ИОПОЛЬЭуйте стратегии на стимуляцию у i чувства успеха и произвольных усилий
Условное название игры.Под веревку подлезай!; Веревку не задень!; Мишку забери!
Поведение ребенка.Дети на момент выполнения задания не проявляют выраженных нарушений в поведении, но в повседневной жизни часто бывают нерешительными, обидчивыми, конфликтными и т. д. Содержание игры.Взрослый предлагает детям достать (спасти) игрушку-Мишку. При этом приговаривает: «Кто не заденет веревку, тот и молодец!»
Правила (ограничения) в игре, мНельзя касаться веревки, когда подлезаешь под нее; ■ Нельзя держать веревку не натянутой; ■ Нельзя опускать веревку, когда под нее подлезает сверстник; ■ Нельзя касаться веревки, чтобы забрать Мишку-игрушку!
Цели игры: ■Стимуляция переживания чувства успеха у нерешительных детей словами: «Молодец», «Как ловко у тебя получилось спасти Мишку!»; ■ Осознание особенностей, причин конфликтного поведения между детьми; ■ Диагностика причин конфликтного, обидчивого поведения детей (плохо держат веревку, смеются над неуспешными, неловкими действиями других и пр.). При этом взрослый спрашивает детей: «Что будет, если нарушать правила в игре?», «Почему, так поступил тот или иной ребенок?», «А еще почему?», «А как ты поступил бы на его месте?» и т. п.
Короткая запись игры:Под веревку, не задевая, подлезай и Мишку-игрушку себе забирай! Кто веревку задевает, игру снова начинает! Варианты игры: ■Взрослый считает: «1, 2, 3, на счет три Мишку забери! Если Мишку на счет три не забираешь, то игру снова начинаешь!»; ■ Можно не подлезать под веревку, а перешагивать или перепрыгивать, как через забор, но не касаясь забора! (вар. 2); ■ Чтобы игра была интереснее можно предложить сразу нескольким детям подлезать под веревку; ■ Вместо Мишки может быть несколько игрушек на разном удалении от веревки-препятствия (вар. 1); ■ Вместо веревки можно использовать палку; ■ Конец веревки можно привязать к стене, стулу. Перелезать надо так, чтобы не задеть веревку и не сбить предмет- кеглю (вар. 2).
Классификация игры.Игры с веревкой; игры с действиями подлеза-ния; игры с действиями избегания касания; игры с совместными действиями удержания скакалки (веревки).
30. В СТАКАНЧИК ПОПАДИ!
Чаще используйте стратегии на стимуляцию у детей чувства успеха и положительных эмоций через мотивацию соревнования-соперничества
Условное название и короткая запись игры.В стаканчик попади!; Стаканчик убегает, а ты в него монеткой попадаешь!; Не спи, - в убегающий стаканчик, попади!; С места не сходи, а в стаканчик движущийся шарик опусти!
Поведение ребенка.Ребенок расторможен (бегает, не может усидеть на месте, не может успокоиться, часто отвлекается); ребенок проявляет заторможенность, бездеятельность или нерешительность. Содержание игры.Взрослый двигает перед ребенком стаканчиком, в который ребенку необходимо попасть шариком.
Правила-ограничения. ■Ребенку, в роли водящего, нельзя двигать стаканчик слишком быстро; ■ Нельзя хвататься за стакан водящего, если хочешь опустить в него мелкий предмет.
Цели игры. ■Стимуляция положительных эмоций у ребенка; ■ Снижения уровня двигательной активности, приучение ребенка к принятию самоограничений двигательной активности по требованию извне; ■ Частичное торможение движений рук и туловища; ■ Развитие точности и скорости движений, координации движений руки и глаз; ■ Стимуляция мотивации соревновательности для преодоления у детей заторможенности, бездеятельности или нерешительности.
Варианты игры. ■Можно показать ребенку как с закрытыми глазами искать коробку и бросать в нее мяч (вар. 1) или в стаканчик, который держит в руках взрослый (вар. 2, 3); ■ Взрослый как бы играет в прятки с ребенком, то отодвигая стаканчик от ребенка, то приближая (вар. 3), а ребенок начинает улыбаться или смеяться, преодолевая состояние психической заторможенности и т. п.; ■ Можно взять стаканчики в обе руки, чтобы игра была эмоциональнее; ■ У взрослого и ребенка в руках по стаканчику и мячику, и каждый стремится попасть в чужой стаканчик первым!; вСтаканчик можно положить на стул на расстоянии 3-5 шагов от игроков. По условному сигналу надо быстрее ребенка положить в стаканчик мелкий предмет, например, монетку (вар. 2); ■ Можно предложить ребенку встать на стул и попасть в стаканчик предметом, но так, чтобы при этом не упасть со стула; ■ Можно научить ребенка прикидываться сонным, хитрым, пытающимся обмануть бдительность взрослого со стаканчиком.
Классификация игры.Игры с предметом-стаканом; игры с мелкими предметами.
1, 2, 3 - КУБИК С ГОЛОВЫ, ЛОВИ!
« tммупируию положительные эмоции им* удишн'мия у детей
Условное название и короткая запись игры.Раз, два, три! Кубик с головы, лови!
Поведение ребенка.Дети не знают чем себя занять; двигательно расторможены, суетливы, кричат; ребенок боязлив, скован, не идет на контакт со взрослым.
Содержание игры.Взрослый берет кубик, в поле внимания ребенка располагает кубик на голове, наклоняет голову и стремится поймать кубик в вытянутые вперед ладони. Предлагает попробовать ребенку. Правила-ограничения. ■Нельзя подносить ладони слишком близко к голове, когда ловишь кубик (вар. 1); ■ Нельзя подставлять ладони раньше, чем наклонил голову (вар, 2); ■ Надо ловить кубик в ладони, до тех пор, пока не поймаешь, и нельзя вставать со стула (вар. 1). Цели игры, яСтимуляция умственной активности у детей 3-4 лет при действиях по образцу взрослого («лови как я»); иПереключение ребенка с обидчивости, гиперактивности на иное состояние; ■ Развитие ловкости рук, координации действий глаз и рук; иСдерживание импульсивных действий ограничениями («С места не сходи, а кубик в руки лови»);
иУстановление контакта с боязливым или нерешительным ребенком. Варианты игры. ■Предлагайте ребенку варианты действий по образцу взрослого (лови как я, наклоняй голову как я); иИспользуйте вариативность действия ловли: можно с плеча ловить, а не только с головы, ловить кубик не в ладони, а в коробку (таз) удерживая его двумя руками (вар. 3) или одной рукой (вар. 4); ■ Вместо кубика можно использовать другие предметы (монетку, мелкую игрушку, шапку и т. п.); ■ Пусть кубик с вашей головы ловит ребенок, а с головы ребенка вы, одновременно по условленному сигналу (вар. 5); яЕсли ребенок проявляет упрямство, негативизм, то не торопитесь предлагать игру ребенку - ловите кубик в поле внимания ребенка, пока у него не возникнет интерес, желание выполнить игровое действие (вар. 1). Общий результат игры.Это заключение своеобразного договора с ребенком: я тебе интересную игру, а, ты пожалуйста, возьми себя в руки, не капризничай и т. п. Так происходит развитие у ребенка произвольности в овладении собственным настроением и поведением. Классификация игры.Игры с предметами (кубиками); игры с действиями ловли предмета.
Я 5
Вар. 11. |
Вар. 12. |
Вар. 1. |
Вар. 2. |
32. КУБИК НЕСУ И НЕ УРОНЮ!
Вар. 4. |
Вар. 3.