещества в воде и на основании каких показателей судят об их содержании?
4. Какие качества воды отражают органолептические показатели ?
5. Каково значение химического состава воды?
6. Какие инфекции могут передаваться водным путем и меры их профилактики?
7. Какие методы очистки и обеззараживания воды применяют в гигиенической практике?
8. Гигиеническое значение почвы. Физические, химические, биологические свойства почвы.
9. Что такое биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания?
10. Каково санитарное значение почвы при строительстве спортивных сооружений?
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практическое занятие №1.
Тема: Гигиеническая оценка физико-химических свойств воздушной среды.
Вопросы:
1. Методы определения физических свойств воздушной среды (атмосферное давление, влажность, температура).
2. Метод определения скорости движения воздуха.
3. Экспресс-метод определения двуокиси углерода в воздухе.
Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических и химических свойствах воздуха, овладеть навыками их определения и оценки путем сравнения с гигиеническими нормами.
Оборудование: методическое пособие, барометр-анероид, ртутный термометр, психрометрический гигрометр, чашечный анемометр, график определения скорости движения воздуха, секундомер, медицинский шприц на 100 мл, химический стакан на 100 мл, 0,005% раствор питьевой соды, маточный 1,0% раствор индикатора фенолфталеина, секундомер.
Задание: 1) определить атмосферное давление с помощью барометра, относительную влажность воздуха с помощью гигрометра психрометрического, провести измерение температуры учебного помещения, определить скорость движения воздуха в проеме форточки с помощью анемометра, 2)ознакомиться с экспресс - методом определения двуокиси углерода в воздухе.
Ход работы:
1. Студенты знакомятся с методиками измерения указанных показателей, с помощью методического пособия, в котором изложена информация, необходимая для выполнения задания.
2. Преподаватель проводит демонстрацию работы приборов, задействованных на занятиях.
3.Студенты и преподаватель совместно проводят измерение физических показателей воздуха (атмосферное давление, влажность, температура, скорость движения воздуха) и фиксируют их в протоколе.
4.Для определения содержания двуокиси углерода в воздухе преподаватель готовит необходимый для проведения исследования рабочий раствор индикатора фенолфталеина и с помощью медицинского шприца проводит опыт.
В шприц с градуировкой до 100 мл, набрать 20 мл 0,005% раствора соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску и 80 мл воздуха (до отметки 100 мл) и интенсивно встряхивать шприц (7-8 раз) в течение 1 мин. Если не произошло обесцвечивание раствора, воздух из шприца осторожно выдавить, оставив в нем раствор, вновь набрать такую же порцию воздуха как указано ранее и встряхивать шприц в течение 1 мин. Если после встряхивания раствор вновь не обесцветился, повторить эту операцию еще несколько раз до полного обесцвечивания раствора, добавляя теперь воздух малыми порциями по 10-20 мл. Подсчитать общий объем воздуха, прошедшего через шприц и обесцветивший раствор соды. Определить концентрацию CO2 в воздухе исследуемого учебного помещения по таблице. Гигиенической нормой содержания углекислого газа в воздухе учебных и спортивных помещений, считается концентрация 0,1%.
Таблица. Зависимость содержания CO2 в воздухе от объема воздуха, обеспечивающего обесцвечивание раствора фенолфталеина.
Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 | Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 | Объем воздуха, мл | Концентрация СО2, л/м3 |
3,2 | 1,16 | 0,84 | |||
2,08 | 1,12 | 0,80 | |||
1,82 | 1,08 | 0,76 | |||
1,56 | 1,04 | 0,70 | |||
1,44 | 1,00 | 0,66 | |||
1,36 | 0,96 | 0,60 | |||
1,28 | 0,92 | 0,56 | |||
1,20 | 0,88 | 0,52 |
6.Все данные, полученные в процессе занятия сравнивают с гигиеническими нормами.
Контрольные вопросы: Понятие о нормальном, пониженном и повышенном атмосферном давлении. В каких единицах измеряют атмосферное давление? Какое атмосферное давление считается эталонным и какое - нормальным на территории РБ? Каковы правила измерения температуры воздуха в учебных и спортивных помещениях? В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха? Нормативы относительной влажности в учебных и спортивных помещениях? Каким прибором определяется скорость движения воздуха и каково её гигиеническое значение? Каково предельное содержание в воздухе двуокиси углерода? Какое влияние оказывает на организм человека двуокись углерода при нарушении гигиенических норм? Почему двуокись углерода считается критерием чистоты воздуха?
Практическое занятие №2.
Практическое занятие №3.
А) Определение запаха воды
1.Набрать 100 мл исследуемой воды (проба 1, проба 2, проба 3) в стеклянную колбу с пробкой или в стакан с крышкой. Отметить наличие или отсутствие пленки на поверхности воды.
2. Взболтать воду, открыть пробку (крышку), втянуть воздух из колбы (стакана) и определить характер и интенсивность запаха. Результаты занести в таблицу.
Б) Определение вкуса воды
1. Набрать в рот небольшую порцию воды (10 мл) и подержать ее 3-5 сек. не проглатывая.
2. Определить характер и интенсивность вкуса воды. Результаты занести в таблицу.
В) Определение мутности воды
1. Исследуемые пробы воды взболтать и налить доверху в специально градуированный стеклянный цилиндр высотой 20 см и выше с плоским дном.
2. Под цилиндр на высоте 4 см от его дна поместить шрифт Снеллена и попытаться различить буквы через столб воды в цилиндре.3. При условии высокой мутности воды и невозможности прочесть шрифт, следует отлить 1-2 мл жидкости из цилиндра. После каждого уменьшения жидкости вновь повторить попытки различения шрифта до тех пор, пока буквы не станут явно видными.4. Отметить высоту столба воды в цилиндре, при котором возможно полное прочтение шрифта Снеллена. Полученные результаты занести в таблицу.Г) Определение цветности водыИсследуемые пробы воды взболтать и налить доверху в специально градуированный стеклянный цилиндр высотой 20 см и более с плоским дном.
1. Под цилиндр на высоте 4 см от его дна поместить белый лист бумаги. Через столб воды в цилиндре рассмотреть и определить цвет листа бумаги.2. При условии невозможности оценить цвет листа как белый, следует отлить 1-2 мл жидкости из цилиндра. После каждого уменьшения жидкости вновь повторите попытки оценить цвет листа тех пор, пока он не будет отчетливо определен как белый.3. Отметить высоту столба воды в цилиндре, при котором возможно отчетливое определение белого цвета листа. Полученные результаты занести в таблицу.Таблица. Органолептические свойства воды
Органолепт. свойства | Проба 1 | Проба 2 | Проба 3 | |||
Наличие пленки | ||||||
Запах воды | Характер | Интенсивность | Характер | Интенсивность | Характер | Интенсивность |
Вкус воды | Характер | Интенсивность | Характер | Интенсивность | Характер | Интенсивность |
Мутность воды | ||||||
Цветность воды | ||||||
2. О безопасности химического состава воды судят по содержанию в ней солей аммиака и азотистой кислоты, солей хлоридов и окисляемости.
Оборудование: колбы, пипетки на 5 и 10 мл, пробирки, дистиллированная вода, реактив Несслера, реактив Грисса, 5% раствор сегнетовой соли, раствор азотнокислого серебра, 10% раствор хромовокислого калия, раствор марганцевокислого калия, раствор серной кислоты, разведенной 1:3.
Ход работы:
А) Определение аммонийного азота.
Соли аммиака при взаимодействии с реактивом Несслера образуют комплексное соединение, которое окрашивает исследуемую воду в желтый цвет различной интенсивности в зависимости от количества аммиака.
Набрать в пробирку 10 мл исследуемой воды, прибавить 0,2 – 0,3 мл (5 – 7 капель) 5% сегнетовой соли и хорошо перемешать. Затем добавить 0,5 мл (5 капель) реактива Несслера и определить по цвету воды содержание аммонийного азота.
Зависимость окрашивания воды от содержания аммонийного азота.
Наблюдение сбоку Наблюдение сверху Содержание аммонийного
азота в мг/л
нет нет меньше 0,05
нет едва заметное 0,1
едва заметное, слабо- слабо-желтоватое 0,2
желтоватое
слабо-желтоватое светло-желтое 0,8
светло-желтоватое желтое 2,0
желтое буровато-желтое 4,0
выражено – желтое бурое, мутное 8,0
мутное
Б) Определение азота нитритов.
Вода, содержащая нитриты, при прибавлении реактива Грасса окрашивается в розовый цвет.
Набрать в пробирку 10 мл исследуемой воды и добавить 0,5 мл (10-12 капель) реактива Грасса, нагреть в течение 5 минут до 70-80 градусов и учесть полученный результат. Без нагревания определение производится через 20 минут.
Зависимость окрашивания воды от содержания азота нитритов.
Наблюдение сбоку Наблюдение сверху вниз Содержание азота нитритов
мг/л
нет нет 0,001
нет слабое розовое 0,002
очень слабое розовое слабое розовое 0,02
светло-розовое розовое 0,07
сильно-розовое малиновое 0,2
малиновое ярко-малиновое 0,4
В) Определение хлоридов.
Хлориды, имеющиеся в воде осаждаются раствором азотнокислого серебра (1 мл раствора азотнокислого серебра осаждает 1 мг хлоридов) в присутствии индикатора (10 % раствор хромовокислого калия). После осаждения хлоридов индикатор вступает в реакцию с азотнокислым серебром, изменяя окраску раствора из желтой в красно-коричневую вследствие образования хромовокислого серебра.
Налить в колбу 50 мл исследуемой воды, прибавить 2 капли раствора хромовокислого калия и оттитровать раствором азотнокислого серебра до появления переходной окраски в розовый цвет.
Г) Определение окисляемости.
Метод основан на свойстве марганцевокислого калия в кислой среде в присутствии органических веществ выделять атомарный кислород, идущий в последствие на их окисление.
Налить в пробирку 10 мл исследуемой воды, добавить 0,5 мл серной кислоты, разведенной 1:3 и 1 мл раствора перманганата калия. Содержимое перемешать и оставить на 20 минут, если температура воды выше 20 градусов или на 40 минут, если температура воды от 10 до 20 градусов.
Зависимость окрашивания воды от степени окисляемости.
Наблюдение сбоку Окисляемость воды, мг/л О2
Ярко-лилово-розовое 1
Лилово-розовое 2
Слабое лилово-розовое 4
Бледно-розовое 8
Розово-желтое 12
Желтое 16 и выше
Результаты проведенного анализа воды необходимо сравнить с гигиеническими нормами (предельно допустимые по ГОСТу концентрации химических веществ).
Азот аммония (для запаха) 1,5 мг л
Азот аммония (для привкуса) 35 мг л
Азот нитритов 3,0 мг л
Хлориды 350 мг л
Окисляемость (содержание кислорода) 2-4 мг л
Сульфаты 500 мг л
Фториды 1,5 мг л
3. Безопасность питьевой воды в биологическом (эпидемическом) отношении определяется полным отсутствием в ней болезнетворных бактерий, вирусов, простейших микроорганизмов, яиц гельминтов, вызывающих у человека инфекционные заболевания.
Наиболее распространенной является оценка безопасности воды по косвенным бактериологическим показателям: 1) степень общего бактериального загрязнения или общее микробное число, 2) содержание кишечной палочки (E.coli.).
Общее микробное число – число микроорганизмов, способных образовывать видимые колонии после посева на плотные питательные среды в пересчете на 1 мл воды. По существующим нормам в 1 мл питьевой воды не должно содержаться более 100 микробов (сапрофитные аэробы и факультативные анаэробы). Это косвенный показатель поступления в систему водоснабжения бактериального загрязнения.
Содержание в воде кишечной палочки определяется коли - индексом или коли – титром. Коли – индекс – это количество кишечных палочек, содержащихся в 1 л воды. Для водопроводной воды он должен быть не более 3-х. Коли – титр – это наименьший объем воды, в котором удается обнаружить 1 кишечную палочку. По ГОСТу коли - титр равен 300мл для водопроводной воды и 100 мл – для искусственных бассейнов. Наличие кишечной палочки является показателем фекального загрязнения воды.
Безопасность воды в эпидемическом отношении определяется специалистами санитарно-эпидемиологических станций.
Контрольные вопросы:
Гигиенические требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. Физико-органолептические свойства воды. Методы определения физико-органолептических свойств воды. Гигиеническое значение физико-органолептических показателей качества воды. Химико-органолептические свойства воды. Методы определения химико-органолептических свойств воды. Значение показателей содержания аммиака, нитритов, хлоридов, окисляемости для оценки качества воды, нормативы. Бактериологические показатели качества питьевой воды, нормативы.
Практическое занятие №4.
Практическое занятие №5.
Тема: Гигиенические требования к микроклимату учебных и спортивных сооружений (освещение).
Цель занятия: закрепить теоретические знания о гигиеническом значении освещения учебных и спортивных помещений, освоить методы гигиенической оценки естественного и искусственного освещения, ознакомиться с гигиеническими нормативами освещения.
Оборудование: линейка или транспортир, рулетка и метры, калькулятор, люксметр.
Информационная часть.Естественное освещение помещений обеспечивается прямыми солнечными лучами (инсоляцией), рассеянным светом с небосвода и отраженным светом противостоящего здания и поверхностью покрытия. Темные цвета поглощают большое количество света, а светлая окраска увеличивает освещенность за счет отраженного света. Белый свет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70-90%, светло-желтый цвет – на 60%, светло-зеленый – на 46 %, цвет натурального дерева на 40%, голубой – на 25%, темно-желтый – на 20%, светло-коричневый – на 15%, темно-зеленый – на 10%, синий и фиолетовый – 6-10%. Естественное освещение помещений обусловлено световым климатом, величиной оконных проемов, их формой и расположением. Все эти факторы определяют продолжительность и эффективность естественного освещения помещений. При недостаточном естественном освещении помещений, поступающий свет не содержит многих частей солнечного спектра как видимого, так и ультрафиолетового диапазона, и поэтому с физиолого-гигиенических позиций не может считаться полноценным.
Естественное освещение нормируется в относительных величинах согласно СаНПиН «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий». Для определения освещенности используют визуальные методы, светотехнические методы – с помощью фотоэлектрических люксметров, позволяющих измерять коэффициент естественной освещенности (КЕО). Величины КЕО нормируются в помещениях в зависимости от их функционального назначения. Диапазон величин КЕО для жилых помещений колеблется от 0,5 до 1%, в спортивных – не менее 1%. На основании геометрических методов определяют световой коэффициент (СК), коэффициент заглубления (КЗ), угол падения и угол отверстия.
Световой коэффициент отражает отношение площади световой (остекленной) поверхности окон, принимаемой за единицу, к площади пола помещения. Световой коэффициент в жилых и детских дошкольных учреждениях рекомендован на уровне 1:5 – 1:6, в учебных помещениях – 1:4 – 1:5, в спортивных помещениях – 1: 10.
Коэффициент заглубления выражает отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения. КЗ не должен превышать 2,5, что обеспечивается глубиной помещения до 6 м.
Угол падения показывает, под каким углом световые лучи из окна падают на освещаемую горизонтальную рабочую поверхность в помещении. Угол падения света на рабочем месте должен быть не менее 27о.
Угол, в пределах которого в определенную точку помещения попадают прямые лучи с небосвода, называется углом отверстия, который не должен быть менее 5о.
Горизонтальная освещенность рабочего места должна быть в жилых комнатах – 30 лк (лампы накаливания) и 75 лк (люминисцентные); в спортивных залах – от 100 до 400 лк.
Ход работы:
1. Ознакомиться с теоретической информацией, представленной в информационной части. Кратко законспектировать теоретическую информацию. 2.Определить световой коэффициент учебного помещения. Для расчета СК измерить площадь пола и площадь остекленных окон (м2). Затем вычислить их отношение. СК выражается дробью, где числитель – единица, а знаменатель – частное от деления площади поверхности помещения на площадь стекол (округленное). 3. Определить коэффициент заглубления. Для расчета КЗ измерить расстояние от светонесущей стены до противоположной стены и расстояние от пола до верхнего края окна. Вычислить их отношение. Данные занести в итоговый протокол.4.Определить графическим методом угол падения света. Для определения угла падения света измерить рулеткой расстояние по горизонтали от точки на рабочей поверхности до светонесущей стены (рис. АВ). Затем от точки пересечения этой горизонтали со стеной измерить расстояние по вертикали до верхнего края окна (рис. ВС). Нанести оба значения расстояний в определенном масштабе на чертеж в тетради. Соединить на чертеже точку, соответствующую верхнему краю окна (С) с точкой на рабочей поверхности (А). Транспортиром измерить в полученном прямоугольном треугольнике при основании острый угол (α) – угол падения света или измерить величину данного угла с помощью таблицы тангенсов: tg α=CВ/АВ. Данные занести в итоговый протокол. Таблица. Величина тангенса острого углаТангенс | Угол, град | Тангенс | Угол, град | Тангенс | Угол, град |
0,176 | 10 | 0,404 | 22 | 0,675 | 34 |
0,194 | 11 | 0,424 | 23 | 0,700 | 35 |
0,213 | 12 | 0,445 | 24 | 0,727 | 36 |
0,231 | 13 | 0,466 | 25 | 0,754 | 37 |
0,249 | 14 | 0,488 | 26 | 0,781 | 38 |
0,268 | 15 | 0,510 | 27 | 0,810 | 39 |
0,287 | 16 | 0,532 | 28 | 0,839 | 40 |
0,306 | 17 | 0,554 | 29 | 0,869 | 41 |
0,325 | 18 | 0,577 | 30 | 0,900 | 42 |
0,344 | 19 | 0,601 | 31 | 0,933 | 43 |
0,364 | 20 | 0,625 | 32 | 0,966 | 44 |
0,384 | 21 | 0,649 | 33 | 1,000 | 45 |
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятию «микроклимат». Какие факторы влияют на тепловой микроклимат помещения? Гигиеническое значение освещенности. Какие требования, предъявляются к освещению? Укажите основные гигиенические показатели оценки освещенности помещения. Их значения и нормативы. Перечислите методы оценки естественного освещения. Какие показатели применяются для оценки искусственного освещения? Перечислите факторы, влияющие на естественный режим инсоляции.
Практическое занятие №6.
Тема: Гигиенические требования к микроклимату учебных и спортивных сооружений (воздухообмен).
Цель занятия:
1.Закрепить теоретические знания о гигиеническом значении вентиляции.
2. Освоить методы гигиенической оценки воздухообмена.
3. Ознакомиться с нормативами воздухообмена учебных и спортивных помещений.
Вентиляция (от лат. ventilatio – проветривание) - регулируемый воздухообмен, осуществляемый для создания в помещениях воздушной среды, благоприятной для здоровья человека.Вентиляцию характеризуют количество поступающего (удаляемого) воздуха, объем вентиляции, кратность воздухообмена (сколько раз в течение часа должна происходить замена воздуха) и коэффициент аэрации. Чистота воздуха закрытых помещений обусловливается обеспечением для каждого человека необходимого объема воздуха в помещении – так называемого воздушного кубаи его регулярной сменой с наружным воздухом.
Требуемый (вентиляционный) объем воздуха, приходящийся на одного обучающегося в учебном помещении – количество чистого воздуха, которое необходимо подавать на одного человека в час для разбавления выдыхаемой углекислоты. Объем вентиляции зависит от объема помещения (кубатура помещения, м3), числа людей и характера работы, выполняемой в этом помещении.
Оборудование: рулетка, калькулятор, чашечный анемометр, секундомер.
Задание: определить площадь и общую кубатуру помещения, площадь одной форточки, с помощью анемометра измерить скорость движения воздуха в форточке, вычислить воздушный куб, объем подаваемого воздуха, вентиляционный объем, кратность воздухообмена, коэффициент аэрации.
Ход работы:
1. Определение воздушного кубa (m). При помощи метра и рулетки измерить кубатуру помещения (М), для чего умножить ширину (а) на длину (b) и на высоту (h) и разделить полученную величину на количество человек, находящихся в данный момент в нём (n). Воздушный куб (м) определяют по формуле: М/n = m (м3).
2. Определение поступающего (удаляемого) воздуха(D). Количество поступающего (удаляемого) воздуха (D, м3) определяют по формуле: D = S/2 х V х 3600 х n, где S -полезная площадь форточки, V - скорость движения воздуха в форточном проеме( м /сек), n – количество работающих форточек.
3. Определение объема вентиляции (L). Для определения требуемого вентиляционного объема необходимо знать: - объём выделяемой двуокиси углерода (при выполнении легкой физической работы он равен в среднем 22,6 л или 00226 м3в час;- гигиеническую норму предельного содержания двуокиси углерода в воздухе помещений (0,1%, что соответствует 1 мл в 1 л или 0,001 м3 в 1 м3);- содержание двуокиси углерода в атмосферном воздухе (0,04% , что соответствует 0,4 мл в 1л или 0,0004 м3в 1 м3).Приведенные определения показывают, что каждый кубический метр атмосферного воздуха может принять такое количество выдыхаемой двуокиси углерода, которое равно разнице между гигиенической нормой предельного содержания её в воздухе помещений и тем количеством, которое уже в нем содержится ( 0,001 м3 – 0,0004 м3 = 0,0006 м3), то есть всего лишь 0,0006 м3 выдыхаемой двуокиси углерода. Требуемый объём свежего воздуха для разбавления всей выдыхаемой в течение часа, двуокиси углерода, можно найти из пропорции: 1 м 3 атм. воздуха – 0,0006 м 3 СО2 Х – 0,0226 м 3 СО2 Х = (1 м 3 х 0,о226 м 3):0,0006 м 3 СО2 = 37,7 м 3Если в пропорцию ввести соответствующие буквенные обозначения, получим формулу для вычисления требуемого объема вентиляции по двуокиси углерода на одного человека в час (L м куб./час): L = C / P – A, где С – количество СО2, выдыхаемое в течение часа; Р – предельно допустимое содержание СО2 в воздухе помещений; А – содержание СО2 в атмосферном воздухе.4. Определение кратности во