Вредные привычки у детей,их последствия. Способы профилактики и устранения
Одни вредные привычки могут являться факторами риска возникновения болезней, другие способствуют их развитию, третьи неизбежно ведут к возникновению стоматологических заболеваний. Предотвращение и устранение вредных привычек является важным звеном в профилактике болезней зубов.
Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непроизвольности, автоматизме, что делает сложным их искоренение. Факторы убеждения не всегда эффективны, Второй особенностью является необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек, так как им каких-либо универсальных способов их устранения. Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет длительное время сохранять их.
Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения, как от стоматолога, так и от родителей, воспитателей и др.
Вредные привычки (акты), вызывающие зубочелюстные аномалии (В.П. Окушко, 1975):
I. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции):
1) привычка сосания пальцев;
2) привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов;
3) привычка сосания и прикусывания языка.
II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):
- нарушение функции жевания;
- неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;
- ротовое дыхание;
- неправильная речевая артикуляция.
III. Зафиксированные познотонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:
- неправильная поза тела и нарушение осанки;
- неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
Также я бы хотелось отметить вредные привычки, не вошедшие в данную классификацию:
- прикусывание языка, нижней челюсти
- привычка грызть ногти, игрушек,
- жевательная леность,
Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В.П. Окушко дает определение вредных привычек как "часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов; и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка".
Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, являются действия мышц челюстно-лицевой области, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы. Искажение функции жевания в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов и синергистов является мощным этиологическим фактором аномалий положения зубов и челюстей, приводящим к аномалиям прикуса.
Нарушение миодинамического равновесия наблюдается между щечной, жевательной, височной мускулатурой и надподъязычными мышцами. Миодинамическое равновесие может быть нарушено между круговой мышцей рта, подбородочной мышцей и мышцами дна полости рта, а также между последними и жевательной и щечной мускулатурой.
Для устранения вредных привычек необходимо проводить комплекс общих оздоровительных мероприятий — санацию носоглотки, пластику укороченной или неправильно прикрепляющейся уздечки языка.
У родителей детей с вредной привычкой сосания пальца нужно собрать подробный анамнез о способе вскармливания ребенка, длительности пользования соской и длительности вредной привычки, ее периодичности в течение суток, а также о характере ребенка, реактивности его нервной системы, об окружающей среде. Детей с повышенной возбудимостью нервной системы важно направлять на консультацию к невропатологу.
Родителямрекомендуют наряду с психотерапией(путемубеждения, внушения, постоянного спокойногонапоминания)применять фиксирующую локтевую шину, надеватьдетямрукавички. Локтевыешины готовят из полиэтиленовыхлент или бутылочек. При помощи ножниц вырезаютшину нужной формы и делаютпрорези для шнура. К внутреннейповерхностишины, прилегающей к руке ребенка,прикрепляют мягкую прокладку из поролона, фланелиили марли стонким слоем ваты. При пользовании такой шиной в течение 2—5 месудаетсяотучить ребенка от вреднойпривычки сосать палец.
В случае привычки сосать палец не тольконочью, но и в дневное времярекомендуется применять аппарат Дековой, действиекоторогооснованона болевых ощущенияхприсосаниипальцев- Принцип действияэтогоаппаратазаключается в рефлекторном влиянии болевого фактора.РазновидностиаппаратаДековой выбирают взависимости от способа расположения пальца при сосании. Действующая часть аппарата (площадка с шипами, выступающими при надавливании на нее пальцем и вызывающими болевое ощущение) располагается в пластинке либо для верхней, либо для нижней челюсти. В результате пользования этим аппаратом в течение 1—3 мес дети отвыкают от вредной привычки сосать палец.
Детям, у которых привычка сосать палец привелакзубо-альвеолярной протрузии на верхней челюсти или зубоальвео-лярнойретрузии на нижней челюсти и сужению верхнего зубного ряда с тенденцией к развитию дистального или открытого прикуса, назначают стандартную вестибулярную пластинку, которая помогает отучить их от вредной привычки. Применение стандартных вестибулярных пластинок в течение 2—4 мес приводит к устранению ее.
Применение стандартных вестибулярных пластинок имеет социально-гигиеническое значение, что подчеркивает D. Eismann, R. Frankel, H. Taatz и др. Преимущество стандартныхвестибулярныхпластинок в их доступности длямассовогоприменения, общем экономическом эффекте иэкономиивремени врача. Их применение в детских садах имеет целью борьбу с вредными привычками и главное их последствиями.
После принятия мер к отучен ию от вредной привычки сосать палец у некоторых детей возникает другая вредная привычка — сосать язык. Эта привычка менее заметна для окружающих, но отучить от нее еще труднее, так как она проявляется во время сна и трудно выявляется родителями.
Привычка сосания и прикусывания губ, щек, различных предметов. Дети чаще сосут нижнюю губу, располагая ее между зубами. Под воздействием этой привычки наблюдаются вестибулярное отклонение верхних резцов, образование межцу ними трем, зубоальвеолярное укорочение в переднем участке верхнейчелюсти. Реже отмечается тесное положение верхних передних зубов. Нижние резцы наклоняются орально. Нередко образуетсяоткрытый прикус, повторяющий Ф°рму нижней губы.Постепенно нарушается соотношение таковых зубов, развивается дистальный прикус.Отклонение^рхнихинижних резцов способствует стойкомуизменению
расположения губ и их несмыканию, что усугубляет нарушение прикуса. Л. В. Ильина-Маркосян, Т. М. Кучумова, В. Planesвысказали мнение о том, что возникновение болей в височно-нижнечелюстных суставах способствует возникновению привычки прикусывать нижнюю губу, удерживая нижнюю челюсть в более удобном положении. Длительное прикусывание нижней губы приводит к скученному положению нижних передних зубов, недостатку места для отдельных зубов, недоразвитию зубного ряда и нижней челюсти.
Значительное нервное перенапряжение, страх, переживания ребенка могут выражаться в сильном прикусывании нижней губы. В случае прикусывания половины нижней губы нарушения менее выражены. Такая привычка способствует одностороннему отклонению верхних передних зубов и образованию более выраженнойдиастемы. Однако такая привычка вызывает сопутствующие функциональные нарушения в зубочелюстной области, и отучить от нее подростков трудно.
Сосание или прикусывание верхней губы приводит к рет-рузии верхних резцов, тесному их расположению, недоразвитию зубной дуги, протрузии нижних резцов с наличием между ними трем, привычному выдвижению нижней челюсти. Кроме того, нередко она сочетается с неправильным глотанием и нечетким произношением звуков. Эта привычка особенно неблагоприятна при наличии условий, предрасполагающих к развитию мезиального прикуса (ранняя потеря отдельных верхних временных зубов, адентия верхних боковых резцов, вторых премоляров, семейная особенность развития мезиального прикуса). У таких больных борьбе с вредной привычкой следует уделять особое внимание.
46.Миотерапия как метод профилактики аномалий зубо-челюстнойсистемы. Показания к назначению
Восстановление нормальной функции мышц достигается с помощью специальной гимнастики. Принцип профилактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нормализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.
Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.
Комплекс миогимнастических упражнений
1. При нарушении осанки и для тренировки правильного способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;
2. Для нормализации глотания:
а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - прижать его к переднему участку твердого неба в области зубных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;
б) то же упражнение с глотком воды;
в) цокание;
г) зевота;
д) полоскание горла;
3. Тренировка круговой мышцы рта:
а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;
б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому мизинцами в углах рта;
в) игра на детских духовых инструментах;
г) свист;
д) упражнения с приспособлениями:
— вестибулярной пластинкой Шонхера;
— активатором Дасса;
— диском Фриэля (межгубным);
— ручной вертушкой.
4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:
— нижнюю челюсть медленно переместить вперед до резцового перекрытия;
— то же с поворотом головы вправо, влево.
5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:
— губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;
— то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно действует массаж, посредством которого в области альвеолярного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.
Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и постоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему лечению аномалий прикуса