Сравнение существующих методик ЛФК
Черная Н.Л. с соавт. (2015) предлагают оригинальную методику ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени, в которую входит дозированное плавание против направленного тока воды, который создавали, используя действие искусственного противотока (Черная Н.Л. и др. Эффективность применения лечебного плавания в реабилитации школьников с ожирением в условиях детской поликлиники). Курс ЛФК состоит из 6 недель и включает 12 занятий в бассейне, проходивших 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут и состоит из 3-х частей: вводной (6 минут), основной (14 минут) и заключительной (10 минут).
Во вводной части большую часть времени дети выполняют дыхательные упражнения, а также движения ногами при нахождении в горизонтальном положении в воде лицом к стенке бассейна с фиксацией руками за поручень, а также стандартные упражнения «Поплавок» и «Звездочка» в центре бассейна.
Основная часть занятия включала сочетание умеренных силовых нагрузок, направленных на тренировку мышц брюшного пресса, спины, крупных мышц конечностей и дыхательных упражнений на временную задержку дыхания с выдохами в воду. Дыхательные упражнения стимулируют развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки и вырабатывают правильный ритм дыхания.
В заключительную часть занятия включают плавание каждого подростка против направленного тока воды в течение 2-х минут за 3–4 подхода. Для того чтобы удержаться на месте в толще воды, подростку приходиться активно «плыть», затрачивая достаточные усилия. Завершается занятие свободным плаванием и игрой с мячом по всей чаше бассейна (7 минут).
В ходе занятий в бассейне выделяют три периода: 1 период (первые 2 занятия) – период ознакомления с методикой занятия и освоения основных видов движений; 2-й период (3–6 занятия) – период врабатывания и овладения основными навыками движений; 3 период (7–12 занятия) – период эффективной работы, выполняющий главную тренирующую функцию в этой программе.
Специалисты из Англии и США считают, что общая продолжительность занятий ЛФК подростка должна быть не менее 60 мин в день. Причем организация физической культуры предусматривает разнообразные виды упражнений и положительные эмоции в процессе их выполнения [40, 44, 48].
В.А. Епифанов (2009) предлагает на начальных этапах терапии с пациентами проводить в основном занятия утренней гигиенической и лечебной гимнастики. При расширении двигательных возможностей включать более интенсивные физические нагрузки в форме тренировок аэробной направленности на велоэргометре, беговой дорожке, а при отсутствии спондилоартроза - и на гребном тренажере. Длительность занятий аэробными упражнениями должна быть не менее 20 мин (лучше - 30 мин) при оптимальном для каждого пациента диапазоне пульса. Минимальная продолжительность физических тренировок для пациентов с ожирением составляет 30-40 мин 3-4 раза в неделю. Обычно используется непрерывный метод тренировки [18].
Согласно рекомендациям ВОЗ (2010), адекватная физическая активность для детей и подростков в возрасте 5-17 лет подразумевает ежедневные занятия продолжительностью не менее 60 минут в день. Физическая активность свыше 60 минут в день дает дополнительные преимущества для здоровья. Для снижения веса большая часть ежедневных занятий должна быть посвящена аэробным упражнениям. Используются подвижные игры, лечебная физическая культура и плановые занятия в рамках семьи и школы (“Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья”, ВОЗ, 2010 г).
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать современные методики ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.
2. Разработать методику ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.
3. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики ЛФК.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Педагогические методы исследования.
3. Антропометрические измерения.
4. Калиперометрия.
5. Методы математической статистики.