Руководство для поиска смысла.
Шаги, которые могут помочь, если смысл ситуации для меня не ясен.
Шаг первый. Рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. (Исходные вопросы.)
· Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?
· О чем в ней идет речь?
· Что сейчас необходимо?
· Что требуется от меня?
· Что конкретно я могу сделать?
· Какие возможности у меня существуют?
· Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания.) (ЛЮБИТЬ)
· Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности.) (ДЕЙСТВОВАТЬ)
· Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок.) (СТРАДАТЬ)
Шаг второй. Эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для моей жизни. (Вопросы об эмоциональной значимости.)
· Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?
· Как я буду себя чувствовать, если я сделаю это?
· Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?
· Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я сделаю это,
· Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я не сделаю этого?
Шаг третий. Выбрать наилучшую для меня в данных обстоятельствах возможность. (Вопросы о свободе.)
· Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?
· Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? (Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)
· Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?
· Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: "Я сам хочу этого"?
Шаг четвертый. Продумать, как лучше всего воплотить мое решение, понять, что изменится в моей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности.)
· Что может помешать мне реализовать эту возможность?
· Должен ли я это сделать сейчас?
· Как, с помощью каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?
· Будет ли этот способ действий соответствовать мне?
· Зачем я, собственно, должен это сделать?
· Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?
· Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?
Десять вопросов Роберта Кэмпа (исследование ситуации прошлого) (и проекций).
Ради чего вы выбрали эти отношения(партнёра)? Что они (он) должны были пробудить или развитьв вас?
Каковы были качества партнёра, так нравившиеся вам… и являвшиеся в действительности вашими собственными качествами?
На что, в самом деле, вам было так трудно взглянуть? О чём напомнил вам, этот партнёр?
Почему вы решили завершить эти отношения? (Независимо от того, завершены они или нет на данный момент, предположите, что вы сами завершили их в ту минуту, когда ответили на этот вопрос.)
Каким образом эти отношения напомнили вам о других созданных мною союзах?
Какая закономерность наблюдается в ваших выборах партнёров? В вашем выстроении взаимоотношений?
Говорят ли эти закономерности что-либо обо мне? Если все люди, с которыми я вступал в любовные отношения, обладают схожими качествами, то какие мои качества они тем самым отражают?
Что вы узнали о самом себе в ходе развития этих отношений?
Насколько сознательно вы избрали этого партнёра? Осознавали ли вы, что ищете, прежде чем остановить на нём свой выбор? Был ли у вас список того, чего вы хочу? Насколько конкретен он был? Получил ли вы то, чего хотели?
Какие черты вашего партнёра не входили в этот список? (Какие черты вы не «заказывали»?)
Какие новые элементы вы бы внёсли в свои следующие любовные отношения?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОКУСИРОВКИ ИЗ УПРАЖНЕНИЯ
КИНЕМАТОГРАФ ЧУВСТВ.
1. Зрелищный канал: Подберите картинку для выбранного чувства. Предметную или беспредметную, подвижную или статичную.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Если картинка предметная, то какие фигуры в ней присутствуют?
Какие ты видишь фигуры? Как расположены фигуры? Если они двигаются, то опиши как.
Какой видишь фон? Какие цвета есть в картине твоего чувства? Как падает свет?
Какая стоит погода, если картинка реалистична?
Опишите картину, если она беспредметна. На что это похоже? С чем ассоциируется?
2. Канал звучания: Подберите звуковое сопровождение выбранного чувства.
ВОПРОСЫ:
Какие ты слышишь звуки? Возможно это какие-то шумы?
Какая у них интонация (восходящая, нисходящая, ровная, волнообразная)?
Слышишь ли ты какой либо музыкальный образ, мелодию?
3. Канал телесных ощущений:
ВОПРОСЫ:
Как ты ощущаешь своё тело, переживая своё чувство? Что ощущаешь в теле?
Где ты сам (твоё тело) расположен(а) в картине? Совершаешь ли ты какие-то движения?
Прикасаешься ли ты к чему-нибудь? Каково это наощупь? Если бы твоё чувство было какой-нибудь тканью или текстурой то что это наощупь?
Есть ли у твоего чувства вкус? Опиши его?
При работе с негативными состояниями (раздражительность, скованность, тревожность, напряжённость, неприятные или вредные привычки, депрессия, застенчивость и т. п.)
Когда появилась проблема?
Есть ли такие периоды, когда проблема возникает всегда?
Есть ли такие периоды, когда проблема вообще не возникает?
Где возникает проблема?
Существует ли такое место (или обстоятельства), где проблема возникает всегда или особенно часто?
Есть ли такие места, где она вообще не возникает?