Воспитание как реализация определенной системы.
Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и забот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, родители сознательно и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих нередко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать прежде, чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания.
Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира
своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств.Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного для родителей качества.
Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и Даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорва-
нец — оно тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Современными исследованиями по психологии сексуальных различий установлено, что последствия нарушений своевременной половой идентификации в детском возрасте накладывают печать на всю дальнейшую личную жизнь женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического здоровья ребенка стиль отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов воспитания. Вспоминается такой случай. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло у сына впервые в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание хотя и наиболее заметное, но частное речевое проявление более общей особенности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответный сигнал сопровождался задержкой. Посте-
пенно выяснилось, что причина кроется в отношениях с мамой, точнее, в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые-для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша. Было невозможно случайно обломать ветку — ведь она тоже чувствует, наступить на букашку — это означает причинить боль, разбить стакан — это же творение чьих-то добрых рук. Ну а когда пришло время ребячьим стычкам и дракам, мама усилила свое воздействие. Раз и навсегда был наложен запрет на ответный шлепок, толчок или удар. Если у тебя взяли игрушку — отдай, толкнули — ни в коем случае не отвечай тем же, не приняли в игру — отойди. Так с самого раннего возраста, с «азов общения», мальчик был вынужден — а он очень любил маму, верил ей — сдерживать первую, непосредственную реакцию и лишь потом, после задержки и оттормажива-ния, проявлять ответную реакцию в соответствии с внушенными требованиями. Так возникла эта особенность поведения, а затем, зафиксировавшись, стала основной причиной заикания.
В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации сверхценных родительских требо-. ваний без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более Короткая или-длинная дистанция определяются теми Мотивами, которые побуждают и «осмысливают» воспитание.
3 8 40-
Оказалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Естественность воспитания
Какие же мотивы воспитания следует считать правильными? Как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка? Ответ так же прост, как и сложен: мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Созиданию такой жизни и должно быть посвящены правильное семейное воспитание и правильная родительская позиция. Ведь нет ничего естественнее, чем воспитание собственного ребенка! «Когда юная мать дает первый раз ребенку грудь, она не просто его кормит, она дает ему первый жизненный Урок. И это ей сладко, как потом будет сладко высаживать сына на горшок, учить пользоваться вилкой, переходить улицу и так далее. В каждом из нас изначально есть педагогическая жилка. Она дана нам как голос, как
слух, как способность мыслить. Она основа человеческого контакта, контакта универсального, все время передающего знания, опыт, мудрость, доброту... Без нее человечество не выжило бы. В воспитании детей есть естественность протянутой на помощь руки, так освободите из плена эту естественность!» — эти слова произносит первого сентября, обращаясь к учителям, мудрая «бабушка», опытнейший педагог из повести Г. Щербаковой. Но эти же слова могут быть адресованы и нам, родителям: «Воспитание — это протянутая рука, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно — учить шагать... Ничего не надо в себе ломать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться своей воспитательной работе. Без жертвенности, без мук...»
Следовать самому себе... Как же так, спросят читатели, говорим о воспитании ребенка, а оказывается, думать надо о самовоспитании? Да, именно так. Многими психологическими исследованиями доказано, что успешность воспитания стоит в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого. Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же особенности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от Условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или поведе-
60 родителя способна в зависимости от разных условий вызвать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты — грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно: подавленность, тормозимость, робость.
Выше уже обсуждался вопрос о связи мотивов воспитания с тем, какая степень самостоятельности предоставляется ребенку. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Когда мне на консультациях задают вопрос, какое воспитание наиболее правильное, я затрудняюсь ответить, потому что для этого мне надо знать, о каком именно воспитателе, родителе идет речь. Индивидуальность одной мамы позволяет ей с успехом использовать, например, эмоциональные формы воздействия, а индивидуальный психофизический и душевный склад другой делает такие способы воздействия на ребенка не только малоэффективными, но и вредными.
Иногда спрашивают: а какой характер человека, какие склонности, какие особенности поведения наиболее необходимы для правильного воспитания ребенка? Кто может быть успешным родителем? По-видимому, успешность воспитания не зависит от какого-то определенного набора личностных черт. «Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны» — эти известные строчки могут быть осмыслены как признание того факта, что успешность воспитания не определяется наличием каких-то особых, необходимых для родительской роли черт личности.
Психологические исследования показывают, что наиболее успешно справляются с воспитанием люди, которых определяет некая гармоничность душевного мира, его открытость, способность к изменениям, способность к анализу. Для воспитания ребенка наиболее приспособлены так называемые самоактуализированные, гармонично развитые личности. В чем же секрет личностной гармонии, каков путь ее обретения? Почему гармоничная личность способна наиболее успешно выполнять функции воспитания ребенка?
Самая общая характеристика личностной гармонии состоит в том, что гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать, иными словами, это человек, который наиболее полно выявляет все присущие ему задатки и способности. Уже из этого самого общего определения становится ясной связь успешности воспитания с гармонией душевного мира воспитателя. Ведь задача выявления всех задатков и способностей ребенка — наиболее важная и основная задача правильного воспитания. По-видимому, тому, кто неустанно работает над собой, выявляя и развивая присущие ему качества, легче научить такой работе и своего ребенка. Идти вместе к единой цели легче.
Гармоничные люди непременно вовлечены в какое-то дело, в деятельность, цель которой вне их самих. Они преодолели эгоцентризм, отсчет жизненных событий они ведут не от себя, а от того дела, которому служат. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным Для них. Выполняя свою работу, активно вовлекаясь в нее, эти люди действуют так, что для них исчезает разделение между трудом и радостью. Трудиться для них —
значит жить, а жить — значит радоваться жизни. И опять
необходимо подчеркнуть, что такой человек, радостно и
активно отдающийся любимому делу, совершенно есте-
ственно может создать для ребенка атмосферу радости и
оптимизма, ощущение заполненности жизни. Одним сво
им присутствием, без назиданий и требований, своей ,
наполненной жизнью, общей с ребенком, такой чело
век, такой родитель легко выполняет самое основное
правило гигиены душевной жизни — создает у ребенка
ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А
такая атмосфера — наилучший фундамент правильного\
гармоничного воспитания.
Гармоничная, развитая личность характеризуется еще
и тем, какие ценности признаются наиболее высокимиi
Воспитатель, идеалы которого ограничиваются пусть даже
самым изощренным и на вид красивым потреблением, вряд
ли сможет воспитать из ребенка истинно гармоничную лич
ность. Потребление всегда насыщаемо, и только созида-
ние, творчество не знает границ, писал А. Н. Леонтьев. Воспитатель, так или иначе основывающий свою жизнь на
потреблении, никогда не сможет сделать свой контакт с
ребенком свободным, диалогичным и творческим.
Гармоничный душевный мир человека означает спо-|
собность к полному и живому переживанию, способность
тонко и самозабвенно, бескорыстно чувствовать. Но ведь
именно способность к чувству, к переживанию, к эмо-
циональному контакту, к любви — самое необходимое I
требование к родителям, самое необходимое условие
правильного воспитания. Умение переживать, отдавать-
ся своим чувствам существует вместе со способностью признавать и уважать чувства и переживания своего ре-
бенка, помогает разбираться в сложной мелодии разно-
образных переживаний подрастающего человека.
Гармонически развитые личности отдают себе от-чет в том, что жизнь ставит перед каждым из нас задачу
на выбор. Всякий раз при выборе гармоничный человек идет по пути личностного роста. Он способен снять ограничивающие его привычные защитные оковы, дающие иллюзорное чувство безопасности. Гармоничный человек действует, развивается, преодолевает страх и тревожность.
Страх, тревога за ребенка — какой матери незнакомы эти чувства? Но и житейский опыт, и многочисленные психологические исследования показывают, что родитель, охваченный страхами, находящийся в постоянной тревожности, не только не способен установить правильный контакт с ребенком, но, более того, может вызвать в своем ребенке неблагоприятные эмоциональные переживания, исказить развитие его личности. Вот и опять получается, что внутриличностная гармония взрослого, творческое движение вперед вместо тревожных отступлений определяют фундамент, основы правильного воспитания ребенка.
Наряду со способностью творческого выбора для гармоничного душевного мира характерна способность брать на себя ответственность. Это важнейшее личностное качество также крайне необходимо для формирования у ребенка основных, базисных эмоциональных переживаний, для закалки воли и характера. Психологическая ответственность в аспекте воспитания означает определенную степень уверенности родителя в самом себе, способность следовать необходимым правилам,- выполнять свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям. Безответственный, часто меняющий свои решения, постоянно раскаивающийся в своих поступках, сомневающийся всегда и во всем родитель может либо полностью потерять уважение и доверие своего ребенка, либо совершенно дезориентировать его и воспитать у него полную неспособность принимать собственные самостоятельные решения.
И наконец, еще одной важной характеристикой гap- монической личности следует считать постоянное жела-ние познавать и понимать, изучать и наблюдать самого себя, пытаться постичь, что тебе самому нравится, а что нет, что для тебя хорошо и что плохо, что в тебе сильного, а что является слабостью, несовершенством, что открывает тебя миру и другим людям, а что ставит барьер на пути к познанию и совершенствованию. Человек, умеющий постоянно задавать себе эти вопросы, постоянно ищущий ответов, может быть хорошим воспитателем хотя бы уже потому, что сумеет так же пристально и внима-тельно вглядываться в своего ребенка, познавать его формирующийся душевный мир, ставить задачи на смысл поступков, на оценку себя и других.
Гармоничный человек способен быть поистине любящим ребенка человеком. Старшим, который берет на себя ответственность за Младшего. Старший понимает, что знает и умеет больше, но он твердо знает, что ребенок не есть что-то особое, качественно отличное от него самого и принадлежащее к другому миру, он скорее видит сходство, чем отличие. Мудрый и любящий воспита тель старается совершенствовать Младшего, пытается делать его лучше, чем он сейчас есть, но не таким, ка-ков есть он, Старший, а таким и в тех неповторимы возможностях, в которых может развиваться Младший И тогда действительно становится понятным, что для ' гармонично развитого человека, для гармоничной лич- ности, для человека с творческим душевным миром не ничего естественнее воспитания. Так же, как он работает над собой, помогая самораскрытию, точно так же он помогает самосовершенствованию и самораскрытию сво-его ребенка.
Творческой личности соответствует и творческо воспитание, гармоничный человек становится гармонич ным родителем, и тогда в его общении с ребенком легко
65
и естественно воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут».
Но почему же не всем удается стать хорошими родителями, почему все еще труден этот, казалось бы, столь естественный путь? В реальной жизни все обстоит гораздо сложнее. То, какой я родитель, зависит не только от гармоничности моей собственной личности, моего сознания, воли, чувства, характера. Многое, очень многое внушено опытом нашего собственного детства, а многое в контактах с детьми становится продуктом отношений в семье в целом. Так же, как личность человека меняется под воздействием семьи, благополучия или неблагополучия в ближайшем окружении, так и родительские качества человека непосредственно связаны со всем многообразным опытом личной, семейной жизни. Об этом и пойдет разговор в следующих разделах.
«Театр» одной семьи
В мире сегодняшнего дня существует арифметика отчаяния, где все просят любви, но очень мало кто может ее дать.
Т. Харрис
Как уже отмечалось выше, гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов. По отношению к детям «открытый брак» дает возможность сочетания тёплого эмоционального отношения к детям на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви
с четко определенными правилами поведения. При таких отношениях достигается наиболее полное принятие ребенка, сохраняется глубокий контакт, взаимодействие строится по диалогическому принципу, а в пределах принятых семьей норм поведения детям предоставляется достаточный простор для личной инициативы.
Необходимо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье — задача весьма и весьма непростая. Тернист и неоднозначен путь к достижению семейного счастья. Сложность обретения как супружеской, так и родительской гармонии заключается в том, что каждая из действующих психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, как уже отмечалось, содержит внутреннюю конфликтность, противоречие. Подчас достаточно одного небольшого уклонения в ту или иную сторону, как по принципу круговой причинности проблемы наслаиваются одна на другую, растут как снежный ком. Именно поэтому распутать клубок семейных проблем нельзя, потянув только за одну ниточку. Необходима перестройка всего внутрисемейного механизма.
Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.
В данном разделе хочется привлечь внимание читателей к анализу некоторых неблагоприятных типов отношений в семье. Необходимо подчеркнуть, что в ряде описаний черты личности людей и сами ситуации гротескно усилены. Это дает возможность ясно увидеть причины семейных дисгармоний и установить связь между различными составляющими семейных отношений. Надеемся, что подобный анализ позволит читателям избежать некоторых ошибок в построении своей семейной жизни как в супружеском, так и в родительском аспекте.
Внешне «спокойная семья»
В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочен-ны и согласованны. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки, их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, часто с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семейных союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным «фасадом» скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии.
Вулканическая семья
В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Может показаться, что второй тип семейных отношений «здоровее», но это не совсем так. Дело в том, что «выливание злости», ослабляя ситуативное напряжение, совсем не всегда приносит истинное облегчение. Человек, проявивший излишне сильно негативные чувства, стыдится своего поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в
смешном положении, боится осуждения, — таким обра-зом, происходит накопление напряжений и негативных переживаний.
Как сказывается такой семейный климат на само-" чувствии ребенка? Следует считать и тот и другой тип! неблагоприятным. Правда, негативное влияние в том и другом случае различно. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательнос-ти, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится бес-помощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощуще-нием постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. В этом смысле от-крытые отношения, даже враждебные чувства, менее трудны для ребенка. Однако в бурливых семьях, эмоцио- нальная атмосфера которых пульсирует между крайними, полюсами, дети испытывают значительные эмоциональ-ные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для негр подлинная трагедия, угрожающая самим основам ста-бильности детского мира.
Таким образом, хотят того родители или нет, осоз-нают или не подвергают оценке свои супружеские отношения, специфическая эмоциональная атмосфера семьи; оказывает постоянное воздействие на личность ребенка,»
Уже на этих двух типах семей можно наблюдать осо бенность, всегда сопровождающую дисгармоничные со-юзы. Она состоит в известной инертности, стереотипно-сти отношений. Раз и навсегда спонтанно выработанный стиль фиксируется и долгие годы остается неизменным Как объяснить подобную стабильность, которая тем более кажется странной, что люди на протяжении жизни достаточно сильно меняются, приобретают новый опыт? Почему именно семейные отношения столь инертны?!
Этот достоверный факт объясняется достаточно просто. Как правило, выработанный стереотип отношений в какой-то мере скрепляет брак, повышает его стабильность, хотя и не на гармоничной основе. Поэтому попытки одного из супругов к изменению стиля общения нередко сталкиваются с сопротивлением партнера. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Одному психологу принадлежит меткий образ: «Брак можно сравнить с позой: если начинает сутулиться спина, то, значит, где-то еще должна возникнуть добавочная сутулость, чтобы удержать голову в прямом положении». Если один партнер меняется, это должно сопровождаться какими-то дополнительными изменениями, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность. Именно поэтому позиция одного из супругов постепенно вызывает определенный тип отношений в семье в целом, и для перестройки уже этого семейного стереотипа недостаточно изменения у одного из участников семейного круга.
« Семья - санаторий»
Характерным примером семейной дисгармонии служит тип семьи, который может быть описан как «санаторий». Один из супругов, эмоциональное состояние которого выражается в повышенной тревожности перед окружающим миром, требовании любви и заботы, создает специфическую ограниченность, барьер новому опыту. Такая защита дает возможность снижения чувства тревожности перед неопределенностью окружающего мира. В узкий, ограниченный круг постепенно втягиваются все члены семьи, в том числе и дети. Поведение супругов принимает вид «курорта», усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки некоторого отделения восприни-
маются как угроза самому существованию семьи, посте
пенно ограничивается круг общения, уменьшаются кон-!
такты с друзьями, как правило, под предлогом различий
во взглядах и ценностях. Семья только внешне кажется
солидарной, в глубинах отношений кроется тревожная;
зависимость одного из партнеров. Союз становится не;
свободно содружественным, а симбиотически зависимым.
Это означает, что один из членов семьи, им могут стать
как взрослые, так и дети, ограничивает свои обязаннос
ти, заставляя близких все больше и больше окружать его|
вниманием. Члены семьи объединяются в осуществлении
особой заботы о нем, ограждают от трудностей, охраня-
ют от слишком сильных впечатлений. Нередко, если се-
мейная защита строится вокруг взрослого члена семьи,
он бессознательно получает какую-то выгоду, например
стабилизируя и охраняя любовь супруга. Иногда такой
позицией один из супругов бессознательно мстит друго
му, как бы говоря: «Ты был (или была) ко мне так без-
жалостна, а теперь я так страдаю, что вынужден просить
поддержки». Позиция детей в таких семьях бывает раз-
лична. В том случае, когда семья превращается в «санато
рий» для матери или отца, дети обычно лишены необхо-
димой заботы, испытывают недостаток в материнском
принятии и любви. Как правило, они рано привлекаются
к выполнению домашней работы, нередко годами живут
в ситуации физической и нервной перегрузки, становят-
ся излишне тревожными и эмоционально зависимыми,
сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отно
шение к родителям. Поскольку бессознательная цель од-
ного из супругов — удерживание любви и заботы друго-
го, ребенок не может компенсировать недостаток любви
со стороны ни одного, ни другого родителя.
В тех случаях, когда «санаторным» отношением окружаются братья или сестры, а также кто-то из других родственников, бабушки и дедушки, внутрисемейная;
позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне-семейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей и предпочитаемых форм поведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.
Такие родительские позиции приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.
Повышенная забота об одном человеке приводит к фиксации внимания на состоянии здоровья всех членов семьи, в этом случае у детей может возникнуть страх заболевания, который при определенных неблагоприятных ситуациях способен привести к формированию личности, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.
«Семья-крепость»
Ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями характеризует еще один тип семей. Этот вид может быть назван семьей по типу «крепости». В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. Часто такие представления подкрепляются необходимостью вывода негативных эмоций,
7 2.
возникающих в семье, за ее пределы. В подобных случае ях непереносимые взаимно враждебные импульсы в интересах поддержания стабильности семьи переносят: ся на внешний мир в целом: на отдельных лиц, на груп-пы людей, на те или иные формы мировоззрении. В та* ких семьях создаются отношения якобы полнот взаимопонимания, в то время как внутренние пробле мы супруги переводят вовне. Заботясь о своем микроми-ре, супруги осыпают окружающих различными упрека-ми, которые они бессознательно хотели бы направить друг на друга или часто на самих себя. Нередко в таких семьях господствуют довольно странные односторонние представления, переоценки фактов и обстоятельств, постепенно возникает странный фанатизм, привержен-ность к тем или иным идеям, коллективное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов возникав выраженное усиление чувства «Мы». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, естественно скрепляющих семью. «Круговая оборона» является бессознательным ка-муфляжем душевной пустоты или нарушения сексуаль-ных отношений. Часто в таких семьях наблюдается безо-говорочное доминирование одного из родителей и\ зависимое, пассивное положение другого, вся семей-ная жизнь жестко регламентирована и подчинена опре-деленным целям, закостенелая фиксация определенны' семейных ролей создает видимость внутрисемейной со-лидарности и содружественности, в то время как эмо-циональное наполнение ролей давно уже иссякло или изменилось, эмоциональная атмосфера внутри семь: лишена естественной теплоты и непосредственности.
Отношение к детям в такой семье также жестко рег-ламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ог-
раничений, к предписанию выполнения жестких правил, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о будущем ребенке. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируются гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Однако необходимость скрепления семьи со стороны подчиненного родителя делает опеку непоследовательной и лишает отношения эмоциональной открытости и искренности.
В семьях по типу «крепости» любовь к ребенку все более приобретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Это обычно сочетается с увеличением собственнического компонента в эмоциональной привязанности родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязываемый ребенку образ «Я». Воспитание приобретает черты заданности, родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протест-ные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собст