При обучении роли необходимо учить детей общаться со сверстниками. И важно - найти ребенку партнера, друга по игре.

Правильное отображение ребенком в игре взаимоотношений между персонажами возможно лишь в том случае, если этому предшествует целенаправленное обучение [5]. Так, подводя ребенка к игре «в маму», педагог должен помочь ему создать соответствующую игровую ситуацию, как бы ввести в роль. Обращаясь к ребенку, педагог говорит: «Вот эта кукла будет твоей дочкой. А ты ее мамой. Как тебя зовут? Мама Оля. А как мы назовем твою дочку? Света. Посмотри, какая у тебя хорошая дочка. Какие у нее синие глазки, мягкие волосы. Погладь ее по головке. Вот так, хорошо. Света хорошая дочка, она будет тебя любить и слушаться. А ты любишь свою дочку? Она еще маленькая, ее нужно жалеть, любить. Ты будешь ее одевать, ходить с ней гулять, кормить ее. А сейчас свари для Светочки кашку» [5, с.144].

Третий этап

На данном этапе особое внимание уделяется усвоению детьми способов построения сюжетов. В дошкольном возрасте формируется сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях развития воображаемую ситуацию, действия с предметами – заместителями, ролевое поведение.

Основными программными задачами формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте являются:

1. Формирование умения намечать, распределять между собой роли.

2. Формирование способности входить в роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом игры.

3. Обучение умению действовать в воображаемой ситуации, использовать предметы, игрушки различные по фактуре, размеру, назначению, предметы-заместители.

4. Развитие планирующей и объяснительной речи детей, умение выслушивать друг друга, обращаться за помощью, аргументировать свои действия и объяснять их.

5. Формирование позитивного «образа Я» у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих возможностях.

6. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности.

7. Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, адекватных способов социального взаимодействия при разрешении проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками.

Тематику игр детей составляет: труд и отношение людей с проявлением общественно-значимой деятельности, мир животных, мотивы литературных произведений, сказок, историй из личной жизни детей.

Усвоение способов построения сюжета игры может проходить через овладение детьми главными и второстепенными ролями, через использование различных сюжетов в процессе игровой ситуации.

Содержание сюжетно-ролевых игр в целом должно соответствовать опыту и интересу детей, стимулировать проявление их активности и творчества. Воспроизведение в игре действий взрослых должно касаться не только их внешней стороны (если это врач, то выслушивает, делает укол, если повар, то только готовит еду), в игре необходимо обращать внимание детей на сущность отношений между людьми, на проявления доброжелательности, вежливости, чуткости, внимания друг к другу.

Известно, что малыши используют в играх сюжеты преимущественно бытовые, однообразные и неустойчивые. Могут использовать эпизоды из знакомых сказок. В старшем возрасте содержанием игры становятся разнообразные взаимоотношения людей, поэтому сюжеты игр более развернуты, разнообразны, устойчивы и динамичны. Появляются новые формы общения через роли. Ролевое взаимодействие, ролевой диалог становится более длительным и выразительным (ребенок использует движения, мимику, жесты, интонацию). Ролевые взаимоотношения регулируются правилами. В играх закрепляются знания, полученные на занятиях у учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Дети смело и разнообразно их комбинируют, используя наблюдения, содержание кинофильмов, сказок, рассказов взрослых.

В обучении детей дошкольного возраста позиция педагога существенно меняется. Учитывая то, что дети приобрели уже собственный игровой опыт и способны к самостоятельному развертыванию игры, педагог берет на себя функции партнера, их старшего товарища. Эффективное воздействие на коллективную игру оказывает включение в нее педагога и руководство им игрой не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого он взял на себя. Важно, чтобы дети приняли педагога как партнера по играм, почувствовали его заинтересованность в игре, в них самих как участниках игры.

Важной задачей обучения детей является формирование способности передавать в играх взаимоотношения между персонажами и отображать разнообразные стороны действительности. Целесообразно проводить наблюдение и анализ различных ситуаций, событий, действий из повседневной жизни.

В обучение дошкольников предлагается планировать:

- проведение целенаправленных наблюдений с учетом темы предстоящей игры;

- беседы об увиденном на экскурсиях, проведенных воспитателем в детском саду или родителями, в ходе, которых выявляются, обогащаются и уточняются представления детей;

- подготовку атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

- проведение собственно игры;

- развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Необходимо организовывать тематические прогулки, рассматривать с детьми диафильмы, различные иллюстрации, изображения, включать в игру новые предметы и атрибуты.

На данном этапе обращается внимание на необходимость включать разнообразные постройки, использовать поделки, рисунки детей. Вот здесь должна пройти связь комплексно-тематических и календарных планов по всем образовательным областям у воспитателя, учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

Выше указывалось, что дети с удовольствием используют в играх сюжеты сказок, различных историй. Для развития игровой деятельности детей, для обогащения сюжетов игр необходимо проводить драматизацию хорошо известных им сказок, таких, как «Теремок», «Репка», «Колобок», «Красная шапочка» и др.

Последовательность обучения детей игре драматизации:

1- Знакомство со сказкой, эмоционально и живо рассказанной педагогом на занятиях по развитию речи.

2- Иллюстрация всех действий с помощью персонажей кукольного театра, картонных изображений и т. п.

3- Знакомство с каждым персонажем сказки через осуществление действий с куклами, выступление от лица каждого персонажа с сопровождением выразительных их движений.

4- Проведение игр с «превращениями» в животных, птиц, различные машины (самолет, поезд, автомобиль), что помогает детям создавать выразительный образ посредством движений и речи.

На практике хорошо зарекомендовал себя такой прием как использование зеркала детьми с целью контроля за характером изменений, происходящих в их собственном облике при показе на себе приемов перевоплощения.

Внимание!

Игра – драматизация это, прежде всего, игра, поэтому ни в коем случае не нельзя требовать от детей заучивания текста ролей.

В игре-драматизации каждый ребенок должен иметь возможность попробовать себя в различных ролях: героя, агрессора и потерпевшего, жертвы. Например, в сказке «Заяц и лиса» ребенок должен попробовать себя в ролях петуха – героя; зайца – жертвы, пострадавшего; лисы - агрессора. Это может быть как дополнительным средством накопления собственного эмоционального опыта, так и средством коррекции нарушений в развитии личности, и инструментом диагностики индивидуальных особенностей ребенка и его предпочтений [12].

Помни!

1. Организуя обучение детей игре, педагог должен учитывать как общие особенности деятельности ребенка, так и индивидуальные.

На практике часто встречаются дети, которые имеют различной степени выраженности нарушения, как общей моторики, так и речи. Например, дети с нарушениями речи предпочитают играть молча, почти не обращаясь к партнерам по игре.

Необходимо корректно и не навязчиво включать ребенка в игру. Можно взять ребенка за руку и совместно с ним выполнять игровые действия, сопровождая их речевыми высказываниями с соответствующими жестами, мимикой и интонацией. Нельзя требовать от детей обязательного речевого сопровождения своих игровых действий, ставить их игры в зависимость от степени их уровня как речевого, так и физического (общей и мелкой моторики) развития.

2. Нельзя использовать сюжетно-ролевую игру в целях максимальной активизации речи детей. На практике воспитатели требуют от ребенка повторить правильно предложение, слово при выполнении какого либо игрового действия, запрещают брать игрушку, если он не называет ее, исключают из игр драматизаций, объясняя это тем, что ребенок плохо говорит. Это не только усугубляет и без того достаточно тяжелое положение ребенка в коллективе играющих, но и создает почву для психических срывов детей.

И.Д. Соколова, указывает, что лишая ребенка игры, педагог наносит невосполнимый ущерб своему контакту с ним, а без контакта не возможно обучение ребенка игре [5, с.145].

Помни, сюжетно-ролевая игра не может проводиться по методическим правилам занятия по развитию речи ребенка. На игровом занятии основная цель это учить ребенка осваивать смыслы человеческих взаимоотношений и обеспечение психологических условий для позитивного личностного развития ребенка.

3. Умело сворачивайте игру, чтобы у детей не было пресыщения данной игрой, а сохранялось желание еще раз поиграть и получить истинное удовольствие от общения со сверстниками, от самого игрового процесса. Например, хорошо воспринимаются детьми такие слова педагога: «Магазин закрывается на перерыв», «Гости поехали домой», «Дочка заснула, а мама снова стала девочкой Таней, и она будет готовиться к занятию» и т.п.

Наши рекомендации