Особенности рассмотрения динамики группового процесса
Личностный уровень. Обсуждение особенностей динамики группы в групповой гештальт-терапии имеет терапевтический смысл лишь постольку, поскольку отвечает на один из центральных вопросов групповой терапии — вопрос: о механизмах влияния группы на индивидуальные терапевтические достижения участников, поскольку именно за этим они и приходят на групповую терапию. Терапевтическая динамика участника представляет собой «развертывание процесса личностного роста в условиях жизни группы, в условиях постоянно развивающегося взаимодействия с другими людьми» (Немиринский, 1999).
Области осознавания терапевта — это его действия по отношению к отдельным участникам (и их личная динамика) и влияние этих действий на групповую систему и ее изменения. Сюда можно отнести индивидуальные фокусировки и выбор терапевтом участника для индивидуальной работы в групповом контексте, а также саму терапевтическую работу с участником и ее влияние па группу.
Межличностный уровень. Фокусом внимания являются интеракции участников, оказывающие воздействие (фасилитирующие или тормозящее) на групповой процесс. Если же в группе работают два ко-терапевта, то же самое относится и к их взаимодействию.
Общегрупповой уровень, или группа как целое. Здесь важно, чтобы терапевт мог диагностировать паттерны, относящиеся к группе как целому, например, особенности групповой атмосферы и темы, поддерживаемые группой, уровень энергии и уровень участия. Одновременно он может побуждать группу к осознаванию этих паттернов, и такие навыки являются еще одним инструментом для успешной групповой терапии. Активное осознавание особенностей группового процесса помогает членам группы принимать ответственность за изменение ситуации в группе способами, которые интересны им самим. Активное участие в создании мира вокруг создает навыки, жизненно необходимые для их бытия внутри и вне группы. Терапевт как групповой лидер может способствовать продвижению группы по пути развития, а может неосознанно блокировать этот процесс. В связи с этим в фокусе его сознавания находится его влияние на группу в разные моменты ее жизни.
В групповом контексте терапевт использует «фигура-фон» процесс не только для работы с отдельными участниками, но и для исследования структуры и динамики группового поля в целом. Теория поля утверждает, что все происходящее «здесь и сейчас» может быть понято и объяснено в понятиях текущего поля, что в целом является шагом вперед по отношению к идее причинности. Таким образом, групповая гештальт-терапия помогает индивидуумам создавать новые опыты и поведение «здесь и сейчас», там, где они находятся в данный момент.
И, наконец, гештальт-терапевт пытается отделять «наивный опыт» от теорий, гипотез, предположений, предконцепций и т. п. Рассмотрим каждое из этих положений подробнее.
А). Групповое поле - это поле «организм - среда»
Итак, что такое поле? Гештальт-терапевт Гари Йонтеф (2001) определил поле так: «Поле характеризуется целостностью, его части состоят в непосредственных отношениях друг с другом и являются обоюдно ответственными, при этом ни одна из них не остается не вовлеченной во взаимодействие, благодаря этим процессам что-то постоянно продолжает происходить в поле». Оно представляет собой совокупность множества влияющих сил, которые вместе формируют объединенную интерактивную целостность. Такое определение привлекает наше внимание к тому огромному количеству сил, которые действуют в любой социально-психологической ситуации, а также к тому факту, что они динамичны, организованы и взаимосвязаны и действуют в один и тот же момент.
Гештальт-терапия имеет особую версию теории поля. Ее стартовая точка — поле «организм — среда», поле, которое создано и поддерживается интеракциями людей и средой. В этом поле в одно и то же время действуют множество факторов — физических, биологических, психологических и социальных. Все это части поля и все они включаются в исследование того, что происходит в терапевтическом процессе. В этом поле нет никаких аспектов чьего-либо опыта, которые существовали бы помимо поля, сами по себе. Оно вмещает в себя политическую ситуацию в регионе и местоположение психологического центра, стоимость терапии и цены в магазинах, пол и возраст участников группы, их состояние, поведение, взаимодействия, чувства и фантазии, то есть все, что мы рассматриваем как элементы группового процесса. Люди и события в группе (и за ее пределами) постоянно влияют друг на друга, и нет событий в групповом поле, изолированных от других событий.
В теории гештальт-терапии «связным» между организмом и средой является self. Это означает, что индивидуумы актуализирую себя не в изоляции, а всегда в отношениях со средой. Проявления self всегда зависят от состояния поля и могут быть разными в различных (и часто изменяющихся) условиях поля. Нет какого-то постоянного self, есть много self в зависимости от условий поля, и это изменяющийся, гибкий процесс. Так, проявления личности индивидуума всегда зависят от отношений с другими, например, способность шутить проявляется в отношениях с коллегами и не проявляется в отношениях с начальством.
Но индивидуум не только по-разному поступает в разных обстоятельствах, он также пытается приспособить среду под себя, постоянно посылая сообщения, каков он, с кем он любит быть, что ему нравится, а что нет. Тем самым он поощряет окружающих действовать в соответствии с его запросом или уходить. Эти же навыки он использует и в групповой терапии, пытаясь побудить членов группы быть такими, какими он хочет, чтобы они были. Способы, которыми индивидуум это делает, являются фокусом для его осознавания в группе. «Фигурой» для группы становится поведение ее членов. В этом смысле групповая терапия — это исследование способа бытия индивидуума в мири в контексте группового поля. Целью ее является увеличение осознавания членов терапевтической группы, связанного с их чувствами, мыслями и действиями в групповой среде.
Б). Опыт имеет лежащую в его основе структуру
Здесь мы можем говорить об особенностях процесса восприятия, о том, как именно человеческий опыт структурируется. Такой подход называется феноменологической психологией и является важным аспектом теории и практики гештальт-терашш.
Несмотря на массу информации, которая поступает к нам как к индивидуумам в каждый момент времени, то, что мы испытываем, является относительно упорядоченным. Гештальт-психоли всегда отмечали тот удивительный факт, что мы испытываем мир не беспорядочно, а как когерентное поле, состоящее из событий и объектов, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, опыт имеет структуру — он организован в паттерны частей и целостность. Это и есть формирование гештальта. Мы испытываем мир таким способом, и человеческая природа может быть понята только как функция этих частей и целого.
Далее гештальт-психологи предположили, что человеческая перцепция имеет особенную структуру — в нашем визуальном поле в каждый данный момент мы что-то замечаем, а что-то остается частью фона. Объект, который мы распознаем, становится фигурой, которая располагается на фоне. Затем что-то другое привлекает наше внимание, а прежний объект уходит в фон. Идея «фигура-фон» процесса является центральной для гештальт-терапии.
В свое время гештальт-психологи использовали концепцию «фигуры-фона» для того, чтобы объяснить, как мы организуем и структурируем наше поле восприятия. И эта организация нашего восприятия имеет прямое отношение к групповому полю, ибо гештальт-терапевт также что-то замечает в групповом поле, а что-то нет. То, что является для него фигурой в групповом поле, имеет существенное значение для того, что происходит в группе Преемственность «фигура-фон» процесса зависит еще и от изменяющихся условий поля. То, что является фигурой сейчас, становится фоном для следующей фигуры. В гештальт-терапии отношения между последовательностью фигуры и фона в феноменологическом поле создают для нас смысл ситуации. В групповом контексте целью наблюдения является использования «фигура-фон» процесса для исследования и утилизации структуры и динамики группового поля.
В). Групповое поле имеет множество границ - как индивидуальных, так и групповых
В гештальт-теории опыт — это то, что появляется на границе между организмом и средой, обусловливая творческое приспособление организма к условиям всегда изменяющейся среды.
Такая граница называется контактной. Контакт в гештальт-терапии — это простая и первичная реальность.
В классической модели гештальт-подхода созданием опыта индивидуума оперируют три простейшие границы-функции. Первая — это Ид (Id function). Она включает границы тела вместе с его поверхностью и сенсорные органы, которые дают основной опыт в мире — образы, шумы, запахи, тактильную чувствительность и т. д. Следующая граница — Эго (Ego function). Это чувство, что «Я» есть и что «Я хочу». Эго — это функция выбора| - «Я» или «не-Я», «Я хочу — Я не хочу». И, наконец, граница личности (Personality function). Это — социальное «Я» (описание себя, осмысление себя как личности).
Группа-как-целое имеет те же границы, но в более широком контексте поля «организм — среда». Контакт с потребностью становится возможным в тот момент, когда индивидуум или группа не прерывают естественного организмического процесса зарождения и удовлетворения потребности, то есть не прерывают чувствования, осознавания, выбора, действия и осмысления. Наблюдение за проявлениями этих границ-функций позволяет гештальт-терапевту сориентироваться в отношении индивидуальных и групповых потребностей, способов прерывания контакта с ними и собственных интервенций, фасилитирующих такой контакт с потребностью.
В широком смысле проведение терапии — это исследование человеческой природы, как она проявляет себя «здесь и. сейчас» — в этой группе, с этими людьми, в этом месте и времени.
Г). Групповое поле является многослойным
Для членов группы и группового терапевта важно достижение понимания динамики и структуры группового поля.
И гештальт-терапевт, и члены группы, каждый своим путем, пытаются достичь осознавания структуры и динамики группового поля. К структуре группового поля (что есть и что происходит) можно отнести ролевые позиции членов группы, паттерны поведения «здесь и сейчас», чувства и мысли участников группы, их фантазии и воспоминания, присутствующие в группе и действующие на группу «здесь и сейчас», разнообразные внегрупповые факторы, стиль общения, групповые нормы и уровень энергии и т. п.
Динамика процесса (как происходит) касается стадий групповой жизни, их взаимосвязи, механизмов, препятствующих или способствующих групповому развитию. Для осознавания динамики групповой терапевт пытается осознать, что происходит и как происходит, используя свое осознавание для интервенций, полезных для членов группы. Говоря языком теории поля, можно сказать, что он пытается понять и оперировать текущей структурой поля, силами, влияющими на структуру и организующими ее. В этом смысле групповое поле можно представить как матрицу взаимодействующих сил, которые могут позволить чему-то произойти в группе, а могут и воспрепятствовать.
И тогда терапевт, например, побуждает участников осознавать особенности своего поведения, которые складываются в группе или групповую атмосферу, то есть исследовать групповой процесс. Иногда это становится возможным с помощью упражнений, иногда наблюдений и осознавания участниками того, что возможно и что невозможно в данной группе, что в ней можно делать, а что нельзя, что можно говорить, а что нет и т. п. и как это влияет на жизнь каждого участника группы. Когда это необходимо для эффективного развития терапевтической группы, терапевт фокусируется на динамике процесса.
Если же терапевту интересно, что из происходящего в группе (и вне ее) влияет на динамику терапевтического процесса, можно рассмотреть факторы, актуализирующие групповую жизнь как особую, «здесь и сейчас» форму. С точки зрения теории поля все эти факторы рассматриваются как действующие «здесь и сейчас». То, что случается в групповой сессии, зависит и от групповой культуры, и от политических событий, и от индивидуальной истории членов группы, и от их воспоминаний о том, что было на предыдущей сессии.
Д). Группа имеет множество контекстов, которые влияют на текущий групповой процесс
Значительное количество событий, влияющих на групповую жизнь, присутствуют в ней настоящем времени и реальном пространстве (там, где группа находится), но включают в себя прошлое, будущее и иные пространства.
Таким образом, групповую жизнь можно рассматривать как ориентированную на пространство и время (Philippson&Harris, 1992, Harris, 2002). В этом случае в группе можно выделить четыре основных контекста происходящего. Все эти контексты являются частью общего группового контекста во времени и в пространстве.
Контекст «здесь и сейчас». То, что происходит в групповой сессии непосредственно. Это главный терапевтический фокус. Несколько связанных с полем факторов, образующих группо-иой процесс — физическое состояние комнаты, участников группы, их чувства и желания и стиль общения, особенности контакта между участниками, уровень энергии т. п.
Контекст «там и сейчас». Включает факторы, связанные с текущим внешним полем, в котором группа действует, — вне-шняя жизнь между групповыми сессиями, расположение ком-наты для групповой работы, события в мире, которые влияют на группу каким-либо образом.
Контекст «здесь и тогда». Это групповая история, которая характеризует то, что было на предыдущих сессиях, и воспоминания о том, что случилось, истории о прошлом.
Контекст «там и тогда». Чаще всего это жизненные исто-рии участников. К этой зоне относится социальный контекст, в котором росли и живут участники, культура, семья и соседи, класс, пол, раса, типичные образы и способы поведения и т. п.
Все эти факторы влияют как на динамику группового поля, так и на его структуру. Эта структура делает что-то в групповой жизни фигурой, а что-то сохраняет в фоне и для индивидуумов в группе, и для группы в целом. Терапевту важно понять, что (какой контекст) присутствует в групповом поле, а что остается незамеченным или неосознанным в групповой ситуации, какой из четырех контекстов препятствует, а какой способствует развитию группового терапевтического процесса.