Особенности сюжетно-ролевой игры детей с детским церебральным параличом
У детей с ДЦП также отмечаются особенности в развитии игровой деятельности. Прежде всего, предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется у детей со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. А это приводит к трудностям формирования игровой деятельности детей в целом [52, с.315].
Как показали исследования Г.Н. Малофеевой, по уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. Так, у детей (дети с лобно-подкорковыми нарушениями) с аномалиями в развитии поведения эмоциональное состояние выражается или в повышенной возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импульсивности, или в подавленности настроения, аспонтанности, общей заторможенности. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности.
Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетно-ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя дети могут свободно пользоваться руками и брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте. Однако, по данным Г.Н. Малофеевой, к 8 - 11 годам многие из этих детей не умели играть даже в простейшие игры. Они, в лучшем случае, брали игрушку в руки, стучали ею по столу, по своей руке. Такая «игра» продолжалась по 25 - 30 мин с любым предметом. Свою «игру» дети никогда не сопровождали речью [52, с.315].
Н. В. Симонова, изучая динамику развития игровой деятельности дошкольников с ДЦП, выявила, что:
1- Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4 - 5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит:
- процессуальный, подражательный характер,
- замысел игры отсутствует,
- набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности,
- скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий.
На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Однако в результате обучения игровой деятельности у детей отмечается динамика в развитии игры:
- дети отображают последовательность сюжетных действий, используют предметы-заместители, увеличивается продолжительность игры до 10 - 20 мин.
2. Игровая деятельность детей с ДЦП 5 - 6 лет (2-й год обучения) обучения характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры, расширением тематики игр. Игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, детьми используются предметы-заместители. Игра носит групповой характер (в игре участвуют 4 - 5 человек), возникает ролевое общение.
3. В игровой деятельности дошкольников с ДЦП 6 - 7 лет (3-й год обучения) появляются самостоятельные творческие игровые коллективы. В игре отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим. Игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно ходящих один в другой, продолжительность игры достигает 35 и более минут.
Главное в этом возрасте сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает.
Следовательно, результаты исследования показали, что в развитии сюжетно-ролевой игры детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но как указывает автор игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. Так как у детей ДЦП обнаруживается:
- больший, чем при нормальном развитии разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне,
- - недостаточность мотивации к игровой деятельности,
- снижение активности и самостоятельности в игре,
- неравномерность сформированности отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня,
- дети испытывают большую потребность в помощи взрослого [52, с.315-316]. И как показывает практика выше указанные особенности необходимо учитывать как при диагностике, так и в процессе обучения детей с ДЦП сюжетно-ролевой игре.
Однако оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ по развитию игровой деятельности детей с нарушениями в развитии, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии их личности.
Помните, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры можно передать ему необходимые навыки знания, понятия о жизненных правилах и человеческих ценностях, помочь понять других, адекватно оценить свои возможности, поверить в свои силы, и научить их с оптимизмом смотреть в будущее.
Но прежде чем использовать игру в коррекционных целях необходимо рассмотреть основные особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта, с задержками психического развития и с детским церебральным параличом, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе.