Отчеты родителей об эффективности психотерапии семейных отношений
Данный раздел отражает субъективный отчет родителей, получаемый из дневниковых записей, проективных сочинений, самоотчетов, проективных опросов.
Приведем примеры самоотчетов родителей на следующие темы.
«Что дала группа всей нашей семье?»
Катя.Перемен очень много, и все они очень радуют. Чувствую большие перемены в себе и думаю, что, вспоминая свое нынешнее состояние время от времени, можно будет контролировать и даже не допускать срывы и нетерпимость к недостаткам окружающих. Главные изменения — изменения во мне как жене. Увидела мужа со стороны, как бы чужими глазами, изменила свое привычное восприятие его. В этом очень помогла мне группа в целом. Причем возникло обновление чувств. Я отказалась от этой своей закостенелой уверенности в своей правоте, привычности к тому, что есть рядом, снова окунулась в те ощущения и чувства, которые были у меня к нему на заре нашей жизни. А это действительно здорово, ибо способствует большой работе над недостатками. Внутренне стала спокойнее и менее требовательной к мужу, нежели к себе. В группе пришлось часто видеть свои недостатки со стороны в других людях. И отношение к своим ошибкам уже было иное. Очень расширился опыт общения с людьми.
Как мать стала больше другом своим детям, нежели наставником. Причем чувствую, что такой я им нужна больше. Стала больше исследователем своих детей, экспериментатором различных методов и воздействия, и влияния. Появились более мирные способы урегулирования детских конфликтов. Стала больше считаться с ребенком как с самостоятельной личностью, имеющей право на свои взгляды.
У нас царит дружелюбие, взаимовыручка и смех. Я пока нахожу в себе эти новые силы изучать все новые и новые методы обращения и влияния на своих детей и просто потрясена их обилием и могучим действием.
Нам всем стало веселее и радостнее жить. Наташа.Прежде всего уверенность в себе. Нет больше отчаяния, когда кажется, что все плохо, появилась вера, что я все смогу сделать и изменить.
Обстоятельства сложились так, что последние шесть лет я жила очень изолированно, мало общаясь с людьми. На занятиях группы я почувствовала, что эта жизнь, резко ограниченная и замкнутая на ребенке, лишает мою жизнь и жизнь Ромы целого ряда нюансов и красок. В общении на группе я стала лучше понимать себя через других. На группе у меня появилось много новых друзей, людей, с которыми я пережила трудный, но очень интересный, важный период моей жизни.
С Ромой я тоже стала несколько другой: уверенной в себе, не прихожу в отчаяние от его малейшей вспышки, непослушания, обид, слез. Верю, что все это изменить в моих силах. Меньше произношу монологов с трагическим укором, чаще обращаюсь к шутке, стараюсь держать себя в руках, больше разрешаю и доверяю ему.
Рома стал спокойнее. Стал взрослее. Часто высказывается о наших отношениях — не всегда в мою пользу. Наша бабушка тоже написала несколько слов: «Большое спасибо от бабушки Ромашки. Рома стал спокойнее, рассудительнее, а, главное, Наташа изменилась; перестала быть слишком прямолинейной, видит в нем человека со своими желаниями и не требует от него беспрекословного подчинения».
«Что нам дали занятия в группе?»
Андрей.«Группа дала мне многое, но еще больше дала моей жене. Мы здесь встретили по-настоящему заинтересованных в своей семейной жизни людей. Общение на группе, как оно не отлично от общения в жизни, но учит очень многому. Я стал больше анализировать самого себя и свою жизнь. Гораздо чаще, чем раньше, стараюсь вставать на позицию Наташи (жены). У меня была тенденция идти . напролом в споре, теперь я понял, что это неправильно. Я чувствую, что теперь в нашей жизни что-то существенно изменилось, хотя это и трудно выразить в словах. Огромное чувство благодарности ко всей группе».
Лена. «Могу с прискорбием сообщить, что группа мне ничего не дала. Для Стасика (сына) занятия были очень полезны, он сильно изменился в лучшую сторону, а у меня все так и осталось, как было. На группе я с самого начала побежала впереди «паровоза», и он меня переехал. Правда, кое-что новое было. Я раньше не думала, что мой муж и мужчины могут так тонко чувствовать. Это обнадеживающее открытие. Здесь я повстречала людей, с которыми бы хотела подружиться».
После завершения психотерапии родители повторно пишут сочинения, которые они выполняли перед началом работы. Можно видеть, что в восприятии родителями облика своих детей также происходят существенные изменения.
Приведем только один пример, в котором сопоставлены два сочинения, написанные мамой до начала занятий и после их завершения.
Портрет моего ребенка
До начала занятий
Примерно с одного года у нее проявился очень сильно выраженный негативизм, который сохранился и до сего времени. Самое главное — сделать так, как она сказала, не подчиниться чужому мнению. Не столь важно, о чем именно спор, важно сделать наоборот. Таня очень возбудима. Совершенно незначительные вещи вызывают у нее бурную реакцию, истерики. Для нее характерны злоба, агрессивность по отношению к тем, кто как-то покушается на ее собственность (собственность — это и игрушка, и мама). Очень ревнива, своего брата просто ненавидит, хотя и может какое-то время с ним поиграть. Он раздражает ее не только, когда они ссорятся за игрушки, но просто своим существованием. Хамство, агрессия по отношению ко взрослым дома — норма поведения. Случалось и в саду, хотя нормой пока не стало.
Сочувствовать она, видимо, способна плохо, по-моему, она получает злорадное удовольствие, когда другому больно.
Интеллектуально и по силе чувств — опережает свой
возраст. С ровесниками ей чаще всего неинтересно, стремится дружить со старшими детьми. После окончания занятий Моя дочь научилась легко прощать обиды, да и я на нее почти совсем перестала обижаться. У нас поселилась улыбка. Она может любить по-настоящему. Фантазерка, без конца играем. Очень азартна, обожает соревноваться, не любит, когда проигрывает. Очень выросла, одновременно и очень женщина, и сорванец-мальчишка. Полюбила разговаривать со мной по душам. Стала ровнее с детьми, хорошо играет с ребятами во дворе. С братом стала обращаться как с маленьким, появилась возможность заниматься с ней и с ним одновременно.
Субъективные данные содержатся также в дневниковых записях и ответах на проективные опросники и сочинения, которые заполнялись до психотерапии (этот материал отражен в описании диагностического блока), непосредственно после психотерапии (II этап) и спустя 8 месяцев после завершения психотерапии (III этап).