Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.
В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима согласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родителей. Существует множество методов коррекции артикуляции у детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Американские невропатологи и логопеды (1961) разработали интерес-ную методику устранения нарушений речи у детей с ЦП, стоящую из двух частей: обследование фоноартикуляторных органов и произношения, т. е. состояния органов слуха и речи, дыхания и пе-риферических функций речи в разных ситуациях; использование нестандартных процедур для фониатрического лечения и подбор специфической техники для развития потенциальных возможностей.
Особенно важны методики, включающие обследование в позе релаксации, с дальнейшим акцентом на ощущение и воспроизведение движений в условиях сопротивления (данный подход называется «стабилиз а ц и я »). Канадский логопед Marie Crickmay обучения детей с ДЦП. Особое внимание обращают на артикуляцию, движение языка, связанное с положением тела, подбирают необходимые позы для облегчения движения головы и артикуляции. Представляет интерес и методика Е.Ф. Архиповой (1989), базирующаяся на стимуляции и развитии психомоторных функций у детей, страдающих церебральным параличом, в доречевом периоде. Широко используются разнообразные подходы для стимуляции голосовых функций детей раннего возраста и тактильно-кинестетическая стимуляция. Рекомендуется сочетание разных стимулов. Следует помнить, что лечение и коррекция дефектов функционирования артикуляторного аппарата детей с ДЦП на раннем этапе развития является главной задачей. Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить состояние функций, связанных с произношением.
Для этого следует обращать внимание на: гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные движения, резкие движения или изменение тонуса, объем движений; наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма, их влияние на дисфункции моторных структур, необходимых для питания; рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поисковый; ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него при помощи пальца логопеда.
Коррекционную работу рекомендуется начинать с движений и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнообразны, интересны для ребенка, но самое главное, они должны быть функциональными, т. е. облегчать движения языка, формировать координацию движений, серии движений, которые необходимы в процессе кормления и речи.
Коррекционная работа при различных формах дизартрии: Эффективность коррекционной работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и соответственно от использования дифференцированных методов коррекции.
Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии включает след. основные направления:
1. Нормализация тонуса в артикулярном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях;
2. Развитие и формирование кинестетического контроля;
3. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа;
4. Нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры;
5. Формирование речевого дыхания вне фонации;
6. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
7. Коррекция нарушений звукопроизношения.
Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии: Коррекция речи при этом заболевании особенно тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикулярного аппарата являются проявлением общего заболевания. Основным направлением восстановительных мероприятий является подавление насильственных движений. Основные направления коррекционной работы на индивидуальных занятиях:
1. Подбор для больного ребенка позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальны.
2. Обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц:
Психотерапевтическое воздействие, основная цель которого — снять мышечное беспокойство и напряже-ние в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя.
Массаж в основном одного типа: легкое плоскостное поверхностное поглаживание. Движения способству-ют оживлению кинестетического анализа, повышению кинестетического контроля.
Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Статические: когда ребенок говорит, ло-гопед затормаживает насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изменение амплитуды движения челюсти губ, языка.
Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции.
Выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.
Постановка звуков.
Выработка правильного произношения и интонации.
На индивидуальных занятиях вырабатывают правильную артикуляцию звука, на групповых — его автоматизацию. Слоговые упражнения — один из лучших методов формирования артикуляционных движений необходимого качества и в то же время — эффективное средство отработки техники чтения и т. п.