Групповые механизмы психотерапевтического действия
Все формы межличностных взаимоотношений и взаимодействий в группе, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, можно условно объединить в две основные категории: неспецифические психотерапевтические механизмы и механизмы направленной психотерапии.
А. Неспецифические психотерапевтические механизмы. Основные неспецифические механизмы, обусловливающие психотерапевтическое воздействие группового процесса, следующие:
1) Принадлежность к группе. Уже сама позиция участника может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляет человека почувствовать, что он не один со своими проблемами, что его проблемы не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.
2) Эмоциональная поддержка. Имеет большое значение для создания в группе климата психологической
безопасности. Это выражается в принятии индивида как личности, отражающемся на самопринятии.
3) Помощь остальным участникам. Человек, приходящий в группу с неуверенностью в себе, начинает ощущать себя необходимым, полезным. Этот фактор помогает преодолеть болезненную сосредоточенность на своих проблемах, повышает чувство сопринадлежности, уверенности и правильной самооценки.
Сопоставление описанных механизмов с задачами психотерапии в родительских группах показало, что действие неспецифических психотерапевтических механизмов дает следующие результаты:
— повышение самоуважения, самопринятия участников;
— повышение чувства уверенности у родителей при взаимодействиях в семье и с ребенком;
— осознание родителями творческой природы процесса воспитания.
Кроме того, действие неспецифических групповых механизмов способствует созданию особой групповой атмосферы, необходимой для развития в группе способности функционировать как единая рабочая единица, что позволяет осуществить собственно направленную психотерапию. В качестве примера приведем фрагменты рассказа одного из участников о том, что ему дала группа, и его самоотчеты, позволяющие проследить действие описанных механизмов.
Из протокола занятия 10:
Б3. На группу я шел, не зная ничего. Когда я первый раз вошел в дверь, я почувствовал, что снял с себя, как пальто, нечто, с помощью чего воздействуешь на свои чувства, напряжение. В последние полгода у меня было ощущение, что нужно подавлять какое-то свое напряжение. Чтобы сердце дальше работало. Что-то сдавливало внутри, если
424
425
снять напряжение — это ощущение проходило. Здесь я снял эти страхи. Они пронизывали меня везде. Первые занятия были на грани разрыва сердца. Я этот страх преодолел и дальше стало легче. Я понял, что в переживаниях ничего страшного нет. От каждого получил. Все переживания через меня проходили... А. (психолог) придала мне уверенности в себе, и это отражается на детях. На Ване это очень заметно. Если ему сказать уверенным голосом, он сразу слушается.
Б. Механизмы направленной психотерапии. Реализация задач психотерапии в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компоненты личности: эмоциональный, познавательный, поведенческий. В качестве механизмов психотерапевтического действия в этих сферах целесообразно использовать следующие:
1) Эмоциональное отреагирование.
2) Расширение сферы осознания своей проблематики.
3) Отработка новых приемов и способов поведения.
Приведем описание каждого из перечисленных механизмов с выдержками из протокола групповых занятий и самоотчетов участников, иллюстрирующих роль данного механизма в разрешении задач психотерапии внутрисемейных отношений.
1) Эмоциональное отреагирование включает свободное выражение собственных эмоций: понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями; получение эмоциональной поддержки; эмоциональную перестройку своих отношений; модификацию способа переживания и эмоционального реагирования.
Эмоциональное отреагирование внутриличностной проблематики.
Из самоотчета одной аз участниц (Т.) о 5-м занятии: Т. На занятии были неожиданно сильные переживания в тот момент, когда я рассказывала о матери. Для меня сейчас это уже не так актуально, поскольку все уже пережито, обдумано и выработана соответствующая позиция. Однако, когда рассказывала, очень остро переживала. Это было удивительно.
Эмоциональное отреагирование межличностного взаимодействия в семье.
Из протокола занятия 9:
Т. У меня после прошлого занятия была очень сильная реакция. В наших отношениях с Борей (мужем) есть аналогия с вами (А. и Бг). У нас опыт совместной жизни тоже немалый. Хотя Боря — человек эмоционально отзывчивый, я жила все это время, не чувствуя опоры на него. Я какой-то груз несла на себе, привыкла к этому. Не чувствовала, что меня поймут, все эмоции в себе. Группа помогла нашей семье лучше понять друг друга, больше друг на друга полагаться и доверять. С одной стороны, Боря очень изменился и лучше почувствовал меня, с другой стороны, я открыла в нем какие-то стороны, на которые внимания не обращала. На прошлом занятии в том, что Наташа с Исаком рассказывали, было что-то общее, и Боря тут говорил. После занятия мне почему-то хотелось плакать, чем я и занималась. И очень хотелось, чтобы меня пожалел Боря, подошел, приласкал. Раньше у меня тоже были какие-то трудности, но от Бори я, наоборот, закрывалась, замыкалась. А тут он меня пожалел. И я почувствовала, что действительно рядом со мной есть человек, а я почему-то не чувствовала этого. Раньше мне казалось, что в силу особенностей воспитания у него свои представления, у меня свои, и мы не найдем общего языка. А тут у меня это снялось. Я почувствовала, что у меня это снялось. Я почувствовала, что у меня действительно есть сила, опора. Я сама пошла навстречу и почувствовала, что могу снять с себя груз, к которому я привыкла...
Эмоциональное отреагирование особенностей воспитательного подхода к ребенку.
Из протокола занятия 9:
Т. (в разговоре о том, кто как ругает детей). Я на Ваню кричала и даже била. Это было ужасно (плачет). Потом я поняла, что делать этого ни в коем случае нельзя.
2) Расширение сферы осознания своей проблематики. Сюда входит осознание мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, более глубоких причин возникновения тех или иных отношений, способов поведения и эмоционального реагирования.
Расширение сферы осознания внутри личностной проблематики.
Из протокола занятия 8:
Б3. (об отношении к женщинам). У меня до последнего момента очень много неправильного было по отношению к женщинам. И от родителей, и еще один эпизод, на который затем все наложилось. Женщина — я не понимал раньше, как это — женщина: выше, ниже. Она ведь не идеал, а человек. Она ведь имеет и свои слабости, и свои плюсы. А раньше я... женщина — это что-то вне обсуждения. (Рассказывает травмирующий эпизод из детства.) ...Я не мог преодолеть барьер телесной близости. Я впадал в меланхолическое состояние, я бросил институт, я ждал чего-то плохого, боялся всего — не нарушил ли я чего-то, не накажут ли меня за что-то — страх. Я не мог удовлетворить свое чувство к любимой девушке. Иногда я напоминал себе душевнобольного. Я понял, что женщина — не идеал, на который нужно молиться.
Расширение сферы осознания межличностного взаимодействия в семье.
Из протокола занятия 10:
Н. (об отношениях с мужем). Мне очень много группа
дала. Раньше я по-другому смотрела на Исака. Мне казалось, что во всех наших недоразумениях он безусловно неправ.
Ин. Ты искренне считаешь, что ты ошибалась?
Н. Да. Сейчас я по-другому стараюсь смотреть. Людям же видно, что он прав. Со стороны виднее. Колоссальная польза для моей семьи.
Расширение сферы осознания воспитательного подхода к ребенку.
Целесообразно выделить по крайней мере два аспекта этого подхода: I — осознание личностных особенностей ребенка; 2 — осознание себя как родителя.
3) Отработка новых приемов и способов поведения включает в себя преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепления новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать адекватному функционированию вне группы; перестройку своих неадекватных реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной и эмоциональной сферах.
а) Преодоление неадекватных личных установок, особенностей поведения.
На занятии 3 один из участников — Б3. — упоминает, что испытывает трудности при необходимости смотреть в глаза людям. Психологом применяется следующий прием. Б3 с женой садятся в центре крута и смотрят друг другу в глаза.
Из протокола занятия 8:
Б3. ...И еще я стал в глаза смотреть людям, а раньше я в рот смотрел... А насчет «в глаза смотреть» — у меня это с детства. Первое практическое применение... у нас состоялось производственное собрание. Я сказал, что есть предложение. Я сам удивился — раньше я бы никогда не проявил такую инициативу. И все удивились. И для меня было важно, что я вышел на разговор с открытым лицом, и я чув-
ствовал, что во мне внутренняя сила и я могу говорить, ничего не заминая...
б) Отработка новых приемов и способов поведения
в семье.
Работа над взаимоотношениями семейной пары Н. — Ис. ведется на протяжении целого ряда занятий. На занятиях 5 и 8 ими разыгрываются и обсуждаются группой характерные конфликты: в своих ролях, в роли партнера отрабатывается поведение в острой ситуации, приемлемое для обоих участников. На занятии 8 обсуждаются вопросы о том, как встречают дома, подчеркивается необходимость упражнений, обучающих здороваться, прощаться.
Из протокола занятия 6:
Ис. Мы с Наташей на этой неделе совсем не конфликтовали. Мы и раньше говорили на эту тему, ничего не помогало. А тут сразу помогло.
Из протокола занятия 10:
А. (психолог). Исак, как было последние две недели в семье?
Ис. Хорошо. Были моменты, когда мы подходили к спорным вопросам, но без конфликтов обошлось. Делали упражнения — здоровались по утрам, встречались регулярно. Прекрасно!
в) Отработка новых приемов и способов взаимодей
ствия с ребенком.
В процессе занятий психолог неоднократно подчеркивал необходимость предъявления ребенку требований, адекватных его возрасту, способностям, состоянию; необходимость больше хвалить ребенка и т. п. Кроме того, соответствующие модели поведения демонстрировались ведущим на детских игровых занятиях.
Из протокола занятия 10:
Ин. В отношениях с Катей произошел сдвиг. Если раньше ей было 90% нельзя, то теперь 50% можно...
Из протокола занятия 4:
Л. Я заметила, что с ребенком своим разговаривала, как в группе.
Совместные занятия с детьми
Сильное влияние на психотерапевтический процесс оказывают совместные занятия родителей с детьми. Один из участников — Ис. — делится впечатлениями.
Из протокола занятия 7:
Ис А на меня очень сильное впечатление произвело занятие на следующий день. Гнетущее впечатление от Нины (дочери). Я ее в первый раз как бы увидел со стороны. Сконцентрированно.
Б3. А дома она так себя не ведет?
Ис. Бывает хуже, но тут сконцентрированно. (Через некоторое время Ис. снова возвращается к этой теме.)
Ис ... Мне кажется, что ей такое поведение очень мешает. Она из-за него с детьми плохо сходится, неконтактна, пренебрежительно относится ко всем... Я в саду немножко подсматривал — по-моему, у нее не очень здорово получается с детьми, потому что она привыкла быть на виду, а у детей свои интересы. Вообще в процессе занятий у нее появилось больше друзей. Раньше вообще не было. А с ее этой чертой — всегда быть в центре внимания — ей будет очень трудно.
Из протокола занятия 4:
Ан. После второго занятия я заметила, что Тим (сын) соврал. В обычных ситуациях я бы рассвирепела. А тут вспомнила фразу А. (психолога) о Кате — «ей трудно, надо помочь». И я помогла, а потом ходила гордая.
Ин. А как ты помогла?
Ан. Я попросила его принести любимую игрушку. Заверила, что не отниму. «Если ты соврал, самолет может исчезнуть». В его глазах появилась такая благодарность. И запомнилось.
43 1
3. Психотерапевтические механизмы в тактике работы психолога, ведущего группу
Как уже было отмечено, механизмы психотерапии в родительской группе обеспечиваются, в числе прочих факторов, тактикой психолога-ведущего. Можно выделить три основных направления психотерапевтической работы ведущего в группе:
1) Опосредствованное воздействие на участников
через создание группы.
2) Непосредственное воздействие на каждого учас
тника.
3) Непосредственное воздействие на семейную пару.
Остановимся на механизмах, за счет которых веду-
щий реализует каждое из этих направлений психотерапевтической работы.
Представляется целесообразным рассматривать механизмы психотерапевтического воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового процесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменяется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития группы основное внимание психологом уделяется созданию группы как единой целостности. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, оказывая воздействие на участников, акцент переносится на непосредственную работу с каждым участником и с семейной парой в целом.
1) Механизмы опосредствованного воздействия ведущего. Одной из задач психолога-ведущего является обеспечение условий конструктивной работы группы, которая осуществляется за счет функционирования собственно групповых механизмов. На первой фазе, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, групповое напряжение настолько сильно, что создает опасность распада группы. Задача психолога в этот момент заключается в консолидации группы. С этой целью применяется ряд приемов, направленных на:
а) разъяснение и демонстрацию правил общения в
группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценоч
ных суждений, достижение прямого, несдерживаемого
проявления чувств, подчеркивание недирективной по
зиции ведущего);
б) создание атмосферы эмоциональной близости к
группе (акцентирование чувства принадлежности к груп
пе, поддержание интереса к другим участникам, знаком
ство и отработка первых впечатлений).
Приведем выдержки из протоколов, иллюстрирующие особенности тактики психолога на первой фазе.
Из протокола занятия 1:
Б2 (к А. — психологу). Я хотел спросить: правило о том, что надо обращаться друг к другу на «ты», распространяется только на эту комнату или на всю квартиру?
А. У кого ты хочешь об этом спросить?
Б2. У всех... В основном у вас, хотя я пока еще не могу сказать.
А. У кого ты хочешь об этом спросить?
Ир. (смеясь, подсказывает). Скажи: «У тебя, А.».
А. (психолог) ...Давайте обменяемся первыми впечатлениями.
А. (психолог). Лена, какие у тебя ощущения от нашего начала? Какие чувства?
Ин. Можно откровенно говорить?
А. Нужно!
Ин. Меня раздражают Сашины... бесконечные какие-то эти...
С. (перебивая). Я должен отметить, что меня это мало тревожит.
А. Саша, не надо всякий раз отвечать. Давайте еще вот о таком моменте договоримся. Это для всех.
.
Давайте. Ведь ее ощущения — это ее ощущения. Она имеет на них право в любых ситуациях. И здесь нет ничего объективного...
Из протокола занятия 2:
А. (психолог, обращаясь к Ир.). Что ты сейчас чувствуешь?
Ир. Просто какие-то воспоминания мелькают. А еще я чувствую смущение, потому что я в центре внимания оказалась опять.
Пауза.
А. Человек открыто говорит, что ему неловко! Надо оказать какую-то поддержку?
А. Центр группы — это наше групповое единство. На какой дистанции от центра вы находитесь?
Группа выстраивается по отношению к центру.
На второй фазе, когда заинтересованность и сплоченность участников группы возрастает, тактика ведущего направлена на обострение конфронтации между ними. Такая конфронтация, основанная на несходстве индивидуальных взглядов и жизненных позиций, усиливается в момент «здесь и теперь», создавая тем самым основу для получения обратной связи, и, следовательно, делает возможной дальнейшую конструктивную работу группы. Поскольку попытки поддержания негативных чувств по отношению к ведущему терпят неудачу (вследствие специфической динамики родительской группы, описанной выше), психолог ориентируется на обострение конфронтации между отдельными участниками или между образующимися подгруппами.
Из протокола занятия 4:
Ан. ...Еще мне было обидно за Лену, что человек был откровенен, а это не нашло понимания у большей части группы... Во всяком случае, по-моему, здесь и проявилось, что мы пока не являемся единомыш-
ленниками. Точка зрения Лены неприемлема, она оскорбительна для нас.
А. (психолог). Для кого, например?
Ан. Для Тани, для Исака. Они почувствовали себя при этом явно оскорбленными.
А. (к И'с). У тебя было что-нибудь подобное?
Ис. Да, та форма, в которой было выражено неуважение к толпе. Что-то безликое, какая-то масса, а ведь это все-таки люди.
* * *
С. Я примерил всех присутствующих женщин к своей семейной жизни, ситуации. Кто бы мог не спасовать в довольно сложных жизненных условиях, которые сопутствуют такому явлению, как я? Кто бы мог работать так хорошо, как Лида (жена)? Таня, Ира, Наташа? Может быть, но очень сомневаюсь, Аня. И совершенно не смогла бы ни ты (к А.), ни Лена. Вы бы двух минут со мной не были.
Пауза.
Ир. (к А. — психологу). Вот это — то, что надо?
А. Это — да! Тем, что ты сказал (к С), ты подчеркнул те ценные качества в Лиде, которых нет у меня и у Лены. Вот это нужный разговор. С моей точки зрения, Ира и Лида стоят на разных полюсах по женским качествам. А для тебя они похожи. Почему ты видишь так, а я по-другому? Вот это самое интересное...
Ир. ...Это первый коллектив людей, где его (Б2.) приняли таким образом. Я не навязываю своего мужа, но у незнакомых людей он сразу вызывает симпатию. Везде на него одинаковая реакция. Его принимают сразу.
Ин. А кто здесь его не принимает?
Ир. Не так, как обычно.
А. (психолог). Кто воспринял твоего мужа не так, как ты ожидала?
Ир. На первом занятии его не восприняли совсем Борис, и Рамиль.
2) Механизмы непосредственного воздействия ведущего на каждого участника группы. Проведение психотерапевтической работы в родительской группе предполагает в качестве необходимого компонента оказание строго индивидуализированного воздействия на каждого члена группы. Для его осуществления психолог, ведущий группу, использует следующие механизмы:
а) Проверка гипотез, возникающих в процессе на
блюдения за проявлениями каждого участника.
б) Создание условий для переоценки негативного
опыта. Психолог побуждает участника откровенно из
ложить свои проблемы, что вызывает у последнего эмо
циональную разрядку и тем самым открывает для него
возможность рациональной переоценки накопленных трав
мирующих переживаний; далее психолог дает интерпре
тацию проблематики участника, разрушая стереотип
ные представления и намечая пути ее рациональной
переработки.
в) Поддержка — повышение самооценки, чувства
уверенности, снижение тревожности и позитивных мо
ментов в рассматриваемой ситуации.
Рассмотрим конкретный пример работы психолога над индивидуальной проблематикой.
Из протокола занятия 7:
А. (к Ин.). Какие впечатления от выбора Рамиля?
Ин Мне было неприятно, что он сказал, что я буду
ходить к нему за хлебом. Я вообще ни за чем не
хожу, А. Еще какие эмоции? Ин Ну, нету! А. Лена, ты допускаешь, что твои эмоции, о которых
ты не хочешь говорить, видны?.. Ин. Я не могу...
Групповое обсуждение.
А. (к Ин.). У тебя страх перед эмоциями? Твои ответы — когда тебе что-то говорят, ты сразу пытаешься уйти от этого..
Ин. Я не могу публично о себе говорить.
А. Лена, используй этот шанс. Иначе ты будешь неудовлетворенной после окончания группы. Что заставило тебя перестать чувствовать?
Ин Мать. Я всю жизнь не жила, а старалась на нее не походить. (Рассказывает о матери.) И сейчас жуткие проблемы, потому что она осталась одна. Пока был жив отчим, она не так притесняла меня... Я не могу ее любить и не могу заставить себя ее уважать... Я боюсь, что это окажет дурное влияние на Катю (дочь)...
После рассказа группа невербально выражает Ин. поддержку; она плачет.
Ии.Эти эмоции всегда при мне и всегда дают осадок. Ситуация не меняется.
А. Стало быть, тебе придется заботиться о двух домах.
Как ты собираешься это решать? Ин Для меня не самое сложное — уход за двумя старушками. Меня беспокоят психологические отношения. Я прихожу ее навестить и молчу. Враждебно молчу. Она это чувствует.
3) Механизмы непосредственного воздействия ведущего на семью в целом. Изменение семейных отношений не ограничивается изменением отдельных членов семьи, а стремится охватить влиянием также взаимоотношения в семейной паре. В этом случае психологом-ведущим применяются следующие механизмы психотерапии.
а) Выявление конфликтных взаимоотношений в се
мье (следуя за их спонтанным проявлением в ходе груп
повых занятий или с помощью разыгрывания и обсужде
ния конфликта).
б) Заострение конфликтной проблематики, прида
ние ей гротескной формы.
в) Поддержка — усиление чувства «Мы» данной семьи акцентированием позитивных сторон взаимоотношений и качеств партнеров. Приведем пример психотерапии супружеских отношений.
Н |
Из протокола занятия 8:
... Мне кажется, что он (муж) даже стал хуже ко мне относиться... В пятницу он разозлился на меня, а за что, я не поняла. (К Ис. — мужу.) Может, здесь скажешь?
А. Н. |
(психолог). Как это было?
и Ис. разыгрывают конфликт в своих ролях, поменявшись ролями, снова в своих ролях.
А. Наташа, а почему ты так сказала? Может быть, тебе не понравилось, что он без тебя сюда приходил? (На предыдущем занятии Н отсутствовала в связи с болезнью матери.)
Н. Мне не понравилось, что он не поинтересовался, как здоровье моей матери.
А. (к Ис). Что ты чувствуешь в такой ситуации (подобной разыгрываемой)? Может быть, Наташа и не подозревает.
Ис. Отвращение, что мы не понимаем друг друга. Хотя я понимаю, что это временно. Но в тот момент — это на пике отрицательного отношения к Наташе. И я с удовольствием ушел бы и пожил отдельно. Такие отношения (конфликты) сильно отбрасывают семейные отношения вниз. Как можно так наплевательски относиться к человеку, хоть он и муж!
А. (к Н.). А у тебя какие чувства?
Н. Опять получается, что Исак несчастный, а я плохая.
А. Я чувствую к Исаку огромное уважение за то, что
он пытается строить жизнь с любимой женщиной.
А. (к Н.). Но тебя же это не может волновать! Ведь
Исак сейчас сказал, что иногда не хочет быть твоим мужем — даже уединиться на время. Что вызвало раздражение Исака? Н. Фраза, что меня от него тошнит. Но мне и в голову не могло прийти... Я настолько не придавала ей значения, что даже не помню.
Групповое обсуждение
А. (к Н.) ...Тебе повезло с таким мужем, который строит отношения в семье! Больше доверять мужу, не контролировать. Положись на него — это муж, мужчина!
А. (к Н.) ...Ты хочешь сказать, что в семье плохо не только из-за тебя, но из-за Исака тоже? Скажи теперь прямо Исаку, чего ты от него хочешь.
Н. (плачет). Не могу.
А. Тогда ты, Исак, скажи, что бы сказала Наташа.
Исак высказывает требования к нему Н.
А. Наташа, а ты как считаешь, правильно Исак сказал?
Н. Да.
А. Значит, он понимает, чего тебе недостает. Чем ты можешь пойти ему навстречу, помочь?
Н. Наверное, я должна больше стать женой, чем дочерью. Пока я не знаю, как это будет выглядеть.
Таким образом, динамика родительской группы, психотерапевтические механизмы, действующие в ней, тактика психолога-ведущего обладают определенной спецификой, если сравнивать их с теми же характеристиками иных групповых методов.