Проблемы раннего обучения чтению

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко возрос процент семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума, но ставить проблему помощи в зависимость от экономических условий, целесообразности, окупаемости финансовых затрат — просто аморально! Необходимо расширить сеть логопедической помощи, сделать ее более эффективной, ранней, осуществляя не с пяти лет, как сложилась практика, а по мере выявления — с двух-трех лет.

В последние годы наблюдается возврат к старому: подмена логопедических групп ДОУ логопунктами. Мы же считаем, что только в логопедических группах возможно максимально сконцентрировать усилия специалистов на основной проблеме коррекции речи. Нарушения устной речи впоследствии вызовут массу других проблем, в том числе и неуспеваемость в школе.

Открытие логопедических групп в ДОУ предполагает решение следующих задач:

— создание единого коррекционно-образовательного пространства;

проблемы раннего обучения чтению - student2.ru оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

— повышение уровня подготовки специалистов;

— пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

— расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений (рис. 3.1. Единое коррекционно-образовательное пространство).

Желательно, чтобы логопедические группы, кабинеты логопеда, психолога, оздоровительно-компенсирующий центр были сосредоточены администрацией в одном крыле, что облегчит организационные моменты в коррекционно-образовательном процессе.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Так, например, медицинский персонал совместно с родителями осуществляют ЛФК, фармако-, физио- и фитотерапию.

Учитель-логопед и воспитатель проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух и т. д.

Воспитатели совместно с логопедом закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают им практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, согласованием в роде, числе и падеже, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи: дисграфии (нарушение письма), дислексии (нарушение чтения), так как недостаток профилактической работы способствует возникновению оптической, акустической или моторной дисграфии, дислексии, вызывает школьную дезадаптацию.

Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия [2, 5], индивидуально-подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи (тембром, темпом, силой, высотой, интонацией) [22], развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь. Дети засыпают под плеск волн, шелест листьев, пение птиц, шум дождя. Выбор музыкальных произведений требует от взрослых дифференцированного подхода. «Звучащее лекарство» помогает ребенку расслабиться, отдохнуть или, наоборот, повысить тонус, работоспособность, создать бодрое жизнерадостное настроение [2, 5, 8, 11, 12].

Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинговые группы уверенного поведения, кинезиологию (гимнастику) мозга, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и т. д.).

Существенную помощь в коррекционно-образовательном процессе, преодолении логофобий оказывают сказко-, кукло-, хромо-, арттерапия [5, 18].

Таким образом, многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей.

РАННЯЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА

Проблема личностно-ориентированного подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с детьми раннего возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не сокращается, а возрастает.

Причины этого явления неоднозначны: это и перенатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС), и минимальная мозговая дисфункция (ММД), и различные внутриутробные инфекции, и гипоксия плода, и хронические заболевания матери, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды, а также целый ряд причин в постнатальный период: заболевание ребенка, травмы и пр.

Но цель этой работы рассмотреть не причины возникновения речевых нарушений, а обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.

Многие логопеды вместе с другими специалистами (психологом, медработником, методистом) при приеме в детский сад участвуют в диагностике детей разного возраста (от 2 до 6 лет).

Общаясь с малышом, можно выяснить, легко ли ребенок вступает в контакт со сверстниками, чужими взрослыми, способен ли он поддерживать общение, отвечать на поставленные вопросы, понимать инструкции и др.

Если личностные особенности: стеснительность, боязнь незнакомых людей, излишняя привязанность к матери, не позволяют установить контакт, уточнить его речевое развитие, то привлекаются в помощь родители, которые подключаются к игре и пытаются разговорить ребенка, продемонстрировать его речевые способности, коммуникативные возможности, понимание речевых инструкций.

Изучение медицинских карт, которые, по договоренности, родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины речевых нарушений речи от органических и с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевременной помощи нуждающимся детям.

Проведенные наблюдения охватывали четыре основные сферы ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Данные, полученные в основном посредством прямого наблюдения за реагированием детей на игрушки и другие стимулирующие объекты, дополнялись результатами исследований (адаптивное тестирование), а также информацией, сообщаемой матерью ребенка и полученной из медицинской документации. Для того чтобы метод наблюдения был высококачественным и давал информацию о развитии ребенка, использовали метод повременных проб и ввели особый методический прием: создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития, предложенных психологом Д.Лешли. Цель заполнения такой карточки развития — создание четкого представления о ребенке на определенном отрезке времени. Длительные наблюдения за ребенком по заданной схеме позволяют судить о ходе его развития. Оценить полученную информацию можно, сравнив выявленную динамику развития показателей ребенка со средними данными детей этого возраста. Это позволяет увидеть, отстает ли ребенок, находится ли на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста. Хорошо сопоставить полученную информацию с результатами, которые были у ребенка в более раннем возрасте, и таким образом проследить динамику его развития.

Конечно, эти два способа сравнения не исключают друг друга, и выявленная динамика развития успешно используются логопедами, психологами, неврологами, психиатрами, педиатрами и другими специалистами для коррекционно-развивающегоея обучения.

Главным принципом диагностики речи является ее изучение в естественных условиях, что предусматривает минимальное вмешательство взрослого в повседневные, привычные формы поведения, речевого общения.

Е.В.Бондаревская подчеркивает важность дозирования педагогической помощи, основанной на знании и понимании природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, характера, языка, поведения и свойственного ему темпа учебной деятельности.

Однако речь на раннем этапе развития ребенка еще находится в стадии становления, что ограничивает применение вербальных тестов. Поэтому предпочтение отдается невербальному тестированию.

При проведении диагностики, коррекции речевых нарушений и оценки результатов необходимо учитывать не только компенсаторные возможности малыша, но и осуществлять личностно-ориентированный подход: учитывать особенности развития каждого ребенка на этом возрастном этапе, так как отсутствие интересов, мотивации может свести все усилия педагогов на нет. На эту точку зрения указывали многие ученые и практики, в том числе и А.В.Запорожец: «...различия в решении сходных интеллектуальных задач... определяются не только уровнем развития интеллектуальных операций, но и своеобразием мотиваций». Конечно же, эти особенности следует учитывать не только при диагностике, интерпретации полученных результатов, но и в процессе коррекционно-образовательной работы.

Только своевременность принятых мер позволяет сгладить, скорректировать дефект согласно компенсаторным возможностям ребенка, что поможет малышу успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни взрослых.

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика губ и щек

1.Надувание обеих щек одновременно.

2.Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

3.Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

4.Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5.Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с. з, п, б, м).

6.Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с. з, и.

7.Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ.

8.а) оскал; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

9.Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п. б, м).

10.Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

11.Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется только на губах, все остальные мышечные группы остаются по возможности в покое.

12.При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

13.Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

14.Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф, в).

15.Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16.Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: а) верхнюю поднять; б) нижнюю опустить; в) верхнюю опустить; г) нижнюю поднять — норма.

17.Имитация полоскания зубов; воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

В упражнениях 14—17 губы не должны оттопыриваться.

18.Поочередное набирание воздуха под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.

19.Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

20.Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21.Вибрация губ (фырканье лошади).

22.Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами.

23.Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).

24.При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25.Такое же движение верхней губой.

26.При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

27.Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика языка

1.Высовывание языка наружу лопатой: ему придается плоская (широкая) форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то: а) произносится с вялым языком между губами бя—бя или мя—мя, или же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут и, или улыбаются — язык распластывается.

2.Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимаемый ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3.Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4.Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончиком).

5.Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6.Высовывание языка изо рта, а затем втягивание его глубже в рот, так чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.

7.Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8.Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого неба, то опускается вниз (к. г). Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх.

9.Присасывание спинки языка к небу сначала при сомкнутых зубах, затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то употребляются два вспомогательных приема:

а) на спинку языка кладется клейкая конфетка или небо смазывается медом, и ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфетку или мед;

б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем спинка языка подталкивается к небу.

10.Присасывание всего языка лопатой к небу и отрывание от последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Чтобы избежать поднимания языка при помощи нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой: в правый или левый угол челюстей вставляется пробка толщиной в мизинец ученика; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удерживания между зубами.

11.Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и неба, как бы смазывая их и загибаясь кончиком вверх у мягкого неба.

12.Присасывание языка без отрыва от неба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

13.Присасывание к небу и отрывание от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну; проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте.

14.Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

15. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

17.При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п.

18.Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их.

19.Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше.

Массаж

Массаж: верхней губы после уранопластики

В послеоперационный период, после снятия швов, массажу придается большое значение. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и келлоидных рубцов верхней губы, порой сводящих на нет достигнутый косметический эффект. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы и уменьшает нарастание явлений остаточных и послеоперационных деформаций верхней губы и носа. Массаж включает:

— продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта). Выполняется в течение 10 с;

— поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх). Выполняется в течение 10 с;

— прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20—30 с;

— круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные, движения в области основания носа и верхней губы). Выполняется в течение 10 с;

— растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлении от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

— поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно). Выполняется в течение 10—20 с;

— продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20—30 с;

— разминание сдвиганием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны). Выполняется в течение 20—30 с;

— разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

— щипцеобразное разминание (указательным и большим пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 20 с;

— вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

— вибрация прерывистая (шальцевой душ» — указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях). Выполняется в течение 10—20 с;

— вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях). Выполняется в течение 10—20 с;

— разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой палец — на коже над рубцом; проводятся разминающие движения между подушечками пальцев). Выполняется в течение 10—20 с;

— массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины проводится при помощи какого-либо плотного эластичного предмета несколько меньшего по диаметру, чем носовой ход (например, кончика резиновой спринцовки маленького размера). Кончик резиновой спринцовки, предварительно смазанный вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3—5 мм, и производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону. Выполняется в течение 10—20 с;

— массаж, кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание). Выполняется в течение 10—20 с.

Массаж неба после уранопластики

Целью уранопластики является оперативное достижение анатомической целостности неба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. При этом важными являются также профилактика возникновения и миминизация существующих вторичных деформаций верхней челюсти, поскольку патолого-анатомическая сущность врожденных оро-фациальных расщелин способствует их возникновению в процессе развития ребенка, особенно после неудачных оперативных попыток устранения расщелины.

Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации.

Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2—3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5—7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.

Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением общепринятых гигиенических требований. Продолжительность сеанса до 10 мин с кратностью 2—3 раза в день. Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу. Массаж включает:

— продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

— поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов). Выполняется в течение 10—20 с;

— кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20с;

прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно). Выполняется в течение 10—20с;

— круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

— спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10—20 с;

— продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

— разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;

— разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;

— разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием (без давления) тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание при этом приеме массажа уделяется области на границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху. Выполняется в течение 10—20 с;

— разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески). Выполняется в течение 10 с;

— разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10с;

прерывистая вибрация (ударная) (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10с;

— вибрация пунктированием (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобно выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке). Выполняется в течение 5 с;

— непрерывная вибрация {лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба (большое небное отверстие) и далее по его ходу);

— разминание-надавливание в области крыло-челюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся так называемые разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область крыло-челюстной складки (между последними зубами верхней и нижней челюсти) и проводятся разминающие движения по рубцам). Выполняется в течение 10—30 с с каждой стороны.

Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области

Массаж проводить в исходном положении «лежа на спине» при полном расслаблении всех мышц тела.

Использовать приемы массажа: поглаживание, вибрацию, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 3—4-го пальцев, направление движений — от средней линии лба к волосистой части головы.

Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям; от средней линии верхней губы к уху; от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.

Приемы «вибрация» и «пальцевой душ» осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения сочетать с мимической гимнастикой.

Массаж верхней губы:

1) языком в преддверии полости рта;

2) набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами;

3) «пальцевой душ» — постукивание около рубцов подушечками пальцев;

4) «щипки» 1-ми 2-м пальцами.

Нарушения звукопроизношения

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют — ч, щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный: ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласные ш, ж, ц. После них может стоять буква — и, но при этом она читается как — ы: шина, машина, мыши, лыжи-, цирк, циркуль и т. д.

Исключением является долгое мягкое ж в словах с сочетаниями жж и зж, например, дрожжи, вожжи, визжит, где мягкость согласного дает возможность произнести после него звук и. В некоторых случаях мягкость одного согласного обуславливается мягкостью последующего. Например, бант-бантик, где мягкий согласный вызывает смягчение предшествующего согласного звука к.

Параллельно с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в русском языке широко пользуются согласными, мягкость которых вполне самостоятельна: лев, лед, люк, пятно. В словах уголь, конь, кровь мягкость согласных обусловлена мягким знаком.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:

1) постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместо дядя Ваня, тота вместо тетя и т. д.;

2) излишнее смягчение, например, сябякя идетъ дямей вместо собака идет домой;

3) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения. .

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.

Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важ ное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание: «кошка сердится», «катушка», «горка». Дефекты смягчения встречаются одновременно среди большинства согласных, имеющих парные мягкие и твердые звуки. Поэтому встают вопросы: когда начинать коррекцию этого дефекта, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука?

О. В. Правдина (1973) для решения вышеобозначенных вопросов рекомендует учитывать:

1) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый артикуляционный уклад, правильное звучание;

2) уклад каких звуков позволяет наиболее наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных твердого и мягкого звуков.

М.Е.Хватцев, Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина, О.В.Правдина, Л.С.Волкова и другие отмечают, что наиболее просты по своим артикуляционным укладам согласные т.д. к. Поэтому переднеязычные звуки редко оказываются дефектными и произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что дает воз-можность увидеть изменения в положении средней части языка при переходе твердой фонемы в мягкую то к т', д к д', н к и'. В процессе работы с вышеназванными звуками легче выработать кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, в результате чего аналогичная работа над другими звуками, имеющими твердую и мягкую пары, пройдет значительно легче и быстрее.

В трудных случаях О.В.Правдина (1973) рекомендует средний и указательный пальцы положить на язык, что позволяет тактильно ощутить изменение напряжения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. Можно использовать механическую помощь: предложив произносить многократно слоги am или та с упором кончика языка в нижние резцы, слегка нажать шпателем или пальцем на кончик языка, что даст смягчение звука т, т. е. образует слоги атъ, тя. По аналогии можно получить идентичные слоги с другими согласными.

Ф.A.Pay рекомендует коррекцию дефекта смягчения по степени легкости располагать в следующем порядке: m—т', д—д', н—н', ф—ф', в—в', и—и', б—б', м—м', с—с', р— р:, л—л'. После автоматизации твердых и мягких фонем важно перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками, что необходимо для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (я, е, е. ю), об употреблении мягкого знака в конце слова и в его середине (мель, %онъ. письмо, пальто), а также разделительного мягкого знака (шью, лью, вьюга). Дифференциацию рекомендуется начинать с таблиц следующего типа: а) та—тя, ты—ти б) ат—ать, ыт~ыть в) тя~тья, тю—тью то—те, ту—тю от—оть, ут—уть, те-тье, те—тьё

Работа над мягкими согласными начинается, когда детьми усвоен гласный и. Каждый согласный звук отрабатывается в сочетании с гласными, в том числе с гласным и.

Напряженность в мышцах губ легче всего ощущается при произношении губно-губных: па, пы, но пи] ба, бу, бо, бы, но би; ма, му, мо, мы, но ми. Если ребенок овладел смягчением согласных перед гласным и, то он не испытывает трудности при произношении самостоятельных мягких согласных. Большую роль при этом играет фонематический слух ребенка. Затем полученный мягкий согласный включаем в закрытые слоги типа: апъ, опъ и т. д., и нак

Наши рекомендации