Процесс и этапы игровой психотерапии
Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий или фаз. Для детской группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс осуществляется в три отчетливо выявляемых этапа.
I этап — ориентировочный (2—3 занятия).
II этап — реконструктивный (6—7 занятий).
III этап — закрепляющий (2—3 занятия).
I. Этап ориентировки
На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна.
Здесь особенно важным является положение о минимальном количестве ограничений. На данном этапе решаются следующие задачи:
1. Диагностическая. Психолог наблюдает за детьми с целью выявления различных особенностей поведения.
2. Задача создания у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе, подготовка к актуализации и отреагированию внутренних конфликтов.
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт.
К концу этого периода заканчивается формирование группы, происходит дифференцировка игровых ролей на основе эмоциональных отношений детей друг к другу. Это период адаптации ребенка к новой, необычной для него обстановке.
Пример из протокола:
А. Будем играть кто во что хочет.
Ваня сидит на корточках, потом подходит к А. А. берет его на руки и что-то ему говорит, потом отпускает. Ваня подходит к шкафу с игрушками. Тихонечко с чем-то возится, не играет с другими детьми.
Филипп копается в игрушках.
Филипп. Я хочу играть в войну! Что там лежит на самой высоте? (Встает на стул, смотрит игрушки.)
Филипп. Нужно с этой полки (взял куклу). Моя дочка. Кто хочет куклу? Ой, мне же совсем эта кукла не нужна! Можно я с этим мальчиком поменяюсь?
Шурик беспрекословно меняется с Филиппом саблями.
Оля. Я буду Бармалей! (Рычит, как Бармалей, ловит Алешу.) Я тебя поймала!
Алеша возится с верблюдом, не может развязать веревочки.
Алеша. Я не могу (обращается за помощью к А.).
391
И. Реконструктивный этап
Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными. Тактика психолога приобретает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетные игры, разыгрываются различные проблемные ситуации. Именно на данной стадии происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматический характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как ко взрослому, так и к партнерам по игре. В начале этого периода целесообразно проведение совместных занятий с родителями, которые дают много важной информации об особенностях внутрисемейных отношений, так как именно в это время наиболее отчетливо проявляются все трудности, имеющиеся у детей, и конфликты обнаружены наиболее отчетливо.
Пример из протокола:
Дети играют в «Дракона»:
Катя.Дети! Хватит, нам, дети, игрушек!
Шурик.Дракон летает! Я могу так летать, что меня никто не заметит!
А. Вот видишь. Лучше нас Шурик понимает. Может быть, Шурик тоже будет драконом? Будет два дракона — семья.
Шурик.Не буду я ничего! Нет, не буду! (Забирается на кучу с игрушками, растаскивает игрушки.)
Шурик.Я буду разбрасывать!
Катя. Давайте собирайте, дети! Он неправильно поступил.
Шурик(хватает шпагу). Их надо на помойку выкинуть! Я хочу, чтобы их здесь не было!
А. А их и нет, разве они есть?
Шурик.Вот этого я и добивался. Все высыплю!
III. Закрепляющий этап
На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность.
Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.
Пример из протокола:
А Ночь настала. Идем через большой лес.
Нина.А я в шапке-невидимке.
Ваня. Там волки, медведи.
Нина.А я не боюсь волка.
Тимофей.И я не боюсь волка.
Соня.И я не боюсь.
Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса.
/ этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за спонтанной игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на своем мнении, охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей.
Используются следующие приемы:
— невербальные средства воздействия; .
— поощрение спонтанной активности ребенка.
IIэтап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной. Широко применяются различные приемы:
— интерпретация;
— отражение;
— демонстрация более адекватных способов поведения;
— внушение;
— создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия;
— использование специальных игр.
III этап — закрепляющий. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение, ставит перед детьми новые задачи.