Деловая письменная коммуникация, как средство защиты прав пациентов
Письменная коммуникация является основным средством взаимодействия с государственной системой при отстаивании прав пациентов.
Деловая письменная коммуникация – это «кровь, текущая по венам государственного аппарата. Это основа государственного управления. Она имеет собственные особенности, традиции, язык. Знания правил деловой коммуникации с государственными органами значительно облегчают процесс отстаивания прав пациентов. Поэтому владеть навыками делового письма должны как менеджеры НКО, так и пациенты и их близкие.
Рекомендации по оформлению исходящей документации
1. Все исходящие письма оформляются на официальном бланке (для НКО). Если организация всероссийская, то - дополняемом региональными контактными данными. Официальный бланк допускает использование без синей печати. Если письмо от гражданина, то должны быть указаны паспортные данные – ФИО, прописка, а так же контактные данные – телефон, электронная почта.
2. Письмам присваивается исходящий/входящий номер, включающий в себя: номер письма (для НКО), дату.
3. В адресе должно быть указано, кому направляется письмо, и кому направляются копии. По возможности, все письма должны быть адресованы конкретной персоне (Губернатору М.И. Иванову и т.п.).
4. Если получатель занимает руководящую должность в политической партии, общественной организации, учреждении, необходимо указать должность.
5. В конце письма должен быть указан автор, его должности, контактные данные.
6. Письмо должно умещаться на одной странице. Все дополнительные данные относятся в приложение. Письмо читает руководитель, приложения – специалист.
7. Письма от организаций должны быть выдержаны в деловом, конструктивном тоне. Использование категоричных, требовательных интонаций крайне не рекомендуется. Письма от граждан могут быть более эмоциональными.
8. Письмо не должно допускать «смешения жанров»: информирования, жалобы, запроса. Должна соблюдаться одна интонация: недопустимо смешение обвинений и просьб.
9. Одно письмо должно содержать один вопрос. Если необходимо получить ответы на три вопроса от одного адресата, то ему отправляются три письма. Иначе ответ будет получен ответ на один и самый легкий из трех вопросов.
10. Тексты писем в обязательном порядке должны содержать отсылки к официальным документам с приведением их полных официальных названий.
11. В официальной корреспонденции препараты должны ВСЕГДА называться в соответствии с международным непатентованным наименованием (МНН): Торговые наименования в официальных письмах никогда не упоминаются
Памятка – как написать письмо чиновнику
Зачем нужна переписка с чиновником
· Обмен официальными позициями.
· Информирование власти о существующих вопросах или проблемах.
· Возможность дальнейшего повышения уровня обсуждения проблемы.
· Использование ответа властей в дальнейшей работе, информировании пациентов и врачей.
Прежде чем просить чиновника
· Поймите чего вы хотите.
· Проверьте, что ваши требования правильные.
· Установите взаимодействие с профессионалами, которые могут вам помочь.
· Соберите хорошие данные (регистры, результаты лечения и т.д.).
· Представьте твердые аргументы (социальный, медицинский, экономический, юридический, моральный и этический, политический...).
· Подготовьте «почву»: встречи, публикации и т.д.
· Определите соответствующего чиновника для направления письменного обращения.
Как написать письмо чиновнику: атрибуты
· Бланк.
· Дата.
· Исходящий номер.
· К кому обращаемся – ФИО, должность.
· Правильное оформление текста (размер шрифта, знаки, жирный шрифт, отступ, абзац, восклицательные знаки).
· Подпись.
· Список приложений к письму.
Как написать письмо чиновнику: содержание
· Описание проблемы (одна!).
· Четко сформулированная просьба (одна!).
· Лаконичный текст.
· Аргументы и факты.
· Текст не более одной страницы, но возможно приложение к письму.
Как написать письмо чиновнику: действия
· Письмо должно поступить в официальном порядке: заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения или сдать в канцелярию под расписку или штамп.
· Выйти на контакт с чиновником, а не ждать ответа.
После получения ответа
· Если отрицательный ответ:
- Узнайте контрдоводы чиновника.
- Подготовьте дополнительные аргументы.
- Определите к какому чиновнику теперь обратиться (уровень выше или другое министерство).
- Проинформируйте общественность через СМИ.
· Если положительный ответ:
- Установите контакт с чиновником/
- Узнайте сроки и порядок действия чиновника по Вашему обращению.
- После выполнения обязательств – поблагодарите чиновника (письменно, через СМИ).