Аскариды в желудочно-кишечном тракте
Итак, начнем с самого привычного и очевидного месторасположения личинок аскарид – желудочно-кишечного тракта. Какими же последствиями это может грозить организму-хозяину?
Кишечная фаза аскаридоза протекает с симптомами, указывающими в основном на нарушение деятельности органов пищеварения и нервной системы. Больные отмечают нарушение аппетита, частую тошноту, иногда повышение слюноотделения, особенно по ночам. Осложнения кишечной фазы весьма разнообразны и могут протекать крайне тяжело. Паразиты способны даже разрывать послеоперационные швы на кишечнике. Нередко развивается кишечная непроходимость (по данным разных авторов – в 2,6–2,8 % по отношению ко всем случаям кишечной непроходимости). Описаны также аскаридозные перитониты и аппендициты, чаще встречающиеся у детей (рис. 3).
Рис. 3. Аскариды в кишечнике: закупорка, вызванная клубком аскарид
Аскариды проникают из желудочно-кишечного тракта в печень и желчные пути. При этом чаще всего наступает сдавление протоков печени (обтурационная желтуха), а в некоторых случаях – даже абсцесс печени. Также паразиты могут переместиться в поджелудочную железу, приводя к тяжелым панкреатитам. Описаны случаи, когда во время сна зрелые крупные аскариды из кишечника ребенка проникали в желудок, пищевод, глотку, а затем в гортань, трахею и вызывали смерть от удушья. Выход глистов во время рвоты – весьма частое явление. Оно вызывает тревогу и страх не только у больного, но и у окружающих.
Последствия кишечной фазы развития аскарид особенно опасны для будущих матерей. Личинки аскарид проникают через плаценту и заселяют тело плода там, где им позволяет генетика будущего ребенка.
Если это мозг – то молодой маме обеспечены трудные роды с разрывами, так как будет увеличена головка плода. А далее налаживается тесный контакт с детским невропатологом, или, еще хуже, с нейрохирургом по поводу диагноза гидроцефалия – увеличение головы, водянка мозга различной степени, вплоть до расхождения черепных костных швов.
Если это легкие, то уже в грудном возрасте начинаются бесконечные ОРЗ, бронхиты, пневмонии, практически не поддающиеся лечению антибиотиками.
А как мило порой описывают гинекологи «симптом беременных – повышенное слюноотделение», прямо как легкое приключение при беременности. А между тем, зачастую это является результатом усиления развития личинок в слюнных железах. А на самом деле организм пытается выгнать личинок паразитов вместе со слюной.
Поэтому молодые женщины, желающие иметь детей, обязательно должны предварительно, а еще лучше – заблаговременно проверяться на наличие гельминтов. Самым надежным и достоверным является метод вегетативно-резонансного тестирования. Такой тест позволяет выявить до 40 видов гельминтов-паразитов и определить не только их принадлежность к определенному виду и локализацию в органах, но и распределение по стадиям развития.
Среди прочих аскаридозов следует особо отметить анизокиоз, так как это заболевание часто является причиной возникновения опухолей желудочно-кишечного тракта.
Промежуточные хозяева возбудителей анизокиоза – съедобные рыбы. Для анизокиоза характерно развитие кишечных уплотнений – гранулем («Медицинская микробиология» / Под ред. В. И. Покровского, О. К. Поздеева. М.: ГЭОТАР, 1998). В начале заражения этим видом аскарид симптоматика проходит по клинике отравления: тошнота, рвота, слабость, головокружение, понос. Через некоторое время симптомы отравления повторяются, причем чаще они связаны с приемом пищи, поэтому ни у кого и не возникает подозрения на анизокиоз. С течением времени уплотнения-гранулемы разрастаются, и клинические проявления становятся сходны с симптоматикой опухоли желудка или кишечника. То есть наблюдаются плохая проходимость пищи, стул – чередующийся запор с поносом, нерегулярная рвота после еды. Даже на этой стадии клинические методы исследования (рентгенологические, УЗИ) могут еще не показывать наличия четких опухолей.
В связи с тем, что это поражение проходит, как правило, безболезненно, пациенты могут долго ходить с не установленным диагнозом. К врачам они обращаются редко, при обращении же их жалобы по симптоматике интерпретируют как отравления. И только если развивается почти полная непроходимость пищи, начинают проводить более тщательное обследование, и лишь тогда, выявляя множественные уплотнения, ставят диагноз – рак. Это как раз обычно и бывает в тех случаях, когда пациенты впервые обращаются к онкологам, те вскрывают брюшную полость и видят, что органы как бы сплошь покрыты узлами-опухолями: брюшина, тонкий кишечник, двенадцатиперстная кишка, желудок, пищевод, захватываются желчный пузырь и поджелудочная железа. Следует грозное заключение – неоперабельный рак. Брюшной разрез зашивается, а пациент умирает голодной смертью из-за непроходимости пищи… Если даже хирурги-онкологи и делают соединение (анастомоз) верхней части желудка со здоровой частью кишечника, то глисты быстро внедряются в анастомоз, что все равно приводит к гибели организма-хозяина.