Понятие о контакте в гештальт-терапии
«Гештальт-терапия является универсальным подходом в силу того, что в ее основе лежит универсальный принцип контакта организма с окружающей средой. У гештальт-терапии есть наиболее проработанная из всех терапевтических подходов философская база, что позволяет гибко применять ее в различных практических областях, сохраняя базовые принципы» (Д. Хломов, 2000).
Гештальт-терапия интересуется осознаванием в поле «организм - окружающая среда» и фокусируется на отношениях элементов этого поля, но больше — на наших отношениях со средой. Мы можем назвать это встречей или диалогом, но первично мы называем это контактом. Под контактом понимается сенсорное осознавание н моторное поведение (Перлз, 2001, с. 7). Кроме того, контакт – это взаимодействие со средой (природой или другими людьми) без потери индивидуальности*. Контакт может быть описан в терминах его отличительных характеристик. Его локализацию мы называем контактной границей, а фундаментальное организующее качество контакта мы называем «фигура-фон».
В бытовом смысле контакт означает соединение, встречу или связь. Мы говорим, также о том, кто хорошо контактирует с другими, или о том, что у нас хороший контакт с кем-то, подразумевая хорошие отношения.
В гештальт-терапии контакт — это качество осознавания, которое включает встречу с различиями. Из феноменологической перспективы одного человека контакт — это опыт различения. Без отличий контакта нет. Если мы касаемся кого-то пальцами, мы будем чувствовать давление на пальцы, если же нет, то мы имеем только иллюзию того, что прикасаемся. Представляя это как перспективу межличностных отношений, можно сказать: чтобы встретиться с другим человеком, нужно почувствовать, каким образом он другой. Без знания о том, насколько мы различны, нет отношений, ведь отношения включают двоих. «Контакт — это не состояние, — пишет Лаура Перлз (1992), — а активность с определенным ритмом соприкосновения и ухода».
Иногда поле устроено так, что невозможно различить элементы. Например, море и небо сливаются в пейзаже и невозможно отличить, где одно, а где другое, не на чем остановить свой взгляд. В поле, не дифференцированном на передний и задний план, нет различий, нет существенного, нет фокуса. Контакт противоположен недифференцированности. Если мы контактируем с другими, мы контактируем с различиями между нами, и эти различия связывают нас. Отличительным признаком контакта является возбуждение, оно сопровождает встречу с другим. Оно подразумевает чувства и отношение, энергетический ответ или действие, возможно, удовольствие, любопытство и мобилизацию. «Удовольствие не является целью, — замечает П. Гудмен, — это чувство, которое сопровождает текущую активность».
Понятие контакта в гештальт-теории претерпело многочисленные изменения и толкования даже у создателей данной теории Ф. Перлза, Р. Хефферлина и П. Гудмена. В своей монографии «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности» (1951) они определили контакт как (1) осознавание и движение по направлению к творческому разрешению и ассимиляции/отказу на границе между организмом и окружающей средой, (2) как осознанный ответ и (3) как процесс формирования фигуры внимания организма/окружающей среды (Зинкер, 1994, пер. 2000).
Теория Self, функции Self
Существенная часть практики гештальт-терапевта состоит из тщательного исследования контакта (создания и разрушения «фигур») и экспериментального исследования терапевтом этого процесса. Та часть гештальт-теории, которая касается того, как это' делает индивидуум, называется теорией self. В ней self (или самость, как ее переводят на русский язык) является агентом изменений. Термин self также относится к системам контактов организма с окружающей средой в настоящий момент и к способу организации нашего опыта. «Будем называть самостью систему контактов, — пишут PHG*. — Самость — это действующая контактная граница...». Эти контакты представляют собой структурированный опыт настоящей ситуации.
В традиционной психологии принято думать, что self является сущностью, находящейся внутри, в то время как в гештальт-терапии это процесс взаимодействия на контактной границе поля «организм — окружающая среда». Очень важно понять, что self не является структурной сущностью психики («вещью» или объектом), self — это процесс — selfing.
Этот процесс имеет две составляющие: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), которые составляют так называемую Эго-функцию или функцию выбора (Philippson Р., 1995, 1996b, 1997). Self существует там, где появляется контакт (контактная граница), но не как дополнительный объект психики, а как процесс формирования «фигуры» у индивидуума. Когда граница контакта отсутствует, self присутствует как возможность. Согласно Ф. Перлзу, self можно понять только в контрасте — это та часть поля, которая противостоит остальным его частям. PHG: «Self не может рассматриваться как фиксированная структура и существует там, где имеется факт интеракции на границе. Это «фигура-фон» процесс в ситуациях контакта».
Для того чтобы отразить интегративность функций self, Латнер (1992) приводит притчу о слепых, ощупывающих слона и пытающихся передать целое через описание частей (уши, хвост, хобот…). При этом видящий — это тот, кто видит целое и в этом смысле self индивидуума обладает интегративным свойством. Self интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Далее, self осознает и ориентируется, чувствует, подходят ли друг другу среда и организм, осуществляет агрессию и манипуляцию. В ситуациях контакта self проявляется процессом образования «фигуры — фона», а чувство, сопровождающее этот процесс, — возбуждение —как раз и свидетельствует о процессе формирования, когда незавершенная ситуация стремится к завершению. Если потребность удовлетворена («фигура» разрушена) и происходит ассимиляция, self уменьшается, поскольку основная роль состоит в приспособлении организма в среде. Уменьшается self и в случае слияния, изоляции и равновесия, где нет «фигуры» или она недоступна.
Свойства и функции self
Одним из свойств self является спонтанность. Это понятие подразумевает непрерывное действие системы «организм — среда», свободное формирование и разрушение фигур. Она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации н действия. Говоря о вовлеченности, мы имеем в виду, «что нет никакого иного чувства себя или других вещей, кроме собственно переживания ситуации. Это чувство непосредственно, конкретно, присутствует в настоящем и интегрирует восприятие, мускульный компонент и возбуждение» (Перлз, 2001).
Спонтанность одновременно активна и пассивна — это творческое безразличие (или беспристрастие) среднего залога. Self не может проявляться кроме как в контакте с чем-то возникающим в текущем процессе. Этот контакт может осознаваться как ощущение материала, импульсов, фона, направленности интереса, присвоения или отчуждения.
При этом, у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Это функция Ид, Эго-функция и функция личности. Так, функция Ид — это и функционирование в фоновом режиме, включающем смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой, прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, внутренние импульсы, потребности в их тело сном проявлении и восприятие всех этих параметров (которое иногда блокировано). Это и опыт чувств, отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна — все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.
Эго-функция, в отличие от Ид, наоборот, активна. Self по своей сути противостоит «другому» или «иному». Процесс, в котором проявляется self, состоит из двух фаз — идентификация («Это я») и отчуждения («Это не Я»). Это функция выбора или сознательного отказа. Эго-процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора — ценностями, интересами, избеганиями (Philippson, 1995). Это то, что классики назвали автономным критерием здоровья. В общем смысле Эго-функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур (первичная полярность — это фигура-фон). Здоровая Эго-функция дает индивидууму чувство инструментальности бытия, индивидуум чувствует себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Нарушение этой функции называется потерей Эго-функции и лежит, по мнению классиков (Перлз, 2001), в основе невроза: субъект затрудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом Ид-функция продолжает воспринимать внутренние импульсы и потребности, а ответ Эго-функции оказывается неудовлетворительным, творческое приспособление индивидуума не соответствует доминантной потребности. Эта доминантная потребность при неврозе остается нереализованной.
Функция личности
Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях; это ответы на вопросы, задаваемые другими или самим субъектом, это вербальное отражение себя в настоящий момент, ссылки на себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплику в отношении себя.
Итак, функция личности включает говорение о себе, но это говорение имеет социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей. Это часть нашей здоровой жизни. Ее можно назвать системой ранее признанных фактов (или инсайтов). Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится ошибочных концепций себя, эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений и т. п. Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация является неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся.
В терапии функция личности важна и в тот момент, когда клиент пришел к нам с проблемой («я слишком мягкий и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью сформировать «фигуру», говоря о себе, и в тот момент, когда он ассимилирует собственный опыт действий по отношению к своей удовлетворенной потребности. Но для здорового функционирования в мире индивидууму недостаточно определять себя как кого-то, ему необходимо делать выборы.
Здоровое функционирование личности характеризуется автомностью и ответственностью индивидуума, его знанием себя «как лица, играющего определенную роль в актуальной ситуации» (PHG, 2001). Автономия — это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство непринужденности, свободы от принуждения. Он знает кто он и где он, и принимает на себя обязательства в соответствии с тем, кем он является. Поведение становится своим собственным, так как ранее оно было уже достигнуто и ассимилировано. Автономия основана на спонтанности, а в спонтанном поведении приоритет имеет новизна. Ответственностъ — это исполнение контракта, заключенного в соответствии с тем, кем субъект является, это постоянство поведения в таких рамках. Это не означает, что поведение никогда не меняется, оно меняется творчески, в соответствии с изменеием ситуации.