Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска. Часть 2.
Дети с проблемами в обучении.
Дети с проблемами в обучении — это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам (гуманитарного, естественно-научного, точного, информационно-технологического, спортивно-физического цикла). Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, укоторых отсутствуетучебно-познавательная мотивация — нет интереса к большинству школьных дисциплин. Дети не испытываю желания к учебному труду. У таких школьников мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика, это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в школе начальной ступени не сформировались базовые навыки учебной деятельности. Эти дети не получили своевременной помощи со стороны педагога, психолога и особенно от собственных родителей.
Зачастую сверхстрогие родители требуют от ребенка изнурительных учебных занятий в школе и дома («Займись уроками!» — говорит мама и уходит на кухню. «Работай» — требует папа и смотрит футбол). Формальные требования не только не мотивируют ребенка, но и вызывают досаду, злость на себя за свои невыдающиеся академические способности, затем возникает злость на родителей, школу, закрытый для ребенка мир удивительного познания и открытия Вселенной. Когда отсутствует реальная возможность получить помощь значимых взрослых — родителей, ребенку трудно самостоятельно определить круг своих интересов и увлечений, наглядно-действенно опробовать свои силы в технике, спорте, литературе, искусстве. Любой ребенок имеет потенциально неограниченные способности, но специально организованная ситуация, в которой возникает неподдельный интерес и потребность к самонобуждающей учебной деятельности, не всегда возникает на школьном уроке. Дети с удовольствием и, как правило, всегда успешно, продолжают традиции семьи, становятся актерами, музыкантами, спортсменами, программистами, футболистами только потому, что видят, насколько нравится родителям дело, которому они служат, когда взрослые с радостью делятся с детьми секретами мастерства, последовательно формируют внутреннюю мотивацию к избранному делу, которое из детского увлечения может превратиться в выбор жизненного пути.
Больные дети.
Следующую категорию в нашей классификации представляют больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды). Они вынуждены находиться под постоянным медицинским контролем, проходить системное плановое и профилактическое лечение. Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Таким образом, больной ребенок, как правило, ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), эмоционально (часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически (больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, впутриличностные комплексы, требующие общения с психологом). Проблемы со здоровьем отнимают время, отведенное на учебно-воспитательные цели: дети пропускают много учебных занятий, а потому отстают в освоении учебных дисциплин и, как следствие, в развитии познавательной сферы. Такие дети находятся под наблюдением медицинских работников, социальных педагогов и психологов школы. Аномалии физического и психического развития, заболевания ГДНС и мозговые поражения проецируют быстрое утомление, инфантилизм, пассивность детей к обучению, проблемы в усвоении государственного образовательного стандарта. Поэтому эти дети нуждаются в специально составленных для них программах обучения и воспитания.
Гиперактивные дети.
Особую сложность представляют гиперактивные дети, с нестабильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здоровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родительского невнимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра.
В школе классный руководитель не только не выпускает из зоны внимания детей с неадекватными формами поведения, но и находится в постоянном контакте с медицинскими работниками и узкими специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом, воспитательной службой) на предмет особенностей их развития, роста, межличностного общения, психосоматического комфорта, результатов семейного воспитания.
Наш опыт работы показывает, что наиболее распространенными медицинскими заболеваниями у учеников общеобразовательной школы являются такие, как нарушение осанки и плоскостопие, болезни глаз и снижение остроты зрения, нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения. Особого внимания среди больных детей требуют инвалиды детства.
С.В. Титова
Дети группы риска.