Процесс и этапы игровой психотерапии

Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий или фаз. Для детской группы также ха­рактерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс осуществляется в три отчетливо выявляемых этапа.

I этап — ориентировочный (2—3 занятия).

II этап — реконструктивный (6—7 занятий).

III этап — закрепляющий (2—3 занятия).

I. Этап ориентировки

На этом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна.

Здесь особенно важным является положение о минималь­ном количестве ограничений. На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Диагностическая. Психолог наблюдает за детьми с целью выявления различных особенностей поведения.

2. Задача создания у ребенка положительного эмо­ционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе, подготовка к актуализации и отреагированию внутренних конфликтов.

На данном этапе широко используются невербаль­ные средства коммуникации, игры, облегчающие вступ­ление в контакт.

К концу этого периода заканчивается формирова­ние группы, происходит дифференцировка игровых ро­лей на основе эмоциональных отношений детей друг к другу. Это период адаптации ребенка к новой, необыч­ной для него обстановке.

Пример из протокола:

А. Будем играть кто во что хочет.

Ваня сидит на корточках, потом подходит к А. А. берет его на руки и что-то ему говорит, потом отпускает. Ваня подходит к шкафу с игрушками. Тихонечко с чем-то во­зится, не играет с другими детьми.

Филипп копается в игрушках.

Филипп. Я хочу играть в войну! Что там лежит на самой высоте? (Встает на стул, смотрит игрушки.)

Филипп. Нужно с этой полки (взял куклу). Моя дочка. Кто хочет куклу? Ой, мне же совсем эта кукла не нужна! Можно я с этим мальчиком поменяюсь?

Шурик беспрекословно меняется с Филиппом сабля­ми.

Оля. Я буду Бармалей! (Рычит, как Бармалей, ловит Алешу.) Я тебя поймала!

Алеша возится с верблюдом, не может развязать вере­вочки.

Алеша. Я не могу (обращается за помощью к А.).




391



И. Реконструктивный этап

Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными. Тактика психолога приобретает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога — продемонст­рировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь проис­ходит эмоциональное отреагирование внутреннего напря­жения, неприятных переживаний, широко используются сюжетные игры, разыгрываются различные проблемные ситуации. Именно на данной стадии происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматический характер. Почти всегда встреча­ются проявления агрессии, негативизм — протест, на­правленный против психолога. К концу этой стадии гам­ма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как ко взрослому, так и к партнерам по игре. В начале этого периода целесообразно проведение совмес­тных занятий с родителями, которые дают много важ­ной информации об особенностях внутрисемейных от­ношений, так как именно в это время наиболее отчетливо проявляются все трудности, имеющиеся у детей, и кон­фликты обнаружены наиболее отчетливо.

Пример из протокола:

Дети играют в «Дракона»:

Катя.Дети! Хватит, нам, дети, игрушек!

Шурик.Дракон летает! Я могу так летать, что меня никто не заметит!

А. Вот видишь. Лучше нас Шурик понимает. Может быть, Шурик тоже будет драконом? Будет два дракона — семья.

Шурик.Не буду я ничего! Нет, не буду! (Забирается на кучу с игрушками, растаскивает игрушки.)

Шурик.Я буду разбрасывать!

Катя. Давайте собирайте, дети! Он неправильно посту­пил.

Шурик(хватает шпагу). Их надо на помойку выкинуть! Я хочу, чтобы их здесь не было!

А. А их и нет, разве они есть?

Шурик.Вот этого я и добивался. Все высыплю!

III. Закрепляющий этап

На этом этапе дети закрепляют способность само­стоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить детей новым формам эмоциональ­ного реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность.

Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вы­нести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Пример из протокола:

А Ночь настала. Идем через большой лес.

Нина.А я в шапке-невидимке.

Ваня. Там волки, медведи.

Нина.А я не боюсь волка.

Тимофей.И я не боюсь волка.

Соня.И я не боюсь.

Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса.

/ этап. Тактика наименее директивна. Психолог на­блюдает за спонтанной игрой детей, старается создать теп­лую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он мо­жет предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на своем мнении, охотно поддерживает ини­циативу детей, никак не направляет игру, не высказыва­ет никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей.






Используются следующие приемы:

— невербальные средства воздействия; .

— поощрение спонтанной активности ребенка.

IIэтап. На реконструктивном этапе тактика изменя­ется, позиция психолога становится более активной. Широко применяются различные приемы:

— интерпретация;

— отражение;

— демонстрация более адекватных способов поведе­ния;

— внушение;

— создание ситуаций выбора, требующих от ребен­ка определенного способа действия;

— использование специальных игр.

III этап — закрепляющий. Это этап опробования но­вого опыта. Ребенок уже научился справляться с возни­кающими перед ним проблемами. Психолог во всем под­держивает ребенка, демонстрирует ему свое уважение, ставит перед детьми новые задачи.

Наши рекомендации