Живу в Волгограде восемь лет без прописки, прописан в Челябинской обл. Могу я пройти хоть какое-то обследование бесплатно, являюсь ветераном боевых действий в Чечне?
Конституция гарантирует медицинскую помощь гражданам на территории всей страны вне зависимости от наличия у пациента полиса ОМС. На деле же получается, что система страхования устроена таким образом, что полис стал препятствием, а не инструментом в оказании медицинской помощи. Страховой полис стал похож на билет в городском транспорте, притом, что с билетом Челябинска вы в Волгограде не проедете.
Ежегодно 5 млн. человек обращается в страховые компании за полисом, а это значит, что они вовремя не получили медицинской помощи. Если речь идет о плановой медицинской помощи, то надо обращаться в местные страховые компании в Волгограде и требовать у них получения этого полиса. Как правило, в субъекте федерации действуют свои страховые компании, у которых есть договоры с лечебными учреждениями области. Другие внешние страховые компании не имеют отношений с волгоградскими лечебными учреждениями. В этом и проблема. Поэтому вам надо получить страховой полис в Волгограде и таким образом решить проблему.
Правила, которые существуют и в Волгоградской области предписывают получать полис по месту жительства, привязывая место жительства к праву получить полис, а полис, приравнивая к праву получить медицинскую помощь. Это неправомерно. В Москве такие правила были отменены в суде, они нарушают права граждан и служат препятствием для получения помощи. В Тихорецке человек умер, потому что даже в экстренной ситуации ему не оказали медицинскую помощь без полиса. Было уголовное дело. Это лишний раз обращает внимание на то, что ст. ст. 124 и 125 УК РФ («Неоказание помощи больному», повлекшее за собой вред или смерть, и оставление в опасности) так же ничего не знают про полисы ОМС.
В целом же, надо помнить, что ни одна федеральная правовая норма в РФ не ставит оказание медицинской помощи в зависимость от предъявления гражданином страхового полиса. Таким образом, существующая практика требования полисов не обоснована законодательно. Понятно, что доказывать этот в регистратуре медучреждения совершенно бессмысленно, а вот в прокуратуре можно.
Если же речь идет об экстренной, неотложной медицинской помощи, то страхование здесь вообще ни при чем, эти расходы идут за счет бюджетных (не страховых) средств.
Полис ОМС нужно оформлять по месту проживания или все-таки через бухгалтерию работодателя? Дело в том, что работодатель фактически отказывается от такого оформления, а оформляясь по месту проживания, получается, я считаюсь безработной.
Безработным считается человек, у которого нет работы. Судя по вашему письму, она у вас, к счастью, есть. Полис ОМС решает другую проблему – возможность наблюдения за пациентом и оказания ему плановой медицинской помощи (экстренная и высокотехнологичная помощь не входит в программу ОМС и полис здесь не нужен совсем). Вы должны понимать, что работодатель, хотя и является страхователем – плательщиком взносов в систему ОМС, - но он не занимается страховой деятельностью, и полисы выдает не он, а страховая медицинская организация.
Согласно ст. 4 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 9 того же Закона страхователь обязан заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования.
Согласно ст. 15 страховая компания обязана с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы.
Как видите, работодатель не обязан выдавать вам полис и заниматься этим, но если он не хочет содействовать вам в получении вами полиса, возникает вопрос о том, а платит ли он за вас взносы?
Итак: от того, что вы получите полис ОМС по месту жительства, вы безработной не станете, а медицинскую помощь получите, - тогда это наименьший путь сопротивления для вас.
Позвонили в разгар рабочего времени из школы: дочь вывихнула ногу на уроке физкультуры. Муж рванул в школу, документы, естественно, не взял, повез ее в травматологию на Большой Полянке. В регистратуре железобетонная тетя даже не дослушала, что случилось, перебила вопросом: полис есть? Полиса, понятное дело, нет, был паспорт отца. Но на него даже не посмотрели – принимать не будем. Муж начал вопить: у вас же неотложная помощь (у мужчин в таких ситуациях нервы сдают быстрее, чем у женщин:-). Тетя вышла из регистратуры и ушла. В конечном итоге дочь приняли в другой травматологии, где муж сходу предложил денег сколько надо. Вопрос: если ребенка привезли в неотложную травматологию и нет с собой полиса, имеют ли право отказывать в осмотре?
Речь, видимо, идет о травмпункте, относящемуся к больнице, которую возглавляет Леонид Михайлович Рошаль. Вообще, не мешало бы ему об этом случае знать (напишите заявление на его имя). Здесь дело даже не правовых нормах, а в поведении регистратора. Я, честно говоря, удивлен ситуацией, потому что Л.М. Рошаль очень щепетильно относится к происходящему у него в больнице.
Правовая цепочка здесь такая. В соответствии со статьей 41 Конституции все мы имеем право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. В соответствии со ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан правительство ежегодно утверждает базовую программу государственных гарантий, по которой скорая и первичная медико-санитарная помощь оказываются бесплатно.
При этом согласно Базовой программе на 2009 год скорая помощь не входит в систему ОМС (полис не нужен), но оказывается вне стационаров и поликлиник, а вы, вроде как, уже приехали в амбулаторно-поликлиническое учреждение (травмпункт), и потому речь о скорой помощи не идет.
Первичная медико-санитарная помощь, в структуре которой происходит лечение травм, финансируется, как за счет местного бюджета (что исключает требование полиса ОМС), так и за счет ОМС. Последнее, однако, не означает, что эта помощь поставлена в зависимость от предъявления полиса ОМС, поскольку нигде такого не сказано, а у гражданина есть право получения бесплатной помощи в государственных и муниципальных учреждениях без дополнительных условий. В этой ситуации вы имели полное право обратиться в местное отделение милиции. Это ст. 125 УК («Оставление в опасности»). При травмах, чем раньше оказана помощь, тем лучше идет заживление. Впрочем, это касается практически любой болезни.
В то же время, вам, как родителям, не стоит ставить здоровье ребенка в зависимость от настроения регистратора и даже правовой грамотности главврача, а всегда иметь полис ОМС при себе.
Возможно ли в Интернете увидеть: 1) список зарегистрированных мед. препаратов и 2) список бесплатных мед. препаратов? Подскажите, правомерна ли больница отказывать в предоставлении мед. препарата, который показан по диагнозу (онкология), но он дорогостоящий, порядка 450 тыс. рублей на один курс, при этом менее дешевых аналогов нет. И если больница не правомерна, то как поступить и что предпринять, чтобы препарат закупили для проведения лечения? Спасибо.
Списки-перечни есть на сайте Росздравнадзора и Минздрава, а также в электронных правовых системах. Что касается назначения бесплатных препаратов, то есть перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Сейчас они стали во главу угла лекарственного обеспечения, то есть именно по ним идет бесплатное обеспечение пациентов лекарственными средствами. Выписываются они в соответствии со 110-м приказом Минздравсоцразвития, и там есть инструкция по выписке лекарств и в стационаре, и в амбулаторно-поликлиническом режиме.
Так, в стационаре назначение некоторых лекарств производится по согласованию с заведующим отделением, а в экстренных случаях - с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, а также с клиническим фармакологом в случаях:
а) одномоментного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному больному;
б) назначения наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гормонов;
в) необходимости назначения лекарственных средств, не входящих в территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при непереносимости лекарственных средств, входящих в территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Назначение лекарственных средств в случаях, указанных в подпунктах а) - в) фиксируется в медицинских документах больного и заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).
В амбулаторном звене назначение таких препаратов осуществляется врачом-специалистом, а при его отсутствии врачебной комиссией лечебного учреждения.
Поэтому выписанный препарат субъект федерации обязан предоставить.
Меня часто обвиняют в том, что я идеализирую ситуацию, рассказываю про прокуратуру, куда надо бежать. Понимаете, нет другого инструмента защиты прав человека вообще. Есть правоохранительные органы и еще Росздравнадзор. А поскольку мы здесь говорим о нарушении прав по охране здоровья, то этим никто не занимается, кроме правоохранительных органов и еще судов, но обращение в последние – это долго, а здоровье нужно спасать сейчас..
Я говорил о создании уполномоченного по правам пациентов в России, но его нет. Вот и остается милиция, прокуратура, следователи. Если больной не получает жизненно важного препарата, и нет возможности его замены на более дешевый, с правовой точки зрения это может квалифицироваться как оставление в опасности в соответствие со ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»).
Врач-терапевт сказал, что более четырех наименований лекарств бесплатно выписать не может, хотя три из них идут по сердечно-сосудистому направлению, а два – по ревматологии. Являюсь инвалидом 2 гр., ревматолога нет – уволился, а будет ли новый – неизвестно. Как выйти из этой ситуации?
Как я уже говорил выше, эти вопросы регулируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Если указанные там варианты пройдены, а лекарство вами не получено, ваше право нарушено.
Тогда необходимо обратиться в Росздравнадзор, на котором лежат обязанности по контролю за выпиской лекарственных препаратов. А также обратиться в свою страховую компанию, которая должна обеспечить и организовать пациенту необходимую медицинскую помощь. В вашем случае можно говорить о применении ст. 125 («оставление в опасности»). В идеале, если человек обращается даже в отделение милиции и говорит, что ему не выписывают жизненно необходимый препарат, милиция вправе принять меры, обеспечить предписание прокурора или произвести иные действия для решения проблемы. Причем милиция реагирует быстро, если не начнет упираться по каким-то причинам, как и Росздравнадзор.
Мой отец 82 лет – инвалид II группы – получает некоторые препараты бесплатно в поликлинике Госпиталя участников войны. Назначенный ему препарат «Предуктал» был заменен аптекой на аналог отечественного производства. Отец был этим взволнован и обратился в Управление лекарственного обеспечения, после вмешательства в которое назначенный врачом препарат был выдан больному. Но в этот же день домой к отцу позвонила зав. поликлиникой с возмущением и упреками, что из-за него кто-то не получит нужный препарат и она накажет лечащего врача за то, что та выписала «Предуктал», а не заменитель отечественного производства. Вопрос: это что, ошибка системы или личностные перегибы?
Дело не только в импорте и отечественных лекарствах. Лечащий врач, когда выписывает препарат, несет за это ответственность перед пациентом. А провизор аптеки никакой ответственности не несет. Здесь ответ на подобные ситуации. Поэтому самодеятельность провизора является поводом для отзыва лицензии. По крайней мере, проверка по этому поводу должна быть. А поведение зав. поликлиникой является обычным хамством. Она ни в каком случае не должна перекладывать проблемы поликлиники на пациента, звонить ему домой с упреками.
В дальнейшем, если такое повториться, надо жаловаться уже на нее. А тот факт, что «Предуктал» является дорогим препаратом предопределяет также и то, что он достаточно эффективен. И то, что вашему отцу больше помогал «Предуктал», а не аналог, как раз и должен был определить лечащий врач. Так что зав. поликлиникой грубо вмешалась еще и в работу лечащего врача, хотя, повторюсь, ответственность несет именно врач (ст. 58 Основ).
У меня рак молочной железы 2»а» стадии (до первой химии была стадия 2 «б», потом почему-то изменили). В группе инвалидности мне отказывают, но я с большим трудом оказалась в списках региональных льготников. Я уже перенесла операцию, химиотерапию, сейчас заканчиваю лучевую терапию, Через 2 недели я должна начать гормонотерапию (аримидекс). Препарат дорогой, на его покупку у меня нет средств. Вовремя принимать гормонотерапию я не смогу. Мне в районной поликлинике сказали, что я буду получать с июля (я не верю) т.к. на учёт региональных льготников я встала в первом полугодии 2009 года. Правы ли они? Что мне делать, чтобы вовремя начать гормонотепапию? Имею ли я, онкобольная, право на группу инвалидности?
Рекомендую по вопросам лекарственного обеспечения обращаться в территориальные органы Росздравнадзора или в сам Росздравнадзор http://www.roszdravnadzor.ru. Они в этом очень эффективны вплоть до руководителя службы.
Являюсь пациентом после трансплантации почки. В этой связи вопрос дорогостоящего лекарственного обеспечения - как противостоять аукционной закупке лекарств, не применяемых в мировой цивилизованной практике, в частности, Майсепт индийского пр-ва. Почему власти на местах диктуют больным, какие препараты они должны принимать, а не руководствуются выписками врачей трансплантологов, которые дали нам более качественную жизнь, выходили и сейчас ведут нас по жизни, принимая все необходимые меры. После моей операции прошло полтора года, а я только занимаюсь тем. что добиваюсь жизненноважные препараты, обращаясь в прокуратуру, газету, межрегиональную организацию, хотя надо заниматься собой, семьей, и т.п. Наш областной нефролог настолько зависим от департамента здравоохранения, что наши вопросы совсем не решает, боясь только за свою должность, а не за жизни людей. Подскажите как радикально решить вопрос обеспечения, что нужно делать чтобы во главе МЗСР был МЕДИК из числа грамотных, действующих, неравнодушных специалистов?
Как вы знаете в федеральном бюджете 7 нозологий выделены отдельной строкой. К ним относятся рассеянный склероз, муковисцидоз, болезнь Гоше, гемофилия, онкогематология, гипофизарный нанизм и реабилитация после трансплантации органов и тканей, т.е. самые дорогостоящие в плане фармакологического лечения болезни. Все это очень позитивно и для пациентов, и для ДЛО. Но мы не полностью удовлетворены решением и настаиваем на принятии федерального закона «О лекарственном обеспечении лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями», (подробности смотрите здесь http://openmed.ru/index.php?D=34&cmd=33&file=NewsArticles_1.0.0&view=1&category=&id=77), гарантирующего лекарственного обеспечение этим категориям - ведь сейчас получается, что никакого источника права у перечисленных пациентов сегодня нет (есть только бюджетные расходы), а если нет права, то можно только просить, а требовать в суде уже сложно.
Кроме того, неясно, как будут выдавать по этой программе лекарства, какие это будут лекарства, где их можно будет получить, в каких количествах, и что будет, если вдруг кончатся деньги или препаратов не будет на складах. К тому же, на эти, без того дорогостоящие препараты предусмотрены большие накрутки — их поставляют через дилеров, аптечные сети и пр. А ведь сейчас уже есть регистры нуждающихся в них пациентов — все они стоят на своеобразном учете. И дешевле было бы создать сеть курьеров, которые доставляли бы людям на дом лекарства прямо со складов субъектов РФ, - это будет дешевле, чем сейчас через дистрибьюторов, аптеки и т.п.
Что касается вашего вопроса о министрах, то я их не назначаю. Мое убеждение, что врачи (особенно, хорошие врачи) должны лечить людей, а министерства пусть возглавляют хорошие управленцы и хозяйственники, которые должны спрашивать у хороших врачей, чего им не хватает для хорошей работы (то есть, чтобы их пациенты не болели или выздоравливали быстрее) и стараться обеспечить им это.
Я больна рассеянным склерозом. Однако в нашем регионе главный невролог занял странную позицию, утверждая, что препараты, предназначенные для лечения РС, не эффективны, а потому он не будет разрешать их выписку специалистами. А, как вы знаете, это – очень дорогие препараты, входя в программу «семи нозологий». Мое самочувствие без этих препаратов сильно ухудшается. Как мне и жителям области В. Быть в этой ситуации?
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.11.2007 N 706 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с рассеянным склерозом» больные с указанным заболеванием должны получать лекарственную терапию, включая ежедневное получение Интерферонов бета-1a и бета-1b, что видно из ежедневных дозировок, указанных в стандарте. Нет сомнений, что пока установленными правовыми процедурами не доказано обратное, стандарт является единственной легитимной технологией лечения заболевания, отступление от которой должно расцениваться с одной стороны отступлением от приказа и технологии, а с другой является нарушением конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
Согласно ст. 43 Основ законодательства об охране здоровья граждан в России используются только зарегистрированные методы лечения, к которым относятся и стандарты. Следовательно, все прочие методы незаконны и не могут применяться с точки зрения доказанной эффективности для жизни и здоровья людей.
В данном случае стандартом признается сама необходимость у больных с рассеянным склерозом получать указанные в нем препараты. В тоже время отсутствие необходимых лекарств ставит здоровье и жизнь пациентов под угрозу, что не может быть признано допустимым.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 (с изменениями и дополнениями), больные рассеянным склерозом получают лекарственные средства бесплатно.
Согласно Перечню централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 1328-р и Положению о централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденным Постановлением Правительства N 682 РФ от 17 октября 2007 г. для больных рассеянным склерозом федеральным центром закупаются Интерфероны бета-1a и бета-1b.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 162н от 04.04.2008 «О порядке ведения федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2008 № 11599) утвержден порядок ведения регистра, форм заявок и отчетности, которые основаны на сведениях, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, установлено, что регистр ведется по сведениям, предоставляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях учета граждан, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - больные), при обеспечении лекарственными средствами, а также для эффективного планирования и расходования финансовых средств, направляемых на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных.
Учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения здравоохранения (при их отсутствии - медицинские организации, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ), направляют соответственно в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронном виде и на бумажном носителе направление на включение в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей по форме согласно приложению N 2 в случае впервые установленного диагноза не позднее трех дней с момента его обращения в учреждение здравоохранения, а по ранее выявленным больным - в сроки, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для формирования и ведения Регистра направляют в Росздрав (ныне Минздравсоцразвития РФ) в электронном виде и на бумажных носителях сведения о больных по форме согласно приложениям N 6, N 7 и сведения о выписке и отпуске лекарственных средств по форме согласно приложениям N 8, N 9 с использованием кодов, предусмотренных приложением к установленному Порядку, не позднее пяти дней с момента поступления соответствующей информации.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что и порядок закупок лекарственных средств, и сообщение сведений, необходимых для этого, и ведение регистра больных рассеянным склерозом на территории вашей области нарушаются.
На основании изложенного вы можете просить прокуратуру вашей области провести проверку изложенных в вашем заявлении сведений и дать представление на имя Министра здравоохранения области В. с требованием об устранении нарушенных прав граждан. А в случае выявления признаков составов преступлений по ст. 125 и 293 УК РФ, можете просить возбудить уголовные дела в отношении виновных лиц, допустивших грубое нарушение прав граждан, поставившее их жизнь (ее качество и продолжительность) и здоровье под угрозу.
У нас в поликлинике врач выписывает рецепт только при наличии в льготной аптеке препарата. Списки препаратов выдаются врачу аптекой при их поступлении. Как правило, количество их скудно. В этом году мне лишь раз удалось бесплатно получить нужное лекарство. Приходится его покупать, а оно дорогое…
Порядок выписки рецептов в зависимости от наличия препарата в аптеках был установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ №110, но он был отменен именно в этой части (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2007 N 560) через месяц после решения Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, посвященный проблемам ДЛО, и в частности, поднятой вами.
К сожалению, врачи то ли не знают об этой отмене, то ли им велели о ней не знать. В России в огромной степени исчезла проблема отложенных рецептов, потому что их не стало, но это не значит, что люди получают лекарства. В этом смысле исчез прекрасный показатель достаточности лекарств – количество отложенных рецептов. Вот и получается, «нет рецептов–нет проблемы».