Тема 17. Применение иммунологических методов для диагностики иммунодефицитных состояний
Первичные иммунодефициты: молекулярно-биологические и клинические особенности.
Определение понятия и классификация первичных иммунодефицитов (ПИД). Основные и ассоциативные синдромы ПИД. Врожденные иммунодефициты с установленными генными мутациями.
Нарушения развития и дифференцировки Т-лимфоцитов как причина формирования врожденных иммунодефицитов. Врожденные дефекты фагоцитарной системы. Дефицит молекул лейкоцитарной адгезии, кислородзависимой микробицидности, хемотаксиса.
Панель скрининговых лабораторных тестов для диагностики ПИД.
Вторичные иммунодефициты: причины и механизмы развития. Клинические и лабораторные маркеры вторичных иммунодефицитов. Значение инфекционного и экологического фактора в развитии иммунодефицитов. Роль генетических факторов в развитии вторичных иммунодефицитов. Классификация иммунодефицитов по локализации и механизму развития. Лабораторная диагностика вторичных ИД.
Тема 18. Применение иммунологических методов для диагностики иммунообусловленных заболеваний желудочно-кишечного, дыхательного и моче-полового трактов
Микробиота. Микробиоценозы кожи и слизистых оболочек. Видовой состав. Роль нормальной микрофлоры, изменение при патологии. Причины иммунологической неотвечаемости на нормальную микрофлору человека. Методы оценки и коррекции при патологии.
Особенности патологических процессов, локализующихся в биотопах, ассоциированных с мукозо-ассоциированной иммунной системой. Понятие об оральной иммунологической толерантности.
Роль иммунной системы при развитии заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки). Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), связанные с аутоиммунными процессами (неспецифический язвенный колит, болезнь Крона). Роль иммунологических методов в лабораторной диагностике заболеваний ЖКТ.
Роль иммунной системы при развитии заболеваний дыхательных путей (острых респираторных заболеваний, острых и хронических бронхитов, пневмоний). Роль иммунологических методов в лабораторной диагностике заболеваний дыхательного тракта.
Специфические и неспецифические инфекционно-воспалительные заболевания моче-половой сферы. Роль иммунологических методов в лабораторной диагностике заболеваний моче-половой сферы.
Тема 19. Иммунологические особенности заболеваний сердца и почек
Иммунное воспаление и атерогенез. Современные гипотезы развития атеросклероза. Иммунопатология хронической сердечной недостаточности. Цитокиновая гипотеза возникновения заболевания. Иммунологические изменения при ишемическом повреждении миокарда. Кардиопротективная роль белков теплового шока. Роль иммунологических методов в лабораторной диагностике заболеваний сердца и сосудов.
Патогенез иммунокомплексного поражения почек. Нефритогенные аутоантитела. Иммунодиагностика иммунообусловленных заболеваний почек. Анти-БМК-нефрит. Механизмы повреждения гломерулярного фильтра. Роль мезангиальных клеток в развитии патологических процессов в почечных клубочках. Роль иммунологических методов в лабораторной диагностике заболеваний почек.
Тема 20. Роль иммунной системы при беременности
Физиологическая беременность как пример успешной формы трансплантации. Барьерная функция плаценты и антигенов ее главного комплекса гистосовместимости, a-фетопротеина, цитокинов (ИЛ-10), трансформирующего фактора роста (TGF-β), натуральных киллеров, материнских анти-МНС-иммуноглобулинов G и др. в механизмах, обеспечивающих вынашивание гетерозиготного плода в организме матери развития. Роль иммунной системы в механизмах имплантации яйцеклетки. Иммунологические выкидыши как причина невынашивания беременности. Этиопатогенез гемолитической болезни новорожденных, иммунологическая диагностика, иммунопрофилактика.
Место и роль иммунологических методов в диагностике и мониторинге нарушений течения беременности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Формы контроля знаний | ||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Иное | ||||
I | ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИО-НАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ (12 часов) | |||||||
Иммунитет как проявление функции защитных сил организма | ||||||||
Органы иммунной системы | ||||||||
Особенности организации иммунной системы слизистых оболочек | ||||||||
Клеточное обеспечение реакций иммунитета | ||||||||
Значение миграционной активности клеток иммунной системы | ||||||||
Молекулы иммунной системы | ||||||||
II | МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИ-ЧЕСКАЯ БАЗА ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (50 ч.) | |||||||
Методологические подходы для исследования иммунной системы | ||||||||
Технологическое обеспечение иммунологических методов исследования методов | фронтальный опрос | |||||||
Гибридомная технология и моноклональные антитела | ||||||||
Иммунохимический анализ | ||||||||
Организация проведения иммунологических исследований | ||||||||
III | ИММУННЫЙ СТАТУС: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (44 часа) | |||||||
Виды биологических материалов | фронтальный опрос | |||||||
Количественные и функциональные показатели лимфоцитов в иммунном статусе | ||||||||
Количественные и функциональные показатели нейтрофилов в иммунном статусе | ||||||||
Количественные и функциональные показатели иммуноактивных молекул в иммунном статусе | ||||||||
Анализ и интерпретация результатов исследования иммунного статуса: подходы и методы | ||||||||
IV | ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИС-СЛЕДОВАНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (14 часов) | |||||||
Применение иммунологических методов для диагностики иммунодефицитных состояний | ||||||||
Применение иммунологических методов для диагностики иммунообусловленных заболеваний желудочно-кишечного, дыхательного и моче-полового трактов | ||||||||
Иммунологические особенности заболеваний сердца и почек | ||||||||
Роль иммунной системы при беременности |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Формы контроля знаний | ||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Иное | ||||
I | ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИО-НАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ (3 часа) | |||||||
Иммунитет как проявление функции защитных сил организма | 0,5 | |||||||
Органы иммунной системы | 0,5 | |||||||
Особенности организации иммунной системы слизистых оболочек | 0,5 | |||||||
Клеточное обеспечение реакций иммунитета | 0,5 | |||||||
Значение миграционной активности клеток иммунной системы | 0,5 | |||||||
Молекулы иммунной системы | 0,5 | |||||||
II | МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИ-ЧЕСКАЯ БАЗА ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (9 ч.) | |||||||
Методологические подходы для исследования иммунной системы | ||||||||
Технологическое обеспечение иммунологических методов исследования методов | фронтальный опрос | |||||||
Гибридомная технология и моноклональные антитела | 0,5 | |||||||
Иммунохимический анализ | 0,5 | |||||||
Организация проведения иммунологических исследований | ||||||||
III | ИММУННЫЙ СТАТУС: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (12 часов) | |||||||
Виды биологических материалов | фронтальный опрос | |||||||
Количественные и функциональные показатели лимфоцитов в иммунном статусе | ||||||||
Количественные и функциональные показатели нейтрофилов в иммунном статусе | ||||||||
Количественные и функциональные показатели иммуноактивных молекул в иммунном статусе | ||||||||
Анализ и интерпретация результатов исследования иммунного статуса: подходы и методы | ||||||||
IV | ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИС-СЛЕДОВАНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (4 часа) | |||||||
Применение иммунологических методов для диагностики иммунодефицитных состояний | ||||||||
Применение иммунологических методов для диагностики иммунообусловленных заболеваний желудочно-кишечного, дыхательного и моче-полового трактов | ||||||||
Иммунологические особенности заболеваний сердца и почек | ||||||||
Роль иммунной системы при беременности |