Нормативно-правовой базы в отношении инвалидов
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в., вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии системы специального образования в России.
Особенно значимым является факт изменения отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и междуна-родными конвенциями и соглашениями.
Принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка (26.01.1990) гарантирует права всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.
Принятый в 1992 г. и измененный в 1996 г. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения.
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) определил понятия «инвалид», «реабили-тация», закрепил право на воспитание, образование и со-циально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Для этого создаются соответствующие условия в учреждениях общего типа, специализированных учреждениях и на дому. Преду-сматрено также оборудование жилых помещений специаль-ными средствами в соответствии с программой реабили-тации.
Указ Президента РФ № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выжива-ния, защиты и развития детей в 90-е годы», постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Деклара-ции об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый по-становлением Правительства № 69 от 31.01.1994, являются основополагающими документами, обеспечивающими реа-лизацию прав всех детей России, в том числе детей с откло-нениями в развитии на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, все виды реабилитации.
В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» детям с ограничен-ными возможностями в возрасте до 16 лет назначается со-циальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддержи-вается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью.
Помимо денежной и натуральной помощи детям с огра-ниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986 № 400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детства» устанавливает скидку 50% стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного сообщений для инвалидов бесплатный, что закреплено местным законодательством.
Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типо-вое положение о специальном (коррекционном) образо-вательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях бесплатно. Они имеют право на первоочередное получение жилплощади на основании действующего постановления Совета Министров СССР от 13.01.1983 № 38 и приказа Минздрава СССР от 18.03.1983 № 330.
Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная под-держка инвалидов на 2000—2005 годы».
Программа состоит из следующих раз-делов:
1. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы
и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.
2. Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий.
3. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения.
4. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы,
реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.
5. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов.
В перечне 56 мероприятий программы учитывается информационный компонент:
— создание телевизионных программ для инвалидов, в том числе по проблемам детей-инвалидов и общественных
объединений;
— развитие полиграфической базы периодических печатных изданий ВОГ;
— организация и проведение рекламно-выставочной деятельности, семинаров, совещаний и конференций по проблемам инвалидов;
— разработка и внедрение федеральной автоматизированной информационно-справочной системы по проблемам
инвалидов.
На основании анализа перечня нормативно-правовых ак-тов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более начинают занимать достойное положение.
Действительно, государство в последние годы немало сделало для людей с ограниченными возможностями здоро-вья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд зако-нодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможности реабилитации, льго-ты, материальную поддержку.
Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направ-ленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интегра-цию инвалидов. Для изменения отношения общества к лю-дям с ограниченными возможностями потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия законов.
Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их ис-полнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля госу-дарства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам.