Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система (ВНС) в онтогенезе претер­певает существенные структурные и функциональные измене­ния, меняется доля участия ее отделов в регуляции функций орга­низма.

Характерными особенностями ВНС в первые годы жизни ребенка являются также возбудимость, непостоянство вегетатив­ных реакций, значительная их выраженность и легкая генерали­зация возбуждения. Поэтому у детей, особенно грудного возрас­та, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, например, частоты дыхания, пульса. Устойчивость ве­гетативных показателей начинает развиваться на втором году жизни ребенка.





Доля участия симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции функций. У детей первых лет жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов играет симпатичес­кий отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический от­дел начинает включаться в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К трем годам тонус блуждающего нерва уже вы­ражен, о чем свидетельствует появление дыхательной аритмии. Но преобладающее влияние симпатической нервной системы сохраня­ется до семилетнего возраста. Однако, несмотря на то, что в период новорожденности тонус вагуса незначителен, в этот период может наблюдаться глазо-сердечный рефлекс Данини - Ашнера. Рефлек­торное влияние на сердце посредством увеличения тонуса блуждаю­щего нерва в этот период может быть весьма выраженным.

Механизм формирования тонуса блуждающего нерва. В формировании тонуса блуждающего нерва важную роль играет афферентная импульсация от различных рефлексогенных зон, в том числе и от проприорецепторов. Об этом, в частности, свидетель­ствует тот факт, что недостаточная двигательная активность детей сопровождается недостаточной степенью выраженности тонуса блуждающего нерва. Афферентация от периферических отделов слухового и зрительного анализаторов, от прессорецепторов сосу­дистых рефлексогенных зон также способствует развитию тонуса центров блуждающего нерва.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Гормоны играют исключительно важную роль на всех этапах антенатального и постнатального развития организма. Нарушение функций эндокринных желез у ребенка ведет к более грубым нару­шениям, нежели у взрослых, однако они легче поддаются кор­рекции.

Гормоны гипофиза

Гормоны гипофиза, как известно, делят на две группы - трой­ные и эффекторные.

В передней доле вырабатываются все тропные гормоны (АКТГ, ТТГ, ЛГ, ФСГ), два эффекторных: гормон роста (соматотропин) и пролактин (ПРЛ).

Адренокортикотропный гормон (АКТГ, кортикотропин). У новорожденного гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая систе­ма уже реагирует на стрессорные воздействия. В момент рождения у ребенка АКТГ мало, однако его выработка быстро возрастает.

Тиреотропный гормон (ТТГ, тиреотропин) в момент рожде­ния имеется в небольших количествах, его выработка сразу же воз­растает под влиянием новых (экстремальных для младенца) усло­вий, что обеспечивает увеличение секреции ТТГ и соответствующие метаболические приспособительные процессы.

Гонадотропные гормоны - гонадотропины (фолликулостиму-лирующий - ФСГ, фоллитропин, лютеинизирующий - ЛГ, лютро-пин) - в раннем детском возрасте вырабатываются в небольших количествах, их роль невелика. Секреция ФСГ и ЛГ сильно возрас­тает в период полового созревания и достигает нормы взрослого че­ловека к 18 годам жизни.

Гормон роста (соматотропин) до двух лет малоэффективен. Затем он стимулирует рост организма до полового созревания, пос­ле чего это влияние тормозится.

Пролактин (ПРЛ) - его концентрация в крови у детей доста­точно высока, она увеличивается в период полового созревания (больше у девочек, чем у мальчиков). В организме подростков про­лактин, действуя совместно с лютропином и тестостероном, сти­мулирует рост предстательной железы и семенных пузырьков. Вы­сокая концентрация пролактина, вероятно, способствует также преходящему увеличению грудных желез у мальчиков (пубертат­ная гинекомастия).

Гормоны задней доли гипофиза. Окситоцин. Особенность этого гормона заключается в том, что он начинает действовать на матку и молочные железы после завершения периода полово­го созревания, когда молочные железы подвергаются длитель­ному действию пролактина, а матка - эстрогенов и прогестеро­на. Окситоцин у детей выполняет лишь антидиуретическую функцию.

Антидиуретический гормон (АДГ) у новорожденного ребен­ка содержится в низких концентрациях, а в течение года прибли­жается к норме взрослого, причем в первые 2-3 месяца жизни поч­ка к АДГ нечувствительна, поэтому у ребенка этого возраста выводится гипотоничная моча.

Половые гормоны

Половые железы у детей, как и у взрослых, вырабатывают мужские и женские половые гормоны. В период полового созрева­ния преобладает выработка гормонов в соответствии с полом. Так, в 12 лет у мальчиков образуется андрогенов примерно в 2 раза боль­ше, чем у девочек (у взрослых мужчин в три раза больше, чем у женщин). Зрелые сперматозоиды у мальчиков появляются в 10-15 лет, преобладают в 16-18 лет, когда концентрация тестостеро-





вегетативная нервная система - student2.ru

на соответствует таковой у взрослого мужчины. Зрелые фоллику­лы у девочек можно обнаружить уже в период новорожденности, однако двухфазный менструальный цикл у девочек, заканчиваю­щийся овуляцией и образованием желтого тела, устанавливается в 14-15 лет (табл. 14.1).

Влияние половых гомонов на органы и ткани. Эритропоэз андрогенами стимулируется, эстрогенами подавляется. Половые гормоны, особенно в период полового созревания, стимулируют рост тела и половых органов, формируют строение тела согласно полу, увеличивают основной обмен, ускоряют созревание ЦНС.

Выработка половых гормонов у детей и подростков стимулиру­ется умеренной физической нагрузкой. Интенсивные нагрузки уве­личивают секрецию андрогенов у мальчиков и девочек. У девочек при этом могут развиваться признаки маскулинизации. Чрезмер­ные нагрузки угнетают выработку половых гормонов, что ведет к задержке полового созревания.

Весьма сильное влияние на выработку половых гормонов ока­зывает температура среды, в которой находятся гонады: в услови­ях низкой температуры секретируются, в основном, мужские по­ловые гормоны (яички расположены в мошонке), в условиях высокой температуры вырабатываются преимущественно женские половые гормоны (яичники расположены в брюшной полости). Поэтому если у мальчика яички не опустились в мошонку (подоб­ная патология иногда встречается), то операцию необходимо про­водить до 5 лет, иначе яичко нормально функционировать не будет.

Другие эндокринные железы

Эпифиз (шишковидное тело) выделяет вещества, тормозящие выработку половых гормонов и рост тела. Поэтому при его гипо­функции наступает раннее половое созревание, а при гиперфунк­ции - явление гипогенитализма и ожирения.

Вилочковая железа (тимус) растет до полового созревания, ее активность в этот период стимулируется тироксином. После полового созревания происходит быстрая атрофия тимуса под вли­янием главным образом эстрогенов и в меньшей степени андроге­нов. В тимусе происходит дифференцировка лимфоидных стволо­вых клеток в Т-лимфоциты. В случае недоразвития тимуса у детей нарушаются клеточные иммунные реакции, в результате чего воз­никают гнойные инфекции.

Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы, как из­вестно, регулируют обмен веществ и обеспечивают рост, разви­тие и дифференциацию тканей, в том числе и ЦНС, поэтому при гипофункции щитовидной железы наблюдается задержка роста



вследствие угнетения обмена веществ, появляются отеки, выпа­дают волосы, развивается слабоумие (кретинизм), возможен врож­денный кретинизм. Секреция тиреоидных гормонов у детей выше, чем у взрослых, что обеспечивает более интенсивный обмен веществ растущего организма, причем в период полового созре­вания выработка тиреоидных гормонов становится еще больше, наблюдается явление гипертиреоза, сопровождающееся тахикар­дией, повышенной возбудимостью. В этот период эстрогены стимулируют функцию щитовидной железы, а прогестерон тор­мозит.

Паращитовидные железы. Через 2-3 дня после рождения на­чинает увеличиваться секреция паратгормона, содержание кальция в крови и в интерстиции нормализуется. Гиперфункция паращито-видных желез, напротив, вызывает избыточное окостенение скеле­та и повышение содержания кальция в крови.

Поджелудочная железа созревает к 4-му году жизни. Остров-ковая ткань у новорожденного составляет 1/3 часть всей массы железы, а у взрослого - 1 /30. Она вырабатывает два гормона: ин­сулин и глюкагон. Гипофункция островковых клеток ведет к нару­шению роста и умственного развития ребенка.

Надпочечники (мозговое и корковое вещество) принимают уча­стие в развитии адаптивных реакций организма с первых дней жиз­ни. У новорожденных корковый слой надпочечников преобладает над мозговым. При избытке глюкокортикоидов происходят дезами-нирование аминокислот и превращение их в глюкозу (глюконеоге-нез), что ведет к замедлению роста ребенка. При недостаточности глюкокортикоидов снижается сопротивляемость организма вслед­ствие нарушения обмена углеводов и белков, ослабевает умствен­ное и физическое развитие. В возрасте 6-8 лет у детей кора надпо­чечников вырабатывает половые гормоны в незначительных количествах.

У новорожденного доля секретируемого мозговым веществом надпочечников адреналина составляет 30%, а у двухгодовалого ре­бенка - 60%. У детей и подростков стрессоры вызывают более силь­ную реакцию симпато-адреналовой системы, чем у взрослых лиц.

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС

В процессе развития организма наиболее заметные изменения происходят в критические периоды. К ним относятся первый месяц жизни, 3 года, 7 лет и период в интервале 12—16 лет. Во все периоды жизни ребенка, особенно в критические, ЦНС весьма

ранима. Весьма чувствительна ЦНС ребенка к инфекциям, инток­сикациям, травмам, негативные последствия которых могут наблю­даться на протяжении всей жизни.

Рассмотрим основные этапы развития двигательных навыков ребенка после завершения периода развития в грудном возрасте.

На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, пе­решагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лест­нице.

На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте, переступает через препятствия высотой 10-15 см, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.

В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, скач­кообразно ускоряющая развитие высшей нервной деятельности ребенка. Он начинает рисовать, может обучаться игре на музы­кальных инструментах. В 4-5 лет ему становятся доступны слож­ные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения. Следует помнить, что и в этом возрасте ребенок быстро устает. Для профилактики утомления необходимо время от времени изменять вид занятий ребенка (активный отдых).

В последующие возрастные периоды (7-10 лет) отмечается дальнейшее наращивание количества и качества моторной актив­ности ребенка, что связано с завершением первичного становле­ния нейронного субстрата в составе кинестетического анализатора, совершенствованием внутрикорковых, корково-подкорковых проводящих путей, функциональных связей между двигательными, ассоциативными областями коры большого мозга, а также подкор­ковыми структурами. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20-30 годам жизни.

В детском возрасте наблюдается динамическая локали­зация функций,сущность которой заключается в том, что после удаления одной из зон коры, по медицинским показаниям, ее функ­ция восстанавливается за счет других зон.

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ

Развитие мышц и рост их массы в постнатальном онтогене­зе идет неравномерно. Масса мышц новорожденного составляет 23% от массы тела (у взрослого человека - до 44% ). Рост мышеч­ной массы происходит, в основном, за счет увеличения продоль­ных и поперечных размеров мышечного волокна (90%), тогда как общее число их увеличивается незначительно (10%). Рост мионов




12—247



в длину осуществляется благодаря точкам роста на концах воло­кон, примыкающих к сухожилиям. К миофибриллам на концах при­страиваются новые саркомеры (длина самих саркомеров не изме­няется). Рост миона в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в нем. В результате мышечная масса сна­чала нарастает постепенно (до 15 лет ежегодно на 0,7- 0,8%), а затем очень быстро - от 15 до 17 лет на 5-6% в год, и у юношей 17-18 лет мышечная масса составляет 44% от массы тела, как у взрослых. Развитие мышц, сосудистой системы и иннервации про­должается до 25-30 лет.

Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл за счет роста мионов в толщину в результате увеличения числа мио­фибрилл и частично (на 10%) за счет появления новых мышечных волокон. Различия между показателями мышечной силы у маль­чиков и девочек становятся по мере роста и развития более выра­женными. В младшем школьном возрасте (7-8 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп, после чего процесс нарастания идет неравномерно. У девочек к 10-12 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков. Особенно интенсивно идет увеличение мышечной силы у мальчиков в конце периода полового созревания, однако юноши в 18 лет лишь приближаются к нижней границе показате­лей взрослых.

У детей отмечается пониженная возбудимость нервно-мышечной системы, низкая лабильность, которая объясняет­ся длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к уве­личению быстроты движений.

В естественных (натуральных) условиях мышца сокращается только при поступлении к ней нервных импульсов из центральной нервной системы (ЦНС).

СИСТЕМА КРОВИ

Форменные элементы. Количество циркулирующей крови относительно массы тела новорожденного составляет около 15 %, в конце первого года жизни - 11 %, в 7-8 лет соответствует норме взрослого - 7-8%.

Самое низкое содержание эритроцитов - в возрасте 3 месяцев (4,2 х 1012/л), затем оно постепенно увеличивается и в 5 месяцев составляет 4,5 х 1012/л, гемоглобин - около 120 г/л; примерно таким он сохраняется до 2 лет с некоторым падением, после чего начинает медленно возрастать: у мальчиков больше - стимулиру­ют андрогены, у девочек меньше - угнетают эстрогены. В возрасте 2-6 лет количество эритроцитов у детей составляет 4,7 х 1012/л, старше 14 лету мальчиков - 5,2 х1012/л, у девочек - 4,8 х 1012/л.

Содержание гемоглобина у девочек и мальчиков в 2 года - 117, в 4 - 126, в 10 - 130, а в 14 лет у мальчиков 160, у девочек 140 г/л, т. е. количество эритроцитов и гемоглобина достигает нормы взрослого.

Лейкоциты. Сразу после рождения составляет (физиологиче­ский лейкоцитоз вследствие родового стресса) 30 х 109/л, на 3-й день - около 14 х 109/л, в конце месяца - (10-12)х109/л, да­лее показатель постепенно уменьшается и в 3-6 лет приближается к норме взрослого. С возрастом существенно изменяется формула лейкоцитов.

Количество тромбоцитов в крови детей различного возраста составляет (200-300) х 109/л, что соответствует норме взрослого.

Плазма крови. Содержание белка в плазме у ребенка до 2-ме­сячного возраста составляет около 50 г/л, к году достигая 65 г/л, к 7 годам жизни- 70, в 12 лет - 75 г/л, т. е. как у взрослого (70-80 г/л). Содержание глюкозы в крови ребенка сразу после рождения 80-120 мг% (4,4-6,7ммоль/л). Затем оно падает и на 15-й день равно 40-70 мг%, в течение 1,5-2 лет не изменяется, после чего начинает повышаться и в возрасте 6 лет равно 70-105, а к 12-14 годам при­ближается к норме взрослого (80-120 мг%; 4, 4-6, 7 ммоль/л). Содержание липидов и аминокислот близко к норме взрослого.

Различные агглютиногены (А и В, М и N. КЬ) появляются в эритроцитах на 2-3 месяцах внутриутробного развития. В крови новорожденных, как правило, нет антител системы АВО. В тече­ние первого года жизни у ребенка образуются антитела к тем анти­генам, которых нет в его собственных эритроцитах (изоагглютини-ны, анти-А и анти-В). Способность агглютиногенов А и В к реакциям с а- и 6- агглютининами у детей несколько снижена, она достигает нормы взрослого к 10-летнему возрасту. Титр а- и (3- агглютининов низкий. Свойства М- и ^агглютиногенов созревают у плода к 5-му месяцу жизни.

Иммунитет детей различного возраста снижен. Иммунная система начинает созревать в грудном возрасте, в частности, воз­никает первичный ответ на большинство антигенов, хотя иммун­ная память еще не выражена, но к концу первого года жизни анти-





тела синтезируются более активно. На третьем году жизни количе­ство Т-лимфоцитов достигает уже нормы взрослого. В целом им­мунная защита организма достигает своего максимума в возрасте около 10 лет.

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ

Вентиляция легких. Внешнее звено системы дыхания детей раннего возраста существенно отличается от такового у взрослых. Гортань у детей относительно уже, чем у взрослых. Бронхи узкие и длинные, имеют относительно мало разветвлений. От рождения ребенка до 5 лет происходит усиленный рост легких, отдельных его элементов и, естественно, показателей вентиляции (табл. 14.2).

вегетативная нервная система - student2.ru

Тип дыхания ребенка первых лет жизни преимущественно брюшной (диафрагмальный). Грудной тип дыхания затруднен, так как ребра вследствие слабой эластической тяги занимают почти горизонтальное положение. У новорожденного эластическая тяга легких на выдохе отсутствует, так как они не растянуты, поэтому отрицательного давления в плевральной щели не наблюдается. С 3-7 лет в связи с развитием мышц плечевого пояса и увеличени-

ем эластической тяги легких ребра опускаются вниз, грудной тип дыхания начинает преобладать над брюшным. Половые различия типа дыхания начинают выявляться с 7-8-летнего возраста и пол­ностью, формируются к 14-17 годам: у девушек формируется груд­ной, а у юношей - брюшной тип дыхания.

Транспорт кислорода. В грудном возрасте по мере замены НЬР на НЬА (в первые 4-5 месяцев) его содержание в крови начи­нает увеличиваться, к концу первого года жизни оно равно 120 г/л; затем в течение первых лет жизни достигает нормы взрослого (140— 150 г/л). Постепенно возрастает содержание и О, в крови - в воз­расте 5 лет оно равно уже 16 мл/100 мл крови (у взрослых - до 20 мл/100 мл крови). Но ткани ребенка получают 02 в достаточ­ном количестве, так как у детей больше скорость кровотока, суще­ственную роль играют анаэробные процессы. Однако в период полового созревания организм подростка менее устойчив к кисло­родному голоданию, чем организм взрослого человека, что, по-ви­димому, объясняется гормональной перестройкой.

Транспорт углекислого газа у новорожденного осуществ­ляется в основном в виде физически растворенного и связанно­го с гемоглобином С02, так как активность карбоангидразы еще низкая и составляет примерно 10-30% активности карбоангид­разы взрослых. Поэтому участие бикарбонатов в выделении С02 незначительно. Уровень активности карбоангидразы, характер­ной для взрослых, у детей устанавливается к концу первого года жизни.

Регуляция дыхания. Возбудимость дыхательного центра низ­кая, она постепенно повышается и к школьному возрасту становит­ся такой же, как у взрослых. На 2-м году жизни с развитием речи начинает формироваться произвольная регуляция частоты и глу­бины дыхания, а к 4-6 годам дети могут по собственному желанию или по инструкции старших произвольно изменять частоту и глу­бину дыхания и задерживать дыхание.

Дыхательная систем'а детей заканчивает свое созревание и дос­
тигает по всем показателям уровня взрослого человека к 18-20 го­
дам. _,

КРОВООБРАЩЕНИЕ

Сердце детей различного возраста. Сердце новорожденно­го расположено высоко и лежит горизонтально. На 7-м месяце жиз­ни ребенка, в связи с реализацией позы сидения, а впоследствии и стояния, сердце начинает опускаться, и к 12 - 14 годам оно распо-

лагается, как у взрослых. Поскольку с момента рождения нагрузка на левые отделы сердца становится больше, нежели на правые, ле­вые отделы растут быстрее. Более быстро нарастает масса сердца в первые два года жизни, от 12 до 14 и от 17 до 20 лет.

С возрастом постепенно уменьшается ЧСС, в частности, в один год она равна 120 - 125, в 3 года - 105, в 10 лет - 85 и в 12 лет -80 ударам в мин. К 7 годам появляются половые различия - у дево­чек ЧСС становится больше, чем у мальчиков. МВ в возрасте один год - около 1250 мл, а в 8 лет - 2800 мл (90 мл / кг). У детей кровоток в тканях интенсивнее, чем у взрослых, что важно для обеспечения растущего организма кислородом и питательными веществами.

Регуляция деятельности сердца. У новорожденного регуля-торные механизмы еще незрелы, но уже выявляется рефлекс Аш-нера. Тонус блуждающего нерва начинает формироваться в конце первого года жизни, что связано с двигательной активностью ре­бенка - поток афферентных импульсов от проприорецепторов и от всех экстерорецепторов ускоряет созревание ЦНС и нервных регу-ляторных механизмов. Развитию тонуса блуждающего нерва спо­собствуют также импульсы, поступающие в ЦНС от хемо- и прес-сорецепторов главных сосудистых рефлексогенных зон, эти влияния усиливаются в возрасте 7-8 месяцев. С увеличением то-* нуса блуждающего нерва уменьшается ЧСС, в начале второго года жизни появляется дыхательная аритмия, что свидетельствует о по­явлении тонуса блуждающего нерва. В возрасте 3-4 лет этот то­нус уже сформирован. Рефлекс Данини - Ашнера в возрасте до

7 лет выражен хорошо и выявляется у 90% детей, среди взрослых
он обнаруживается лишь у 70% лиц. Со 2-го года жизни лучше про­
является закон Стерлинга вследствие увеличения растяжимости
сердца. В период полового созревания появляется некоторая неста­
бильность рефлекторных реакций.

Весьма важную роль в совершенствовании регуляторных меха­низмов, особенно в период полового созревания, играет физическая культура. Занятия спортом и умеренная физическая нагрузка ока­зывают благоприятное влияние на развитие организма в целом.

Сосудистая система детей различного возраста. В ран­нем онтогенезе сосуды эластического типа развиты достаточно хо­рошо, высокорастяжимы, просвет артерий широк и равен таково­му вен, поэтому АД низкое: к концу первого года систолическое давление достигает 100 мм рт.ст., диастолическое - 60 мм рт.ст.

8 связи с развитием гладкомышечных элементов стенки сосудов,
увеличением их длины и,*как следствие, увеличением сопротивле­
ния току крови АД продолжает расти, и в возрасте 7 лет оно равно
110/70 мм рт.ст., в 14 лет - 115/75 мм рт.ст. АД в 5 - 9 лет боль-

ше у мальчиков, а в 9 - 12 лет - у девочек. Повышение АД наблю­дается в период полового созревания (юношеская гипертензия), в 14-15 лет АД у мальчиков устанавливается несколько выше, чем у девочек. Однако у девочек АД достигает уровня взрослых рань­ше, чем у мальчиков, - через 3,5 года после появления первых мен­струаций. ЧСС, характерная для взрослых (60 - 80 уд/мин), уста­навливается после полового созревания, причем у девушек она на 10% выше, нежели у юношей. Это связано с большей выраженнос­тью у юношей тонуса блуждающего нерва.

Должное систолическое давление (Рс) у детей рассчитывают по формуле:

Рс= 100 + 0,5п,

где п - число лет жизни ребенка.

Диастолическое давление в возрасте 1 -10 лет изменяется мало и составляет около 60 мм рт. ст.

Наши рекомендации